СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 6 классе по теме Природные зоны Земли - зональные природные комплексы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии с практической работой на местности во внеурочное время

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 6 классе по теме Природные зоны Земли - зональные природные комплексы»

6 класс. Урок 27 с практической работой. Природные зоны Земли - зональные природные комплексы

Класс: 6

Цель урока:

  • создание условий для формирования представлений о природных зонах Земли как зональных природных комплексах;

  • формирование умений показывать взаимосвязь между природными компонентами конкретного природного комплекса и влияние рельефа на компоненты, составлять описание изучаемого природного комплекса.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Способствовать формированию представлений о природных зонах Земли как зональных природных комплексах;

  • Способствовать формированию представлений о приспособленности растений и животных к среде обитания в разных природных зонах.

Развивающие:

  • Продолжить развитие умений активно и самостоятельно мыслить, развитие навыков самостоятельной работы;

  • Продолжить развитие умений делать выводы, обобщать, сравнивать;

  • Продолжить обучение умению понимать содержание знаков – предметных абстрактных образов, способствовать развитию памяти, логического мышления, способности к анализу;

  • Продолжить развитие монологической речи обучающихся.

Воспитательные:

  • Содействовать формированию основных мировоззренческих идей – установление причинно – следственных связей между климатом и основными компонентами природной зоны;

  • Продолжить воспитание познавательной активности и самостоятельности;

  • Продолжить воспитание интереса к предмету.

Планируемый результат:

Учащиеся должны знать: понятие природная зона, широтная зональность
Учащиеся должны уметь: объяснять закономерность смены природных зон и их разнообразие; объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; описывать погоду своей местности.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Оборудование: проектор мультимедиа, презентация «Природные зоны Земли», карта «Природные зоны Земли», шаблон для составления опорного конспекта, учебник, планшеты, компас, лопатка, рулетка, эклиметр, бумага и карандаш (для записи и рисунков), целлофановый пакет для взятия образцов почв и горных пород.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Диалог: учитель - класс. Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха. Учащиеся готовят рабочее место.

  1. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала. Постановка познавательной задачи

Заканчивая изучение земных оболочек, посмотрим на облик нашей планеты с высоты птичьего полёта. Этот внешний облик складывается благодаря смене разных природных зон. Поэтому темой нашего сегодняшнего урока будет «Природные зоны Земли – зональные природные комплексы». Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока: формирование представлений о природных зонах Земли как зональных природных комплексах.

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.

Рассказывает о широтной зональности, природных зонах Земли, показывая уникальность и разнообразие каждой природной зоны, используя карту «Природные зоны Земли» и видеоурок. Отражает на доске основное содержание материала последовательным рядом рисунков и схем (составляет опорный конспект). Учащиеся составляют опорный конспект на шаблонах.





Приложение 1.



Приложение 3.

  1. Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учащимися нового материала

Воспроизводят содержание темы урока при помощи опорного конспекта, который является дидактической карточкой.

  1. Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний

Предлагает выполнить задания:

1. О какой природной зоне идёт речь:

  • Растительность образует несколько ярусов, нет времён года, круглый год тепло. (влажные экваториальные леса)

  • Территории с травянистой растительностью и отдельными группами деревьев. Здесь различают зимний тёплый сухой сезон и летний жаркий сезон дождей. (саванны)

  • Формируются в результате недостатка влаги, скудная растительность. Обитают грызуны, змеи, ящерицы, скорпионы, пауки, муравьи. (пустыни)

  • Обширные равнинные пространства, покрытые травянистой растительностью. Распаханы и густо заселены людьми. (степи)

  • Занимают значительную территорию в умеренных широтах. Четыре сезона года.. Здесь расположены густонаселённые и наиболее развитые страны. (смешанные и широколиственные леса)

  • Холодная зима, тёплое и короткое лето. Состоит из хвойных деревьев. (тайга)

  • Долгая суровая зима, короткое холодное лето, мёрзлый грунт, скудная малорослая растительность. (тундра)

  • Царство снега и льда. Полярный день, полярная ночь. (арктические и антарктические пустыни)


2. Дайте определение понятий: географическая оболочка, природный комплекс, биосфера, плодородие.


3. Приведите примеры организмов – обитателей Мирового океана:

А) живущих на дне;

Б) свободноплавающих.


4. Закончите предложение: «На суше распространение животных и растений зависит от…»








5. Дополните схему

Г орные породы



Почва










6. Назовите растения и животных, обитающих в засушливом климате. Заполните таблицу.

Растения

Приспособления к засушливому климату

Животные

Приспособления к засушливому климату






7. Приведите примеры организмов – обитателей суши:

А) растений;

Б) травоядных животных;

В) Животных – хищников.


8. Назовите основные условия, от которых зависит распространение организмов в Мировом океане.


9. Назовите растения и животных, обитающих во влажных тропических лесах. Заполните таблицу.

Растения

Приспособления к засушливому климату

Животные

Приспособления к засушливому климату






10. Дополните схему



Географическая оболочка








  1. Домашнее задание

Используя материал параграфа и опорный конспект, заполните таблицу «Природные зоны Земли»:

Название природной зоны

Особенности климата

Растительность

Животный мир

Как используется человеком







  1. Практическая работа проводится во внеурочное время

  1. Используя типовой план, дать описание природного комплекса парка «50 лет ВЛКСМ».

  2. Ознакомление с различными природными комплексами (луг, участок леса, болото) и выявление компонентов природных комплексов.

План описания природного комплекса

  1. Географическое положение. Направление от школы.

  2. Характер поверхности и пит почвы.

  3. Воды, их расположение.

  4. Растительный и животный мир.

  5. Изменение компонентов природного комплекса под воздействием человека.

  6. Охрана природных компонентов комплекса.

  1. Сделайте выводы.

- Какое влияние оказывает рельеф, климат и характер увлажнения почвы на природный комплекс?

Все компоненты природного комплекса очень тесно между собой связаны, при изменении одного из компонентов неизбежно изменяются все остальные. От рельефа зависит климат и характер увлажнения; от климата в целом зависит тип почвы, она может быть увлажненной, засушливой и т. п.

- Какое влияние оказывает почва на растительный и животный мир комплекса?

На неблагоприятных почвах (с повышенной кислотностью, заболоченных и т. д.) произрастают непривередливые растения, которые не нуждаются в изобилии минеральных и органических веществ. Следовательно, почвы влияют на видовой состав растений. Растения – пища для травоядных животных.

- Как влияют друг на друга растительный и животный мир?

К бедной растительности, произрастающей на бедных почвах, практически не тяготеют представители фауны. Это обуславливается плохими горными породами (заболоченными, рыхлыми и т. д.) и отсутствием питательных веществ для травоядных животных.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!