СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок геометрии в 7 классе по теме «Свойства равнобедренного треугольника»

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Урок геометрии в 7 классе по теме "Свойства равнобедренного треугольника».Это комбинированный урок, где помимо изучения нового материала предусмотрен материал и для закрепления ранее изученного. Он ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся, на закрепление ведущих умений из раздела "Треугольники". Изучение нового материала происходит с опорой на личный опыт учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок геометрии в 7 классе по теме «Свойства равнобедренного треугольника»»

МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области







Урок геометрии

в 7 классе по теме





«Свойства

равнобедренного

треугольника»













Учитель математики

Барыбина

Наталия Анатольевна



Тема: «Равнобедренный треугольник и его свойства»

основной вид работы – групповой, дифференциация работы заключается в том, что:

1) более сильные тянут за собой более слабых и медлительных, а те, в свою очередь тянутся за ними;

2) при выполнении лабораторной работы все действия контролирует старший в группе;


Цели урока:

Образовательный аспект:

- повторить и углубить знания по темам: «Первый признак равенства треугольников»;

- сформулировать понятие равнобедренного и равностороннего треугольников;

- сформулировать и доказать свойства равнобедренного треугольника.


Развивающий аспект:

  • развивать навыки анализа, сравнения материала;

  • развивать навык выдвигать гипотезы и доказывать их;

  • содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности.


Воспитательный аспект:

  • создать у учащихся положительную мотивацию к уроку геометрии, путем вовлечения каждого ученика в активную деятельность;

  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;

  • помочь осознать ценность совместной деятельности;

  • воспитывать культуру речи, внимание к точности формулировок.


Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная, индивидуальная, лабораторная работа


Используемые технологии:

  • технология сотрудничества;

  • технология проблемного обучения;

  • информационные технологии.


Оборудование:

  • компьютер;

  • интерактивная доска;

  • проектор;

  • презентация Microsoft Office PowerPoint

  • конверты с заданиями

Ход урока.

Поприветствовать гостей, сказать: «Здравствуйте!»

Проверить готовность к уроку: наличие учебника, дневника, ручки, линейки, транспортира

- В старину на Руси считалось, если человек был сведущ в математике, то это означало высшую степень учёности. А умение правильно видеть и слышать – 1 шаг к мудрости. Хочется, чтобы сегодня вы показали, насколько мудры и сведущи. Слайд1.



Теоретическая разминка

Какая фигура называется треугольником, элементы треугольника.

Что называется медианой, биссектрисой, высотой треугольника.

Сформулировать 1 призрак равенства треугольников

Слайд 2

- Зная теорию, т.е. правила по геометрии, легко и просто решать и задачи. Проверим, как хорошо вы применяете признак равенства при решении задач. Вместе с соседом по парте вы должны ответить на вопросы теста. Можете тихонько обсуждать, не мешая другим.


Пользуясь данными рисунка, отметьте правильный ответ: (обведите кружком букву)

1)

А) 4 см; Б) 6 см; В) 8 см







2) А) 120о; Б) 60о; В) 100о






3) А) 60о; Б) 120о; В) 50о





- Проверяем правильный ответ. Первый вариант АБА - учитель двигается вдоль доски, держа в руках плакатик с правильным ответом. Молодцы, 1 шаг к умению видеть сделан.


А сейчас послушайте сказку, которая написала ваша сверстница.

Однажды Маша очутилась в стране Геометрия. Как она туда попала, Маша и сама не разобралась. Помнила только, что шла по дороге, которая привела её к воротам, а у ворот стоял стражник.

  • Скажите, пожалуйста, какой это город?спросила его Маша.

  • Это город Планиметрия,ответил стражник.

  • А могу ли я войти в город?спросила Маша.

  • Знаешь ли ты что-нибудь о равнобедренном треугольни­ке?в ответ спросил её стражник.

