СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 8 классе "Почвы России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке изучаются главные типы почв России и закономерности их распределения.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 8 классе "Почвы России"»


УЧИТЕЛЬ: ЗЫРЯНОВА НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА

МОУ «Логовская СОШ» Первомайского района

Урок географии в 8 классе


ГЛАВНЫЕ ТИПЫ ПОЧВ РОССИИ

И

Закономерности ИХ распространения


Цели урока: - изучить особенности и закономерности распространения почв России;

- через сравнение характеристик различных типов почв развивать умение сопоставлять природу и явления, делать выводы на основе анализа географических знаний;

- воспитание бережного и внимательного отношения к природным ресурсам земли.

КСО: почвенные карты России и Алтайского края, учебники, профили разных типов почв России.

Тип урока: урок новых знаний.

Структура урока

I. Организация класса.

II. Повторение опорных знаний.

Игра «Найди лишнее»

а) вымывания, почвенный горизонт, материнская порода, вмывание (почвенный горизонт). Какого горизонта не достает в списке? (гумусовый горизонт)

б) климат, рельеф, плодородие, животные, растительность (плодородие). Назови одним словом оставшиеся термины (факторы).

в) арктические, тундро-глеевые, широтная зональность, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые (широтная зональность). Назови одним словом оставшиеся термины (типы почв). Что такое «широтная зональность»?

Данные понятия помогут нам при выполнении практических заданий.

III. Новый материал.

Сообщение темы и целей урока.

Тема урока «Главные типы почв России и закономерности их распространения». Выделите в формулировке самые главные, на ваш взгляд, слова (типы почв, закономерности распространения). Как вы понимаете термин «тип почвы»? (группы почв, обладающих сходным строением и свойствами, образованных в одинаковых условиях). Как вы понимаете слово «закономерности»? (законы, правила). Сформулируйте цель своей работы на уроке (изучить особенности и закономерности распространения почв России).

Посмотрите на почвенную карту России (на доске и в атласах). Какие чувства и мысли у вас возникли (огромное разнообразие типов почв). Какие вопросы у вас возникли (почему Россия обладает таким разнообразием типов почв и т.д.)?

Составление плана работы исходя из темы и целей урока.

1. Закономерности распространения почв на территории России.

2. Сравнительная характеристика типов почв.

Выполнение практических заданий.

Задание 1.

Проанализируйте карту почв в атласе и сделайте вывод о том, какие типы почв преобладают в нашей стране. Почему? Назовите их основные свойства.

Задание 2.

Сопоставьте почвенную карту с картой природных зон и климатической картой. Назовите главные закономерности в размещении типов почв на территории нашей страны. Какими основными причинами они определяются? (явление широтной зональности почв, особенно в Европейской части России связано со значительной протяженностью с севера на юг и с преобладанием равнинного рельефа в условиях умеренно-континентального климата).

Задание 3.

Составьте сравнительную характеристику типов почв. По каким признакам будем сравнивать? (цвет, мощность гумуса, увлажненность).

Все эти признаки определяют главное свойство почвы, назовите его (плодородие).

Гумус (от лат. humus — земля, почва), перегной, органическая, обычно темноокрашенная, часть почвы, образующаяся в результате биохимического превращения растительных и животных остатков. В гумусе содержатся основные элементы питания растений, которые под воздействием микроорганизмов становятся доступными для растений.


Типы почв

Природная зона

Особенности (признаки)

Плодородие

Цвет

почвы

Мощность гумуса

Увлажненность

арктические

арктическая пустыня

-

Нет

-

нет

тундро-глеевые

тундра

глей

Почти нет

Достаточная

практически нет

подзолистые

тайга

Цвет золы

Мало

Переувлажнение

небольшое

дерново-подзолистые

смешанные леса

Цвет золы + серый

До 12-15 см

Достаточная

небольшое

серые лесные

широколиственные леса

Серый, бурый

До 20 см

Достаточная

значительное

черноземы

лесостепь, степь

Черный

До 40 см

Достаточная

очень большое

каштановые

полупустыни и пустыни

Каштановый

До 30 см

Недостаточная

значительное


Вопросы к учащимся:

В чем причина различий между этими типами почв?

