СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - Исследование зависимости силы тока от напряжения.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование зависимости силы тока от напряжения на уроке. С постороением вольт-амперной характеристики. Для учащихся 8 классов.

Просмотр содержимого документа
«Урок - Исследование зависимости силы тока от напряжения.»

Тема: "Исследование зависимости силы тока от напряжения"

  



Тип урока: открытия новых знаний, закрепление изученного.

Оборудование: источник тока, двухпредельный вольтметр, амперметр двухпредельный, ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R2.



Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка домашнего задания Упр 30(2, 3, 4)

II. Актуализация опорних знаний.

1) Для успешной работы на уроке давайте вспомним:

2) Что такое электрический ток?

3) Что служит количественной мерой электрического тока?

/сила тока I/

  1. Из каких элементов состоит электрическая цепь?

  2. основные величины, характеризующие электрический ток в цепи /На доске ученик заполняет таблицу/.


  1. Какими измерительными приборами можно измерять величины, характеризующие электрически ток?

  2. Как измерительные приборы подключаются в цепь?

  3. Какая существует зависимость между величинами, характеризующими электрический ток?

  4. Каким образом можно проверить, что это так?

- экспериментально, на опыте.

III. Основная часть урока: открытие, изучение и освоение нового знания

Целью нашей работы будет исследование зависимости силы тока в резисторе от напряжения на его концах, установить на опыте зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.

Для выполнения этой работы мы воспользуемся оборудованием из третьего комплекта в составе: источник тока, двухпредельный вольтметр, амперметр двухпредельный, ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R2.


   

   

Как вам известно, в 1826 году Георг Ом сформулировал свой знаменитый закон для участка цепи. Его современная формулировка звучит так: сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению:

Именно эту зависимость нам и предстоит сегодня с вами проверить. Итак, приступим.

Первое, что мы с вами сделаем, — это соберём экспериментальную установку. Для этого подключаем последовательно друг к другу: источник тока, ключ (в разомкнутом состоянии), предложенный резистор, амперметр на предел измерения 0,6 А и реостат. Параллельно резистору подключим вольтметр с пределом измерения 6 В.

Далее мы с вами нарисуем электрическую схему нашей установки. /Кто-то из учащихся рисует на доске – по желанию/

Теперь запишем формулы, которыми будем пользоваться при выполнении данной работы. Как мы уже вспоминали, согласно закону Ома, сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению /один из учащихся записывает формулу на доске/:

Результаты всех измерений с учётом погрешностей мы с вами будем заносить в таблицу. Первую колонку в ней мы отведём для номера опыта. Во вторую колонку мы будем заносить значение силы тока, протекающего по резистору. А в третью — будем заносить значения напряжения на концах резистора.

Кстати, значения силы тока мы можем сразу занести в таблицу, так как они даны нам по условию.

Физкультминутка


Сейчас давайте сделаем небольшую разминку.

Продолжим. Прежде чем приступить непосредственно к работе ещё раз давайте внимательно проверим электрическую цепь - соблюдение полярности подключения амперметра и вольтметра. Если всё в порядке, то включаем источник питания и замыкаем ключ.

С помощью реостата установим в цепи ток в 0,5 А. Смотрим на вольтметр: он показывает, что напряжение на концах резистора примерно равно _____ В. Заносим это значение в таблицу с учётом погрешности измерения.

Теперь мы должны повысить значение силы тока в цепи до 1 А. Как видим, напряжения на концах проводника оказывается равным примерно _____ В.

И наконец, установим в цепи ток силой 1,5 А. Напряжение на резисторе в этом случае у нас оказывается равным _____ В. Размыкаем цепь и заносим последнее значение напряжения в таблицу.

Вот в принципе и вся работа.

IV. Закрепление, применение знаний.

Однако отметим, что наши результаты измерений можно выразить не только в виде табличных данных, а построить по ним вольт-амперную характеристику проводника. На таком графике в условно выбранном масштабе по оси абсцисс откладывается напряжение, а по оси ординат — сила тока.

Зарисуйте в тетради эти координаты. Масштаб удобно выбрать по оси силы тока 2 клетки – 0,5А; по оси напряжения: 1 клетка – 0,4В

Построим по табличным данным график зависимости силы тока от напряжения в нашем исследовании.


V. Подведение итога, выводы по работе

Как видим, все наши точки легли на прямую линию. О чем нам это говорит? Как связаны сила тока и напряжение на концах проводника?

Значит вывод мы можем сделать следующий: при увеличении напряжения на концах резистора сила тока в нём также увеличивается. Или можно написать так: сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.


VI. Рефлексия.

В начале урока мы поставили перед собой цель: исследовать зависимость силы тока в резисторе от напряжения на его концах, установить на опыте зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.

Как вы считаете достигли мы этой цели?

Что еще узнали нового, выяснили на данном уроке?

Где можно применить полученные знания?

VII. Домашнее задание

§47 конспект, Упр. 31 стр.135.

Посмотреть прикрепленный видеоматериал «Реостат».













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!