СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 7 классе по теме "Природные зоны Африки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по географии в 7 классе по теме "Природные зоны Африки" На уроке предусмотрен фронтальный опрос, работа в группах.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 7 классе по теме "Природные зоны Африки"»

Открытый урок по географии в 7 классе

Тема урока:  Природные зоны Африки

 Цели урока:

Образовательные - закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу.

Развивающие - продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы, составлять компьютерные презентации.

Воспитательные - воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе

Тип урока:       Урок усвоения новых знаний

 Методы обучения:

1) по источникам знаний

    Словесные (работа с дополнительной литературой)

    Наглядные (компьютерная презентация)

    Практические (заполнение таблицы)

2) по характеру познавательной деятельности - частично-поисковый, практический

Ведущие понятия: природная зона, гилеи – влажные экваториальные леса Африки, саванна, пустыни.

Результаты работы: создание опорного конспекта, использование новых слов, понятий в ходе изложения полученных материалов.

Оборудование:  карта “Природные зоны Африки”, учебник и атлас “География материков и океанов” 7 класс, компьютер

Подготовительный этап: До проведения урока учитель, вместе с учениками, определяет состав групп, которые подбирают материал о природных зонах и  готовят отчёт в виде презентации о своей работе









Ход урока

 

  1. Организационный момент. Приветствие.

- Какой материк мы начали изучать на предыдущих уроках? (Африку). Сегодня мы продолжим путешествие по этому континенту. А знаете ли вы, что в Северной Африке принято, поклонившись, поднести правую руку ко лбу, к губам и к груди – это значит «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя». Я приветствую вас по-африкански.

  1. Актуализация знаний:

- Давайте вспомним, что вам уже известно об этом удивительном материке? Для этого я предлагаю вам блиц-опрос (Слайд 1).

Блиц-опрос (раздаю жетоны)

1. Недалеко от этого города, который является столицей государства Ливия, была зарегистрирована самая  высокая температура + 58 градусов. (Триполи)
2. Благодаря тому, что материк расположен между Северным и Южный тропиками, он считается самым … 
(жарким)
3. Какая река Африки обозначает цвет и протекает на юге материка?(Оранжевая)

4. Крайняя южная точка материка? (м. Игольный)

5. Самая длинная река Африки? (Нил)
6. Единственный крупный остров у берегов Африки. 
(Мадагаскар)
7. Какие океаны омывают материк?

8. В каких климатических поясах расположена Африка?(ЭП,СЭП,ТП)

9. Определите ГП Африки относительно экватора.

10. Горы на севере континента?(Атлас)
11. С севера материк омывается?(Средиземным морем)

12. Самая высокая вершина материка. (Килиманджаро)
13. Крайняя восточная точка материка? (м. Рас-Хафун)

  1. Целеполагание.

-Посмотрите внимательно на следующий слайд. Потому что именно он поможет нам определить тему урока.

Что вы видите? (Карту Африки) - Кто может сформулировать тему урока?

Что называется природной зоной? (ПЗ - это крупный ПК, обладающий общими температурными условиями, увлажнением, почвами, растительным и животным миром)

-Какую цель мы перед собой поставим на уроке?

( Познакомиться с особенностями природных зон Африки)



4. Изучение нового материала.

- Найдите такую же карту у себя в атласе.

По карте «Природные зоны» определите в каких природных зонах расположен этот материк. (Африка расположена в зоне экваториальных лесов, саванн, пустынь, жестколистных лесов)

- Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Сегодня нас вновь позвала за собой Африка! Этот необычайно интересный и удивительный материк. Сегодня мы с вами заслушаем вернувшихся из виртуального путешествия по природным зонам Африки 3 группы экспертов. Во время их выступления вы должны заполнить предложенную вам таблицу.

