СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок- исследование в природе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал является путеводителем для исследовательской работы в природе для учащихся, изучивших программу курса "Царство Растения. Царство Грибы. Царство Бактерии". Такая форма работы позволяет обобщить материал не только с теоретической стороны, но и с практической.

Просмотр содержимого документа
«Урок- исследование в природе»

Путеводитель участника исследовательской экспедиции

На Олимпиаду в Сочи прибыли инопланетные существа. Они впервые на планете Земля. Вы- их экскурсовод и помогаете им исследовать и знакомится с необычном миром нашей планеты и территории, расположенной недалеко от места прохождения Олимпийских игр.

  1. Вопрос инопланетного существа: Кого мы можем встретить на нашей экскурсии, какие Царства Живой природы? Что Вы ответите? (Результаты занесите на «Лист ответов») 1. Царство.... 2. Царство... 3. Царство... 4. Царство... 5. Царство..

  2. Инопланетяне: Нас заинтересовали Растения. У нас на планете их нет. А в чём их отличия от других царств живой природы? (Результаты занесите на «Лист ответов»)

    1. отличие........ 2 отличие......... 3 отличие........ 4 отличие........

  3. Инопланетяне: Они все такие разные! Подарите фотографии групп растений. Мы их увезём с собой. Только подпишите как они называются? Ответ: Хорошо! Но при условии- вы распределите Отделы растений по под царствам и не забудьте подчеркнуть названия тех групп, что Вы увидели на экскурсии. (Напротив букв А и Б отметьте соответствующие номера групп растений на «Листе ответов»)

Ц

А. Под царство низшие растения

(не имеют органов и тканей)

Б. Под царство высшие растения

(имеют органы и ткани)

арство Растения





1.Мхи 2. Плауны 3. Лишайники 4. Водоросли

5.Цветковые 6. Папоротники 7. Хвощи 8. Голосеменные

IV. Инопланетяне: А что такое органы высших растений? Мы можем их увидеть? Ответ: Названия органов записаны ниже в правом столбце. Найдите их у тех растений что вы встретите на экскурсии.( На «Листе ответов» напротив пунктов А и Б запишите соответствующие номера органов. Не перепутайте - наличие органов может отличаться у голосеменных и покрытосеменных растений, поэтому результаты напротив пунктов А и Б будут отличаться).

А. Голосеменные

Б. Покрытосеменные (Цветковые)

1. Побег(стебель с листьями и почками)

2. Цветы

3. Плоды

4. Семена

5. Корень

6. Шишки

  1. Инопланетяне: Мы поняли что голосеменные на вашей планете можно отличить по наличию……,а цветковые……(Запишите на «Листе ответа»)

  2. Задание гостям планеты:

А) Запишите названия голосеменных, которые вы встретили на экскурсии

Б) Запишите названия покрытосеменных, которые вы встретили на экскурсии

  1. Загадка. Обратите внимание на Платан восточный и Дуб каменный. Рассмотрите их листья. Можете ли Вы по форме листа определить названия этих деревьев? Какой признак является главным при определении принадлежности к семейству у цветковых растений? Запишите.

  2. Инопланетяне: Мы легко справились с предыдущей загадкой и легко определим жизненные формы растений . Это так легко! (Результаты занесите в «Лист ответов»)

    Жизненная форма

    Название растений экскурсии

    1.Кустарник


    2.Дерево


    3.Трава


  3. Инопланетяне: А для чего растениям так много листьев? Ответ: функции листьев очень важны(Запишите их в «Листе ответов»)

  4. Инопланетяне: Но листья такие разные! Как их отличить? Ответ: чтобы понять разницу, вам предстоит выполнить задание. Определите , простые или сложные листья у растений, записанных в первую колонку, их тип листорасположения, тип жилкования листьев. Напротив названий растений под пунктами А, Б и В выберите соответствующие пункты из колонок 2, 3,4 таблицы.(Занесите результаты в «Лист ответов»)

    Название растения

    Листья простые или сложные

    Тип жилкования

    Листорасположение

    А.Платан

    1.Лист простой

    3. Сетчатое

    6. Очерёдное

    Б.

    2. Лист сложный

    4. Дуговое

    7. Супротивное

    В.


    5. Параллельное

    8. Мутовчатое

  5. Инопланетяне : А это что за удивительные растения!!! Они так красиво цветут и благоухают! Вот названия растений, которые на экскурсии порадовали нас своим цветением………………….(Ответ занесите в «Лист ответов»)

  6. Инопланетяне: У нас возникло несколько вопросов. Помогите ответить на них.(Продолжите фразы в «Листе ответов»). Цветок- это орган А).......... Главные части ветка это Б)...... и В) …...... После процесса опыления в цветке происходит процесс Г)…… в такой части цветка как Д)…… После того как растение отцветёт, на месте цветка образуются Е) ........

  7. Инопланетяне : Значит те растения, на которых мы увидели плоды и семена, уже отцвели? Очень жаль. Вопрос: Какие названия плодов , их типы и у каких растений вы встретили на экскурсии? (в «Листе ответов» напротив пунктов А, Б и В выберите соответствующие пункты из колонок 2,3 и 4.)



Название плода

Тип плода



Какие растения имеют такой плод

Сочный или сухой

Односемянный или многосемянный

А. Многоорешек

1. Сочный

3. Односемянный

5. Катальпа прекрасная

Б. Боб

2. Сухой

4. Многосемянный

6. Дуб каменный

В. Ягода



7. Лох колючий




8. Платан восточный

XIV. Математика для гостей. А сейчас займёмся расчётами! Мы знаем что на Вашей планете все сильны в арифметике! А) Рассмотрите внимательно секвойю, которая у себя на родине, в Северной Америке, достигает высоты более 100 метров. Рассчитайте, сколько ребят твоего роста составили бы высоту платана? Ответ.... Б).Рассмотри платан. Известно ли тебе, что он живёт до 2000 лет? Подсчитай, сколько человеческих жизней проживает платан? Ответ... XV.Инопланетяне: Нас удивляют растения с точки зрения инженерии. Как доставляется вода из почвы к листьям у таких гигантов, как Секвойя? По каким трубам? Без насосов тут не обойтись!!! Ведь это более чем 30-ти этажное здание!!! Ответ: вода и минеральные вещества доставляются к верхним листьям растений по А) ………., а сверху вниз направляется вода с растворёнными органическими веществами по Б) ……….. Нижним насосом растений для перекачки воды служит В) ....... Верхним насосом растений служит. Г) ......... XVI.Все ли растения сбрасывают листву? Распредели листопадные и вечнозелёные растения экскурсии и запиши их напротив пунктов А. и Б. в «Листе ответов»

А. Листопадные

Б. Вечнозелёные



  1. Инопланетяне: Что заставляет растения сбрасывать листву? (Выбери верные ответы и занеси их в «Лист ответов») А) Уменьшение длительности светового дня Б) Понижение температуры окружающей среды В) Нет возможности корню поглощать замёрзшую воду из почвы Г) Необходимость избавления от ядовитых веществ XVIII. Инопланетяне: А как появились на планете ваши растения? Все сразу? Какие первые? Ответ: попробуйте сами распределить указанные ниже группы растений в порядке их эволюционного появления на планете. Учтите, что со временем строение усложнялось. (Занесите в «Лист ответов»)

1. Цветковые 2. Лишайники 3. Папоротники, Хвощи, Плауны 4. Водоросли 5. Голосеменные

Благодарим вас за исследование! До встречи! Следующее наше знакомство с Царством Животные!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!