6 класс. Урок 27 с практической работой. Природные зоны Земли - зональные природные комплексы
Класс: 6
Цель урока:
создание условий для формирования представлений о природных зонах Земли как зональных природных комплексах;
формирование умений показывать взаимосвязь между природными компонентами конкретного природного комплекса и влияние рельефа на компоненты, составлять описание изучаемого природного комплекса.
Задачи урока:
Образовательные:
Способствовать формированию представлений о природных зонах Земли как зональных природных комплексах;
Способствовать формированию представлений о приспособленности растений и животных к среде обитания в разных природных зонах.
Развивающие:
Продолжить развитие умений активно и самостоятельно мыслить, развитие навыков самостоятельной работы;
Продолжить развитие умений делать выводы, обобщать, сравнивать;
Продолжить обучение умению понимать содержание знаков – предметных абстрактных образов, способствовать развитию памяти, логического мышления, способности к анализу;
Продолжить развитие монологической речи обучающихся.
Воспитательные:
Содействовать формированию основных мировоззренческих идей – установление причинно – следственных связей между климатом и основными компонентами природной зоны;
Продолжить воспитание познавательной активности и самостоятельности;
Продолжить воспитание интереса к предмету.
Планируемый результат:
Учащиеся должны знать: понятие природная зона, широтная зональность
Учащиеся должны уметь: объяснять закономерность смены природных зон и их разнообразие; объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; описывать погоду своей местности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.
Оборудование: проектор мультимедиа, презентация «Природные зоны Земли», карта «Природные зоны Земли», шаблон для составления опорного конспекта, учебник, планшеты, компас, лопатка, рулетка, эклиметр, бумага и карандаш (для записи и рисунков), целлофановый пакет для взятия образцов почв и горных пород.
Ход урока
Организационный момент.
Диалог: учитель - класс. Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха. Учащиеся готовят рабочее место.
Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала. Постановка познавательной задачи
Заканчивая изучение земных оболочек, посмотрим на облик нашей планеты с высоты птичьего полёта. Этот внешний облик складывается благодаря смене разных природных зон. Поэтому темой нашего сегодняшнего урока будет «Природные зоны Земли – зональные природные комплексы». Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока: формирование представлений о природных зонах Земли как зональных природных комплексах.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Рассказывает о широтной зональности, природных зонах Земли, показывая уникальность и разнообразие каждой природной зоны, используя карту «Природные зоны Земли» и видеоурок. Отражает на доске основное содержание материала последовательным рядом рисунков и схем (составляет опорный конспект). Учащиеся составляют опорный конспект на шаблонах.
Приложение 1.
Приложение 3.
Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учащимися нового материала
Воспроизводят содержание темы урока при помощи опорного конспекта, который является дидактической карточкой.
Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний
Предлагает выполнить задания:
1. О какой природной зоне идёт речь:
Растительность образует несколько ярусов, нет времён года, круглый год тепло. (влажные экваториальные леса)
Территории с травянистой растительностью и отдельными группами деревьев. Здесь различают зимний тёплый сухой сезон и летний жаркий сезон дождей. (саванны)
Формируются в результате недостатка влаги, скудная растительность. Обитают грызуны, змеи, ящерицы, скорпионы, пауки, муравьи. (пустыни)
Обширные равнинные пространства, покрытые травянистой растительностью. Распаханы и густо заселены людьми. (степи)
Занимают значительную территорию в умеренных широтах. Четыре сезона года.. Здесь расположены густонаселённые и наиболее развитые страны. (смешанные и широколиственные леса)
Холодная зима, тёплое и короткое лето. Состоит из хвойных деревьев. (тайга)
Долгая суровая зима, короткое холодное лето, мёрзлый грунт, скудная малорослая растительность. (тундра)
Царство снега и льда. Полярный день, полярная ночь. (арктические и антарктические пустыни)
2. Дайте определение понятий: географическая оболочка, природный комплекс, биосфера, плодородие.
3. Приведите примеры организмов – обитателей Мирового океана:
А) живущих на дне;
Б) свободноплавающих.
4. Закончите предложение: «На суше распространение животных и растений зависит от…»
5. Дополните схему
Г орные породы
Почва
6. Назовите растения и животных, обитающих в засушливом климате. Заполните таблицу.
Растения | Приспособления к засушливому климату | Животные | Приспособления к засушливому климату |
| | | |
7. Приведите примеры организмов – обитателей суши:
А) растений;
Б) травоядных животных;
В) Животных – хищников.
8. Назовите основные условия, от которых зависит распространение организмов в Мировом океане.
9. Назовите растения и животных, обитающих во влажных тропических лесах. Заполните таблицу.
Растения | Приспособления к засушливому климату | Животные | Приспособления к засушливому климату |
| | | |
10. Дополните схему
Географическая оболочка
Домашнее задание
Используя материал параграфа и опорный конспект, заполните таблицу «Природные зоны Земли»:
Название природной зоны | Особенности климата | Растительность | Животный мир | Как используется человеком |
| | | | |
Практическая работа проводится во внеурочное время
Используя типовой план, дать описание природного комплекса парка «50 лет ВЛКСМ».
Ознакомление с различными природными комплексами (луг, участок леса, болото) и выявление компонентов природных комплексов.
План описания природного комплекса
Географическое положение. Направление от школы.
Характер поверхности и пит почвы.
Воды, их расположение.
Растительный и животный мир.
Изменение компонентов природного комплекса под воздействием человека.
Охрана природных компонентов комплекса.
Сделайте выводы.
- Какое влияние оказывает рельеф, климат и характер увлажнения почвы на природный комплекс?
Все компоненты природного комплекса очень тесно между собой связаны, при изменении одного из компонентов неизбежно изменяются все остальные. От рельефа зависит климат и характер увлажнения; от климата в целом зависит тип почвы, она может быть увлажненной, засушливой и т. п.
- Какое влияние оказывает почва на растительный и животный мир комплекса?
На неблагоприятных почвах (с повышенной кислотностью, заболоченных и т. д.) произрастают непривередливые растения, которые не нуждаются в изобилии минеральных и органических веществ. Следовательно, почвы влияют на видовой состав растений. Растения – пища для травоядных животных.
- Как влияют друг на друга растительный и животный мир?
К бедной растительности, произрастающей на бедных почвах, практически не тяготеют представители фауны. Это обуславливается плохими горными породами (заболоченными, рыхлыми и т. д.) и отсутствием питательных веществ для травоядных животных.