СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики "Сила трения"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока

Просмотр содержимого документа
«Урок физики "Сила трения"»

Технологическая карта урока

Учебный предмет:физика

Класс: 7

УМК:Пёрышкин А. В.

Тема урока:Сила трения

Тип урока:изучение нового материала.

Цель урока:создать условия для развития логического мышления, коммуникативных умений учащихся, умений наблюдать, высказывать гипотезы, предположения, формулировать выводы.

Задачи: а) способствовать формированию представления о силе трения; показать значение силы трения в жизни человека, быту, технике; выяснить от чего зависит сила трения (предметный результат);

б) развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы; способствовать расширению кругозора (метапредметный результат);

в) развивать мотивацию изучения физики, используя интересные сведения; развивать умение работать в паре и группой (личностный результат).

Тип урока: урок формирования новых знаний

Вид урока: комбинированный урок с использованием игровых и ИКТ технологий

Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование (динамометр, набор грузов трибометр; стеклянные пластинки, листы наждачной бумаги, стакан круглый, вода, пипетки),интерактивная доска, раздаточный материал, мультимедийный проектор, компьютер




Деятельность учителя, применяемые технологии

Деятельность учащихся


Формирование УУД


1. Организационный этап.

Добрый день, дорогие друзья! Я рада видеть вас, давайте поприветствуем наших гостей и начнем работать

Отвечают на приветствие учителя.

Коммуникативные: умение слушать учителя.

Регулятивные: умение настраиваться на занятие, планировать индивидуальную образовательную траекторию.

2. Мотивация учебной деятельности, постановка цели урока

Создание проблемной ситуации:

Изобразите силы, действующие на яблоко в полете, человека на стуле и на камень в керлинге

К чему приводит действие силы?

Ребята, вы когда-нибудь задумывались, «Почему мел оставляет след на доске?», «Какую роль играет слюна при глотании пищи?», «Для чего иголки тщательно полируют?» Что означает поговорка: «Не подмажешь, не поедешь»

На эти вопросы мы сможем ответить, изучив материал урока.












Отвечают на вопросы учителя.

Выдвигают предположения.


Коммуниативные:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; слушать окружающих.

Регулятивные:

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;


3. Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы поговорим об одном таинственном знакомце-явлении, сопровождающем нас с детства на каждом шагу, а потому ставшем привычным и незаметным. Но называть имя этого знакомца я не буду, вы сами его назовете, проделав простые опыты.

Опыт 1  “Наблюдение явления трения ”

Положите брусок на лист бумаги и медленно потяните за лист. Почему брусок пришел в движение? Ведь вы на него не действуете?

Учащиеся догадываются, что между бруском и бумагой что-то возникает, то. Что удерживает его на бумаге и как бы сцепляет его с листом

Теперь толкните его и наблюдайте за его движением. Что вы можете сказать о скорости бруска? Как она изменялась? Что приводит к изменению скорости?

Верно: действие силы. Какой вывод напрашивается? (Действует какая-то сила, которая может сцеплять тела друг с другом или замедлять движение тела)

И это тот таинственный «знакомец», которому посвящен наш урок. Этот «знакомец»-сила трения.

С явлением трения и силой трения мы знакомы с детства. Оказывается, что первые исследования трения проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи, более 400 лет назад, но его работы не были опубликованы. Законы трения открыли французские ученые Гильом Амонтон (1699 г) и Шарль Огюстен Кулон (1785г).


Исходя из жизненного опыта, попробуйте сформулировать определение этому явлению. Что такое трение? (выслушиваются варианты ответов)

(   - Это сила, возникающая  при соприкосновении поверхностей   взаимодействующих тел.

-Это сила, препятствующая движению тела)

Правильно, при соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения.









Выполняют работу, делают выводы

Личностные УУД :

- формировать основы научного мировоззрения;

Регулятивные УУД:

- находить и формулировать проблемы в индивидуальной и групповой учебной деятельности;

- находить способы решения проблемы и предвидеть конечный результат;

Познавательные УУД:

- уметь анализировать, сравнивать, обобщать изученные понятия;

- трансформировать информацию из одного вида в другой ;

Предметные УУД:

- формировать понятия о силе трения, о видах трения

4. Применение знаний в новой ситуации


Определение:  Сила трения – это сила, возникающая при соприкосновении тел и направленная в сторону, противоположную движению

Сегодня урок проведем в форме исследования. На опытах вы установите:

-в чем причины возникновения трения

-какие виды трения различают

-от чего зависит сила трения

-когда трения бывает вредным и когда полезным

Часть исследования мы проведем фронтально, часть –работа в группах с отчетом о проделанной работе

Итак. Начинаем наше исследование

Опыт 2 и 3. “Выяснение причин возникновения трения”.