 

5.  Выступление групп по проделанной работе. ( Во время каждого выступления группы показывается слайд- шоу о природной зоне и плакаты с картой природной зоны Африки, чтобы создать зрительный образ у учащихся)

Таблица «Природные зоны Африки»

Название ПЗ

ГП

Климат (температура,

осадки

Растения

Животные

Влажные экваториальные леса

 

 

 

 

Саванна

 

 

 

 

Пустыня

 

 

 

 

Жёстколистные вечнозелёные леса и кустарники

 

 

 

 

 

А начнём  мы с вами наше путешествие с влажных экваториальных лесов.

Слово группе, которая занималась изучением влажных экваториальных лесов Африки.  С  отчетом о проделанной работе (см приложение №1)

Физкультмнутка (видео про Африку)

 Слово группе, которая изучала саванны Африки (см. приложение №2)

(выступление группы с отчетом о проделанной работе)

 И следующей ПЗ, в которой мы побываем  эта зона пустынь. Вам слово, исследователи.

 Слово группе, которая изучала зону пустынь Африки (см. приложение №3) (выступление группы с отчетом о проделанной работе)

 - Вот и закончилось наше виртуальное путешествие. Группы  собрали интересный материал о природных зонах Африки! Мы увидели, что растительный и животный мир Африки разнообразен и удивителен. Работу групп я оцениваю сегодня высокой оценкой «отлично»

6. Первичное закрепление знаний.

 -А сейчас мы проверим, как вы усвоили материал.

  Игра «да» - «нет»

1.    В Африке есть деревья, имеющие корни до 4м в высоту(ДА)

2.    Банан это многолетняя трава(ДА)

3.    В экваториальных лесах самый чистый и влажный воздух(НЕТ)

4.    В Африке растёт слоновая трава высотой 3 м (ДА)

5.    Сахара - это бескрайние просторы, покрытые песком (НЕТ)

6.    Во влажных экваториальных лесах даже днём царит полумрак(ДА)

7.    В саваннах не встретишь деревьев, одна травянистая растительность (Нет)

8.    Баобаб не горит в огне(ДА)

9.    В Сахаре годами не бывает дождя, а если и случается, то капли высыхают, не достигнув земли (Да)

10.    В Сахаре можно встретить «стреляющие камни», которые лопаются от перегрева на солнце (ДА)

11.    В пустынях человек страдает не столько от жары, сколько от холода (Да)

12.    Самум название племени, проживающего в зоне пустынь (Нет)

7. Домашнее задание:  

  • Подготовить сообщение об жестколистных лесах Африки;

  • Написать письмо другу «А я был(а) в Африке!…»

8. Подведение итогов урока. Рефлексия. - Попрошу вас одним предложением высказать свое отношение к уроку, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

(Слайд ).

1.сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я понял, что…

5. теперь я могу…

6. я почувствовал, что…

7. я приобрел…

8. я научился…

9. меня удивило…

10. мне захотелось…

Дополнительно «Что лежит в чёрном ящике?» ( 4 подсказки)

1-В некоторых отдаленных районах и в наши дни они заменяют деньги, и даже рыбу в оазисах ловят по-старому на них.

2-Из них делают варенье, мед, изготавливают ликер, а косточки измельчают и добавляют в кофейный суррогат или в корм для животных.

3 -Их называют «хлебом пустыни», их едят сырыми, вялеными, жареными, вареными.

4- Им приписывают чудодейственные свойства укреплять здоровье и продлевать жизнь человека. Сушеные очень полезны для работы мозга. В высушенных плодах содержится до 65% сахара, в основном это — глюкоза и фруктоза.

Это интересно

1) Его называют страж саванны. Ещё называют колбасным деревом. Считают, что он живет 5 тыс. лет. Диаметр ствола 10 м, чтобы обхватить его нужно 15 человек. В начале влажного сезона распускаются огромные цветки диаметром 15-20 см, словно большие снежные шары.

Плоды величиной с кабачок, с очень твердой оболочкой. Зрелые плоды кисловатого вкуса. Из него делают противомалярийное средство. Плодами любят лакомиться обезьяны, поэтому называют обезьяньим хлебом.

Не горит в огне, потому что содержит до 120 литров воды. Но врагами являются слоны, которые поедают богатую кальцием кору. Даже скорлупа плодов используется для музыкальных инструментов.

Замените колбасное и обезьянье дерево на современное биологическое название. (баобаб)

2) В тропическом поясе выращивают дерево, плоды которого величиной с голову человека. Внутри плода сочная питательная мякоть, лишенная семян. Удивительно, но плоды вырастают прямо на стволах или толстых ветвях. Они богаты крахмалом, их употребляют в пищу в вареном или жареном виде. После брожения плоды дают вязкую массу, вроде теста, из которой пекут лепешки. Древесину его используют, как строительный материал.

Попробуйте угадать, что за чудо-дерево? (хлебное дерево)

3) Они живут в бассейне реки Конго. Это маленькие, но очень робкие животные, по окраске похожие на зебру, из семейства жирафовых. Пасутся обычно в одиночку, бесшумно пробираясь сквозь заросли. Животные такие чуткие, что даже пигмеи не могут подкрасться к ним. Обычно самец меньше самки. У него пара миниатюрных рожек, покрытых кожей. Своим 4-сантиметровым языком может совершать удивительные вещи, например даже за ушами. Внутри рта по обе стороны имеются карманы, в которых может хранить пищу.

О каком удивительном животном идет речь? (окапи)

Приложение №1

Руководитель:  Наша гр. занималась изучением ПЗ влажных экваториальных лесов, мы исследовали ГП, климатические особенности, характер почвенного покрова, растительности, животного мира, рассмотрели экологические проблемы. И сейчас каждый участник экспедиции отчитается о своей работе.

Влажные экваториальные леса находятся в центральной части материка. Они расположены в бассейне реки Конго и на побережье Гвинейского залива. ( ответ по карте)

Я изучал  климатические особенности. Даже днем в этом лесу царит полумрак. Экваториальный лес – это царство вечного лета, весь  год температуры держатся  выше+25° С. К полудню набегают тучи, раздаются раскаты грома, сплошной стеной льет дождь. За год выпадает от 1000-2000мм осадков. Это особенности экваториального климата

Почвовед: Я исследовал почвенный покров. Почвы имеют цвет ржавчины, они называются красно- желтые ферраллитные, содержат много железа и алюминия. Почвы не плодородны, в - первых, идёт сильный промыв, а во-вторых, быстрый процесс разложения опада. Эти питательные вещества сразу поглощаются растениями, не накапливаются

Экваториальные леса многоярусны: верхний ярус составляют деревья высотой до 50 метров. Они имеют дисковидные корни - подпорки высотой в 4 метра. Стволы настолько толстые, что их не смогут обхватить даже 6 человек. Это гигантские фикусы, сейба. Это светолюбивые растения и растут они не слишком густо. Различные пальмы составляют средний ярус. Они имеют высоту 20-30м, кроны их соприкасаются между собой, образуя плотный навес.  В нижнем ярусе растут деревья высотой 10- 15м: каучуконосы, красное дерево, папоротники. Деревья покрыты эпифитами и обвиты лианами. Лианы делают лес практически непроходимым. Под пологом леса растут различные кустарники, бананы – многолетняя трава, которая вырастает за 10 месяцев в высоту 7-8 метров. Стволы деревьев покрыты эпифитами мхами и лишайниками. Они не связаны с почвой, питание получают из воздуха, атмосферных осадков, отмерших листьев. Экваториальные леса вечнозелёные, т.к. они не сбрасывают листья сразу, а постепенно.

Много животных обитает на деревьях, где сосредоточена вся зелень, много цветов, плодов, семян. Это многочисленные птицы, насекомые, обезьяны. В непроходимых местах сохранились гориллы. В нижнем ярусе, к наземным обитателям относятся кистеухие свиньи, африканский оленёк, окапи (родственник жирафа). У водоёмов встречаются карликовые бегемоты (ростом до 80 см). В почве водятся змеи, ящерицы, муравьи. Обитает муха цеце, её укусы вызывают гибель скота, а у человека сонную болезнь. Крупных хищников нет. Самый крупный леопард. Во всех ярусах обитают муравьи.

Особенности экваториального леса: многоярусен; непроходим; в нём темно, влажно, душно; там царствует вечное лето, вечное равноденствие, много насекомых, деревья обвиты лианами, покрыты мхом.

Влажные экваториальные леса  это «лёгкие планеты» и вырубка лесов может привести к росту углекислого газа. Через 40 лет температура может повыситься на несколько градусов. Начнут таять ледники, повысится уровень Мирового океана. Лес сдерживает наступление пустынь, играет роль хранителя почв, сдерживающих наступление пустынь. Каждый год в мире уничтожается 11 млн. га. Уже сейчас в странах Африки создаются национальные парки с целью сохранения экваториальных лесов.

 

Приложение №2

    Саванна происходит от испанского «сабана», что значит «дикая первобытная равнина».

По внешнему виду – это высокотравная степь. Словно подкова огибает африканский дождевой лес.

Климат субэкваториальный. Летом господствуют экваториальные воздушные массы, зимой тропические. Температура зимой +16º, летом +28º, осадки выпадают по сезонам: летом много, зимой мало, редко. Выражено два сезона.

В саваннах преобладают красно- бурые почвы. Их цвет определяется количеством железа в почве. Население активно использует эти Земли, т.к. они очень плодородны.

Основа растительности травяной покров, местами до 3м высоты. Среди  этого моря трав возвышаются огромные баобабы, акации. Растения приспособлены к засушливому климату: у многих листья мелкие (или сбрасывают на этот период), стебель толстый, в нём накапливается запас влаги, у многих листья видоизменены и превращены в колючки.

В саванне обитают разнообразные крупные животные: антилопы, зебры, слоны, жирафы, буйволы, носороги, по берегам рек встречаются бегемоты. Огромное количество животных объясняется изобилием разнообразной пищи. Много хищников: гепарды, львы, шакалы, гиены, крокодилы. Много птиц: страус, птица марабу, которая обитает только в Африке, птица - секретарь с длинными  как у журавля, ногами. Много термитов. Когда наступает сухой сезон, некоторые животные впадают в спячку, укрываются в норах или откочёвывают во влажные места, многие имеют защитную окраску

Особенности саванн: 2  сезона (сухой и влажный), много животных, это открытое пространство, условия благоприятны для выращивания культур (маниока, батата, арахиса и др.)

Природа изменена человеком. Здесь находятся громадные площади распаханных земель и пастбищ. Неправильное ведение сельского хозяйства (выжигание, вырубка деревьев, выпас скота) способствуют тому, что саванна уступает место пустыням. Потери сельхоз земель приводит к гибели скота и посевов,  к голоду людей. Для этого в Сахаре создаётся широкая лесная полоса длиной 1500км, который защитит саванну от сухих ветров пустыни.

 





Приложение №3

Руководитель: Наша группа занималась изучением  ПЗ пустыни. Пустыня – это засушливый район с продолжительными периодами жары и засухи или отсутствием атмосферных осадков. На материке пустыни занимают область тропических широт: это пустыня Сахара, Намиб, Калахари. Мы исследовали Климат этой зоны, растительность, животный мир. Слово климатологу.

Климатолог:  Климатический пояс, в котором находится зона пустынь – тропический, высокая температура воздуха местами до +58ºС. Температура летом +32ºС, зимой +16ºС.Осадки выпадают редко: В Сахаре до 100мм, в Калахари до 500мм в виде росы. Воздух очень сухой, дождей не бывает по несколько лет, а если и случаются, то капли высыхают, не достигнув земли.

