СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Географии 8 класс по теме « Почва – особое природное тело.»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать знания учачихся о почвах и закономерностях распространения почв;

Просмотр содержимого документа
«Урок Географии 8 класс по теме « Почва – особое природное тело.»»

МКОУ ООШ№15 п.ЗИМОВЬЁ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ: ПОДШИВАЛОВА Г.Н.

Урок Географии 8 класс по теме « Почва – особое природное тело.»

Цели:  1 формировать знания учачихся о почвах и закономерностях распространения почв;

              2 познокомить с биографией Докучаева и его вкладом в создание почвоведения;

              3 сформировать представление о закономерностях распределения почв

на территории России,



                             Ход урока:

1.Орг. момент.

2.Проверка домашнего задания. Опрос учащихся.

3. Изучение нового материала. Работа с картой атласа «Почва».

1 Наша страна богата территорией (землей), т.е. земельными ресурсами.

Земельные ресурсы – это территория с определенным качеством почв, климатом, рельефом и т.д.

S=17,1 млн.км2

Не все пригодны, т.к.часть из них:

Заболочены

Засолены

Засушливы

На очень холодных территориях

Только 13% территории используется в сельском хозяйстве – это сельхоз. угодья.

2 Словарь урока.

Запись в тетрадь значения терминов: почва, гумус, продородие.

Почва – это рыхлый, поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.

Гумус- перегной, главный компонент почвы.

Плодородие – это содержание в почве веществ, необходимых для жизни растений:

  • минеральные вещества

- органические вещества

  • вода

  • воздух

3 Знакомство с биографией основателя науки почвоведения В.В.Докучаева.

Впервые на различие почв в разных частях Земли обратил В.В. Докучаев. Он :

- доказал зональность почв

- установил роль почвообразующих факторов

- утверждал, что почва обладает свойствами живой и неживой природы

- определил почву как самостоятельное природное образование, появившееся в результате совместной деятельности климата, воды, растительных и животных организмов, под влиянием возраста и рельефа местности и хозяйственной деятельности человека.

  4 Почвообразующие факторы.

Работа с картой атласа, запись в РТ.



факторы

Их влияние на формирование почв

1 материнская горная порода

Является основой для образования почв, источником минеральной части почвы, влияющей на ее состав

2 микроорганизмы

Обеспечивают образование перегноя, т.е. органических веществ, дающих почве плодородие

3 живые организмы:

- растения

- животные, обитающие в почве

Источник органических веществ

Улучшают физические свойства почв:  тепло- и водопроницаемость

4 климат

Влияет на скорость почвообразования, на тип и качество почв

5 рельеф

Определяет распространение климатических почвообразующих элементов

6 время (возраст)

Определяет мощность почвенного слоя

7 подземные воды

Обеспечивают почву влагой, химическими веществами, солями.

8 человек

Улучшает или ухудшает качество почв



5. Строение почв.

Работа с учебником. Почвенный профиль.(стр.135 вписать данные)

Учащиеся самостоятельно вписывают данные:



Почвенная толща неоднородна. В процессе образования почвы возникают почвенные горизонты. Каждый из них однороден по составу, свойствам, структуре, окраске.

Для каждого типа почв характерен свой набор почвенных горизонтов, называемый почвенным профилем.

    6Тип почв – это группы почв, обладающие сходным строением и свойствами, образованные в одинаковых условиях.

    Характеристика почв (запись в РТ)

Большая протяженность России с севера на юг определяет разнообразие климатических условий. Это определяет зональное размещение почв.



Тип почв

Природная зона

Особенности почв

плодородие

Арктические

Арктические пустыни

Мощность 1-1,5 см, отсутствие сплошного покрова

нет

Тундрово-глеевые

Тундра, лесотундра

Мощность до 12 см, сильная переувлажненность, наличие гелеевого горизонта

Практически нет

Подзолистые

Тайга

Избыточное увлажнение, мало гумуса и минеральных веществ, кислые, цвет золы

небольшое

Дерново-подзолистые

Смешенные леса

Достаточное количество гумуса и увлажнения

среднее

Серые лесные

Широколиственные леса, лесостепи

Гумусовый горизонт до 30 см, увлажнение достаточное

значительное

Черноземы

Лесостепи, степи

Гумусовый горизонт 40-120 см, богаты органическими веществами, зернистая структура

Очень большое

Каштановые

Сухие степи, полупустыни

Значительный гумусовый горизонт, недостаточное увлажнение

Значительное, но требует влаги

Бурые

Полупустыни, пустыни

Мало гумуса, недостаточное увлажнение, часто засолены

малое

7. Различие почв по механическому составу (соотношение различных по размеру минеральных частиц)

Закрепление материала:

Контрольное тестирование.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!