Какие почвы относятся к плодородным? Где они размещаются и почему?

Сделайте вывод.

Вывод: чем темнее цвет и больше слой гумуса при достаточном увлажнении, тем больше плодородие почвы.

Задание 4.

Рассмотрите карту почв Алтайского края. Какой тип почв наиболее распространен в Алтайском крае, в нашем селе? (черноземы). Почему? Как эти почвы используются в сельском хозяйстве?

IV. Закрепление изученного материала.

Задание 5.

По рисунку 44 учебника «Взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью» (см. приложение 1) докажите справедливость выводов основателя почвоведения В.В.Докучаева (см. приложение 2) о том, что «почва – зеркало ландшафта».

Под определенной растительностью формируются вполне определенные почвы, то есть характер растительности во многом определяет почвенные свойства. Существует ли обратная зависимость – влияет ли почва на растительность?

В лесах значительно больше опад, чем в степях, но при этом черноземы значительно плодороднее подзолистых почв. Почему? (Опад - отмершие части растений, опавшие на поверхность почвы или дно водоёма. Ежегодный опад в сообществах на поверхности почвы называется мёртвым покровом, а в лесу — лесной подстилкой).

Почему при малом количестве опада почвы пустынь при их поливе становятся плодородными?

Задание 6.

Тесты для проверки знаний по теме.

Отметьте правильный ответ.

1. Плодородие почвы определяется в первую очередь содержанием в ней:

а) воздуха;

б) гумуса;

в) воды;

г) живых организмов.

2. Слой почвы, особенно богатый перегноем, называется:

а) горизонтом вымывания;

б) материнской природой;

в) горизонтом вмывания;

г) гумусовым горизонтом.

3. Самой плодородной почвой считается:

а) черноземная;

б) каштановая;

в) серая лесная;

г) подзолистая.

Определите, о каких почвах идет речь.

1. Отличаются небольшим количеством растительных остатков, сильным промыванием, бедностью гумуса.

а) черноземы;

б) подзолистые;

в) дерново-подзолистые;

г) тундрово-глеевые.

2. Почвы с зернистой структурой, мощным слоем перегноя, высоким плодородием.

а) бурые;

б) серые;

в) каштановые;

г) черноземные.

3. Формируются в условиях недостаточного увлажнения, редкого растительного покрова на юго-западе России.

а) подзолистые;

б) серые лесные;

в) черноземные;

г) каштановые.

Самооценку учащиеся проводят, сверяя свои ответы с ответами на доске.

V. Домашнее задание.

§19.

Посмотрите по почвенной карте, какие типы почв наиболее распространены в России, почему? Как эти почвы можно оценить с точки зрения сельскохозяйственного использования? Какой тип почв, с вашей точки зрения, требует больших затрат труда для получения урожая?

VI. Итог урока. Рефлексия. Ответьте на вопросы:

Что мне понравилось на уроке? Что не понравилось? Достиг ли я поставленных в начале урока целей? Как успешно я работал?

Выставление оценок (оценки согласуются с самооценкой каждого ученика)

Приложения.








Приложение 1.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПОВ ПОЧВ С КЛИМАТОМ И РАСТИТЕЛЬНОСТЬЮ


Тундрово-глеевые почвы

Подзолистые почвы

Дерново-подзолистые почвы

Серые

лесные

почвы

Серые

лесные

почвы

и черноземы

Черноземы

и каштановые почвы

Бурые

почвы полупустынь

Серо-бурые почвы

пустынь

Приложение 2.

