СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Имя прилагательное. Повторение" в 6 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Имя прилагательное. Повторение разрядов прилалагательных".

Просмотр содержимого документа
«Урок "Имя прилагательное. Повторение" в 6 классе.»

Урок русского языка в 6 «в» классе

Тема: «Имя прилагательное. Повторение» («Путешествие по зимнему лесу» (урок-путешествие)

Целесообразность применения ИКТ:

- применение ИКТ на данном уроке позволяет сделать занятие более интересным для учащихся: технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения дидактический материал;

- с использованием электронных технологий расширяются информационные и технические возможности игры, экономится время на уроке, концентрируется внимание детей;

- электронная версия урока позволяет ориентироваться на учащихся с разными ведущими каналами восприятия (визуалы, аудиты), повышает результативность познавательной деятельности ребёнка.

Тип урока: урок повторения знаний  (урок-практикум, урок- путешествие).

Цели урока:

  • Обобщение знаний учащихся о значении, морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного;

  • повторение правила написания гласных в окончаниях имен прилагательных и имен существительных с основой на шипящую и Ц;

  • закрепление правила написания кратких прилагательных с основой на шипящую и повторение правила употребления Ь знака на конце существительных после шипящих;

  • нахождение прилагательных, являющихся постоянными эпитетами;

  •  формирование коммуникативной культуры учащихся.

Методы и приемы обучения: Наблюдения над языком, деятельностно-практический,эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование:  интерактивная доска(экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал: презентация к уроку, выполненная учителем

         Результаты освоения учебного материала урока.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • распознавание прилагательных в тексте;

  • построение речевых  высказываний с употреблением имён прилагательных.

Личностные УУД:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;

  • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;

  • осознавать роль прилагательных в устной и письменной  речи;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи, фольклорный материал.

 Регулятивные УУД:

  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология  и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 Познавательные УУД;

  • находить ответы на вопросы;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.

 Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;  

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • учиться работать в паре, группе;

  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.

Образовательные (цифровые) ресурсы: Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru

http://www.uroki.net

http://festival.1september.ru/subjects





План урока:

1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка цели – 2 минуты

2. Лингвистическая разминка –3 минуты 

3. Повторение материала по теме «Имя прилагательное» - 20 минут

4. Физминутка - 3 минуты

5. Рефлексия - 3 минуты

6. Задание на дом –2 минуты

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД





Предметные


1 Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала, просмотр мультимедийной презентации

1.Приветствие учащихся.

1.- Ребята, посмотрите какой сегодня день?

- Да, сегодня солнечная, зимняя погода, в такой день хочется улыбнуться. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения. Пусть оно сохранится в течение всего нашего урока-путешествия. Мы отправляемся в зимний лес!

2. Наш сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения, которое поможет нам определить тему урока.

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

(О. Головко)

- Какой частью речью надо дорожить?

- Какой урок обычно проводится после рассмотрения большой темы?

-Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

4. Сегодня наша задача: вспомнить и повторить всё, что мы уже знаем об этой части речи.(Записываем число и тему урока)

  1. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку; слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

  2. Ответы учеников

Предполагаемые ответы:

Сегодня солнечный день. Сегодня зимний холодный день.

  1. Имя прилагательное.

  2. Повторение имени прилагательного.

  3. Запись в тетрадях темы урока



Личностные: положительно относятся к учению,познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:

осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют(в сотрудничестве с учителем и одноклассникам или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

2Актуализация и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

Ребята, перед вами карта. Отправной точкой будет, конечно же, наша гимназия. Как вы видите, после путешествия мы с вами должны в нее вернуться. В пути мы сделаем несколько привалов, на которых вам будут предложены задания. Лишь в случае успешного выполнения мы с вами сможем продолжать путешествие. На каждом привале вы сами будете оценивать свою работу. Если все выполнено отлично, отмечаем красным кружочком. Если сделали задания с небольшими помарками, отмечаем синим кружочком. Ну а если будут ошибки, поставим значок «-».

Начнем с лингвистической разминки.

Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения.

Мягкий янтарный блеск разливался во всей окрестности.

Ученик выполняет синтаксический разбор предложения на доске, остальные – в тетрадях.

Повторение на практике синтаксической роли имён прилагательных.

