СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии "Западная Сибирь"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволяет раскрыть особенности состава, природных условий, ЭГП, наседления  и АПК района. Рассмотреть проблемы и перспективы развития.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии "Западная Сибирь"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по теме « Западно- Сибирский экономический район».

1. Ф.И.О. учителя: Морщинина Марина Владимировна

2. Класс: 9А Дата: 18.04.2018. Предмет: география, № урока по расписанию: 5

Тип урока: комбинированный.

Тема

Западная Сибирь.

Цель

 формирование представления об особенностях Западно- Сибирского экономического района.

Задачи

Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию

коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету, умение работать в группе, на конкретных примерах сформировать у учащихся знания о роли природных условий и ресурсов в жизни людей и хозяйстве страны; воспитать эстетическое восприятие природы.

Образовательные: дать представление об особенностях географического положения региона. Показать уникальность природы Западной Сибири. Рассмотреть особенности ФГП и ЭГП региона, особенности природы, населения, экономики; дать оценку природных условий и ресурсов для жизни и хозяйственной деятельности населения. Создать у учащихся образ Западной Сибири.

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;

способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, делать

обобщения и выводы.

4. Место и роль урока в изучаемой теме: данный урок – третий в теме «Восточный макрорегион» (ему предшествует урок «Этапы, проблемы и перспективы развития.). Урок позволяет раскрыть состав, особенности ЭГП; природных условий и ресурсов; населения; АПК района; рассмотреть современные проблемы и перспективы развития хозяйства.

Этап урока


Время, мин

Цель


Содержание учебного материала


Методы и приемы работы


ФОУД

Деятельность учителя


Деятельность учеников

  1. Организационный.

1

Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Приветствие учителя и учащихся, проверка присутствующих, готовности учащихся к уроку.

Беседа.

Ф

Создает доброжелательную обстановку, проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

  1. Актуализация опорных знаний.

7

Организация учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Формулирование с учащимися  цели и задач урока.

Мы продолжаем изучение региональной части курса, в центре внимания у нас Восточный макрорегион.

  1. Вспомним составляющие этого района, используя рис.71, с. 160 учебника.

  2. Классический пример заболоченной территории находится в Западной Сибири и называется(слайд1):

  1. Кулунда;

  2. Васюганье;

  3. Бараба.

  1. Установить соответствие(слайд2):

  1. Тюменская обл.

  1. Рыболовство

  1. Красноярский край

  1. Нефтедобыча

  1. Приморский край

  1. Производство алюминия

Учитель: Какой район мы начнём изучать, попробуйте догадаться сами, внимательно прослушав следующие строки.

Урал! Невольною печалью

Я отдаю прощанью дань…

А за Уралом — Зауралье,

А там своя, иная даль.

Александр Твардовский

Учитель. Как называется эта «даль», расположенная к востоку от Урала?

Тема урока: Западная Сибирь.(слайд 3)

Цель для учащихся: рассмотреть особенности Западно- Сибирского региона.

План: 1. Состав и особенности ЭГП экономического района Западная Сибирь.

2. Природные условия и ресурсы Западной Сибири.

3.Отрасли специализации Западной Сибири.

4.Проблемы и пути их решения.

Эвристическая беседа.

Ф

Активизирует всех учащихся к беседе, задает вопросы и комментирует.

























Задает проблемный вопрос.



Формулирует тему и цель урока.



Включаются в беседу. Отвечают на вопросы. Записывают тему урока.



  1. Изучение нового материала.

20

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

1 Определите, используя карту атласа:

  1. Административный состав района.(слайд 4)

  • 5 областей:

1.Тюменская

(Ханты-Мансийский АО,

Ямало-Ненецкий АО);

2. Новосибирская;

3. Томская;

4. Омская;

5. Кемеровская

  • 1 край:

1.Алтайский (г.Барнаул)

  • 1 республика:

1.Алтай (г.Горно-Алтайск)

Вопрос: Какой субъект федерации не входит в состав района.(слайд 5):

  1. Республика Алтай;

  2. Кемеровская обл.;

  3. Курганская обл.

  4. Географическое положение района.

Определите особенности и выделите выгоды и отрицательные черты по плану (слайд 6)

1. Положение по отношению к природным объектам. 2. Положение по отношению к государственным границам. 3. Положение в пределах страны. 4. Соседи. 5. Выход к морю. 6. Транспортное положение.

Выгоды ЭГП Западной Сибири заключаются в наличии выхода к морям Северного Ледовитого океана, соседстве с Уральским экономическим районом.

Отрицательным фактором является удаленность от центральных районов страны.(слайд 7)

3. Природные ресурсы.(слайд 7,8) Используя карты атласа, определите какими природными ресурсами (минеральные, лесные, водные, почвенные) богат район. Сформулируйте вывод: Западная Сибирь (богата/ небогата) природными ресурсами, особенно ______.

Месторождения нефти - в средней части Западной Сибири- Среднее Приобье ( г. Сургуа, г. Нижневартовск, г. Ноябрьск. Самотлор,Сургутское, Усть- Балыкское и др. В1999 году здесь добывалось 68% нефти России.

На севере, в Ямало- Ненецкого АО - природный газ (92% от добычи в стране). Месторождения-Уренгой, Ямбург, Заполярное. Проложены ветки газопроводов в европейскую часть России и за границу.

На юге - Кузнецкий угольный бассейн, где добывается 1/3 часть угля России.

На юге Западной Сибири в Горько- солёных озёрах –глауберова соль и сода.

В горах Алтая- месторождения руд цветных металлов, а в Горной Шории- Железных руд.

Тайга имеет ценные виды древесины, особенно кедровые леса.

