1 | Организационный момент (2 мин.) | Приветствие. Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас! Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами Познавательные УУД: - актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках |
2 | Актуализация знаний (8 мин.) | - На прошлых уроках мы познакомились с понятиями и терминами, делением и обобщением понятий и отношениями между понятиями. Давайте повторим изученное. 1. Дифференцированное задание у доски: дополнить схемы (2 человека). 2. Вопросы фронтального опроса: - Что такое «понятие»? - Какие отношения между понятиями вы знаете? Приведите примеры. - Как удобнее представить на бумаге отношения между понятиями: словами или схемой? Объясни. Проверка и анализ работы учащихся, выполняющих задания у доски. - Выбери из списка два понятия информатики, между которыми несимметричные отношения «род èвид»; - Выбери из списка понятия математики, между которыми симметричные отношения «вид è вид»; - Почему удобно использовать круги Эйлера при исследовании отношений между понятиями? | Ответы детей. - Удобнее с помощью схемы, так как компактнее и нагляднее; Ответы на вопросы одноклассников. - Данные, графические данные. - Знаки: плюс, минус, умножить, разделить. - Круги нагляднее. |
3 | Формулирование темы и целей урока через исследовательскую деятельность и групповую работу (7 мин.) | - Вы любите сказки? - Борис Заходер написал очень забавную сказку «Кит и кот», в которой много загадок. Давайте посмотрим фрагмент мультфильма этой сказки. Будьте очень внимательны! - Что в этой сказке не соответствует действительности? Нам и предстоит это выяснить, разделившись на 2 группы (каждая группа получает карточку с заданием). - Что у вас получилось? - Вы назвали понятия, которые составляют тему нашего урока. -Сформулируйте цель нашего урока. | - Да. - Смотрят фрагмент. Работа в группах, заполнение карточек, составление ложных и истинных высказываний, выводы. Защита ответов групп: 1 группа: То, что соответствует действительности, относится к понятию «истина»; 2 группа: То, что не соответствует действительности, относится к понятию «ложь ». - Понятия «истина» и «ложь» (записать тему в тетради); - Учиться распознавать «истину» и «ложь». | Регулятивные УУД: - развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Личностные УУД: - развитие памяти и логического мышления; - актуализация знаний и сведений из личного опыта с целью понимания того, что привычные вещи имеют информационную характеристику и влияют на жизнь людей; Познавательные УУД: - умение кратко формулировать мысль; -формирование понятия «Главное». Коммуникативные УУД: - умение работать в группах; - формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
4 | Изучение нового материала (8 мин.) | - Я буду высказывать некоторые мысли, если вы верите мне, то поднимите карточку «И», если нет, то карточку «Л». - Все крокодилы летают. - Компьютер – помощник человека при счёте. - 10 делится на 3 без остатка. - Телефон служит средством связи. - Сейчас у нас не урок информатики. - Город Самара – столица России. - В городе все школы четырёхэтажные. - Вы учащиеся 20-ой школы и четвероклассники. - Назовите высказывания, которым вы поверили. Почему? - Такие высказывания называются истинными, то есть правдивыми, соответствующими действительности. - Как можно назвать высказывания, которые вы посчитали неверными? - Верно. - Запомните! Истина – это то, что соответствует действительности. Ложь – то, что действительности не соответствует. | - Читают, приводят свои примеры. Поднимают карточки. - Потому что это соответствует действительности, это правда. - Ложными. -Записать в тетрадь |
5 | Физкультминутка (1 мин.) | Игра «Делай наоборот» - Я буду произносить высказывания-действия, а вы будете делать всё наоборот. Сидите. Не прыгайте. Не стойте. Не поднимайте руки. Плачьте. Не топайте. Молчите. Не приседайте. Не садитесь. Не слушайте. | Выполняют противоположные действия. | Личностные УУД: - формирование здорового образа жизни |
6 | Закрепление (6 мин.) | Работа в рабочей тетради Цель: научиться формулировать высказывание по рисунку, удовлетворяющее заданным требованиям истинности или ложности. Далее – устная проверка заданий, вызвавших затруднения. Подведение итогов самостоятельной работы в тетради. | Выполняют задания в рабочей тетради: с. 70–73 №1,2,3,5,7* (примеры из тетради) | Личностные УУД: - развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, таблицей, схемой. |
7 | Обобщение и рефлексия (2 мин.) | - Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? | Рассуждают, доказывают Рисуют смайлики настроения в рабочей тетрадке | Личностные УУД: - развитие самооценки |