Коммуникативные, личностные

3Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения


Итак, прежде чем двинуться в путь, давайте вспомним, что такое имя прилагательное.

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- Какими постоянными морфологическими признаками обладает?

- Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.

- Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? (если слово стоит во множественном числе).

- Какова роль в предложении полных прилагательных? (определение).

- Чем в предложении являются краткие прилагательные? (сказуемое).

Молодцы, ребята, все вспомнили.

Ну что, в дорогу?

Ученики отвечают правило

Знание морфологических признаков и синтаксической роли имён прилагательных.

Регулятивные,

познаватель-ные,

коммуника-

тивные

4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта




















Первичное закрепление с комментированием во внешней речи




































5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону


Первый привал – разряды имен прилагательных.


Ребята, перед вами текст. Прочитайте и озаглавьте текст.

- Каковы тема и основная мысль текста?

- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?

- А для чего автор использует столько много имен прилагательных?

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

(И.С. Соколов – Микитов)


- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке?

- Послушайте стихотворение.

Я слово замечательное,-

Сказало прилагательное,-

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет –

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

- Стихотворение подтвердило ваши слова?


- Приступая к следующей работе, чтобы н заплутать в зимнем лесу, давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные. (качественные, относительные и притяжательные).

- Что обозначают качественные прилагательные? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).

- Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных?

(имеют степени сравнения и могут стоять в краткой форме).

- Что обозначают относительные прилагательные? (пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).

- Что обозначают притяжательные прилагательные? (принадлежность лицу или животному).

- На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (чей?)

- Сейчас, ребята, я бы хотела, чтобы несколько человек выполнили работу по карточкам, а остальные поработают с текстом. Выполним распределительное письмо (коллективно).

- Из данного текста выпишите имена прилагательные.

Качеств

Относит

Притяж

Хорош

Тихий

Глубокие

Чистые

Белыми

Молодых

Тяжелыми

Белого

Темно-зеленые

Высоких

Маленьких

Тихому

Высокие

Синеватые

Стройных

Белых

Легкие

Маленькие

Русский

Зимний

Лесными

Кружевными

Зимнему

Зимний

Беличьи

Мышиные

Птичьи

- Но вот два ученика заинтересовались следами на снегу и чуть не заплутали. Давайте послушаем их.

2 ученика - по карточкам (устно):

№1.

Из предложений выберите словосочетания прилагательное + существительное. Определите разряд прилагательных.

1) У этого рыцаря заячье сердце. 2) Дама носила на счастье заячью лапку(талисман, амулет). 3) Лорду Пэлтроу подарили заячий тулуп.


2. 1) Для леди сшили лисью шубу. 2) На воротник пошел лисий хвост. 3) Она заметила его лисий взгляд. 4) Гости с волчьим аппетитом набросились на еду. 5) Охотники наткнулись на волчье логово. 6) Оруженосец потерял где-то свою волчью шапку.

Чтение текста по цепочке.

Работа индивидуальная ( по карточкам) + коллективная( по группам):1ряд - качественные, 2 ряд- относительные , 3ряд - притяжательные. (на обратной стороне карточек с текстом).



Регулятивные,

познавательные,

коммуникативные

5

Физкультминутка

Охотничий домик.

Ребята, вы, наверное, устали. Давайте заглянем в охотничий домик, отдохнем. А самый лучший отдых – это, как известно, смена деятельности.

Проведем физминутку.

Все встали, послушайте задание. Я вам называю словосочетания, а вы, если слышите качественное имя прилагательное, шагаете на месте, относительное – разминаете пальцы, притяжательное – выполняете движение головой вверх – вниз.

Задание понятно? Тогда выполняем.

Чудесный день, зимний лес, заячьи следы, холодный ветер, январский мороз, птичье пение, легкая поземка, ночная буря, медвежья берлога, высокие деревья.

Отметим на карте, как прошла физминутка.

сделаем полминутки для шутки.

(диалог из веселых уроков радионяни)

Привал «Степени сравнения имен прилагтельных»

- Итак, какие степени сравнения имеет имя прилагательное?

(сравнительная и превосходная)

- Что такое положительная степень?

- Как образуются сравнительные степени: простая и составная?

- А как образуется превосходная степень простая и составная?

Ну а сейчас вы поработаете редакторами. Найдите ошибки в предложениях.


Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – январь. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.


- Какие ошибки допустил автор в этом тексте?

(неправильно поставил прилагательные в степени сравнения)

- Вы должны устно отредактировать текст.


Сейчас давайте устно образуем от прилагательного холодный все степени сравнения.

(холодный – холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный).

Задание выполнено. Давайте отметим на полях значком, насколько успешно вы с ним справились.





Личностные,

познавательные,

коммуникативные

6












Идем дальше! Цифровой диктант.

Следующее задание: Укажите порядковый номер слов или словосочетаний, в которых у существительных или прилагательных не пишется Ь знак.

1.Кустарник колюч(?). 2.Много дач(?). 3.Пустош(?). 4.Напиток шипуч(?). 5.Лес дремуч(?). 6.Возле рощ(?). 7.Брош(?). 8.Из-за туч(?).

Ключи:1,2,4,5,6,8

Учащиеся работают в тетрадях.

Умение применять полученные знания на практике (при выполнении упражнений)

Личностные,

познавательные,

коммуникативные

7

Привал «Загадочный»

Ребята, следующий привал «Загадочный».

Я вам загадаю загадку, а вы должны дать ответ.

Поля стеклянные,

Межи деревянные,

Ручки оловянные.

(оконная рама)


- Какую орфограмму, изученную вами в разделе «Имя прилагательное» вы увидели?

- В чем особенность написания этих прилагательных? (слова-исключения).

- А расскажите о написании прилагательного «оконная». Обратимся к Словарю строения слов


Загадка спрятана и в слове «межа».


Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

Межа-ж. 1) Граница земельных участков, владений.

2) Невспаханная полоса земли между пашнями.


На этом привале вам приготовлена еще одна загадка.

Эта рыжая плутовка

И коварна и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора

И мышами поживиться

Любит шустрая…


- Кто же это? (лисица).

- Легко отгадали, а что же вам помогло так быстро узнать ее? (прилагательные).

- Ребята, в чем особенность прилагательных «коварна» и «хитра»? (краткие прилагательные).

- Как образуются краткие прилагательные?

- От всех прилагательных можно образовать краткие формы?

Ну что ж, задание выполнили. Давайте определим, насколько хорошо. Выставляем значок.

Дети получают карточки с текстом и работают в них.

Осознание  роли прилагательных в устной и письменной речи;эмоциональное «проживание» текста, выражение своих эмоций


11 Рефлексия учебной деятельности.

Заключительная беседа по вопросам

Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок.

-Но пора нам возвращаться!

Привал «Финальный»

- Что сегодня на уроке мы повторили?

- Что вам понравилось?

- А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему «Имя прилагательное».

- Что такое синквейн знаете?

(пятистрочная стихотворная форма).

  • Первая строка – обозначение темы, чаще одно слово (имя существительное)

  • Вторая строка – характеристика темы

  • (двумя прилагательными)

  • Третья строка – описание действия (три глагола или деепричастия)

  • Четвертая строка – отношение к теме (фраза из четырех слов)

  • Пятая строка – синоним (метафора) из одного слова, которое повторяет суть темы

Прилагательные 
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них скучно!
Эпитеты.

Итак, мы благополучно вернулись с прогулки в родные пенаты..

Понравилась вам прогулка? Мне тоже.

Домашнее задание: Написать сочинение «Имя прилагательное- волшебная часть речи»

Объявление оценок.

Спасибо за урок.


Дети должны продолжить фразы:

Я знаю…. Я умею…. Я могу….









.

























Карточка №1.

Из предложений выберите словосочетания прилагательное + существительное. Определите разряд прилагательных. Докажите. Объясните значение.

1) У этого рыцаря заячье сердце.

2) Дама носила на счастье заячью лапку(талисман, амулет).

3) Лорду Пэлтроу подарили заячий тулуп.

4) Для леди сшили лисью шубу.



Карточка №2.

Из предложений выберите словосочетания прилагательное + существительное. Определите разряд прилагательных. Докажите. Объясните значение.

1) На воротник пошел лисий хвост.

2) Она заметила его лисий взгляд.

3) Гости с волчьим аппетитом набросились на еду.

4) Охотники наткнулись на волчье логово.

5) Оруженосец потерял где-то свою волчью шапку.

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Идёшь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

(И.С. Соколов – Микитов)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!