СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 7 классе "Климат Африки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с требованиями программы, раскрывает роль климатообразующих факторов на формирование климата Африки. Используются различные дидактические материалы для совершенствования умений и навыков определять тип климата по климатическим диаграммам.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 7 классе "Климат Африки"»

Разработка урока. Учитель географии Назаренко Вера Михайловна

Общеобразовательная школа «Интеллект» с углубленным изучением отдельных предметов Донецкой народной республики


УРОК ГЕОГРАФИИ 7 КЛАСС

Тема. Климат Африки Особенности климата. Климатические пояса и типы климата.

Цели:

Обучающая: сформировать представление об особенностях климата Африки. Определить роль климатообразующих факторов в формировании климата материка. Научить характеризовать климатические пояса Африки.

Развивающая: способствовать развитию мыслительных операций (умение сравнивать, анализировать, делать выводы, навыков самостоятельной поисковой деятельности .

Воспитывающая: способствовать формированию познавательного интереса к изучаемой теме.

Методы: проблемно-поисковый, метод самоконтроля.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: презентация урока, карта климатических поясов мира, физическая карта Африки, раздаточный дидактический материал,

Ход урока

1 м-м

Задачи: Определить роль климатообразующих факторов в формировании климата Африки.

I. Оргмомент.

- Сегодня мы с вами продолжаем дальнейшее изучение Африки. Надеюсь, что наша совместная работа будет интересной, познавательной и плодотворной.



II. Мотивация учебной деятельности.

- Вы уже знаете, что Африка – удивительный континент. В Африке нет обычных для нас холодных зим, на большей ее части зима и лето отличается, главным образом, условиями увлажнения. Лишь в горах температуры опускаются ниже 0оС. Большинство жителей Африки никогда не видели снега. И даже серебристо – ледяные вершины высоких гор, сверкающие вблизи экватора, местные жители долго считали, что в этом месте находятся ценные металлы. Наряду с непроходимыми, вечнозелеными экваториальными лесами соседствует большое царство пустынь. Над необозримым морем барханов воздух будто дрожит и окружающие пейзажи кажутся обманчивыми. Путешественники, исследователи по-разному описывали природу материка. Шведский исследователь Андерсон, который увидел Африку в 1850 году писал: «Сложно найти на свете место, которое б в большей мере отвечало нашим представлениям о пекле. Дух нескончаемого одиночества, что витал над этой необозримой пустыней, заставил меня содрогнуться. Даже смерть была бы лучше вместо изгнания в этот край» (слайд №1).

А поэт Николай Гумилев увидел Африку в совершенно другом ракурсе и посвятил ей такие замечательные строки

(слайд № 2):

- Какой мы с вами увидим Африку на этом уроке? Зная особенности географического положения материка, геологического строения земной коры, рельефа, мы с вами сможем исследовать Африку дальше. И эти знания помогут нам сегодня.

III. Создание проблемной ситуации (слайд № 3)

-Прочтите на слайде географические понятия и подумайте, можно ли их объединить одной темой, какой и почему?

- Да, действительно, термины объединены одной темой: климат. Определите тему урока (слайд № 4)













-

Исходя из темы урока, давайте определим цели и задачи урока(слайд №5 и слайд №6)

(Познакомиться с климатическими особенностями Африки. Доказать на уроке, что все факторы оказывают влияние на климат Африки. Определить особенности размещения климатических поясов Африки.)

- В рабочей тетради собраны ключевые понятия, которыми мы должны умело пользоваться в своей речи на уроке. Прочтите их. Познакомьтесь с определениями некоторых ключевых понятий. Запомните их.

IV. Изучение нового материала.

- Рассмотрим роль климатообразующих факторов в формировании климата Африки - работа в группах.

А. Распределение температуры воздуха на материке (слайд 7)

Инструкция к выполнению работы (работа в группах).

1.Рассмотреть климатическую карту Африки, по изотермам января и июля определить средние температуры воздуха на экваторе, тропиках, крайнем севере и крайнем юге.

