МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Урок геометрии
в 7 классе по теме
«Свойства
равнобедренного
треугольника»
Учитель математики
Барыбина
Наталия Анатольевна
Тема: «Равнобедренный треугольник и его свойства»
основной вид работы – групповой, дифференциация работы заключается в том, что:
1) более сильные тянут за собой более слабых и медлительных, а те, в свою очередь тянутся за ними;
2) при выполнении лабораторной работы все действия контролирует старший в группе;
Цели урока:
Образовательный аспект:
- повторить и углубить знания по темам: «Первый признак равенства треугольников»;
- сформулировать понятие равнобедренного и равностороннего треугольников;
- сформулировать и доказать свойства равнобедренного треугольника.
Развивающий аспект:
развивать навыки анализа, сравнения материала;
развивать навык выдвигать гипотезы и доказывать их;
содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности.
Воспитательный аспект:
создать у учащихся положительную мотивацию к уроку геометрии, путем вовлечения каждого ученика в активную деятельность;
воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
помочь осознать ценность совместной деятельности;
воспитывать культуру речи, внимание к точности формулировок.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, лабораторная работа
Используемые технологии:
технология сотрудничества;
технология проблемного обучения;
информационные технологии.
Оборудование:
Ход урока.
Поприветствовать гостей, сказать: «Здравствуйте!»
Проверить готовность к уроку: наличие учебника, дневника, ручки, линейки, транспортира
- В старину на Руси считалось, если человек был сведущ в математике, то это означало высшую степень учёности. А умение правильно видеть и слышать – 1 шаг к мудрости. Хочется, чтобы сегодня вы показали, насколько мудры и сведущи. Слайд1.
Теоретическая разминка
Какая фигура называется треугольником, элементы треугольника.
Что называется медианой, биссектрисой, высотой треугольника.
Сформулировать 1 призрак равенства треугольников
Слайд 2
- Зная теорию, т.е. правила по геометрии, легко и просто решать и задачи. Проверим, как хорошо вы применяете признак равенства при решении задач. Вместе с соседом по парте вы должны ответить на вопросы теста. Можете тихонько обсуждать, не мешая другим.
Пользуясь данными рисунка, отметьте правильный ответ: (обведите кружком букву)
1)
А) 4 см; Б) 6 см; В) 8 см
2) А) 120о; Б) 60о; В) 100о
3) А) 60о; Б) 120о; В) 50о
- Проверяем правильный ответ. Первый вариант АБА - учитель двигается вдоль доски, держа в руках плакатик с правильным ответом. Молодцы, 1 шаг к умению видеть сделан.
А сейчас послушайте сказку, которая написала ваша сверстница.
Однажды Маша очутилась в стране Геометрия. Как она туда попала, Маша и сама не разобралась. Помнила только, что шла по дороге, которая привела её к воротам, а у ворот стоял стражник.
Скажите, пожалуйста, какой это город? — спросила его Маша.
Это город Планиметрия, — ответил стражник.
А могу ли я войти в город? — спросила Маша.
Знаешь ли ты что-нибудь о равнобедренном треугольнике? — в ответ спросил её стражник.
Маша вспомнила, что завтра у них должна быть контрольная работа по геометрии, с которой она очень не ладила. «Медианы равнобедренного треугольника, проведенные из вершин его основания, равны», — еле-еле вспомнила Маша. Стражник похвалил девочку и пропустил в город. Дома в нем были какие-то странные, состоящие из разноцветных лоскутков — всевозможных треугольников, квадратов и других геометрических фигур. Маша загляделась на дома и натолкнулась на идущий мимо Треугольник.
Извините, — испуганно произнесла девочка.
Я прощу тебя, если ты сформулируешь мне признак равнобедренного треугольника, — ответил Треугольник.
Нy, его-то я знаю! В равнобедренном треугольнике углы при основании равны, — выпалила Маша.
Разве? — возмутился треугольник.
Ах! Я спутала со свойством. Признак звучит так: если в треугольнике два угла равны, то такой треугольник является равнобедренным! — поправилась Маша.
Треугольник мирно расстался с девочкой, а она вышла на большую площадь в форме круга, в центре которого стоял театр. Со всех улиц к нему спешили жители. Маше тоже захотелось в театр.
Девочка, скажи определение равнобедренного треугольника, тогда попадешь в театр, — предложил ей контролер Отрезок.
Треугольник, у которого две стороны равны, называется равнобедренным, — сказала Маша.
После звонка диктор объявил: «Сегодня вы смотрите спектакль в трех действиях: первое — о том, как медиана равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, стала высотой и биссектрисой: второе — о том, как биссектриса равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, стала медианой ивы- сотой: третье — о том, как высота равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, стала медианой и биссектрисой».
Везде эти теоремы! И зачем я сюда пришла, — возмущалась Маша.
Она оглянулась по сторонам, думая найти таких же недовольных зрителей, но увидела на всех лицах большой интерес. Маше стало стыдно за свое возмущение.
В антракте Прямоугольник продавал мороженое, которое Маша очень любила.
Сколько стоит мороженое? — спросила девочка.
Всего лишь свойство равнобедренного треугольника, — ответил Прямоугольник.
Маша обрадовалась и быстро повторила то, что сначала сказала Треугольнику вместо признака. Прямоугольник вручил ей огромное мороженое, состоящее из различных 'равнобедренных треугольников. Маша открыла рот, чтобы откусить краешек, но тут услышала, что кто-то ее зовет:
Маша! Машенька! Вставай, а то в школу опоздаешь!