 Установим   причины возникновения трения

Опыт 2: возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть?

Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?

Опыт 3: возьмите 2 кусочка наждачной бумаги . Рассмотрите поверхность этих тел. Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга.

Назовите 2 причины возникновения трения.

Выводы: (записи в тетрадях)

Причины возникновения трения

  1. Неровности поверхностей.

  2. Молекулярное притяжение




Читают текст, выделяют существенную информацию, дополняют ответы других групп.



Выдвигают гипотезы.



Отвечают на вопрос учителя


Наблюдают за ходом эксперимента.


Выполняют практические задания группой,

отчитываются о результатах, делают выводы

Личностные УУД :

- формировать основы научного мировоззрения;

Регулятивные УУД:

- находить и формулировать проблемы в индивидуальной и групповой учебной деятельности;

- планировать индивидуальную и групповую деятельность по разрешению проблемы;

Познавательные УУД:

-применять полученные знания и умения для решения широкого спектра практических задач в повседневной жизни.

Коммуникативные УУД:

- работать в коллективе;

- слушать окружающих;

- с достаточной точностью выражать свои мысли;

- аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами;

- критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их.

Предметные УУД:

- уметь различать теоретический способ познания природы от экспериментального;

- проектировать и проводить наблюдения и эксперименты.

5. Первичная проверка понимания

Работа в группах.

1.Задание: исследовать зависимость силы трения от вида поверхностей.

Ход работы:

  1. Присоедините динамометр к деревянному бруску. Прижмите брусок к поверхности при помощи грузов.

  2. Равномерно передвигайте брусок по поверхности стола. Какое значение силы трения показывает динамометр? Запишите показания в таблицу.


  1. Повторите измерение силы трения, перемещая брусок по поверхности, покрытой тканью. Запишите показания в таблицу.

  2. Повторите измерение силы трения, перемещая брусок по поверхности, покрытой наждачной бумагой. Запишите показания в таблицу.






  3. вещество

    FТР, Н

    1

    Деревянный брусок по поверхности стола.


    2

    Деревянный брусок по поверхности, покрытой тканью.


    3

    Деревянный брусок по поверхности покрытой нажд. бумагой.


    Сделайте вывод. Запишите его.


Вывод: сила трения, возникающая между двумя поверхностями зависит от__________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Задание: исследовать зависимость силы трения от силы, прижимающей тело к поверхности.

Ход работы:


1.Присоедините динамометр к деревянному бруску.

2. Равномерно передвигайте брусок по поверхности стола. Какое значение силы трения показывает динамометр? Запишите показания в таблицу.



3.Повторите измерение силы трения, увеличив массу бруска при помощи одного, двух и трех грузов.



4.Занесите данные в таблицу.

5.Сделайте вывод и запишите его.


оп

m, кг

FТР, Н

1

Брусок без груза


2

1 груз


3

2 груза


4

3 груза




Вывод: сила трения, возникающая между двумя поверхностями зависит от__________________________________________________________________________________________________________________________________


3.Задание: сравнить силу трения скольжения и силу трения качения.

Ход работы:

1.Присоедините динамометр к деревянному бруску. Прижмите брусок к поверхности при помощи грузов.

2.Равномерно передвигайте брусок по поверхности стола. Какое значение силы трения показывает динамометр? Запишите показания в таблицу.

3.Присоедините к бруску колеса и повторите измерения силы трения. Запишите показания в таблицу.

4.Сделайте вывод и запишите его.

оп


FТР, Н

1

Брусок скользит по поверхности


2

Брусок катится по поверхности



Вывод: сила трения, возникающая между двумя поверхностями зависит от__________________________________________________________________________________________________________________________________

Сила трения становится меньше, если_______________________________


4.Задание: исследовать зависимость силы трения от площади соприкасающихся поверхностей.

Ход работы:

1.Присоедините динамометр к деревянному бруску. Прижмите брусок к поверхности при помощи грузов.

2.Равномерно передвигайте брусок по поверхности стола. Какое значение силы трения показывает динамометр? Запишите показания в таблицу.


3.Повторите измерение силы трения, перемещая брусок , повернув его другой гранью ( не забудьте вновь прижать его к поверхности тем же количеством грузов) . Запишите показания в таблицу.

