СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 9 классе по теме "Лесная промышленность"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить обучающихся с лесными ресурсами, составом, со структурой лесной промышленности и ее проблемами, продукции лесной промышленности, факторами размещения, географией лесной промышленности, влиянием лесной промышленности на окружающую среду, перспективами развития отрасли. Продолжить формирование навыков работы в группе, анализа статистических данных, умения делать выводы и устанавливать закономерности. Привести учеников к мысли о исчерпаемости ресурсов, необходимости их рационального использования и бережного отношения к природе.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 9 классе по теме "Лесная промышленность"»

География

9 класс

Тема: «Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная промышленность».

Программа. УМК «Сферы»

18 урок

Цель урока: познакомить обучающихся с лесными ресурсами, составом, со структурой лесной промышленности и ее проблемами, продукции лесной промышленности, факторами размещения, географией лесной промышленности, влиянием лесной промышленности на окружающую среду, перспективами развития отрасли. Продолжить формирование навыков работы в группе, анализа статистических данных, умения делать выводы и устанавливать закономерности. Привести учеников к мысли о исчерпаемости ресурсов, необходимости их рационального использования и бережного отношения к природе.

Задачи урока:

  • актуализировать знания о лесах России, полученные в курсе 8 класса;

  • сформировать у учащихся представление о структуре лесопромышленного комплекса;

  • обратить внимание учащихся на проблемы лесного комплекса России;

  • показать необходимость бережного отношения к природе и рационального использования ресурсов.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ.

Форма организации работы учащихся: Фронтальная, групповая.

Научно-методическое содержание урока.

Ведущие понятия:

Геономенклатура:

Ресурсы учебника: учебник с. 48 - 55. Атлас с. 33. Контурные карты с. 6 - 7.

Планируемые результаты

Предметные

Личностные результаты

Метапредметные

Продуктивная деятельность

уметь выявлять направления использования древесины в хозяйстве, её главных потребителей, определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием принципов их размещения, выявлять роль потребительского и экологического факторов в размещении предприятий лесной промышленности, высказывать мнение о проблемах и задачах развития лесной промышленности.

принять правила поведения на уроке, осознание особенностей лесной промышленности России.

уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме, излагать собственное мнение, сформированное на основе целеполагания индивидуальной деятельности и анализа источников информации, работать по индивидуально сформированному алгоритму, проводить сравнение по выработанным критериям, проводить самопроверку и самоанализ результатов деятельности.

Участвуют в учебном взаимодействии. Принимают информацию к сведению, записывают её в тетрадь. Проверяют правильность выполнения заданий сопоставляя собственное мнения с ответами товарищей. Принимают алгоритм работы, участвуют

в учебном взаимодействии. Выбирают индивидуальный режим работы.


Этап урока

Организационно-технологический блок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Целеполаание. Проверка домашнего задания

В начале урока учитель сообщает школьникам сведения о целеполагании учебной деятельности и проверяет выполнение домашнего задания. Форма проверки домашнего задания выбирается учителем исходя из специфики ученического коллектива: возможна взаимопроверка, выборочная проверка или фронтальная проверка с обсуждением результатов.

Ставит цель урока. Проверяет домашнее задание. Вспомнить типы лесов России, показать их на карте. Лес издревле воспевался человеком. О нем сложено множество стихов и песен. Но не только лишь красотой леса можно восхищаться. Сейчас я приведу пример стихотворения о лесе.

Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес.
Ты полон свежести все в тебе живое,
И сколько у тебя загадок и чудес.
Ты испокон веков сдружился с человеком:
Берет он для себя от щедрости твоей
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жилье, и мачты кораблей.

Вот такое описание леса дал замечательный поэт Всеволод Рождественский. А теперь, прослушав это замечательное стихотворение, попытайтесь определить, какова роль леса в жизни человека.

Проверка домашнего задания. Работа с картой. Ответы на вопросы учителя.

Изучение нового материала

организуется на основе работы с текстом параграфа. Учитель предлагает обучающимся ознакомится с его тематическим содержанием. При этом, школьники могут делать записи и рисунки в тетрадях. Далее учитель организует фронтальный опрос по теме урока, в рамках которого обучающиеся пользуются только своими тетрадями. Вопросы могут касаться как содержания тематического материала, так и его компоновки. Работа направлена на отработку навыков запоминания.

