СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока географии в 8 классе. Тема: Почва - особое природное тело.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока географии в 8 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии в 8 классе. Тема: Почва - особое природное тело.»

ТЕМА УРОКА: Почва — особое природное тело.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

· выявить значение почвы;

· углубить знания о почве;

· установить типы почв, распространённых в России;

· познакомить со строением почвенного профиля;

· определить особенности механического состава и структуры почвы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний о строении почвы, её механическом составе и структуре, о различных типах почв и их распространении на территории России, о зональности почв.

Метапредметные: формирование умений: 1) наблюдать типы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования; 3) создавать схемы; 4) анализировать почвенную карту и почвенный профиль и делать выводы.

Личностные: осознание значения плодородия почвы.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Проверка знаний

1. На какой из перечисленных рек половодье наблюдаются летом?

а) Ока; б) Волга; в) Анадырь.

2. Что лишнее? Выделяют следующие типы озёр по происхождению озёрных котловин:

а) тектонические; б) карстовые; в) эрозионные; г) ледниковые.

3. Большинство болот в России находится:

а) в Восточной Сибири; б) в Западной Сибири; в) в европейской части.

4. Объясните причины водного дефицита, сокращения и загрязнения водных ресурсов.

5. Сформулируйте, с какими проблемами столкнутся люди при строительстве ГЭС на равнинных реках.

3. Мотивационный этап.

В чем уникальность почвы как особого природного тела.

4. Изучение нового материала

В начале урока обучающиеся, опираясь на знания о почвах из курсов 5—6 и 7 классов, отвечают на вопросы: «Что называется почвой? Каково основное свойство почв? От чего оно зависит? Кто из учёных внёс вклад в развитие учения о почвах? Почему почву называют «зеркалом ландшафта»?»

Затем ученики устанавливают, чем почва отличается от горной породы. Обучающиеся высказывают свои предположения, а учитель уточняет их ответы и раскрывает особенности главного компонента почвы — гумуса, обеспечивающего почвенное плодородие.

По рисунку 62 (с. 122 учебника) школьники знакомятся со строением почвы и зарисовывают почвенный профиль (вертикальный разрез почвы) в тетради.

Чтобы установить, как различаются почвы по механическому составу, обучающиеся рассматривают образцы различных почв: супесчаную, суглинистую. Затем они из увлажнённой почвы скатывают жгут и делают из него кольцо. Если кольцо разваливается, то это песчаная почва; если в кольце образуются глубокие трещины — супесчаная; если трещины неглубокие — суглинистая; если трещин нет — глинистая.

Далее учитель рассказывает о том, какие бывают почвы по своей структуре. После объяснения учитель на доске, а ученики в тетради создают схему.

Почва

- Структурная (имеет зернистую и комковатую структуру), Плодородная.

- Бесструктурная (из-за отсутствия гумуса почва структуры не имеет), Малоплодородная.

Учитель обращается к школьникам: «Вы уже знакомы с почвенным разнообразием. Посмотрите на почвенную карту России. Особенность почвенной карты — её мозаичность, пестрота. Какие факторы влияют на образование почв?» Учитель в беседе с обучающимися формулирует факторы почвообразования и представляет их в виде схемы.

Факторы почвообразования: Климат; Время; Деятельность человека; Грунтовые воды; Горные породы; Рельеф; Животные; Растительность

При анализе почвенной карты России учитель просит выяснить, в какой последовательности почвы сменяют друг друга в направлении с севера на юг, и задаёт вопрос: «Какую закономерность можно выявить?» Обучающиеся вспоминают закон широтной зональности, установленный В. В. Докучаевым.

Закрепление.

На основе текста параграфа, почвенной карты и рисунка 63 на с. 124 учебника школьники составляют таблицу.

Тип почвы

Условия почвообразования

Содержание гумуса


Плодородие



Распространение

Тундровая глеевая: Мало тепла, избыточное увлажнение, скудная растительность,малый опад.

Менее 1% Неплодородная Зона тундры

Подзолистая: Избыточное увлажнение, малый опад; 1—2% Малоплодородная Северная часть лесной зоны (зона тайги)

Дерново-подзолистая: Достаточное тепло и увлажнение, большой опад; 2—4% Относительно плодородная Южная часть лесной зоны (зона смешанных лесов)

Серая лесная: Количество осадков и испарение практически равны; 4—8% Плодородная Лесостепная зона

Чернозёмная: Недостаточное увлажнение, слабый промыв, большой ежегодный опад; 5—10% Наиболее плодородная Степная зона

Каштановая: Скудное увлажнение, незначительный опад; До 1,5% Малоплодородная Сухая степь

Бурая: Очень скудное увлажнение, незначительный опад; Менее 1,5% Неплодородная Полупустыни

Учитель вводит понятия «земельные» и «почвенные ресурсы». Особое внимание обращается на бережное отношение к почвенным ресурсам и охрану почв.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Домашнее задание:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!