СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики "Источники тока"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложен подробный план-конспект урока физики в 8 классе с использованием современных технологий. Даются ссылки на интернет- уроки для самостоятельного изучения, презентации, дополнительную литературу по теме урока. Рассматриваются различные приемы мотивации к изучению физики. Для работы в группах предлагаются экспериментальные задания.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики "Источники тока"»

УРОК 38. Источники электрического тока Свичкарь Людмила Леонидовна, ДОШ № 97

Урок № 38. Источники электрического тока


Обучающая цель: ввести понятие «источник тока», рассмотреть различные виды источников электрического тока, закрепить и расширить знания об электрическом токе и его направлении; разъяснить устройство и принцип действия аккумулятора и гальванического элемента.

Развивающая цель: продолжить развитие умений учащихся анализировать информацию, представленную как в текстовом так и видео формате, делать соответствующие выводы, кодировать и раскодировать полученную информацию; развивать мышление учащихся в процессе физического эксперимента;

Воспитательная цель: показать практическое применение источников электрического тока; воспитывать у учащихся интерес к науке, стремление к знаниям

Технические средства обучения, наглядные пособия

Новые понятия

1. -  Фабрика печати EPSON М200 

- Документ камера EPSON ELPDC06 

- Интерактивный проектор EPSON EB-485Wi 

2. Экран (или интерактивная доска)

3. Флеш-анимации

4. Презентация их устройство и назначение;

Учащиеся должны четко представлять, что источник тока создает в проводниках электрическое поле под действием которого свободные заряженные частички приходят в движение.

Учащиеся должны приводить примеры: различных источников электрического тока; называть основные части гальванического элемента;

объяснять какие превращения энергии происходят в различных источниках энергии

Учащиеся должны уметь наблюдать: возникновение электрического тока

Учащиеся должны знать: правила безопасного использования различных источников тока;

Новые понятия: источник тока, гальванический элемент;, термоэлемент, фотоэлемент, генератор, батарея, аккумулятор.

Межпредметные связи


Учебная литература

химия, биология, история, курс 10-11кл.: фото- и термоэлементы

  1. Ф.Я.Божинова, М.М.Кирюхин, О.О. Кирюхина «Физика, 9».- Харьков, изд-во «Ранок», 2009

  2. Ляшенко О.І., Коршак Є.В., Савченко В.Ф. , «Физика, 9».- Х., «Генеза», 2009

  3. Шут М.И., Мартинюк Т.М., Благодаренко М.Ю., «Физика, 9».- К.,Перун, 2009

  4. Программа «7-12 класи. Фізика. Астрономія” Київ., “Шкільний світ”, 2005

  5. Лифарь С.В., Тарарина И.Н. Рабочая тетрадь.Физика.9класс.-Х., Генеза,2009



Задания для самостоятельной работы

Интернет-лекция «Источники тока» (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bdc43fae-692c-4a70-9557-2b429a27309e/?interface=pupil&class=50&subject=30)

видеофильм «Механизм возникновения тока» (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c3e521a0-b3e5-43a8-a0fc-72840ebffce6/?from=ed9ec0b9-ace4-4180-a418-bbce9d8154df&interface=teacher&class=50&subject=30)

Иллюстрированный рассказ «Свинцовый аккумулятор» (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/853ab0ca-6b7e-4d69-82db-19fcf23a449b/?interface=pupil&class=50&subject=30)

Дополнительная литература


1. История физики и развитие представлений о мире: учеб. пособие / О.Ф. Кабардин. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 318 с.: ил.

2. Физика на каждом шагу / Я.И. Перельман. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 250 с.: ил.

3. Занимательные опыты по физике/ Дженис Ванклив. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254c.

4. Ставим опыты 1: Т. Сенчански. – Челябинск: Аркаим, 2008г

5.Занимательные опыты по физике/ Дженис Ванклив. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254c.

6. Интернет источники: http://class-fizika.narod.ru/8_25.htm

Лягушки Гальвани http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000062/st026.shtml

Демонстрации


Оборудование

  1. Взаимодействие двух заряженных электрометров (уменьшение показаний)

  2. Электрофорная машина (механическая энергия – электрическую)

  3. Термоэлемент (внутренняя – электрическую)

  4. Фотоэлемент ( световая – электрическую)

  5. Гальванический элемент (химическая – электрическую)

  6. Модель генератора электрического тока

Электрофорная машина, два электрометра, фотоэлемент, термоэлемент, модель генератора электрического тока, лампа на подставке, соединительные провода, гальванометр, проводники из разных материалов, лимон (яблоко), гальванический элемент, угольная палочка с металлическим наконечником, цинковая пластина, соединительные провода, миллиамперметр, стакан, раствор соли в воде,сода, медная пластина, набор монет




План занятия

Время

Метод (прием) обучения

Содержание работы

Наглядные пособия, ТСО



1 мин




5 мин





2 мин


9мин




5 мин


3 мин


5 мин






6 мин






5 мин



2 мин



2 мин





Беседа




Дидактическая игра «Да или нет»



Работа в группах


Отчет о результатах работы


Объяснение учителя


Работа в группах




Работа по цепочке





Самостоятельная работа



Беседа







  1. Организационный момент.

