СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 11 классе по теме: «Производство, передача и использование электроэнергии»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 11 классе по теме: «Производство, передача и использование электроэнергии»»





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«СОШ п. Модин»








Урок физики

в 11 классе

по теме:

«Производство, передача и использование

электроэнергии»







Подготовила

учитель физики

Гетикова Н.Н















2020 учебный год





Цели урока:

Дидактическая: закрепить знания учащихся о видах электростанций, изучить их достоинства и недостатки; сформировать представление о передаче энергии на расстояние.

Развивающая: использовать полученную информацию для развития мышления, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательная: воспитывать экологическую, экономическую, информационную культуру учащихся.

Тип урока: конференция.

Оборудование: компьютер, проектор.

Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку.

Вступительное слово учителя: сегодня у нас заключительный урок по разделу физики «Электромагнитные колебания».

Вопрос мы должны поставить перед собой: какие цели и задачи и попробовать решить?

Заслушиваем мнения учащихся.

Я еще не устал удивляться

Чудесам, что есть на земле

Телевизору, голосу раций

Вентилятору на столе.

Самолёты летят сквозь тучи,

Как до этих вещей могучих

Домечтаться люди могли.

Я вверяю себя трамваю

Я гляжу на экран кино

Эту технику понимая

Изумляюсь ей всё равно.

Ток по проволоке струится

Спутник ходит по небесам

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам.

Всё известно вокруг, тем не менее,

на земле ещё много того

Что достойно порой удивления

Твоего и моего.

Учитель: Любому открытию сопутствует опыт, талант изобретателя и даже случай. Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чём то, то это и есть открытие. На сегодняшнем уроке мы попробуем совершить своё открытие.

В процессе подготовки к конференции каждый ученик получил задание подготовить проект по основным видам электростанций на современном этапе развития науки и техники, дать характеристики основным и альтернативным типам электростанций и рассказать о преимуществах и недостатках этих электростанций.

Мы решили сделать презентацию к нашей конференции общую, указав цели и задачи, поставленные перед нами. Каждый из вас работал по определённому объекту.

Работать будем так сначала проверим наши знания по предыдущему уроку, а затем представим свои работы, обсудим их и сделаем общий вывод.

Вопрос: что представляют собой вынужденные электромагнитные колебания?

Ответ: переменный электрический ток.

Вопрос: где и каким образом вырабатывается электрический ток?

Ответ: на электростанциях с помощью генераторов переменного тока.



Учитель: в наше время потребление электроэнергии неудержимо растёт, а запасы ископаемого топлива столь же стремительно сокращаются. Необходимо изыскивать новые, по возможности дешёвые, достаточно мощные и экологически чистые источники энергии. И сегодня на своей конференции мы обсудим эту проблему. Какие вопросы будут стоять перед нами?

Ответ: производство, передача и использование электроэнергии.

Мы с вами на прошлом уроке узнали о ТЭС ГЭС и АЭС.

Кто мне расскажет о тепловых электростанциях?

Ученик: электроэнергия вырабатывается, в основном, с помощью электромеханических индукционных генераторов. Существуют два основных типа электростанций: тепловые и гидроэлектростанции. На тепловых электростанциях топливом служат уголь, газ, нефть, мазут, горючие сланцы. Роторы генераторов приводятся во вращение паровыми и газовыми турбинами.

КПД ТЭС - 40%. Большая часть энергии теряется вместе с отработанным паром. В настоящее время в нашей стране ТЭЦ дают около 40% всей электроэнергии.



Учитель: По какой схеме происходит превращение энергии на ТЭС

Ответ: Превращение энергии на тепловой станции можно показать на схеме:

энергия топлива -- внутренняя энергия пара - кинетическая энергия пара - кинетическая энергия турбины - электрическая энергия

Учитель: Каковы достоинства и недостатки ТЭС?

Ответ: Достоинства тепловых электростанций:

1.под станции используются небольшие площади;

2.высокая удельная теплота сгорания видов топлива;

3.простота хранения угля, пригодность к непосредственному использованию угля, нефти, газа.