4.Сделайте вывод. Запишите его.








грань

FТР, Н

1

Широкая (большая площадь поверхности)


2

Узкая (малая площадь поверхности)




Вывод: сила трения, возникающая между двумя поверхностями от площади соприкасающихся поверхностей ______________________


5.Задание: исследовать зависимость силы трения от относительной скорости движения тел

Ход работы:


1.Присоедините динамометр к деревянному бруску. Прижмите брусок к поверхности при помощи грузов.

2.Равномерно передвигайте брусок по поверхности стола. Какое значение силы трения показывает динамометр? Запишите показания в таблицу.



3.Повторите измерение силы трения, увеличив скорость его движения ( не забудьте вновь прижать его к поверхности тем же количеством грузов) . Запишите показания в таблицу.

4.Сделайте вывод. Запишите его.


1

При меньшей скорости

FТР = Н

2

При большей скорости

FТР= Н


Вывод: сила трения, возникающая между двумя поверхностями от относительной скорости движения тел (зависит или нет, если да, то как?)

______________________

  1. Инклюзия

Определить по картинкам вид силы трения , составить коллаж.(поместить на доску)

На работу учащимся дается 5-7 минут. После выполнения исследования в группах учащиеся отчитываются о проделанной работе, от группы выступает 1 ученик. По ходу выступлений заполняется таблица учащимися всего класса


Зависит от

Не зависит от

Силы нормального давления

Площади соприкосновения поверхностей

Рода трущихся поверхностей


Вида трения


Относительной скорости движения



Выполняют задания


Отвечают на вопросы, распределяют работу в группе,

Обсуждают эксперимент, делают выводы



Личностные УУД :

- развивать творческие и интеллектуальные способности ребёнка.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, обобщать изученные понятия;

- выделять главное,

- строить логичное рассуждение;

- устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

- работать в коллективе;

- слушать окружающих;

- с достаточной точностью выражать свои мысли;

6. Первичное закрепление

Инициирует обсуждение вопроса о вреде и пользе трения. Дает задание группам привести аргументы в защиту своей точки зрения.

Тесты на Якласс и бумажные инклюзия.( 3 мин)

А теперь проанализируем народную мудрость и наблюдательность

“ Почему рыбку легче поймать, чем её удержать?”

“Баба с возу, кобыле легче”,

“Не подмажешь, не поедешь”.

( Анализ пословиц и поговорок)

В приведенных примерах определите, какая сила трения действует на тело.

1.В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной. Н. А. Некрасов (сила трения скольжения)

2.Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет не слезет с облучка. А. С. Пушкин (сила трения качения)



Высказывают свою точку зрения, выслушивают мнение товарищей, оценивают их ответы.

Делают выводы.










Обсуждают командой возможные варианты, исправляют ошибки

Коммуниативные:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; слушать окружающих.

- аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами;

- критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их.

Регулятивные:

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;


7. Домашнее задание


Злые”

дела силы трения

Добрые”

дела силы трения






творческое задание (по желанию): Творческий проект на тему : «Если бы не было силы трения…» . Презентация урока в эл.журнале.


Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради.

Коммуниативные:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; слушать окружающих.

Регулятивные:

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;


9. Рефлексия

Предлагаю оценить работу каждого участника группы.


Прошу оценить свои знания по теме.

Просигнализируйте "Мордашками

Оценивают свою успешность и успешность каждого члена группы.

Сигнализируют о своём настроении "мордашкой";

высказывают своё мнение о уроке.

Регулятивные УУД:

- оценивать степень успешности как индивидуальной деятельности так и деятельность каждого члена коллектива;

- понимать причины успеха или неуспеха; в случае неуспеха находить способы выхода из ситуации;

- оценивать своё психофизическое состояние.

Коммуникативные УУД:

- работать в коллективе;

- с достаточной точностью выражать свои мысли;

- аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами;

- критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их.

8. Итог урока

Формулирует вопросы, слушает ответы обучающихся: О какой силе мы говорили сегодня на уроке? Так вредно трение или полезно?

Благодарит группы за хорошую работу, отмечает работу самых активных.



Отвечают на вопросы: «Мы познакомились сегодня на уроке с силой трения. Трение есть и с ним надо считаться»

Познавательные УУД:

-применять полученные знания и умения для решения широкого спектра практических задач в повседневной жизни.

Предметные УУД:

- уметь различать виды трения;

- знать как влияет трение на жизнь человека в быту, в природе, в технике.








10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!