Маша вспомнила, что завтра у них должна быть конт­рольная работа по геометрии, с которой она очень не ладила. «Медианы равнобедренного треугольника, проведенные из вершин его основания, равны»,еле-еле вспомнила Маша. Стражник похвалил девочку и пропустил в город. Дома в нем были какие-то странные, состоящие из разноцветных лоскутковвсевозмож­ных треугольников, квадратов и других геометрических фигур. Маша загляделась на дома и натолкнулась на идущий мимо Треу­гольник.

  • Извините,испуганно произнесла девочка.

  • Я прощу тебя, если ты сформулируешь мне признак рав­нобедренного треугольника,ответил Треугольник.

  • Нy, его-то я знаю! В равнобедренном треугольнике углы при основании равны,выпалила Маша.

Разве?возмутился треугольник.

  • Ах! Я спутала со свойством. Признак звучит так: если в треугольнике два угла равны, то такой треугольник является рав­нобедренным!поправилась Маша.

Треугольник мирно расстался с девочкой, а она вышла на боль­шую площадь в форме круга, в центре которого стоял театр. Со всех улиц к нему спешили жители. Маше тоже захотелось в те­атр.

  • Девочка, скажи определение равнобедренного треуголь­ника, тогда попадешь в театр,предложил ей контролер От­резок.

  • Треугольник, у которого две стороны равны, называется равнобедренным,сказала Маша.

После звонка диктор объявил: «Сегодня вы смотрите спек­такль в трех действиях: первоео том, как медиана равнобед­ренного треугольника, проведенная к основанию, стала высотой и биссектрисой: второео том, как биссектриса равнобедрен­ного треугольника, проведенная к основанию, стала медианой ивы- сотой: третьео том, как высота равнобедренного треуголь­ника, проведенная к основанию, стала медианой и биссектрисой».

  • Везде эти теоремы! И зачем я сюда пришла,возмуща­лась Маша.

Она оглянулась по сторонам, думая найти таких же недо­вольных зрителей, но увидела на всех лицах большой интерес. Маше стало стыдно за свое возмущение.

В антракте Прямоугольник продавал мороженое, которое Маша очень любила.

  • Сколько стоит мороженое?спросила девочка.

  • Всего лишь свойство равнобедренного треугольника,от­ветил Прямоугольник.

Маша обрадовалась и быстро повторила то, что сначала сказала Треугольнику вместо признака. Прямоугольник вручил ей огромное мороженое, состоящее из различных 'равнобедренных треугольников. Маша открыла рот, чтобы откусить краешек, но тут услышала, что кто-то ее зовет:

  • Маша! Машенька! Вставай, а то в школу опоздаешь!

Девочка открыла глаза и увидела, что рядом стоит мама, и поняла, что путешествие ей приснилось, но она не расстроилась, так как во сне подготовилась к контрольной работе по гео­метрии.

Т. Григорьева

-Какие новые понятия вы услышали в сказке, которые мы с вами еще не изучали? А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока и поставим перед собой цели на этот урок.

Слайд 4.

  1. - Вернёмся к цели урока. Теперь берём свои задания и формируем 4 «Лаборатории».

Выберите старшего в группе.Слайд 5.

(ребятам раздаются листы с печатной основой лабораторной работы в файлах)

Оборудование: масштабная линейка, транспортир.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА В файле у вас 5 треугольников, разделите их между собой и выполните задание, написанное ниже, потом вместе под руководством старшего запишите выводы.


Задание 1. Измерьте стороны треугольника, запишите результат измерений:

  1. АВ = ………см; BC = ………см; AC = ………см;

  2. M N = ………см; NK = ………см; MK = ………см;

  3. ST = ………см; TR = ………см; SR = ………см;

  4. DE = ………см; EF = ………см; DF = ………см;

  5. OQ = ………см; QG = ………см; OG = ………см.



Вывод (что необычного вы заметили?)

Это и есть особенность этих треугольников. А кто-нибудь из вас знает, как называются такие треугольники? (равнобедренные)


Задание 2. Треугольники ∆ABC, ∆MNK, ∆STR - равнобедренные. Сравните результаты измерений и дайте определение равнобедренного треугольника:


ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Треугольник называется равнобедренным, если……………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………

Треугольник ∆OQG – равносторонний. Посмотрите на результаты измерений, дайте определение равностороннего треугольника:


ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Треугольник называется равносторонним, если……………………………………………………………………………………

Можно ли равносторонний треугольник назвать равнобедренным?...........

