Урок географии
Класс 9
Тема урока: Химическая промышленность России
Цели урока:
образовательная: рассмотреть особенности химической промышленности России; показать ее значение в экономике России; раскрыть особенности размещения химической промышленности, состав химической промышленности. Определить сновные проблемы и перспективы отрасли.
развивающая: продолжить формирование умений анализировать, выявлять причинно – следственные связи, находить отрасли, выпускаемую продукцию, центры, факторы размещения химической промышленности;
воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: презентация «Химическая промышленность России», атласы, ПК, телевизор, карта России.
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие; Подготовка аудитории к работе; Наличие учащихся.
2.Мотивация учебной деятельности.
Определение темы с обучающимися, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности. Знания об особенностях химической промышленности позволяют глубже понимать происходящие процессы, происходящие сегодня.
3.Сообщение домашнего задания.
&48, с.192 - 195. Задание на дом дается дифференцированно:
Для основной группы учеников - Составить таблицу «Крупнейшие химические компании России. Опережающее задание подготовить сообщение о промышленных лесах России.
4.Изучение нового материала.
1.Значение отрасли
Химико-лесной комплекс состоит из двух крупных отраслей -химической и лесной. Объединяет эти отрасли в один комплекс то, что обе они используют природное (минеральное и растительное) сырье.
Ведущую роль играет химическая промышленность, которая является авангардной отраслью наравне с энергетикой и машиностроением, так как она определяет развитие научно- технического прогресса.
Химическая промышленность выпускает разнообразные изделия.
По производству серной кислоты Россия занимает второе место в мире; по производству минеральных удобрений – пятое место; по производству синтетических смол – четырнадцатое место.
Химическая промышленность наряду с машиностроением и электроэнергетикой влияет на развитие НТР путём химизации.
По учебнику География параграф 48стр. 192 определите, что такое химизация?
( Химизация – широкое применение технологий и химических материалов во всех хозяйственных отраслях.)
Химическая промышленность имеет особенности.
Используя 192-193 страницу учебника, перечислите их.
Создаёт новые материалы, которых нет в природе. По своим качествам они часто превосходят натуральные продукты. Их применение экономит труд людей и сырьё. Поэтому предприятия химической промышленности часто создают уже в сложившихся районах, центрах производства и потребления традиционных конструкционных материалов ( машиностроительных центрах и металлургических базах).
У химической промышленности почти неограниченная сырьевая база: нефть, газ, древесина, вода, воздух и пр. При этом один и тот же продукт можно получить из разных видов сырья. Например, азотные удобрения можно производить на основе коксования угля, электролиза воды, переработки нефти и природного газа. Поэтому теоретически предприятия химической промышленности можно создавать повсеместно. Но на сегодняшний день основным химическим сырьём являются продукты нефте- и газопереработки, т. е. специально подготовленное сырьё. В результате современная химия в значительной мере тяготеет к районам добычи и переработки этих видов сырья ( Поволжье, Европейский Центр).
Химические технологии очень разнообразны. Это открывает возможности для комплексной переработки сырья.
В тетради учащиеся записывают основные особенности химической промышленности. Форма организации производства.
В химической промышленности и, при её взаимодействии с другими отраслями широко развито комбинирование. Оно способствует формированию разнообразных комбинатов: химических, нефтехимических, коксохимических, лесохимических и др.
Некоторые особенности химической промышленности ограничивают потенциальную повсеместность её размещения. К ним относятся высокая энерго – и водоёмкость многих её отраслей, особенно современных. В последние годы нарастает влияние экологического фактора, так как большая часть химических производств является сильным загрязнителем окружающей среды.
Релакс (зарядка для глаз)
Запишите в тетрадь:
Отраслевой состав и факторы размещения химической промышленности.
Используя рис. 97 «Состав химической промышленности России» на стр. 193, определить отраслевой состав химической промышленности. Какую продукцию производит каждая из этих отраслей?
5. Закрепление
Используя таблицу 6 « Факторы размещения важнейших производств химической промышленности», стр. 193 определите факторы размещения этих отраслей.
Составить таблицу:
Отраслевой состав
|
Продукция
|
Факторы размещения
|
Горно-химическая
|
Добыча солей, фосфоритов, апатитов.
|
У мест добычи сырья.
|
Основная химия
|
Кислоты, щёлочи, соли, удобрения.
|
У сырья и потребителя.
|
Химия органического синтеза
|
Органические кислоты и спирты.
|
У сырья
|
Химия полимеров
|
Синтетический каучук, химические волокна, пластмассы и синтетические смолы.
|
У сырья, воды, дешёвой энергии.
|
Переработка полимеров
|
Изделия из пластмасс, шины, резино -технические изделия.
|
У потребителя.
|
Базы химической промышленности.