Организует работу с учебником. Использует видеоурок. Работа с рабочими листами.

Какие только предметы не производятся из древесины!

А) Лес – источник топлива, стройматериалов. Из древесины производятся мебель, лекарства и многое другое.

Б) Рекреационная функция

В) Санитарно гигиеническая и оздоровительная функции – создание благоприятных микроклиматических условий для здоровья людей в городских поселениях

Г) Лес – среда обитания 70% видов растений и животных, источник биологических ресурсов

Д) Водоохранная и защитная функции

Итак, леса занимают 44, 7% территории России, или, примерно 1/5 всех лесов мира. Это приблизительно 766 млн га.

Равномерно ли размещены леса по территории России? – нет

Лес – наше богатство. Это мы знаем. Как и любое богатство, его надо беречь и считать. Для того, чтобы разобраться с количеством леса, ученые ввели показатель, называемый ЛЕСИСТОСТЬ. Познакомимся с новым понятием. Лесистость – отношениние площади территории, занятой лесом к общей площади района. Запишите себе, пожалуйста, это определение в рабочий листок. Перед вами карта лесной промышленности. Пользуясь данной картой, выделите, пожалуйста, те регионы, в которых показатель лесистости наиболее велик. Максимальными показателями обладают Иркутская обл., Приморский край, Костромская обл., Пермский край. Помимо лесоизбыточных регионов, которые мы с вами назвали, есть и лесодефицитные районы. Назовите их. (Калмыкия, Ставропольский край, Астраханская обл., Ростовская обл.) Итак, леса в России много, но весь ли этот лес пригоден для промышленного использования? Оказывается, что нет. 25% труднодоступны. 13% приходится на гари и поляны. 15% лесов являются особо ценными, например реликтовыми, поэтому вырубке не подлежат. И что же у нас получилось? Проведя несложный подсчет, мы видим, что всего-то для промышленного использования остается 47% леса. – Cтрашные цифры. А теперь немного статистики. На ваших рабочих листках приведены две диаграммы, одна касается лесозаготовки, а вторая – производства бумаги. Глядя на них, определите, какие регионы России являются лидерами по лесозаготовке и запишите вывод в листок. Перед вами сложная схема лесного комплекса России. Как и любой межотраслевой комплекс, лесной комплекс в общем, состоит из нескольких последовательных стадий, и главными из них являются добыча и переработка. Добыча – лесозаготовка, переработка – множество процессов, начиная с лесопиления и заканчивая производством мебели, бумаги и прочих необходимых нам вещей. Взгляните на карту: предприятия лесного комплекса размещены по всей территории страны, но все же, присмотревшись повнимательнее, мы заметим некоторые закономерности. Давайте вместе с вами вспомним, какие факторы влияют на размещение любого производства. Для этого в легенде на ваших листках даны первые буквы названий этих факторов. Кто может перечислить их? (Сырьевой, потребительский, водный, энергетический, транспортный, экологический.) Задание заключается в следующем:

  • используя карты атласа, учебник, дополнительные материалы и собственный интеллект попытайтесь выделить основные факторы размещения той или иной отрасли промышленности и запишите их в кружочки так, как записано в легенде

  • дополните схему вашей отрасли видами ее продукции

  • используя учебник и атлас, приведите примеры центров данной отрасли

  • обоснуйте правильность размещения любого центра по выбору.

Через 5 минут один человек должен будет выйти к доске, обозначить свои центры на контурной карте и обосновать местоположение одного из них. По результатам работы получает оценку. Часто случается так, что в одном месте сочетается сразу несколько факторов размещения, и именно в это месте можно разместить и лесопилку, так как имеются запасы спелой древесины, и рядом порт, то есть выгодное транспортное положение, недалеко находится крупный город, где возможен сбыт, например мебели… получается, что нужно размещать все эти производства. Безусловно, такое встретишь не часто, но бывает. В таком случае, самым выгодным вариантом является строительство ЛПК –лесопромышленного комплекса. Давайте запишем определение: ЛПК – территориальное сочетание всех трех стадий производства: заготовки, механической обработки и химической переработки древесины, предприятия которого имеют тесные производственные связи. Крупнейшие ЛПК: Усть-Илимский, Братский, Архангельский, Сыктывкарский. Проблемы отрасли: истощение запасов древесины, особенно в европейской части; молевой сплав леса; отходы в районах лесозаготовки; вырубка по берегам рек приводит к их обмелению; сброс в реки отходов целлюлозно-бумажных комбинатов; нерациональное использование сырья (из 1 кубометра древесины в Финляндии производится 190 кг бумаги, в США 135, у нас – 29). Как же решить такое множество проблем? Задача не из легких. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Работа с учебником, видеоуроком, рабочими листами. Ученики записывают функции леса в рабочий листок. Ученики называют регионы с максимальными показателями лесистости. Называют регионы с различной лесистостью. Проводят подсчеты. Заполняют лист схему. Предлагают решение проблем.




Первичное закрепление

фронтальный опрос

  1. назовите три стадии производства лесной промышленности

  2. назовите ведущий фактор размещения а) лесопилки б) мебельного завода в) целлюлозно-бумажного комбината

  3. Почему крупные ЛПК расположены в Братске и Усть-Илимске, Архангельске?

  4. Почему на дне некоторых рек образуются запасы древесины?

  5. Какие экологические проблемы стоят перед лесной промышленностью?

Отвечают на вопросы

Домашнее задание

При выдаче домашнего задания необходимо напомнить обучающимся правила работы с компонентами УМК. Школьникам с высоким уровнем мотивации можно предложить составить прогноз развития лесной промышленности России.

учебник, с. 52–55; атлас, с. 35; тетрадь-тренажёр, с. 13 (№ 12), 14 (№ 19), 21 (№ 3), 22–23 (№ 4).

Записывают домашнее задание










На заметку учителя (дополнительные сведения)

тренажер с. 13 (№ 13), с. 21 (№ 3), с. 22 - 23 (№ 4).



Диск. Конкурсные уроки. Лесная промышленность


Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс. Текст к видеоуроку


Химико-лесной комплекс включает химическую и лесную промышленность. Эти отрасли объединяют в один комплекс, потому что обе используют природное (минеральное и растительное) сырьё.

В химической промышленности выделяют три крупные отрасли: горно-химическую, основную хи­мию и химию органического синтеза. Горно-химическая отрасль — это добыча химического сырья: серы, калийных солей, апатитов, фосфоритов и т.д. Основная (неорганическая) химия специализируется на производстве мине­ральных удобрений, кислот, соды и т.д. Химия органического синтеза объединяет производство синтетических смол и пласт­масс, синтетического каучука, химических волокон и других видов продукции.

В состав химической промышленности также входят фармацевтическая, микробиологическая, фотохимическая отрас­ли, бытовая химия и другие.

Химическая промышленность взаимодействует с текстильной, топливной промышленностью, электроэнергетикой, сельским хозяйством, металлургией, машиностроением.

Основные факторы, влияющие на размещение отраслей хими­ческой промышленности такие:

- сырьевой фактор;

-топливно-энергетический фактор;

- водный фактор;

- потребительский.

Потребительский фактор — это производство серной кислоты, фосфорных и азотных удобрений, изделия из пластмасс, мебели.

К районам добычи сырья тяготеют производство калийных удобрений, лесозаготовка, лесопиление, изготовление фанеры.

Производство пластмасс, полимеров, искусственных волокон, целлюлозы, бумаги, картона тяготеет к районам, которые обеспечены сырьём, водными ресурсами и дешёвой электроэнергией.

Люди с давних времён используют свойства растений, которые дают пищу и тепло.

Основные древесные породы России: лиственница — 39% от всех пород российских деревьев, сосна — 17%, берёза — 13%, ель — 11%, кедр — 6%, пихта — 2%.

Лиственница обладает многими ценными для хозяйства свойствами. Ее древесина лишь немного уступает дубовой по механическим свойствам и обладает замечательным качеством: если она хорошо высушена, то слабо подвержена гниению. Постройки из лиственницы стоят столетиями. Древесина лиственницы подходит для производства шпал и свай. Она очень хорошо противостоит воздействию соленой морской воды. Поэтому итальянские компании начали сотрудничать с Россией — они покупают лиственницу для укрепления зданий в Венеции. Наличие в древесине лиственницы камеди делает ее недоступной морским животным. Благодаря этим свойствам древесина лиственницы незаменима в деревянном судостроении. Древесина лиственницы плотная, тяжёлая, тонет в воде. Переправлять по рекам вплавь её невозможно, а дорог в Сибири почти нет.