Недостатки тепловых электростанций:

1.сильно загрязняют атмосферу сернистыми и азотистыми соединениями, углекислым газом, создают парниковый эффект, кислотные дожди;

2.используются большие площади для добычи угля, рельеф портится шахтами;

3.с охлаждающей водой в ближайшие водоёмы сбрасывается большое количество тепла, повышающее температуру водоёма.

Вопрос: Как работает ГЭС?

Ответ: На гидроэлектростанциях (ГЭС) для вращения роторов генераторов используется потенциальная энергия воды. Роторы приводятся во вращение гидравлическими турбинами. ГЭС дают около 20 % вырабатываемой в стране электроэнергии.

Вопрос: Какие превращения энергии происходит на ГЭС?

Ответ: Превращение энергии на ГЭС показаны на схеме:

потенциальная энергия воды - кинетическая энергия воды -кинетическая энергия турбины - электрическая энергия.

Вопрос: укажите достоинства и недостатки ГЭС.

Ответ: Достоинства гидроэлектростанций:

1.не загрязняется атмосфера;

2.создаются новые водоёмы;

3.увлажняется атмосфера, меняется микроклимат;

4.гидроресурсы не надо добывать и обрабатывать.

Недостатки гидроэлектростанций:

1.затапливаются огромные территории;

2.вынужденное переселение людей из зон затопления;

3.разрушается естественная среда обитания флоры и фауны;

4.отчуждаются плодородные пойменные земли;

5.плотины отрицательно влияют на воспроизводство ценных пород промысловых рыб;

6.по мнению некоторых учёных, последствием строительства ГЭС является «наведённая сейсмичность» в зоне расположения мощных гидроузлов и больших водохранилищ

В 1967 году в Индии была разрушена плотина высотой 103 метра.

Причина - землетрясение, эпицентр - под телом плотины.

Учитель: значительную роль в энергетике играют атомные электростанции (АЭС), которые в настоящее время дают свыше 10 % электроэнергии. Сырьём для АЭС служат в основном уран и торий - их в земной коре достаточно много. Устройство ядерных реакторов и работу АЭС мы будем детально изучать в разделе «Ядерная физика». Сегодня мы скажем о достоинствах и недостатках этого вида электростанций.

Ответ: Достоинства:

1.небольшая площадь под АЭС;

2.при отсутствии утечек - никакого загрязнения окружающей среды;

3.относительная независимость от месторасположения сырья.

Недостатки:

1. образуются радиоактивные отходы (глобальная проблема);

2.дороговизна строительства (ещё дороже демонтаж отслуживших АЭС );

3.проблема дезактивации и захоронения радиоактивных отходов.

Учитель: В марте 1979 года в США произошла самая тяжёлая (до Чернобыля) авария. После этого случая американцы не ввели в строй ни одного реактора. В Швеции принято решение о постепенном закрытии АЭС.

Учитель: Мы с вами рассмотрели основные типы электростанций. Как видите, каждый из этих типов содержит и достоинства, и недостатки.

Различные общества в защиту экологии предъявляют справедливые претензии к строителям и проектировщикам электростанций. Тем не менее человечество привыкло к тому комфорту и к тем удобствам, которые обеспечивает нам электричество.

К тому же неизбежная нехватка природных ресурсов приведёт к постепенному росту цен на энергоносители.

Именно поэтому в последнее время человечество всё острее ощущает энергетический дефицит и потребность в альтернативных источниках энергии.

Другими словами, существуют нетрадиционные источники энергии. Доля энергии, вырабатываемая на них в настоящее время незначительна. И всё - таки энергетика, основанная на возобновляемых и экологически чистых источниках энергии, есть энергетика будущего.

Итак приступаем к рассмотрению ваших проектов: «Альтернативные источники энергии».

Презентации

Солнечная энергетика

  • Ветроэнергетика

  • Приливная станция

  • Геотермальная энергетика

Учитель. А теперь подведём итог и сделаем вывод

Ученик по презентации делает вывод.

Вывод: потребление энергии на Земле должно быть экономично.



Подведение итогов урока. Рефлексия.

Выставление оценок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!