- проверка готовности учащихся к уроку

- проверка отсутствующих


  1. Объявление темы урока и мотивация на изучение нового материала



  1. Изучение нового материала

3.1. Демонстрация видеофрагмента «Механизм возникновения тока»

3.1. Учащиеся по группам выполняют по 1 предложенному опыту, описанному в инструкции.

3.2. Презентация-отчет: результаты опыта и вывод

3.3. Источники тока. Свинцовый акумулятор

3.5. Физкультминутка

3.5. Составление опорного конспекта, презентация опорного конспекта


  1. Закрепление нового материала

4.1. Решение качественных задач

4.2. Решение вопросов тренировочного теста


  1. Проверка знаний по теме. Оценивание знаний


Работа с тестами


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия


  1. Домашнее задание.









Презентация




Лабораторное оборудование, инструкции


Документ-камера


Флеш-анимация

Проэктор


Учебник




Презентация






Эл. тест


Домашнее задание

Примечания

1.Читать материал учебника.

Ответить на вопросы устно.

2. Просмотреть интернет-лекцию по теме

3. Подготовить сообщение об истории создания первых источников тока

4.Повести домашние опыты, предложенные на уроке, подготовить отчет

Всем


Дистанционно

По желанию


По желанию


Время

Структурный элемент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Критерии личностно-ориентированного подхода каждого этапа

1




1 мин

Организационный момент

1. Стимулирование деятельности учащихся, обеспечение общей готовности класса, обеспечение своевременного начала урока.

Концентрация внимания на учебной деятельности


Создание положительного эмоционального настроя на работу учащихся во время урока.

2






5 мин

Объявление темы урока и мотивация на изучение новой темы


Учитель предлагает учащимся некоторые утверждения, имеющие отношение к изучаемой теме.

Учащиеся пытаются определить тему урока, анализируя информацию, предложенную учителем, расширяют свои знания о проявлениях в природе явлений, которые им предстоит изучить

Развитие познавательного интереса к предмету, мотивация на изучение нового материала, активизация мыслительной деятельности учащихся

3




11 мин

Изучение нового материала

1) Механизм возникновения тока. Простейшие источники тока


Учитель организует экспериментальную деятельность учащихся по, создает условия для изготовления простейших источников тока , представления результатов эксперимента

Учащиеся проводят эксперимент, о результатах по очереди докладывают всему классу, делают выводы

Развитие экспериментальных умений, умений анализировать результаты опыта, представлять результаты своей работы перед аудиторией, анализировать и обобщать информацию




8 мин

2) Виды источников тока

Учитель организует работу с книгой, демонстрирует видеофрагмент и организует работу по объяснению физического явления, продемонстрированного в презентации (фильме). Демонстрация опытов (при наличии оборудования)

Учащиеся работают с книгой, просматривают видеофрагмент, совместно с учителем анализируют увиденное

Развитие умений раскодировки информации, представленной в графическом формате, развитие аналитического мышления

4




5 мин

Составление опорного конспекта по материалу урока

Учитель организует обсуждение учащихся, предлагая им определить ключевую учебную информацию

Учащиеся выделяют главные содержательные линии урока, предлагают условное изображение выученного

Развивается способность анализировать учебную информацию, выделять главное, сокращать информацию без потери смысла

5




6 мин

Закрепление знаний учащихся

Учитель организует работу учащихся по решению качественных задач, используя тренировочный тест, представленный в электронном виде

Учащиеся учатся анализировать условие задачи и находить нужный ответ, используя знания теории.

Стимулирование учащихся к высказываниям, отсутствие у них страха ошибиться или дать неправильный ответ, самооценивание своих знаний

6




5 мин

Оценивание знаний учащихся

Учитель предлагает учащимся выполнить тестовые задания самостоятельно, обеспечивает самостоятельность выполнения тестов

Учащиеся вспоминают изученный материал, отвечают на вопросы теста, оценивают свои знания

Развивается способность использовать знания теории в нестандартной ситуации, выявление продела в знаниях

7



2 мин

Подведение итогов урока

Учитель предлагает учащимся качественно оценить работу каждого участника урока

Учащиеся оценивают, что они лично для себя почерпнули на уроке, какие умения и навыки приобрели

Развивается умение адекватно оценивать свой вклад при работе в группах, способы организации учебной деятельности

8






2 мин

Организация работы дома

Учитель выделяет для изучения и отработки дома тот материал, который разбирался на уроке, определяет известные приемы работы учащихся, которыми они будут пользоваться, выделяет объем работы, обязательный для каждого учащегося.

Учащиеся получают инструктаж по выполнению домашнего задания, осознают цель выполненной домашней работы, производят запись в дневник.

В д.з. называется не только тема и объем домашнего задания, но и разъясняется как рационально организовать свою учебную деятельность во время выполнения домашнего задания.


  1. Организационный момент

ІІ. Объявление темы урока и мотивация на изучение нового материала.

Когда говорят об использовании электрической энергии в быту, на производстве или транспорте, то имеют в виду работу электрического тока. