СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок сила трения

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по физике

сила трения

,,,В разделе «Взаимодействие тел», вы изучили различные силы, которые помогают нам в жизни. На данном уроке изучим еще одну силу, не менее важную, но сначала, вспомним, что вы уже знаете о силах.

Просмотр содержимого документа
«Урок сила трения»

Цели урока:

Образовательные:

  • учащиеся должны знать понятие силы трения

  • знать виды трения

  • уметь экспериментально установить, от чего зависит сила трения

  • учащиеся должны уметь устанавливать причины возникновения силы трения

Развивающие:

  • развитие логического мышления

  • развитие умений экспериментировать

  • Формирование умений пользоваться приборами

  • Формирование умений делать выводы, анализировать и сравнивать результаты опытов

Воспитательные:

  • привлечь учащихся к активной самостоятельной деятельности

  • воспитание культуры общения

Оборудование для учителя: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, брусок деревянный, динамометр, набор грузов (3), 2 круглых карандаша, 2 предметных стекла.

Оборудование для учащихся: Динамометр, лист гладкой бумаги, брусок деревянный, набор грузов (3), 2 круглых карандаша, 2 предметных стекла.

План

  1. Организационный момент (2 мин.)

  2. Актуализация знаний (2 мин.)

  3. Мотивационное начало урока (1 мин.)

  4. Изучение нового материала (20 мин.)

  5. Закрепление изученного. Решение задач качественного характера (5 мин.)

  6. Выполнение теста (4 мин.)

  7. Подведение итогов. Дом. задание. Рефлексия (5 мин.)

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь.

Сегодня урок немного необычен . Вести его буду я. У нас на уроке присутствуют гости. А в остальном же урок как всегда – Урок получения знаний.

(Восточная мудрость) (Слайд 1)

Итак, начинаем наш урок,
Пусть он всем пойдет вам впрок.
Будем слушать, отвечать,
Задачки надо порешать.
Как, почему и отчего,
А вам оценивать его!

В разделе «Взаимодействие тел», вы изучили различные силы, которые помогают нам в жизни. На данном уроке изучим еще одну силу, не менее важную, но сначала, вспомним, что вы уже знаете о силах.

II. Актуализация знаний (2 слайд)

Продолжи фразу:

  • Сила – это …

  • Виды сил:

  • Единица измерения силы …

  • Сила измеряется прибором …

  • Сила является векторной величиной. Что это значит?

  • Сила упругости возникает …

! Я рада видеть вас и очень хочу начать работу с вами! По дороге сюда я встретила почтальона, он попросил меня передать вам письмо от Деда Мороза. Я такая любопытная, мне так не терпится узнать, о чём идёт речь в этом письме. А вам? Вы разрешите мне его прочитать?

II. Мотивационное начало урока

а) Мотивация

Учитель (читает письмо). «Дорогие ребята! Пишу вам письмо в надежде на то, что вы мне поможете. Скоро Новый год, и мне предстоит доставить новогодние подарки всем, кто примерно себя вёл в течение года. Но, к сожалению, сейчас я не могу выехать из своего дома. Во-первых, мой новый шёлковый мешок постоянно развязывается, и я боюсь по дороге растерять подарки. Во-вторых, мои сани не могут двигаться по земле без снега, декабрь нынче не очень снежный. Прошу вас, помогите мне, дайте совет, как выйти из этой ситуации. С нетерпением жду вашего письма. Дед Мороз».

А вы знаете, мы можем помочь Деду Морозу! Мы дадим ему совет, но при одном условии: если на сегодняшнем уроке раскроем одну очень важную тайну, имя которой вы назовёте сами.

( На доске висит картина «Зимние забавы») (Слайд 3)

Вы все ребята любите зимние забавы: катание на санках , лыжах, коньках

а) санки, скатившись с горы, по инерции скользят по горизонтальному пути и останавливаются;
б) мальчик, разбежавшись, скользит на коньках по льду. Они не движутся равномерно, скорость их постепенно уменьшается. Почему?

в) демонстрирую опыт: приводится в движение игрушечный автомобиль. С течением времени его движение прекращается.
После этих вопросов учащиеся высказывают мнение, что здесь (в этих примерах) должна существовать сила трения.

Слайд 4 (тема урока)

III. Изучение нового материала

С явлением трения мы знакомы уже давно. В походе можно услышать: «Не натрите ноги», в школе – «Сотрите с доски записи».

Первые исследования трения были проведены великим итальянский ученым Леонардо да Винчи более 400 лет назад, но эти работы не были опубликованы. Законы трения были описаны французским ученым Гильомом Амонтоном в 1699 и Шарлем Кулоном в 1785 г.

Скажите, а какие силы вам уже известны?

Учащиеся. Сила тяжести, сила всемирного тяготения, сила упругости, вес.

Учитель. Чем характеризуется любая сила?