А равнобедренный – равносторонним?...........

Слайды 6-8.


Задание 4. Измерьте углы в равнобедренных треугольниках:

в ∆АВС: А = ……; В = …….; С = …….

в ∆MNK: M = ……; N = …….; K = …….

в ∆STR: S = ……; T = …….; R = …….


Сравните результаты измерений и запишите одно из свойств:

В равнобедренном треугольнике углы при основании …………………………..


- Проверяем, что у вас получилось. (группы по очереди зачитывают ответы)

Возьмите в руки модели треугольников. Как на практике проверить равенство углов при основании? (наложением)

Итак, первое свойство равнобедренного треугольника: в равнобедренном треугольнике углы при основании равны.

Как вы активно шагаете к знаниям. Обратимся же к учебнику и послушаем правильные формулировки. Стр. 35


- Устали? Сцепите руки в замок над головой и потянитесь. Учёные говорят, что в этот момент выделяется гормон удовольствия.

А теперь помогите мне доказать теорему о 1-ом свойстве равнобедренного треугольника.

Слайд 9.


Теорема. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны. Частично стёрты записи доказательства на доске. Необходимо их восстановить. Смотрим, думаем, кто догадался – поднимает руку. Стараемся понять и запомнить доказательство, проще будет дома повторить.



B


Дано:

Δ АВС - ………………

Доказать: ∟… = ∟…..



A

C


D


Доказательство.

  1. Проведем биссектрису ВD.

  2. Р ассмотрим Δ ……… и Δ ………..:

  1. АВ = …….. (т.к. Δ АВС - равнобедренный);

  2. ∟АВD = ………(т.к. ВD - ………Δ АВС ); ………….. = …………..

  3. ……….. – общая сторона (по двум сторонам и………………)


Тогда ……… = ………., ч.т.д.


У равнобедренного треугольника есть ещё одно свойство. По модели познакомимся со вторым свойством равнобедренного треугольника (в равнобедренном треугольнике биссектриса, высота и медиана, проведённые к основанию совпадают).

- Свойство 2. В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к основанию, является медианой и высотой. Слайд 10.

- Дома прочитаете доказательство самостоятельно и постараетесь запомнить. На следующем уроке мы его подробнее разберём.

После лабораторной работы отрабатываем новый материал

Задачи на слайдах 11-13

Некоторые ученики научились быстро применять знания, полученные на уроке, поэтому им поставлю оценку за решение дополнительных задач.

А как освоили эти свойства все ученики класса? Проверим с помощью теста. Слайд 14.

3. Обсуждение теста.

Вы знаете, что такое равнобедренный треугольник, теперь вы познакомились с его свойствами.

С давних времен люди увидели и оценили красоту равнобедренных треугольников, крыши простых домов и архитектурных сооружений напоминают нам о них.

4. Итоги урока.

Домашнее задание: п.18, № 108,117


















с помощью группового теста по теме «Равнобедренный треугольник» (создаём портрет)

- А теперь проверим, в чём вы сведущи, а над чем нам нужно ещё поработать.

Вот вам задания теста и конверты с элементами человеческого лица. Выбирая ответ, обводим нужную букву и соответствующий элемент лица приклеиваем, создавая образ.


Сравниваем портрет с образцом (учитель вывешивает на доске). Сколько верных элементов, столько фишек-умняр получает «Лаборатория».


  1. Итоги урока, оценки

Итак, вы неплохо сами изучили равнобедренный и равносторонний треугольники, их свойства.

Домашнее задание: прочитать стр. …….. п……, выучить определение и 2 теоремы, №108,117 (разобрать, если останется время)



А теперь самым умным и сведущим оценки за урок.

Оценки: группам, у которых больше всего фишек за урок.



У кого 8-10 фишек оценка «5»,

У кого 5-7 фишек оценка»4».

Тройки ставить не будем, дома вы ещё поработаете над этой темой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!