Степи юга имеют чернозёмы- плодородные почвы.

Вывод: Западная Сибирь богата природными ресурсами, особенно топливными.(слайд 9, 10)

Вопрос: Назови лишнее полезное ископаемое. Укажи почему? (слайд 11)


  1. Население.

Используя карты атласа дать характеристику населения по плану (слайд 12):

Плотность населения (максимальная , минимальная); национальный состав; уровень урбанизации; города миллионеры.

16,5 млн. человек. Средняя плотность населения 6 чел/км2, максимальная вдоль Транссиба 33чел., мин. в Ямало-ненецком округе - 0,6чел.

90% населения – русские. Коренные народы Севера относятся к Уральской языковой семье(ненцы). А так же ханты и манси. На юге алтайцы, которые относятся к Алтайской семье(тюркские народы)

Уровень урбанизации -71%, в Кемеровской области 87%.

Города – миллионеры: Новосибирск, Омск.

Вопрос: (слайд 11)

Коренное население севера Западной Сибири: а)ханты      б)манси         в)ненцы      г)русские.

  1. Отрасли специализации. (слайды 12-20) Работа с картами атласа.

ТЭК. 70 % нефти;85%газа;40% угля= основная топливная база страны.

Назвать центры (1 вариант) нефтедобычи и нефтехимии ( Сургут, Усть-Балык, Нижневартовск, Тобольск, Тюмень, Омск.) Нефтеперерабатывающий завод в Омске.

  1. вариант) Газа: Уренгой, Ямбург.

  2. вариант)Угольной: Кузбасс, Кемерово.

Черная металлургия.

Новокузнецк(Западно-Сибирский металлургический комбинат, используют уголь Кузбассаи железную руду горной Шории(Кемерово)).

Цветная металлургия. (Выплавка алюминия, цинка, олова).

Машиностроение. Новосибирск(тяжелые станки и гидропрессы, электротехническое произв-во ), Рубцовск (алтайские трактора), Новокузнецк( горно-шахтное оборудование).

Электроэнергетика. ТЭС

Оборонная промышленность. Новосибирск (авиастроение, радиотехника). Омск (танк. завод, аэрокосмическая, предприятия авиастроения)

Сельское хозяйство. В лесной и тундровой зоне условия для земледелия неблагоприятны. Занимаются оленеводством, пушным производством. На юге в лесостепной и степной зонах основной зерновой район. Здесь же разводят овец, птицу. Разведением маралов в нашей стране занимаются только на Алтае и в Саянах.

6. Города Западно-Сибирского района( Новосибирск, Тюмень, Тобольск) . (слайд 21-24)

7.Проблемы. (слайд 25)

Беседа, проблемно поисковый.















Проблемно-поисковый.













Поисковый

































Исследовательский.























Исследовательский



Ф, И.



















Ф, И.













Ф,И.



































Ф.И.























Г, Ф, И.

Дает задание, проверяет и корректирует ответы учащихся















Организует работу с текстом, картой атласа.

Выслушивает ответы, корректирует.







Задает вопросы, корректирует ответы.







































Организует работу с учебником и атласом.























Организует работу с текстом, картой атласа.

Выслушивает ответы, корректирует.

Работают с картами атласа: отвечают на вопросы и записывают в тетради.













Отвечают на поставленные вопросы, работают с учебником и картами атласа. Формулируют,записывают вывод в тетради.





Отвечают на поставленные вопросы, работают с учебником и картами атласа





























Отвечают на поставленные вопросы, работают с учебником и картами атласа

















Отвечают на поставленные вопросы, работают с учебником и картами атласа в группах.







  1. Закрепление знаний.

10

 Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Подготовка к ОГЭ.

Задание 1 уровень: (Слайд 26-28)Укажите города-миллионеры Западно-Сибирского района:

1. Тюмень, Томск;

  1. Новосибирск, Сургут;

  2. Новосибирск, Омск.

2 уровень: Отраслью специализации Западно-Сибирского района является:

а) гидроэнергетика

б) топливная промышленность

в) наукоемкое машиностроение

г) текстильная промышленность

3 уровень: Укажите город-центр металлургии Западно-Сибирского района.

Практический

Ф.И.

Задает вопросы, корректирует ответы.

Отвечают, другие дополняют, исправляют допущенные ошибки.

  1. Рефлексия.

1

Осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов коррекционной или самостоятельной работы.

Обратимся к началу урока. Какая была тема урока? Какую цель мы ставили?

Вывод: Хозяйственный комплекс Западной Сибири формируется прежде всего на базе использования огромного природно-ресурсного потенциала, и в первую очередь нефти и газа. Главная отрасль специализации района — топливная промышленность: добыча нефти, газа, угля и их поставка в европейскую часть России. Преобладает сырьевая направленность с недостаточным развитием перерабатывающих звеньев основных производств.(слайд29)

Для того чтобы оценить свою работу на уроке и атмосферу всего занятия в целом прошу вас ответить на вопросы (Слайд 33)

Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…….
Меня удивило……

Оценка работы учащихся.

Беседа

Ф,И.

Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности. Оценивает работу учащихся, комментируя оценки.

Подводят итог урока. Обобщают, делают вывод.

  1. Домашнее задание

1

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

  1. Параграф 57. Вопросы 2устно.

  2. Подготовить краткое сообщение об одном из городов Западной Сибири.

  3. Определите пути решения экологических проблем экономического района Западная Сибирь.


Беседа

Ф,И







Задаёт домашнее задание


Записываю домашнее задание в дневник



6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): учащиеся активно участвовали на всех этапах урока.

7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

9. Оценка достижения целей урока: урок цели достиг.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!