2.На картосхеме Африки записать показания температуры.

3.Найти Полюс жары на материке, записать на картосхеме зафиксированную здесь температуру.

4.Сделать вывод: Почему территория Африки получает большое количество тепла?

( учащиеся самостоятельно формулируют вывод, затем читают его на слайде № 8)













Б. Распределение осадков на материке (слайд № 9)

Инструкция к выполнению работы (работа в парах)

1. Использовать карту атласа «Климатическая карта мира» и определить, в каких поясах атмосферного давления находится материк (слайд №10).



2. По шкале среднегодового количества осадков определить, сколько их выпадает на этих территориях.

3. Ответить на проблемный вопрос: Почему в районе экватора выпадает наибольшее количество осадков?

( учащиеся самостоятельно формулируют вывод, затем читают его на слайде № 11)

В. Роль воздушных масс в формировании климата Африки ( слайд №12)

Ответить на вопросы (фронтальная беседа):

- Под воздействием каких постоянных ветров находится большая часть территории Африки?

- В каком направлении они дуют? С каких широт?

- Почему в северном полушарии пассаты смещаются вправо, а в южном полушарии пассаты смещаются влево?

Сделайте вывод:

Чем отличаются пассаты северного и южного полушария

( учащиеся самостоятельно формулируют вывод, затем читают его на слайде № 13)

Г. Роль океанических течений в формировании климата Африки (слайд № 14)

Инструкция к выполнению работы ( работа в парах)

1.Из общего количества названий океанических течений на отдельных карточках выбрать те, которые омывают Африку с запада и с востока.

2.Распределить их в две группы – теплые течения и холодные течения.



3. На контурной карте схематически изобразить линиями соответственным цветом океанические течения и подписать их названия .

4.Сделать вывод: какое влияние на климат оказывают теплые, холодные течения (слайд № 15)

Д. Роль рельефа в формировании климата Африки

Чтобы ответить на вопрос: «Почему на восточном и западном побережьях Южной Африки выпадает разное количество осадков?», необходимо исследовать рельеф Африки ( слайд № 16)

Инструкция к выполнению работы.

1.Закончить предложения или вставить в них нужные слова:

- В основе материка лежит древняя ………………………………… платформа, что обусловило формирование……………….форм рельефа. Здесь преобладают …………… и …………. . На северо-западе и крайнем юге к платформе примыкают ……….области которым соответствуют горы _________, __________, __________.

2.Сделать вывод: Какова роль рельефа в формировании климата Африки?

( учащиеся самостоятельно формулируют вывод, затем читают его на слайде № 17)



V. Подведение итога 1 м-м.

- Верно ли утверждение, что Африка – самый жаркий материк?

- Какой самый главный климатообразующий фактор это подтверждает?

- Проблемный вопрос: Почему Африку называют материком коротких теней?



2м-м

Задачи: определить, в каких климатических поясах находится Африка и какие типы климата в них сформировались.

VI. Актуализация опорных знаний

1. Географическая математика

Задание. Учитель ставит вопросы, учащиеся записывают число и производят математические действия . Побеждает тот, который быстрее и точнее сделает расчет. Если учащиеся выполнят все правильно, получат магическое число, которое позволит нам открыть секрет, спрятанный под листом бумаги.

1.Найдите сумму цифр в значении площади Африки

2. К этому числу добавьте количество материков на Земле

3. От полученного числа отнимите количество океанов, которые омывают Африку

4. Полученное число поделите на количество морей, омывающих материк Африка

5. К этому числу прибавьте число, которое обозначает место по площади африканского материка на Земле

(Ответ: 7) (Секрет под листом бумаги – климатические пояса)

- Как связаны эти слова с числом 7?

VII. Продолжение изучения нового материала

2. Картографический практикум

Задание. По карте атласа определить расположение климатических поясов, назвать их и показать на настенной карте карте.