В России существуют 4 базы химической промышленности:
1. Северо – Европейская
2. Центральная
3. Урало – Поволжская
4. Сибирская
6. Итог урока. Рефлексия.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Химическая промышленность"»
Урок географии
Класс 9
Тема урока: Химическая промышленность России
Цели урока:
образовательная: рассмотреть особенности химической промышленности России; показать ее значение в экономике России; раскрыть особенности размещения химической промышленности, состав химической промышленности. Определить сновные проблемы и перспективы отрасли.
развивающая: продолжить формирование умений анализировать, выявлять причинно – следственные связи, находить отрасли, выпускаемую продукцию, центры, факторы размещения химической промышленности;
воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: презентация «Химическая промышленность России», атласы, ПК, телевизор, карта России.
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие; Подготовка аудитории к работе; Наличие учащихся.
2.Мотивация учебной деятельности.
Определение темы с обучающимися, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности. Знания об особенностях химической промышленности позволяют глубже понимать происходящие процессы, происходящие сегодня.
3.Сообщение домашнего задания.
&48, с.192 - 195. Задание на дом дается дифференцированно:
Для основной группы учеников - Составить таблицу «Крупнейшие химические компании России. Опережающее задание подготовить сообщение о промышленных лесах России.
4.Изучение нового материала.
1.Значение отрасли
Химико-лесной комплекс состоит из двух крупных отраслей -химической и лесной. Объединяет эти отрасли в один комплекс то, что обе они используют природное (минеральное и растительное) сырье.
Ведущую роль играет химическая промышленность, которая является авангардной отраслью наравне с энергетикой и машиностроением, так как она определяет развитие научно- технического прогресса.
Химическая промышленность выпускает разнообразные изделия.
По производству серной кислоты Россия занимает второе место в мире; по производству минеральных удобрений – пятое место; по производству синтетических смол – четырнадцатое место.
Химическая промышленность наряду с машиностроением и электроэнергетикой влияет на развитие НТР путём химизации.
По учебнику География параграф 48стр. 192 определите, что такое химизация?
( Химизация – широкое применение технологий и химических материалов во всех хозяйственных отраслях.)
Химическая промышленность имеет особенности.
Используя 192-193 страницу учебника, перечислите их.
Создаёт новые материалы, которых нет в природе. По своим качествам они часто превосходят натуральные продукты. Их применение экономит труд людей и сырьё. Поэтому предприятия химической промышленности часто создают уже в сложившихся районах, центрах производства и потребления традиционных конструкционных материалов ( машиностроительных центрах и металлургических базах).
У химической промышленности почти неограниченная сырьевая база: нефть, газ, древесина, вода, воздух и пр. При этом один и тот же продукт можно получить из разных видов сырья. Например, азотные удобрения можно производить на основе коксования угля, электролиза воды, переработки нефти и природного газа. Поэтому теоретически предприятия химической промышленности можно создавать повсеместно. Но на сегодняшний день основным химическим сырьём являются продукты нефте- и газопереработки, т. е. специально подготовленное сырьё. В результате современная химия в значительной мере тяготеет к районам добычи и переработки этих видов сырья ( Поволжье, Европейский Центр).
Химические технологии очень разнообразны. Это открывает возможности для комплексной переработки сырья.
В тетради учащиеся записывают основные особенности химической промышленности. Форма организации производства.
В химической промышленности и, при её взаимодействии с другими отраслями широко развито комбинирование. Оно способствует формированию разнообразных комбинатов: химических, нефтехимических, коксохимических, лесохимических и др.
Некоторые особенности химической промышленности ограничивают потенциальную повсеместность её размещения. К ним относятся высокая энерго – и водоёмкость многих её отраслей, особенно современных. В последние годы нарастает влияние экологического фактора, так как большая часть химических производств является сильным загрязнителем окружающей среды.
Релакс (зарядка для глаз)
Запишите в тетрадь:
Отраслевой состав и факторы размещения химической промышленности.
Используя рис. 97 «Состав химической промышленности России» на стр. 193, определить отраслевой состав химической промышленности. Какую продукцию производит каждая из этих отраслей?
5. Закрепление
Используя таблицу 6 « Факторы размещения важнейших производств химической промышленности», стр. 193 определите факторы размещения этих отраслей.
Составить таблицу:
Отраслевой состав | Продукция | Факторы размещения |
Горно-химическая | Добыча солей, фосфоритов, апатитов. | У мест добычи сырья. |
Основная химия | Кислоты, щёлочи, соли, удобрения. | У сырья и потребителя. |
Химия органического синтеза | Органические кислоты и спирты. | У сырья |
Химия полимеров | Синтетический каучук, химические волокна, пластмассы и синтетические смолы. | У сырья, воды, дешёвой энергии. |
Переработка полимеров | Изделия из пластмасс, шины, резино -технические изделия. | У потребителя. |
Базы химической промышленности.
В России существуют 4 базы химической промышленности:
1. Северо – Европейская
2. Центральная
3. Урало – Поволжская
4. Сибирская
6. Итог урока. Рефлексия.