СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок –исследование «Петербург в творчестве русских писателей. Петербург Достоевского» (по роману «Преступление и наказание»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотреть образ Петербурга в русской литературе (А. Пушкин, Н. Гоголь, Н. Некрасов); постараться  не только увидеть Петербург Достоевского, но и понять, как он влияет на судьбы людей, которые в нем живут.  

Просмотр содержимого документа
«Урок –исследование «Петербург в творчестве русских писателей. Петербург Достоевского» (по роману «Преступление и наказание»)»

Урок –исследование «Петербург в творчестве русских писателей. Петербург Достоевского» (по роману «Преступление и наказание») . Учитель: Череухина В.А.

Урок –исследование «Петербург в творчестве русских писателей. Петербург Достоевского» (по роману «Преступление и наказание»)

.

Учитель: Череухина В.А.

Петербург

Петербург

Давно стихами говорит Нева, Страницей Гоголя ложится Невский, Весь Летний сад – Онегина глава, О Блоке вспоминают острова, А по Разъезжей бродит Достоевский.  С.Я. Маршак

Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь Летний сад – Онегина глава,

О Блоке вспоминают острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский.

С.Я. Маршак

ТЕМА : Образ Петербурга в русской литературе.  Петербург Ф. Достоевского (урок – исследование)   ЦЕЛЬ: Рассмотреть образ Петербурга в русской литературе (А. Пушкин, Н. Гоголь, Н. Некрасов); постараться не только увидеть Петербург Достоевского, но и понять, как он влияет на судьбы людей, которые в нем живут.   ПЛАН:  Легенда города.  Петербург в описании А.С. Пушкина.  Петербург в описании Н.В. Гоголя.  Петербург в описании Н.А. Некрасова.  Петербург в описании Ф.М. Достоевского.

ТЕМА : Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. Достоевского (урок – исследование) ЦЕЛЬ: Рассмотреть образ Петербурга в русской литературе (А. Пушкин, Н. Гоголь, Н. Некрасов); постараться не только увидеть Петербург Достоевского, но и понять, как он влияет на судьбы людей, которые в нем живут. ПЛАН: Легенда города. Петербург в описании А.С. Пушкина. Петербург в описании Н.В. Гоголя. Петербург в описании Н.А. Некрасова. Петербург в описании Ф.М. Достоевского.

А.С. ПУШКИН О ПЕТЕРБУРГЕ     Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид,  Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит...   А. С. Пушкин

А.С. ПУШКИН О ПЕТЕРБУРГЕ Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит... А. С. Пушкин

Петербург для поэта – воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России.

Петербург для поэта – воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России.

Однако Пушкин чувствовал, что Петербург – город контрастов, и вот уже по затопленной столице, преследуемый Медным всадником, мчится несчастный сумасшедший Евгений…

Однако Пушкин чувствовал, что Петербург – город контрастов, и вот уже по затопленной столице, преследуемый Медным всадником, мчится несчастный сумасшедший Евгений…

  Н.В. ГОГОЛЬ О ПЕТЕРБУРГЕ   Все мы вышли из его шинели.  Ф. Достоевский

Н.В. ГОГОЛЬ О ПЕТЕРБУРГЕ Все мы вышли из его шинели. Ф. Достоевский

 В произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека.  В «Петербургских повестях» автор создаёт загадочный и таинственный образ столицы.  Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают.  Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.

В произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. В «Петербургских повестях» автор создаёт загадочный и таинственный образ столицы. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают. Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.

