Урок –исследование «Петербург в творчестве русских писателей. Петербург Достоевского» (по роману «Преступление и наказание»)
.
Учитель: Череухина В.А.
Петербург
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад – Онегина глава,
О Блоке вспоминают острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
С.Я. Маршак
ТЕМА : Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. Достоевского (урок – исследование) ЦЕЛЬ: Рассмотреть образ Петербурга в русской литературе (А. Пушкин, Н. Гоголь, Н. Некрасов); постараться не только увидеть Петербург Достоевского, но и понять, как он влияет на судьбы людей, которые в нем живут. ПЛАН: Легенда города. Петербург в описании А.С. Пушкина. Петербург в описании Н.В. Гоголя. Петербург в описании Н.А. Некрасова. Петербург в описании Ф.М. Достоевского.
А.С. ПУШКИН О ПЕТЕРБУРГЕ Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит... А. С. Пушкин
Петербург для поэта – воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России.
Однако Пушкин чувствовал, что Петербург – город контрастов, и вот уже по затопленной столице, преследуемый Медным всадником, мчится несчастный сумасшедший Евгений…
Н.В. ГОГОЛЬ О ПЕТЕРБУРГЕ Все мы вышли из его шинели. Ф. Достоевский
В произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. В «Петербургских повестях» автор создаёт загадочный и таинственный образ столицы. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают. Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.
Символом гоголевского Петербурга явился «всемогущий Невский проспект», так как
в северной столице нет ничего лучше этой «всеобщей коммуникации». Но показав, «какая быстрая совершается на нем фантасмагория
в течение одного…дня», Гоголь предостерегает: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Он лжет во всякое время…»
Н.А. НЕКРАСОВ О ПЕТЕРБУРГЕ Улица имени Н.А. Некрасова в Петербурге
Наиболее беспощадным в изображении Петербурга выступает Н.А. Некрасов в цикле стихотворений «О погоде».
Все сливается,стонет, гудёт,
Как-то глухо и грозно рокочет,
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет…
«…И я спустился в душные подвалы, поднялся под крыши высоких домов и увидел нищету, падающую и падшую нищету, стыдливо прикрывавшую лохмотья свои, и нищету, с отвратительным расчетом выносящую их напоказ». Н.А. Некрасов
А.С. Пушкин - г
Н.В. Гоголь -
Н.А. Некрасов - г
Ф.М. Достоевский - ???
Петербург Достоевского
1838 - 1841г.г. — учёба в Главном инженерном училище.
1838 - 1841г.г. — учёба в Главном инженерном училище.
Большая Садовая улица, 2
Большая Садовая улица, 2
Кузнечный переулок, 5
Серпуховская улица, 13
Лиговская улица, 25
Сенная площадь, рынок на Сенной
В Столярном переулке находилось 16 домов (по 8 с каждой стороны улицы). В этих 16 домах помещалось 18 питейных заведений...
... люблю тебя, Петра творенье. Виноват, не люблю его. Ф. Достоевский
Дом Раскольникова
В Столярном переулке, в доме №19/5 Достоевский поселил Раскольникова. «Во внутреннем дворе, справа, есть парадная. Там, на последнем этаже, тринадцать ступеней ведут наверх, в квартиру Раскольникова».
« Дом Сони Мармеладовой»
Екатерининский канал
(ныне канал Грибоедова),
угол Малой Мещанской №73/2
( ныне Казначейская)
Петербургская улица в районе Сенной
Фотография. Конец 19 века.
Кукушкин мост через Екатерининский канал
(ныне канал Грибоедова)
Канал Грибоедова (Екатерининский канал) , 104
Недалеко, на противоположной стороне Екатерининского канала, в доме № 104 жила Алена Ивановна, кредиторша Раскольникова.
Петербург
Пейзажи
Интерьер
Сцены
уличной
жизни
Каморка Раскольникова
« Это была
крошечная клетушка, шагов
в шесть длиной, имевшая
самый жалкий вид со свои-
ми желтенькими, пыльны-
ми обоями, и до того низкая,
что чуть-чуть высокому
человеку становилось в
ней жутко, и все казалось,
что стукнешься головой о
потолок.»
Комната старухи -процентщицы
… жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием… Молодой человек переступил через порог в темную прихожую, разгороженную перегородкой, на которой была крошечная кухня… Небольшая комната…, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками…. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках… - вот и вся мебель.
Комната Мармеладовых
Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый, очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоревший сальный огарок в железном подсвечнике…
Комната Сони
«Сонина комната походила
как будто на сарай, имела
вид неправильного четы-
рехугольника, и это прида-
вало ей что-то уродливое.
Стена с тремя окнами пере-
резывала комнату как-то
вкось, отчего один угол,
ужасно острый, убегал ку-
да-то вглубь…»
Интерьер
«Низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят…»
« На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу…
Что окружает героев Достоевского на улицах города, в котором они живут?
« Воздуху человеку надобно! Здесь физическая и нравственная
нечистота…»
Правила составления синквейна
- 1 строка – одно существительное (тема)
- 2 строка – два прилагательных (определения к теме)
- 3 строка – три глагола (по поводу темы)
- 4 строка – фраза из четырёх сло в
(отношение к теме)
- 5 строка – одно слово (ассоциация к теме)
В романе «Преступление и наказание» мы попадаем на черные лестницы, облитые помоями, во дворы – колодцы, напоминающие душегубку, в город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, где невозможно оставаться здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он – соучастник преступлений, тот, кто порождает в душе человека бредовые идеи и теории.
Нужно быть предельно внимательным и духовно зрячим при чтении « Преступления и наказания», обращая внимание буквально на все, чтобы увидеть в конце ту свечу, которую держит Достоевский