СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок информатики 8 класс ."Условия выбора, простые и сложные выражения".

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок объяснения и изучения нового материала.Научиться выполнять запросы к базам данных с использованием сложных логических выражений.

Просмотр содержимого документа
«Урок информатики 8 класс ."Условия выбора, простые и сложные выражения".»

"Условия выбора, простые и сложные выражения".

Тип урока: урок объяснения и усвоения нового материала в 8 классе.

Продолжительность урока: 45 минут.

Оборудование: компьютерный класс, проектор, интерактивная доска.

Программное обеспечение урока: стандартное приложение Windows – программа MS Access

Цель урока: Научиться выполнять запросы к базам данных с использованием сложных логических выражений; освоить способы построения сложных запросов с использованием сложных логических выражений; научиться осуществлять выбор оптимальных параметров условий отбора для неформализованных задач.

Задачи:

- обучающие

  • закрепить понятие «простое логическое выражение» и знаки отношений;

  • cформировать у учащихся понятие «сложное логическое выражение»;

  • cформировать представление об основных логических операциях и их результатах.

- развивающие

  • развивать у учащихся логическое мышление;

  • развивать познавательный интерес;

- воспитательные

  • формирование ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения.



Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, персональные компьютеры на каждого ученика, мультимедийный проектор.



План урока

  • Организационный момент (2 мин.)

  • Актуализация знаний (10 мин.)

  • Объяснение нового материала: Условия выбора, простые логические выражения (10 мин.)

  • Практическая работа 1 за компьютерами (10  мин.)

  • Зарядка для глаз (2 мин.)

  • Практическая работа 2 за компьютерами (10 мин.)

  • Подведение итогов (2 мин.)

  • Домашнее задание (1 мин.)

 Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием логического выражения, операциями отношения, простыми и сложными запросами. Но сначала мы проверим домашнее задание, познакомимся с новой темой и выполним практическую работу.

2. Актуализация знаний.

Давайте вспомним, основные вопросы рассмотренные на прошлом уроке по теме Базы данных. Вопросы из учебника, Семакина И.Г. «Информатика и ИКТ 8 класс» .

Выполнить тест в программе MyTestXPro.

Вопросы из учебника, стр. 70 и 73.

  • Как расшифровывается СУБД? (Система управления базами данных.)

  • Какие СУБД называются реляционными? (Системы работающие с реляционными базами данных)

  • На каком устройстве и в какой форме хранятся таблицы, созданные с помощью реляционной СУБД? (На компьютере, в табличной форме)

  • Какие основные типы полей используются в БД?

  • Что такое справка?

3. Этап усвоения новых знаний

1) Теоретическая часть. Презентация

Условия выбора и простые логические выражения.

Слайд 2.

Чаще всего для справки требуются не все записи, а только часть из них, удовлетворяющая какому-нибудь условию. Это условие называется условием выбора. В командах СУБД условие выбора записывается в форме логического выражения.

Логическое выражение – это выражение, состоящее из имени поля логического типа или одного отношения.

Логическое выражение, подобно математическому выражению, выполняется (вычисляется), но в результате получается не число, а логическое значение. Логическое значение – это всегда ответ на вопрос, истинно ли данное значение. (истина или ложь).

Слайд 3.

Операции отношения.

  • Отношение «равно» истинно для двух символьных величин, если их длины одинаковы и все соответствующие символы совпадают. Следует учитывать, что пробел — это тоже символ.

Слайд 4.

  • Символьные величины можно сравнивать и в отношениях , =. Здесь упорядоченность слов (последовательностей символов) определяется по алфавитному принципу(в алфавитном порядке, по правилам русского языка). Вот фрагмент из орфографического словаря, выстроите слова в алфавитном порядке: квартет, компонент, конверт, конвульсия.

С точки зрения математической логики между этими словами истинны следующие отношения:

квартет

компонент

конверт

Слайд 5.

Значения полей типа «дата» при выполнении отношений сравниваются в соответствии с календарной последовательностью. Например, истинны отношения:

3.12.1998

24.09.2004 23.09.2004.

В некоторых СУБД используется тип «время» со следующим форматом значений: ЧЧ:ММ:СС (часы, минуты, секунды). При выполнении отношений учитывается хронологическая последовательность. Например, истинны отношения:

12:53:08 03:40:00;

23:05:12

Работа на магнитной доске двумя группами.  (На доске в беспорядке расположены величины разного типа.)

Поставить знаки сравнения между величинами.

(Результат выполнения задания)

Задание первой группе

Задание второй группе

дверь

26.06.2010 30.07.2001

15:20 03:15

Галерея

28.05.1598

14:58:02 02:47:59

календарь калейдоскоп

03.12.1945

17:58 05:17

веер

28.02.2008

22:15:59 12:45:01

Слайд 6

С помощью операций отношений можно делать запрос в БД. Запрос мы будем рассматривать как инструмент обработки информации в среде MS Access.

Запросы осуществляют поиск данных в БД. Результатом выполнения запроса является таблица. Запросы позволяют отобрать те записи, которые удовлетворяют заданным условиям.

Запросы бывают простые и сложные. Простой запрос содержит одно условие, а сложный запрос содержит несколько условий для различных полей.

В процессе создания запроса можно отбирать не только записи, но и поля, которые будут присутствовать в запросе.

Запрос – объект БД, который позволяет проводить основные операции по обработке данных – сортировку, фильтрацию, объединение данных из разных источников – и сохранять результаты с некоторым именем, чтобы в дальнейшем применять эти операции по мере необходимости.

Подготовка к практической работе

Работа с интерактивной доской. Задание 2

Расставьте правильно знаки отношений.

Откройте учебник на странице 79 №6а (показывать через проектор/интерактивную доску как сделать запрос).

Осадки = «Дождь»

- Открываем свою БД.

- В диалоговом окне БД выбираем ЗапросыСоздание запроса в режиме конструктора.

- Добавляем нужную таблицу.

- Добавляем поля для запросов.

- В строке Условие отбора вводим нужный нам запрос.

Сохранить, дать имя запросу.

Практическая работа 1 на компьютерах с СУБД Access.

Обратная связь.

5. Итоги урока.

Выставление оценок, учитывая работу на уроке.

6. Домашнее задание.

§ 13, вопросы и задания в конце каждого параграфа.



Литература

Литература: 1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2. И. Г. Семакин. Информационные системы в базовом и профильном курсах информатики. Дистанционный курс повышения квалификации. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.

3. А. Х. Шелепаева. Поурочные разработки по информатике. 8-9 кл. М.: ВАКО, 2008.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!