 Символом гоголевского Петербурга явился «всемогущий Невский проспект», так как в северной столице нет ничего лучше этой «всеобщей коммуникации». Но показав, «какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного…дня», Гоголь предостерегает: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Он лжет во всякое время…»

Символом гоголевского Петербурга явился «всемогущий Невский проспект», так как

в северной столице нет ничего лучше этой «всеобщей коммуникации». Но показав, «какая быстрая совершается на нем фантасмагория

в течение одного…дня», Гоголь предостерегает: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Он лжет во всякое время…»

Н.А. НЕКРАСОВ О ПЕТЕРБУРГЕ        Улица имени Н.А. Некрасова в Петербурге

Н.А. НЕКРАСОВ О ПЕТЕРБУРГЕ Улица имени Н.А. Некрасова в Петербурге

 Наиболее беспощадным в изображении Петербурга выступает Н.А. Некрасов в цикле стихотворений «О погоде».  Все сливается,стонет, гудёт, Как-то глухо и грозно рокочет, Словно цепи куют на несчастный народ, Словно город обрушиться хочет…

Наиболее беспощадным в изображении Петербурга выступает Н.А. Некрасов в цикле стихотворений «О погоде».

Все сливается,стонет, гудёт,

Как-то глухо и грозно рокочет,

Словно цепи куют на несчастный народ,

Словно город обрушиться хочет…

«…И я спустился в душные подвалы, поднялся под крыши высоких домов и увидел нищету, падающую и падшую нищету, стыдливо прикрывавшую лохмотья свои, и нищету, с отвратительным расчетом выносящую их напоказ».  Н.А. Некрасов

«…И я спустился в душные подвалы, поднялся под крыши высоких домов и увидел нищету, падающую и падшую нищету, стыдливо прикрывавшую лохмотья свои, и нищету, с отвратительным расчетом выносящую их напоказ». Н.А. Некрасов

А.С. Пушкин - г Н.В. Гоголь - Н.А. Некрасов - г Ф.М. Достоевский - ???

А.С. Пушкин - г

Н.В. Гоголь -

Н.А. Некрасов - г

Ф.М. Достоевский - ???

 Петербург Достоевского  1838 - 1841г.г. — учёба в Главном инженерном училище.  1838 - 1841г.г. — учёба в Главном инженерном училище. Большая Садовая улица, 2 Большая Садовая улица, 2

Петербург Достоевского

1838 - 1841г.г. — учёба в Главном инженерном училище.

1838 - 1841г.г. — учёба в Главном инженерном училище.

Большая Садовая улица, 2

Большая Садовая улица, 2

Кузнечный переулок, 5 Серпуховская улица, 13 Лиговская улица, 25

Кузнечный переулок, 5

Серпуховская улица, 13

Лиговская улица, 25

Сенная площадь, рынок на Сенной

Сенная площадь, рынок на Сенной

    В Столярном переулке находилось 16 домов (по 8 с каждой стороны улицы). В этих 16 домах помещалось 18 питейных заведений...

 

 

В Столярном переулке находилось 16 домов (по 8 с каждой стороны улицы). В этих 16 домах помещалось 18 питейных заведений...

 ... люблю тебя, Петра творенье. Виноват, не люблю его.  Ф. Достоевский

... люблю тебя, Петра творенье. Виноват, не люблю его. Ф. Достоевский

Дом Раскольникова В Столярном переулке, в доме №19/5 Достоевский поселил Раскольникова. «Во внутреннем дворе, справа, есть парадная. Там, на последнем этаже, тринадцать ступеней ведут наверх, в квартиру Раскольникова».

Дом Раскольникова

В Столярном переулке, в доме №19/5 Достоевский поселил Раскольникова. «Во внутреннем дворе, справа, есть парадная. Там, на последнем этаже, тринадцать ступеней ведут наверх, в квартиру Раскольникова».

« Дом Сони Мармеладовой» Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова), угол Малой Мещанской №73/2 ( ныне Казначейская)

« Дом Сони Мармеладовой»

Екатерининский канал

(ныне канал Грибоедова),

угол Малой Мещанской №73/2

( ныне Казначейская)

Петербургская улица в районе Сенной Фотография. Конец 19 века.

Петербургская улица в районе Сенной

Фотография. Конец 19 века.

Кукушкин мост через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова)

Кукушкин мост через Екатерининский канал

(ныне канал Грибоедова)

Канал Грибоедова (Екатерининский канал) , 104  Недалеко, на противоположной стороне Екатерининского канала, в доме № 104 жила Алена Ивановна, кредиторша Раскольникова.