Из БСЭ

Докучаев Василий Васильевич [1846 - 1903], русский естествоиспытатель, основатель современного научного генетического почвоведения и зональной агрономии. Окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Петербургского университета (1871). С 1872 хранитель геологического кабинета университета. В том же году избран действительным членом Петербургского общества естествоиспытателей, в 1873 — минералогического общества. С 1874 читал лекции в Институте гражданских инженеров (до 1877 — строительное училище). В 1880, будучи доцентом, затем (с 1883) профессором Петербургского университета, Д. читал курс лекций по минералогии и кристаллографии.

  В 1871—77 изучал рыхлые отложения и строение речных долин бассейна верхней Волги, верховьев Днепра и Западной Двины. На основании своих наблюдений Д. выдвинул представления о последовательной смене эрозионных циклов и возрастных стадий рельефа. Результаты этих исследований были обобщены в магистерской диссертации «Способы образования речных долин Европейской России» (1878). Монография «Русский чернозём», являющаяся докторской диссертацией (защищённой в 1883), принесла Д. мировую славу и заслуженно считается основой генетического почвоведения. Докучаев впервые установил понятие о почве как особом естественноисторическом теле, которое образуется при взаимодействии факторов почвообразования: материнской породы, климата, растительности и животных, рельефа и геологического возраста страны. Изучать почвы, их генезис, свойства и управлять их плодородием необходимо в неразрывной связи с этими факторами почвообразования. Д. учитывал также влияние на плодородие почвы хозяйственной деятельности человека.

  В 1882—86 под руководством Д. проводились исследования для оценки качества земельных угодий Нижегородской губернии, в связи с чем изучались наряду с почвенным покровом урожайность зерновых культур и действие навозного удобрения. В результате были опубликованы «Материалы к оценке земель Нижегородской губернии» и составлены почвенные и геологические карты. Д. впервые предложил естественноисторический метод бонитировки почв, имеющий важное значение в современных приёмах качественной оценки земель и земельного кадастра. Дал научную классификацию почв, основанную на генетическом принципе (1886). Исследуя почвы, растительность и геологические условия Полтавской губернии (1888—94), пришёл к ряду важных выводов о закономерности генезиса почв. В 1889 на Всемирной парижской выставке демонстрировалась коллекция русских почв, а также опубликованные труды Д., которые были удостоены золотой медали. В книге «Наши степи прежде и теперь» (1892) Д. изложил план борьбы с засухой, поразившей чернозёмную полосу России в 1891, который предусматривал комплекс мер воздействия на всю природу степной зоны. Учитывая многообразие природных и экономических условий России, Д. настаивал на необходимости разработать комплекс агрономических и лесомелиоративных мероприятий, который соответствовал бы особенностям той или иной зоны. Будучи директором Новоалександрийского института сельского хозяйства и лесоводства, учредил в нём (1895) первую в России кафедру почвоведения; провёл коренную реорганизацию преподавания и программы института; по этому образцу было реорганизовано высшее с.-х. образование в России.

  Учение Д. о широтных (горизонтальных) и вертикальных «естественноисторических зонах» составило главное содержание русской научной школы в физической географии. Д. выделены семь мировых зон (бореальная, северная лесная, лесостепная, степная, сухих степей, аэральная зона пустынь, субтропическая). Создал учение об эволюции почв, понимая при этом почвообразовательные процессы «как вечно изменяющиеся функции» природных факторов.

  Д. рассматривал лик Земли в его непрерывном развитии, устанавливая внутренние связи между отдельными явлениями живой и мёртвой природы, увязывая свои исследования с потребностями сельского хозяйства. Идеи Д. оказали влияние на развитие лесоведения, мелиорации, гидрогеологии, динамической геологии и др. наук.

  В марте 1946 в связи со 100-летием со дня рождения учреждены золотая медаль и премия им. В. В. Докучаева; присуждаются Президиумом АН СССР за выдающиеся научные работы в области почвоведения. Имя Д. носят Почвенный институт ВАСХНИЛ, Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Центрально-чернозёмной полосы (Каменная степь Воронежской области), Харьковский с.-х. институт.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!