Учащиеся. Точкой приложения, направлением и числовым значением ( модулем).

Учитель : перед вами на слайде изображены силы. Какие это силы?

Учитель. Значить чтобы дать определение силы трения , надо указать точку приложения, направление силы и численное значение . Давайте дадим определение силы трения.



Определение(5 слайд)



Фронтальный опыт: деревянный брусок, динамометр.

Учитель объясняет классу, как измерить силу трения. На брусок в горизонтальном направлении действуют две силы. Одна сила – сила упругости пружины динамометра, направленная в сторону движения. Вторая сила – это сила трения, направленная против движения. Так как брусок движется равномерно, то значит равнодействующая этих сил равна нулю. Следовательно, эти силы равны по модулю и направлены в противоположные стороны. Динамометр показывает силу трения (уч-ся измеряют силу трения).


ставлю следующую проблему:

в чем причина существования силы трения?
- Сейчас мы, пользуясь предложенным оборудованием, определим силу трения. У вас на столах динамометры. Возьмем брусок, прикрепим его к динамометру, и будем тянуть брусок по горизонтальной поверхности так, чтобы он двигался равномерно. Эта сила по модулю равна силе трения, действующей на брусок.


Класс разделен на 3 подгруппы и каждая подгруппа выполняет задание:

Перемещаем груз с прикреплённым динамометром по деревянной поверхности (записываем значение силы трения)


Слайд 6 (Видео)


(Слайд 7) Причиной трения являются шероховатость поверхностей соприкасающихся тел

Вызываю одного ученика и предлагаю ему передвигать стекло по стеклу.
Почему же трудно передвигать стекло по стеклу, хотя их поверхности очень гладкие? Таким образом, создается новая проблемная ситуация урока.
Учащиеся высказывают различные предположения о существовании какой-то другой причины возникновения силы трения. Но какой? предлагаю еще раз вспомнить об основных положениях теории молекулярного строения вещества.
На основе имеющихся знаний проблема решается учащимися: Слайд 8 - видео

    1. причина существования трения в этом случае – взаимное притяжение молекул.

(слайд 9)









Вопрос : Какие существуют виды силы трения? (Слайд 10-13)

В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой, 
Полная счастья, с горы ледяной. Н. А. Некрасов (сила трения скольжения)

Вдоль опушки Вова едет 
На своем велосипеде
И везет варенье
Всем на угощенье. (сила трения качения)



Кошка за Жучку
Жучка за внучку
Внучка за бабку
Бабка за дедку
Дедка за репку
Тянут-потянут, вытянуть не могут.(сила трения покоя)

Комплекс упражнений для снятия утомления (слайд 14)

-разогреем ладошки

-как бороться с вирусом гриппа? (стимулировать иммунитет)

-потрём мочки ушей, где находятся биологические активные точки, влияющие на иммунитет.

-для расслабления мышц спины, кулаками потрите вдоль позвоночника, для улучшения кровообращения в мышцах



Всем группам даём задание

С помощью оборудования выясните, как зависит модуль силы трения от веса движущегося тела. Для этого с помощью горизонтально расположенного динамометра равномерно перемещайте деревянный брусок по гладкой поверхности доски – сначала с одним грузом, затем с двумя, тремя. Сравните показания динамометра. Сделайте вывод.

(Вывод: Трение скольжения. Выполнив задание, мы пришли к выводу: сила трения скольжения зависит от веса движущегося тела. Чем больше вес тела, тем больше действующая на него сила трения.)

Записываем значения силы трения в экспериментальный лист (Таблица 1)





Учитель. Значит, что нужно сделать, чтобы уменьшить силу трения?

Нужно уменьшить вес движущегося тела.

Учитель. Говорят: «Нужно уменьшить нагрузку».

Всем группам: перемещаем брусок с динамометром вдоль деревянной дощечки, а за тем вдоль наждачной бумаги, сравниваем значение модуля силы трения.

Вывод: сила трения завмисит от рода трущихся поверхностей (Таблица 1)

Всем группам

Динамометр с бруском перемещаем расположив брусок с синей картонкой вниз (записываем значение силы трения, затем переворачиваем брусок красной картонкой вниз) (записываем значение силы трения) Делаем вывод о площади соприкасающейся поверхности

Вывод: сила трения не зависит от площади соприкасающейся поверхности (Таблица 2)

Слайд 15



Учитель. Что нужно сделать, чтобы уменьшить силу трения?

Всем группам:

С помощью оборудования сравните модули сил трения скольжения и качения при одинаковых массах тел. Для этого с помощью горизонтально расположенного динамометра сначала переместите тележку так, чтобы она скользила, а затем катилась. Сравните показания динамометра. Сделайте вывод. (Таблица 3)

(Вывод: Трение качения. Выполнив задание, мы пришли к выводу: при одинаковой массе движущихся тел сила трения качения меньше силы трения скольжения.)