Канал Грибоедова (Екатерининский канал) , 104

Недалеко, на противоположной стороне Екатерининского канала, в доме № 104 жила Алена Ивановна, кредиторша Раскольникова.

Петербург Пейзажи Интерьер Сцены уличной жизни

Петербург

Пейзажи

Интерьер

Сцены

уличной

жизни

Каморка Раскольникова « Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со свои- ми желтенькими, пыльны- ми обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому  человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что стукнешься головой о потолок.»

Каморка Раскольникова

« Это была

крошечная клетушка, шагов

в шесть длиной, имевшая

самый жалкий вид со свои-

ми желтенькими, пыльны-

ми обоями, и до того низкая,

что чуть-чуть высокому

человеку становилось в

ней жутко, и все казалось,

что стукнешься головой о

потолок.»

 Комната старухи -процентщицы … жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием… Молодой человек переступил через порог в темную прихожую, разгороженную перегородкой, на которой была крошечная кухня… Небольшая комната…, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками…. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках… - вот и вся мебель.

Комната старухи -процентщицы

… жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием… Молодой человек переступил через порог в темную прихожую, разгороженную перегородкой, на которой была крошечная кухня… Небольшая комната…, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками…. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках… - вот и вся мебель.

 Комната Мармеладовых Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый, очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоревший сальный огарок в железном подсвечнике…

Комната Мармеладовых

Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый, очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоревший сальный огарок в железном подсвечнике…

Комната Сони «Сонина комната походила  как будто на сарай, имела  вид неправильного четы-  рехугольника, и это прида-  вало ей что-то уродливое.  Стена с тремя окнами пере-  резывала комнату как-то  вкось, отчего один угол,  ужасно острый, убегал ку-  да-то вглубь…»

Комната Сони

«Сонина комната походила

как будто на сарай, имела

вид неправильного четы-

рехугольника, и это прида-

вало ей что-то уродливое.

Стена с тремя окнами пере-

резывала комнату как-то

вкось, отчего один угол,

ужасно острый, убегал ку-

да-то вглубь…»

Интерьер «Низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят…»

Интерьер

«Низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят…»

 « На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу…

« На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу…

Что окружает героев Достоевского  на улицах города, в котором они живут? « Воздуху человеку надобно! Здесь физическая и нравственная нечистота…»

Что окружает героев Достоевского на улицах города, в котором они живут?

« Воздуху человеку надобно! Здесь физическая и нравственная

нечистота…»

Правила составления синквейна  1 строка – одно существительное (тема) 2 строка –  два прилагательных (определения к теме) 3 строка –  три глагола (по поводу темы) 4 строка – фраза из четырёх сло в  (отношение к теме) 5 строка –  одно слово (ассоциация к теме)

Правила составления синквейна

  • 1 строка одно существительное (тема)
  • 2 строка два прилагательных (определения к теме)
  • 3 строка три глагола (по поводу темы)
  • 4 строка фраза из четырёх сло в

(отношение к теме)

  • 5 строка одно слово (ассоциация к теме)
 В романе «Преступление и наказание» мы попадаем на черные лестницы, облитые помоями, во дворы – колодцы, напоминающие душегубку, в город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, где невозможно оставаться здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он – соучастник преступлений, тот, кто порождает в душе человека бредовые идеи и теории.

В романе «Преступление и наказание» мы попадаем на черные лестницы, облитые помоями, во дворы – колодцы, напоминающие душегубку, в город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, где невозможно оставаться здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он – соучастник преступлений, тот, кто порождает в душе человека бредовые идеи и теории.

 Нужно быть предельно внимательным и духовно зрячим при чтении « Преступления и наказания», обращая внимание буквально на все, чтобы увидеть в конце ту свечу, которую держит Достоевский

Нужно быть предельно внимательным и духовно зрячим при чтении « Преступления и наказания», обращая внимание буквально на все, чтобы увидеть в конце ту свечу, которую держит Достоевский


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!