СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок искусство и религия первобытных людей 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок искусство и религия первобытных людей 5 класс»

Разработка занятия №5.12


ФИО преподавателя: Ханбиков.Р.З.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип занятия: изучение нового материала.

Тема занятия: Искусство и религия первобытных людей (1 час).

Цель занятия: продемонстрировать начальную связь искусства и религии и одновременность их возникновения.

Задачи занятия:

образовательные: объяснить понятия искусство и религия.

развивающие: сформировать умение интерпретировать произведения искусства и содержание мифов.

воспитательные: показать длительный путь духовной эволюции древнего человека.


Структура занятия:


Этапы занятия

Тайминг

Основные информационные единицы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

3 мин

-

1. Создание рабочей атмосферы.

2. Проверка посещаемости.


Проверка д\з

5 мин

-

Устный опрос:

1. Почему раннюю историю человечества называют каменным веком?

2. Почему лук и стрелы человек придумал после таяния ледника?

3. Какое наблюдение помогло человеку в изобретении лука и стрел?

4. Многие животные не смогли приспособиться к условиям оледенения и вымерли. Что помогло человеку выжить?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Мотивация, актуализация знаний

6 мин

-

1 слайд

На слайде изображены археолог Марселино де Саутуола и его 9-летняя дочь Мария де Саутуола. Они стали первооткрывателями того, о чем мы сегодня поговорим. Давайте познакомимся с их историей. 2 слайд


Какую сферу жизни древнего человека открыли археолог и его дочь?









Искусство древнего человека.

Целеполагание

2 мин

-

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?


3 слайд

О первобытном искусстве.



Запись в тетрадь темы занятия:

Искусство и религия первобытных людей

Изучение нового материала

20 мин

Пещерная живопись,

Закон сопричастности,

Магия,

Духи,

Шаман,

Религиозные верования,

Миф,

Ритуал

1. Человек становится художником.


4, 5 слайды

Давайте с вами рассмотрим основные произведения пещерной живописи и посмотрим на хронологию ее открытия.

Первую дату необходимо записать в тетрадь.



1. Кто изображен на фотографиях?


2. Насколько эти изображения сложны?



3. Почему нет изображения растений, а люди изображены схематически?


4. Как вы думаете, зачем древний человек рисовал?



5. Как Марселино понял, что эти изображения принадлежат Каменному веку?



2. Закон сопричастности.


Первобытный человек не мог объяснить природные процессы, происходящие вокруг него, с помощью естественных причин. Поэтому он прибегал к мистическому объяснению. Мистика окружала человека, с ее помощью человек объяснял сны, смерть, болезни, рождение и т.д. Все элементы мира находились друг с другом в мистической связи.

Из этого факта вытекают все остальные выводы.


6 слайд

Необходимо разобрать термин:

Магия − форма колдовства, основывающаяся на идее о том, что предметы, сходные по внешнему виду либо побывавшие в непосредственном контакте якобы образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь.

Для наглядности можно рассказать о куклах вуду, как наиболее ярком примере.


7, 8 слайды

Как изображения могли помочь людям?






9, 10 слайды

Неандертальцы впервые начали хоронить своих сородичей, о чем это может говорить?




11 слайд

Так как все в мире взаимосвязано, то на будущие процессы можно повлиять. Со временем такую функцию в обществе пробрели шаманы.


Все представления древних людей о мистических причинах и явлениях называют религиозными верованиями.


3. Что такое мифы.


12 слайд

Необходимо обратить внимание на символизм мифа: смена времен года. Элевсинские мистерии необходимы для обеспечения правильного порядка смены сезонов, и для этого на этих мистериях воспроизводили сюжет мифа.


Откуда историки могут узнать о древнейших мифах?







Ученики записывают:

1879 – первое открытие живописи в пещере Альтамира, Испания.


1. Животные, на которых человек охотился.

2. Довольно сложны, мало кто сможет нарисовать животных с таким же мастерством.

3. По какой-то причине растения были не интересны, а человек интересен в гораздо меньшей степени.

4. Видимо, изображение животного имело значения в реальной жизни человека, может быть, это часть магического действия.

5. Изображения довольно примитивны по содержанию, видно, что жизненная действительность состояла преимущественно из охоты.



















Ученики записывают определения в тетрадь.









Изображая охоту, охотник, таким образом, моделировал будущую ситуацию охоты.

Ученики переписывают текст со слайда в тетрадь.



Это может говорить о вере в сопричастность между жизнью и смертью.

Ученики переписывают текст со слайда в тетрадь.



Ученики переписывают текст со слайда в тетрадь.











Ученики записывают определения: Миф – символ человеческого бытия, отражающий верный порядок вещей. Ритуал необходим для воплощения этого порядка.



Отголоски древних мифов сохраняются в устной традиции, сказках, которые передаются из поколения в поколение.

Закрепление

3 мин

-

Точечные вопросы:

1. Почему в рисунках древних художников преобладают изображения крупных животных?

2. Почему к шаманам часто относились с почтением?

3. С какими мифами вы уже знакомы?


Учащиеся отвечают на вопросы.

Итоги занятия, рефлексия

4 мин

-

Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия:

Как взаимосвязаны искусство и религиозные верования?


13 слайд

Рефлексивный экран.


Учащиеся по цепочке отвечают на вопросы.

Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию.

Домашнее задание

2 мин


14 слайд

Домашнее задание:

Внимательно прочитать §3, устно ответить на вопросы после него. Подготовиться к проверочной работе по последним трем темам.


Учащиеся записывают домашнее задание.


Схема тетради:


Искусство и религия первобытных людей


1879 – первое открытие живописи в пещере Альтамира, Испания.


Магия − форма колдовства, основывающаяся на идее о том, что предметы, сходные по внешнему виду либо побывавшие в непосредственном контакте якобы образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь.


Наскальные изображения являются формой магического действия. Обычай хоронить своих сородичей говорит о вере в сопричастность между миром живых и миром мертвых. Миром управляют высшие силы – духи. Шаманы с помощью магии, по представлениям древнего человека, могут повлиять на духов и изменить текущее положение дел. Все представления древних людей о мистических причинах и явлениях называют религиозными верованиями. Миф – символ человеческого бытия, отражающий верный порядок вещей. Ритуал необходим для воплощения этого порядка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!