 Представьте относительно прохладное утро в Сахаре и огромный огненный шар солнца, поднимающийся над пустыней. Поднимается солнце и раскаляется все вокруг. Воздух горячий как из раскаленной печи. Он настолько сухой, что обжигает губы,  и они тут же трескаются. Жар песка выдерживают только  мозолистые ноги верблюдов. Великий и властный хозяин пустыни – ветер. Ветер может принести пыльные бури, а может устроить песчаный вихрь – самум. Ночь в пустыне не приносит облегчения. Человек здесь больше страдает от холода, нежели от жары. Столбик термометра может ночью опускаться  до - 18° С. В полдень можно слышать громкий треск. Это от перепадов температур трескаются камни.

Почвовед: Сахара  – самая большая пустыня мира. Я занимался изучением характера поверхности в этой зоне. Песчаная поверхность занимает лишь малую площадь. В основном это равнины, покрытые камнем и щебнем. Почвы  неплодородные. Встречаются солончаки и солонцы. Еще одна пустыня Африки – Намиб. Большую часть пустыни занимают песчаные дюны.  Они могут быть высотой до 300 метров. Цвет меняется от бело – желтого до красного в зависимости от содержания в песке окислов железа. Сейчас поверхностных   вод в пустыне почти нет, источником водоснабжения являются подземные воды. Сухие русла рек, называют вади.  Наиболее богаты подземной водой песчаные пустыни. Наиболее крупные оазисы  образуются около артезианских колодцев

Ботаник: Растительность  Сахары чрезвычайно скудная, а местами её нет совсем. Кое- где растут отдельные пучки трав и колючие кустарники это верблюжья колючка, саксаул. Эти растения имеют очень длинные корни или колючки вместо листьев. Только в оазисах развивается богатая растительность, растёт финиковая пальма. Она даёт пищу, строительный материал.  У некоторых жителей пустынь финики заменяют деньги. Финики можно назвать «хлебом пустыни», их едят сырыми, жаренными, варёнными, вяленными. Из листьев плетут корзины, а из волокна получают верёвки, даже рыбу в оазисах ловят на финики.

 В пустыне Намиб растёт удивительное растение вельвичия. Это дерево, оно имеет ствол до 1м в диаметре, от которого отходят два плотных кожистых листа длиной до 3 м. Листья сохраняются на всей жизни растения более 100 лет. Со временем листья расщепляются, образуя длинные ленты, за что вельвичию называют осьминогом пустыни.

Зоолог: Я изучал животный мир пустыни. Повсеместно распространены лисица фенёк, антилопы, которые в поисках пищи и воды могут пробегать большие расстояния, верблюды. Много пресмыкающихся: змей, черепах, ящериц ведущих в основном ночной образ жизни, так как они днём скрываются в норах, они могут долго обходиться без воды. Их хищников встречаются гиены, шакалы.

Эколог: В настоящее время  через Сахару проложены асфальтированные дороги, в местах добычи полезных ископаемых возникли новые города и поселки, возросло количество населения, занимающегося сельским хозяйством. Но эти по существу своему позитивные процессы в условиях крайне уязвимой природы Сахары повлекли за собой и нежелательные явления. В настоящее время площади пустынь в северной части Африки увеличиваются. Наблюдаемый процесс наступления пустыни на юг, в сторону саванн, идет очень быстро. Вытаптывание почвы скотом, выжигание и вырубание кустарниковой и древесной растительности по границе пустыни способствуют разрушению почвенного покрова, развеванию песков и высыханию водоемов.

По некоторым данным, Сахара продвигается на юг со скоростью примерно 1 км в год.

 

Приложение №4

Задание для 1 группы

Дорогие ребята!

Африка красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка? Вам необычайно повезло – т.к. именно вам выпала честь исследовать природную зону влажных экваториальных лесов!

 Хотелось бы дать ряд ценных советов, которые помогут в работе вашей экспедиции.

 1. Распределите обязанности в группе. Каждый участник группы готовит подробный рассказ по одному из пунктов. 1-й ученик по географическому положению,   и  по климату  2-й по почвам, и по растительности, 3-й по животному миру,  и характеризует экологические проблемы данной зоны,  4-й особенности влажных экваториальных лесов. 