Учитель. Значит, что можно сделать, чтобы уменьшить силу трения?

Группа. Нужно тело катить.

Группа. Нужно использовать жидкость.

Учитель. Говорят: «Использовать смазку».

Но можно применить и подшипники

Силу трения можно уменьшить во много раз, если ввести между

трущимися поверхностями смазку. В технике в качестве смазки

применяют различные масла.

В истории известен такой пример:

18 августа 1851г. император Николай 1 совершил первую поездку

из Петербурга в Москву по железной дороге. Начальник

строительства дороги, чтобы подчеркнуть торжественность

события, приказал первую версту железнодорожного полотна

покрасить белой масляной краской. Это подчёркивало, что

императорский поезд первым пройдёт по нетронутой белизне

уходящих вдаль рельсов. Но забыли о смазочном действии

масляной краски – паровоз буксовал. И жандармы, подобрав

полы шинелей, бежали версту перед поездом и посыпали песком

покрашенные рельсы.



Посыпать песком, следовательно, увеличить шероховатость поверхности

Учитель: Одна из Лондонских газет в начале 20 века писала: (декабрь 1927 г.)

“Вследствие сильной гололедицы уличное и трамвайное движение в Лондоне заметно затруднено. Около 1400 человек поступило в больницы с переломами рук, ног…”

Закрепление (слайд 16-20)

  1. Для чего иголки тщательно полируют? 
    Ответ: Уменьшают силу трения скольжения и тогда легче шить.

  2. Какую роль играет слюна при глотании пищи? 
    Ответ: Роль смазки, уменьшается трение и легче глотать.

  3. Почему мел оставляет след на классной доске? 
    Ответ: Когда прижимают мел к доске, создают большую силу трения, которая и отрывает частички мела - возникает след на доске.



Трение играет большую роль в жизни растений и животных. (Слайд 21-25)

В жизни многих растений трение играет положительную роль. Растения благодаря трению цепляются за находящиеся поблизости опоры, удерживаются на них и тянутся к свету. Трение здесь создается за счет того, что стебли многократно обвивают опоры и поэтому очень плотно прилегают к ним.



А вот растения, имеющие корнеплоды, такие, как морковь, свекла, брюква. Сила трения о грунт способствует удержанию корнеплода в почве. С ростом корнеплода давление окружающей земли на него увеличивается, а это значит, что сила трения тоже возрастает. Именно поэтому так трудно вытащить из земли большую свеклу, редьку, репу.



Таким растениям, как репейник, трение помогает распространять семена, имеющие колючки с небольшими крючками на концах.



Эти колючки зацепляются за шерсть животных и вместе с ними перемещаются. Семена же гороха, орехи благодаря своей шарообразной форме и малому трению качения перемещаются легко сами.





Путем длительной эволюции организмы многих живых существ приспособились к трению, научились его уменьшать или увеличивать. Так, тело рыб имеет обтекаемую форму и покрыто слизью, что позволяет им развивать при плавании большую скорость. Кости животных и человека в местах их подвижного сочленения имеют очень гладкую поверхность, а внутренняя оболочка полости сустава выделяет специальную синовиальную жидкость, которая служит как бы суставной «смазкой». При глотании пищи и ее движении по пищеводу трение уменьшается за счет предварительного дробления и пережевывания пищи, а также смачивания ее слюной.



Действие органов хватания (к ним можно отнести клешни рака, передние конечности и хвост некоторых пород обезьян и др.) тоже тесно связано с трением. Ведь предмет или живое существо будет тем прочнее схвачено, чем больше трение между ним и органом хватания. Величина же силы трения находится в прямой зависимости от прижимающей силы. Поэтому органы хватания устроены так, что могут либо охватывать добычу с двух сторон и зажимать ее, либо обвивать несколько раз и за счет этого стягивать с большой силой.



Дерево знаний

Тест слайды 26

Проверка ответов слайд 27

Учитель. Да, но ведь наше знакомство с трением необходимо было нам, чтобы помочь Деду Морозу, который должен доставить подарки к Новому году! Ну что, вы готовы написать письмо этому замечательному дедушке? Дорогие ребята! Благодарю вас за работу на уроке.

















Дорогой Дедушка Мороз!

Спешим помочь тебе советом. Во–первых, чтобы шелковый мешок не развязался и ты не растерял подарки, надо его завязать потуже и не шелковой , а холщевой веревкой ( можно использовать липучку). Во-вторых , чтобы сани ехали по земле , надо полозья заменить на колеса. Мы все с нетерпением ждем тебя в гости . Надеемся , что мы тебе помогли.

Ученики 7 класса. (Слайд 28)



Рефлексия (Слайд 29)



Домашнее задание: написать сочинение о пользе и вреде трения в быту и технике (дать совет домашним, как передвигать тяжёлые предметы)
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!