СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 11 классе "Электроэнергетика мира"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Электроэнергетика мира" в 11 классе. На уроке представлен минипроект.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 11 классе "Электроэнергетика мира"»

Проект - это особый вид познавательной деятельности учащихся, характеризующийся следующими признаками:

  • наличие социально значимой задачи,

  • планирование действий по разрешению проблемы,

  • поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися,

  • оформление “продукта”, представляющего результаты этой деятельности,

  • презентация “продукта” и его социальной значимости.

Что же такое мини-проект? Учебные проекты по продолжительности классифицируют на:

  • мини-проекты,

  • краткосрочные,

  • долгосрочные.

Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью:

  • обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

  • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

  • умение анализировать (креативность и критическое мышление);

  • умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

  • формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Для такого урока необходима очень тщательная подготовка учителя, т.к. ему надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения такого урока.

Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:

  • Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект.

  • Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.

  • Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.

  • Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.

Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения. Хотя и здесь можно использовать индивидуальную и парную работу. Возможно применение мини-проектов на 1, 2 или 3 уроках.

Плюсы проектной деятельности:

+ навыки самообразования и самоконтроля;

+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;

+ навыки групповой деятельности;

+ индивидуальный подход;

+ интерес к познавательной деятельности

Минусы проектной деятельности:

- возрастает нагрузка на учителя;

- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);

- психологические коммуникативные проблемы;

Обучая географии в школе, я всегда задумывалась какова же ее роль в жизни. География – это все то, что окружает нас повсюду и встречается на каждом пути. Где бы ты не находился без географии никуда. Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам. А значит является важным фактором становления будущих поколений.проблема субъективной оценки.



























Раздел учебного курса: География отраслей мирового хозяйства. Экономическая и социальная география мира. 11 класс.

Тема в разделе учебного курса: География промышленности.

Количество учебных часов по теме: 6.

Номер урока в теме: 2.

Ведущая идея урока: воспитание и распространение культуры энергосбережения через создание творческих проектов.

Главная дидактическая цель: воспитание культуры энергосбережения; формирование интереса к энергосырьевой проблеме мира через проектную деятельность учащихся.

Задачи урока:

а) образовательная – расширить представления о видах энергии (тепловой, водной, солнечной, геотермальной, соленой и осмотической); выявить перспективы развития электроэнергетики в мире; сформировать мотивацию к изучению курса “География”, темы “География промышленности”; углубить понимание   характеристики электроэнергетики мира - как основы современного хозяйства;

б) развивающая – способствовать формированию информационной, коммуникативной, проектной компетентности учащихся; развивать самостоятельность при получении новых знаний и умение публично защищать результаты творческой деятельности, высказывая свою точку зрения по вопросам данной темы, решать нестандартные задачи;

в) воспитательная – создать условия для формирования мировоззренческих взглядов учащихся по проблеме энергосбережения; воспитание культуры энергосбережения.

Главная учебная проблема урока: обоснование и раскрытие проблем электроэнергетики и эффективность использования альтернативных источников энергии.

Тип урока: урок комплексного применения знаний (урок закрепления).

Вид урока: комбинированный

Форма урока: защита проектов.

Технология обучения: приёмы практико-ориентируемые, исследовательские.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения: мультимедиапроектор, презентация, атласы, контурные карты.

Интеграционные связи: внутрипредметные (мировое хозяйство, ТЭК России, энергетика Забайкалья), межпредметные (география, история, обществознание, физика).

Логика учебного процесса: мотивация – актуализация комплекса знаний - проверка самостоятельной работы в виде защиты проектов - постановка проблемного вопроса – закрепление - анализ

План урока:

1. Организационный и мотивационный момент.

2. Определение темы и целеполагания.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Работа по теме. Защита проектов.

5.Закрепление изученного материала.

6. Рефлексия.

7. Подведение итогов.

Ход урока

Деятельность учителя. Дидактические задачи. Ведущий метод и форма.

Деятельность учащихся. Методические рекомендации

I. Организационный и мотивационный момент. (1+4 мин.)

Цель и задачи этапа: Подготовка к уроку. Психологический настрой. Репродуктивный.

Создание стимуляционно-мотивирующей ситуации через эмоциональное вступление и личностное отношение к эпиграфу: “Что такое 1 кВт·ч энергии?” (написан на доске).

Сегодня у нас необычный урок. Урок, для которого нет материала в Ваших учебниках, но очень много можно почерпнуть в окружающем мире. Как Вы можете ответить на наш эпиграф? (Cлайд 2)

Для чего Вам может потребоваться 1 кВт·ч энергии?
- 50 часов слушать радио - 110 часов бриться электробритвой 
- 2 часа пылесосить - 12 часов смотреть цветной телевизор 

Самоорганизация.

Знакомятся с эпиграфом (написан на доске или слайд), высказывают свое отношение к ведущей  проблеме, настраиваются на защиту творческих проектов по отдельным вопросам проблемы и высказывают своё мнение.

II. Определение темы и целепологания. Стадия вызова.

Значит 1 кВт·ч энергии это много или мало? (Слайд 3)

Главный вопрос 21 века. Сколько человеку нужно энергии для того чтобы жить в теплых и удобных квартирах, чтобы готовить пищу, чтобы создавать необходимые изделия, пользоваться транспортом, чтобы развлекаться…

Специалисты считают, что к началу 2020 года каждому живущему на Земле понадобится для нормальной жизни примерно 3-4 киловатта мощности. Если учесть, что к этому времени население Земли будет составлять примерно 8 миллиардов человек (сегодня нас более 7 миллиардов), то примерная величина потребляемой энергетической мощности составит почти 30 миллиардов киловатт. Сейчас в мире общее потребление энергии составляет примерно 10,5 миллиарда киловатт. Следовательно, уже в первой четверти XXI века человечеству придётся установить вдвое больше энергетических источников, чем оно имеет сегодня. Поэтому должна ли нас волновать проблема энергетики?

Поэтому тема нашего урока: “Электроэнергетика”. Какова цель урока? (Cлайд 4)

На основании слайдов определяют тему урока, цели и задачи.

Ответ на вопрос. Выдвижение целей

III. Актуализация опорных знаний.

Цель и задачи этапа: Блиц-опрос (прием мультимедийной презентации экономит время). Фронтальный.

Прием кластера, целью которого является систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей.

Но прежде давайте вспомним, что мы знаем об энергии из курса географии, физики. (Слайд 5)

1. Чем занимается электроэнергетика?

2. Что называют энергией?

3. Что такое электроэнергетика?

4. Какие типы электростанций Вы знаете?

5. Где и когда появилась первая атомная электростанция? .

6. Где и когда появилась первая в мире ветряная электростанция?

7. Что называют энергосистемой и для чего её создают?

8. На чём работают большинство электростанций России?

9. Сколько % приходится на альтернативные виды энергии?

10. Когда отмечают День Энергетика?

11. Какое место в мире Россия занимает по выработке электроэнергии?

Проверка и коррекция знаний.

Выбор вопросов. Ответы. Индивидуальный.

IV. Работа по теме. Проверка и оценка результатов проектной деятельности. (20 мин.).

Цель и задачи этапа: Управление групповой деятельностью учащихся по защите проектов (по ходу защиты формулирование вопросов, высказывание своей точки зрения по теме проекта, оценивать качество работы групп). Осмысление учебной проблемы по результатам защиты проектов и ведения дискуссии. Проблемный.

На пороге XXI века человек все чаще стал задумываться о том, что станет основой его существования в новой эре. Энергия была и остается главной составляющей жизни человека. Люди прошли путь от первого костра до атомных электростанций.

Давайте вспомним современную структуру энергетического комплекса России (Слайд 6).

(Слайд 7) ТЭС. АЭС. ГЭС. (Cлайд 8-10 )

Человечество проявляет поразительную недальновидность, слабо используя альтернативные источники энергии (энергию Солнца, ветра, приливов, внутриземного тепла). Им принадлежит будущее.

Задание: Создать свою карту электроэнергетики мира, если закончатся все виды топливных ресурсов. (выдаются контурные карты)

Подведение итогов, выводы (2 мин.). Решение главной учебной проблемы и выход из проблемной ситуации. Структурирование целостной системы знаний по данной теме. Создание условий для нахождения верного решения и его доказательств.

Вывод: Энергетика является жизненно важной отраслью мирового хозяйства. Уровень ее развития тесно связан с научно-техническим прогрессом, с качеством жизни населения различных стран и территорий. Использование альтернативных видов энергии выходит на первое место.

Защищают проекты. Задают вопросы проектантам. Дают оценку качества содержания и оформления проектов.

Работа со схемой.

Беседа по альтернативным источникам энергии.

Отчет-проект и заполнение схемы.

Определение “+” и “-”.

Опираясь на жизненный опыт, слайды делается вывод.

V. Постановка проблемного вопроса.

Цель и задачи этапа: Систематизация новых понятий, корректирование свою деятельность.

Овладение источниками энергии всегда было способом выживания человечества. И ныне ее потребление остается одним из важнейших не только экономических, но и социальных показателей, во многом предопределяющих уровень жизни людей. Вот почему иногда говорят, что энергетика управляет миром.

Выполнение тестов на закрепление по теме «ТЭК»

Оценка собственной деятельности, выявление эмоционально – личностного отношения к уроку. Эвристический метод.

Индивидуальная работа по тестам.

VI. Подведение итогов.

Цель и задачи этапа: Мотивация учащихся на выполнение домашнего задания. Репродуктивный.

Домашнее задание. Написать эссе на тему: “Электроэнергетика – основа хозяйства мира?”;

Индивидуальная работа.


На этом наш урок подходит к завершению. Теперь мы знаем, как будем работать на следующем уроке. Спасибо. Как ваше настроение? (Слайд 11)

При завершении урока учитель интересуется эмоциональным состоянием учащихся.

Отзывы учащихся.





МОУ Шаранчинская СОШ















Урок в 11 классе

География отраслей мирового хозяйства

(Учебник В. П. Максаковский 10 класс)

Электроэнергетика













Учитель географии: Литвиненко В. С.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!