Капитаны отвечают за подготовку группы

1-й Определите по карте «Природные зоны Африки», где располагаются влажные вечнозеленые леса?     Покажите на карте. Определите по климатической карте Африки  климатические условия этой природной зоны? (определите климатический пояс, температуру зимой и летом, количество осадков, и их режим, особенности климата)

2-й.  По почвенной карте определите тип почв в экваториальном лесу. Почему почвы не плодородные. Используя текст учебника на стр. 123-124 и дополнительный материал «Влажный экваториальный лес» определите какие растения произрастают в этих лесах?

3-й  Используя текст учебника и дополнительный материал «Коллаж животные Африки» определите какие виды животных  обитают в этих лесах? Назовите главные особенности этого леса

4-й. К чему может привести вырубка экваториального леса? Используйте  дополнительный материал

Капитану и дружному экипажу желаю удачи

 

Задания для второй группы

Дорогие ребята!

Африка красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка? Вам необычайно повезло - т.к. именно вам выпала честь исследовать природную зону саванн.

     Хотелось бы дать ряд ценных советов, которые помогут в работе вашей экспедиции.

1.    Распределите обязанности в группе. Каждый участник группы готовит подробный рассказ по одному из пунктов: 1-й ученик по географическому положению и  по климату, 2-й по почвам и по растительности, 3-й по животному миру и характеризует экологические проблемы данной местности, 4-й определяет особенности данной природной зоны саванн.

Капитаны отвечают за подготовку группы

Задания

1-й.  Определите по карте «Природные зоны Африки», где располагаются саванны. Покажите их на карте. Что называется саванной? Определите по климатической карте (стр. 7) в пределах, какого климатического пояса лежит эта природная зона. По карте «Климат Африки» определите климатические условия этой природной зоны: Воздушные массы, температура зимой и летом, осадки и их режим.

2-й. По карте «Почвы мира» определите тип почв в саванне и дайте ему характеристику. Используя дополнительный материал «Описание саванны»  определите какие растения растут в этой зоне, как они приспособлены к засушливому периоду.

3-й. Используя дополнительный материал « Описание саванны» и коллаж «Животная саванны» определите какие животные обитают в этой природной зоне, как они приспособлены к открытому пространству? Назовите главные особенности этой природной зоны – зоны саванн

4-й ученик,  Какие изменения произошли в природе саванн в связи с хозяйственной деятельностью человека? Используйте дополнительный материал

Капитану и дружному экипажу желаю удачи.

Задания для третьей группы

Дорогие ребята!

Африка красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка?       Вам необычайно повезло - т.к. именно вам выпала честь исследовать природную зону  пустынь.

Хотелось бы дать ряд ценных советов, которые помогут в работе вашей экспедиции.

1.    Распределите обязанности в группе. Каждый участник группы готовит подробный рассказ по одному из пунктов. 1-й ученик по географическому положению и по климату, 2-й по почвами и по растительности, 3-й по животному миру и характеризует экологические проблемы данной зоны, 4-й особенности зоны пустынь.

Капитаны отвечают за подготовку группы

Задания:

1-й  Что такое пустыня? Определите по карте, какие пустыни вы увидели на территории Африки? Покажите их на карте. В пределах, какого климатического пояса лежит эта природная зона? Определите по климатической карте Африки климатические условия этой природной зоны? (Определите температуру зимой, летом, количество осадков, их режим, особенности климата. Максимальные и минимальные температуры)

2-й. По почвенной карте определите тип почв в пустыне и дайте ему характеристику. Какую воду используют жители? Как называются уголки жизни в пустыне? Каков характер растительности этой зоны?  Что значит финиковая пальма для жителя пустыни?  Использовать дополнительный материал для ответа.

3-й. Какие животные обитают в пустынях? Как они приспособились к условиям пустыни? Определите особенности этой природной зоны пустыни

4-й. Определите  экологические проблемы зоны пустынь

Капитану и дружному экипажу желаю удачи.














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!