Виды лесов по характеру использования делят на природоохранные и защитные. Природоохранные (почво- и водоохранные, рекреационные, заповедные) занимают 22% площади лесов. Защитные леса (ограниченно-эксплуатируемые) — занимают 8%, эксплуатационные — 70% лесов.

В состав лесной промышленности входят лесозаготовительная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесохимическая отрасли.

Лесозаготовительная отрасль осуществляет заготовку, пер­вичную обработку и вывоз леса.

Деревообрабатывающая отрасль включает лесопиление, производство фанеры, древесностружечных и древесноволокнис­тых плит, производство мебели, стандартное домостроение, про­изводство спичек. Целлюлозно-бумажная отрасль производит целлюлозу, бумагу, картон и изделия из них. Лесохимическая отрасль осуществляет производство лаков, ка­нифоли, скипидара, этилового спирта, линолеума.

Выделяют четыре базы химико-лесного комплекса:

Северо-Европейская, Центральная, Сибирская, Урало-Поволжская.

В Северо-Европейской базе сосредоточены богатые запасы апати­тов — сырья для производства фосфорных удобрений, а также нефти, газа, угля и леса, которые создают возможность для развития органической химии.

Центральная база перерабатывает привозное сырье и производит почти все виды химической продукции.

Урало-Поволжская база сформировалась на своих ресурсах — калийной соли, сере, нефти, газе.

Сибирская база перспективная по запасам и разнообразию ресурсов.

Большую территорию России занимают лесообеспеченные районы — это вся центральная часть страны. На севере и юге России расположены лесодефицитные районы — это зона тундры, степи.

Лесные ресурсы размещены неравномерно: площадь лесов в западной части страны составляет 166 млн га, в восточной — 605 млн га. А вот заготавливается леса больше в западной части страны — 61%. Это сделано для того, чтобы производство находилось ближе к потребителю, транспорту, коммуникациям.

Что можно сделать из дерева? На деревянные шпалы укладывают железнодорожные рельсы, а на деревянных столбах протягивают телеграфные линии. Глубоко под землей деревянными подпорками укрепляют и предохраняют от обвала проходы и выработки в шахтах. 
Из дерева строят железнодорожные вагоны, речные суда и лодки. Почти всю мебель, многие музыкальные инструменты тоже делают из дерева. Древесина нужна для изготовления карандашей, инструментов, игрушек и множества самых разнообразных вещей. 

Древесина — выгодный и дешевый материал. Деревянные сооружения хорошо удерживают тепло и защищают от звуков.

А знаете ли вы...

..что бумагу изобрели в Китае. Китайцы делали ее из размоченных растительных волокон. В Европу бумага попала между 1000 и 1100 годами.

Теперь бумагу можно делать из дерева, тряпок и даже... из старой бумаги — макулатуры. Для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 м3 древесины. Если учесть, что средний объем одного бревна (дерева) — 0,33 м3, то легко посчитать — для производства 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев. А из 1 тонны бумаги можно изготовить примерно 30 тысяч обычных ученических тетрадей.

Химическая промышленность очень сильно влияет на качество окружающей среды, а главные проблемы лесного комплекса — это неполное использование древесины, старение и истощение лесов. Химическая промышленность позволяет экономить исчерпаемые ресурсы, потому что является их альтернативным заменителем, а лес — это лёгкие не только России, но и жителей всего северного полушария. Поэтому нельзя допускать варварской вырубки леса.














Отраслевой состав лесного комплекса России


Тема урока: Лесная промышленность России


  1. Значение леса в природе и жизни человека

  • ____________________________________

  • ____________________________________

  • ____________________________________

  • ____________________________________

  • ____________________________________


  1. Лесистость________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


S (площадь, занятая лесом)

Л= -------------------------------------

S (общая площадь района)


3. Статистические данные





вывод_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. ЛПК – лесопромышленный комплекс -_______________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примеры ЛПК ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воздействие лесного комплекса на окружающую среду:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей