МКОУ ООШ№15 п.ЗИМОВЬЁ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ: ПОДШИВАЛОВА Г.Н.
Урок Географии 8 класс по теме « Почва – особое природное тело.»
Цели: 1 формировать знания учачихся о почвах и закономерностях распространения почв;
2 познокомить с биографией Докучаева и его вкладом в создание почвоведения;
3 сформировать представление о закономерностях распределения почв
на территории России,
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Проверка домашнего задания. Опрос учащихся.
3. Изучение нового материала. Работа с картой атласа «Почва».
1 Наша страна богата территорией (землей), т.е. земельными ресурсами.
Земельные ресурсы – это территория с определенным качеством почв, климатом, рельефом и т.д.
S=17,1 млн.км2
Не все пригодны, т.к.часть из них:
Заболочены
Засолены
Засушливы
На очень холодных территориях
Только 13% территории используется в сельском хозяйстве – это сельхоз. угодья.
2 Словарь урока.
Запись в тетрадь значения терминов: почва, гумус, продородие.
Почва – это рыхлый, поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.
Гумус- перегной, главный компонент почвы.
Плодородие – это содержание в почве веществ, необходимых для жизни растений:
- органические вещества
3 Знакомство с биографией основателя науки почвоведения В.В.Докучаева.
Впервые на различие почв в разных частях Земли обратил В.В. Докучаев. Он :
- доказал зональность почв
- установил роль почвообразующих факторов
- утверждал, что почва обладает свойствами живой и неживой природы
- определил почву как самостоятельное природное образование, появившееся в результате совместной деятельности климата, воды, растительных и животных организмов, под влиянием возраста и рельефа местности и хозяйственной деятельности человека.
4 Почвообразующие факторы.
Работа с картой атласа, запись в РТ.
факторы | Их влияние на формирование почв |
1 материнская горная порода | Является основой для образования почв, источником минеральной части почвы, влияющей на ее состав |
2 микроорганизмы | Обеспечивают образование перегноя, т.е. органических веществ, дающих почве плодородие |
3 живые организмы: - растения - животные, обитающие в почве | Источник органических веществ Улучшают физические свойства почв: тепло- и водопроницаемость |
4 климат | Влияет на скорость почвообразования, на тип и качество почв |
5 рельеф | Определяет распространение климатических почвообразующих элементов |
6 время (возраст) | Определяет мощность почвенного слоя |
7 подземные воды | Обеспечивают почву влагой, химическими веществами, солями. |
8 человек | Улучшает или ухудшает качество почв |
5. Строение почв.
Работа с учебником. Почвенный профиль.(стр.135 вписать данные)
Учащиеся самостоятельно вписывают данные:
Почвенная толща неоднородна. В процессе образования почвы возникают почвенные горизонты. Каждый из них однороден по составу, свойствам, структуре, окраске.
Для каждого типа почв характерен свой набор почвенных горизонтов, называемый почвенным профилем.
6Тип почв – это группы почв, обладающие сходным строением и свойствами, образованные в одинаковых условиях.
Характеристика почв (запись в РТ)
Большая протяженность России с севера на юг определяет разнообразие климатических условий. Это определяет зональное размещение почв.
Тип почв | Природная зона | Особенности почв | плодородие |
Арктические | Арктические пустыни | Мощность 1-1,5 см, отсутствие сплошного покрова | нет |
Тундрово-глеевые | Тундра, лесотундра | Мощность до 12 см, сильная переувлажненность, наличие гелеевого горизонта | Практически нет |
Подзолистые | Тайга | Избыточное увлажнение, мало гумуса и минеральных веществ, кислые, цвет золы | небольшое |
Дерново-подзолистые | Смешенные леса | Достаточное количество гумуса и увлажнения | среднее |
Серые лесные | Широколиственные леса, лесостепи | Гумусовый горизонт до 30 см, увлажнение достаточное | значительное |
Черноземы | Лесостепи, степи | Гумусовый горизонт 40-120 см, богаты органическими веществами, зернистая структура | Очень большое |
Каштановые | Сухие степи, полупустыни | Значительный гумусовый горизонт, недостаточное увлажнение | Значительное, но требует влаги |
Бурые | Полупустыни, пустыни | Мало гумуса, недостаточное увлажнение, часто засолены | малое |
7. Различие почв по механическому составу (соотношение различных по размеру минеральных частиц)
Закрепление материала:
Контрольное тестирование.