3. Работа с опорной информацией описания климатических поясов в рабочей тетради ( работа в группах: каждая группа работает по одному климатическому поясу).

Задание. Прочитать текст и выделить ключевые слова, определяющие главные климатические признаки каждого пояса.

( Ориентировочные ответы учащихся: экваториальный климатический пояс : высокие температуры и повышенная влажность, субэкваториальный климатический пояс: два сезона, летом дожди, а зимой – сухо, тропический: очень жарко , дуют сухие пассаты, субтропический: дожди идут зимой на севере материка, а в этом поясе на юге дожди идут во все времена года)

4. Презентация работы групп в опережающем режиме подготовки к уроку ( каждая группа готовила интересный материал о природе, жизни людей в климатических поясах, в одном по выбору).

VIII. Подведение итогов. Оценивание учебных достижений учащихся





3 м-м

Задачи: научиться описывать климатическую диаграмму. Закрепить изученный на уроке материал.

IX. Закрепление изученного материала

1.Ознакомление с правилами описания климатической диаграммы

Задание. 1.Самостоятельно ознакомиться с правилами описания климатических диаграмм в рабочей тетради. В ходе беседы выяснить, что обозначают числа диаграмм, как можно узнать количество выпавших осадков на данной территории, какая температура наблюдалась в определенные месяцы (учитель в таблице на доске показывает части диаграммы, а учащиеся комментируют)

2. Вопросы учителя к учащимся, позволяющие определить, как они ориентируются в диаграмме:

А) В каком месте на диаграмме указаны показатели температуры, количества осадков?

Б) В каких единицах измерения показаны на диаграмме осадки, температура воздуха?

В) На что указывает каждый столбец в диаграмме?

Г) Как определить годовое количество осадков?

Д) Как изображается температура воздуха?

Е) Как определить климатический пояс по колебаниям температуры?

Ж) как определить климатический пояс по количеству осадков?



3.Коллективный анализ климатических диаграмм на слайдах №19, №20, №21, №22.



















3.Проверка знаний климатических поясов. Цифровой диктант.

Задание. Определить, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки (работа в группах – каждая группа выбирает признаки одного из климатических поясов)

1. Занимает полосу между 20о с. ш. и 20о ю. ш.

2. Лежит на крайнем юге и крайнем севере материка.

3. Характерно только одно время года – лето.

4. Характерны два сезона – влажный и сухой.

5. Весь год мало выпадает осадков.

6. После полудня почти ежедневно идут проливные ливневые дожди.

7. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.

8. Пояса расположены в районе тропиков.

9. Большую часть года господствуют пассаты.

10. Выпадает в среднем за год 2000-3000мм осадков.

11. Характерно сезонное изменение направления движения воздушных масс.

12. В этом поясе самые благоприятные условия для жизни людей.

13. Здесь находится ПОЛЮС ЖАРЫ.

14. В этом поясе огромную роль на формирование климата имеют горы.



Самопроверка.

1 группа: экваториальный климатический пояс - 3,6,7,10.

2 группа: субэкваториальный климатический пояс – 1,4,11.

3 группа: тропический климатический пояс – 5,8,9,13.

4 группа: субтропический климатический пояс – 2,11,12,14.











4. Определение климатического пояса по климатодиаграммам (работа в группах с раздаточным материалом)

Задание. Определить, какому климатическому поясу характерна данная климатодиаграмма



X. Подведение итогов. Учащиеся заполняют лист «Оцени сам себя на уроке»


Я на уроке ….

-работал(а) с удовольствием

-работал(а) с напряжением

-работал(а) без желания


Понял(а) материал хорошо, не очень хорошо, ничего не понял(а)

Узнал(а) больше, чем знал(а), знания остались в тех же пределах.


XI.Домашннее задание.


1. Прочитать материал по учебнику, ответить на вопросы, проанализировать климатические диаграммы.

2. Составить сравнительную характеристику климата пустынь Сахара и Калахари.





















9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!