Девочка открыла глаза и увидела, что рядом стоит мама, и поняла, что путешествие ей приснилось, но она не расстроилась, так как во сне подготовилась к контрольной работе по геометрии.
Т. Григорьева
-Какие новые понятия вы услышали в сказке, которые мы с вами еще не изучали? А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока и поставим перед собой цели на этот урок.
Слайд 4.
- Вернёмся к цели урока. Теперь берём свои задания и формируем 4 «Лаборатории».
Выберите старшего в группе.Слайд 5.
(ребятам раздаются листы с печатной основой лабораторной работы в файлах)
Оборудование: масштабная линейка, транспортир.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА В файле у вас 5 треугольников, разделите их между собой и выполните задание, написанное ниже, потом вместе под руководством старшего запишите выводы.
Задание 1. Измерьте стороны треугольника, запишите результат измерений:
АВ = ………см; BC = ………см; AC = ………см;
M N = ………см; NK = ………см; MK = ………см;
ST = ………см; TR = ………см; SR = ………см;
DE = ………см; EF = ………см; DF = ………см;
OQ = ………см; QG = ………см; OG = ………см.
Вывод (что необычного вы заметили?)
Это и есть особенность этих треугольников. А кто-нибудь из вас знает, как называются такие треугольники? (равнобедренные)
Задание 2. Треугольники ∆ABC, ∆MNK, ∆STR - равнобедренные. Сравните результаты измерений и дайте определение равнобедренного треугольника:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Треугольник называется равнобедренным, если……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………
Треугольник ∆OQG – равносторонний. Посмотрите на результаты измерений, дайте определение равностороннего треугольника:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Треугольник называется равносторонним, если……………………………………………………………………………………
Можно ли равносторонний треугольник назвать равнобедренным?...........
А равнобедренный – равносторонним?...........
Слайды 6-8.
Задание 4. Измерьте углы в равнобедренных треугольниках:
в ∆АВС: А = ……; В = …….; С = …….
в ∆MNK: M = ……; N = …….; K = …….
в ∆STR: S = ……; T = …….; R = …….
Сравните результаты измерений и запишите одно из свойств:
В равнобедренном треугольнике углы при основании …………………………..
- Проверяем, что у вас получилось. (группы по очереди зачитывают ответы)
Возьмите в руки модели треугольников. Как на практике проверить равенство углов при основании? (наложением)
Итак, первое свойство равнобедренного треугольника: в равнобедренном треугольнике углы при основании равны.
Как вы активно шагаете к знаниям. Обратимся же к учебнику и послушаем правильные формулировки. Стр. 35
- Устали? Сцепите руки в замок над головой и потянитесь. Учёные говорят, что в этот момент выделяется гормон удовольствия.
А теперь помогите мне доказать теорему о 1-ом свойстве равнобедренного треугольника.
Слайд 9.
Теорема. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны. Частично стёрты записи доказательства на доске. Необходимо их восстановить. Смотрим, думаем, кто догадался – поднимает руку. Стараемся понять и запомнить доказательство, проще будет дома повторить.
B
Дано:
Δ АВС - ………………
Доказать: ∟… = ∟…..
A
C
D
Доказательство.
Проведем биссектрису ВD.
Р ассмотрим Δ ……… и Δ ………..:
АВ = …….. (т.к. Δ АВС - равнобедренный);
∟АВD = ………(т.к. ВD - ………Δ АВС ); ………….. = …………..
……….. – общая сторона (по двум сторонам и………………)
Тогда ……… = ………., ч.т.д.
У равнобедренного треугольника есть ещё одно свойство. По модели познакомимся со вторым свойством равнобедренного треугольника (в равнобедренном треугольнике биссектриса, высота и медиана, проведённые к основанию совпадают).
- Свойство 2. В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к основанию, является медианой и высотой. Слайд 10.
- Дома прочитаете доказательство самостоятельно и постараетесь запомнить. На следующем уроке мы его подробнее разберём.
После лабораторной работы отрабатываем новый материал
Задачи на слайдах 11-13
Некоторые ученики научились быстро применять знания, полученные на уроке, поэтому им поставлю оценку за решение дополнительных задач.
А как освоили эти свойства все ученики класса? Проверим с помощью теста. Слайд 14.
3. Обсуждение теста.
Вы знаете, что такое равнобедренный треугольник, теперь вы познакомились с его свойствами.
С давних времен люди увидели и оценили красоту равнобедренных треугольников, крыши простых домов и архитектурных сооружений напоминают нам о них.
4. Итоги урока.
Домашнее задание: п.18, № 108,117
с помощью группового теста по теме «Равнобедренный треугольник» (создаём портрет)
- А теперь проверим, в чём вы сведущи, а над чем нам нужно ещё поработать.
Вот вам задания теста и конверты с элементами человеческого лица. Выбирая ответ, обводим нужную букву и соответствующий элемент лица приклеиваем, создавая образ.
Сравниваем портрет с образцом (учитель вывешивает на доске). Сколько верных элементов, столько фишек-умняр получает «Лаборатория».
Итоги урока, оценки
Итак, вы неплохо сами изучили равнобедренный и равносторонний треугольники, их свойства.
Домашнее задание: прочитать стр. …….. п……, выучить определение и 2 теоремы, №108,117 (разобрать, если останется время)
А теперь самым умным и сведущим оценки за урок.
Оценки: группам, у которых больше всего фишек за урок.
У кого 8-10 фишек оценка «5»,
У кого 5-7 фишек оценка»4».
Тройки ставить не будем, дома вы ещё поработаете над этой темой.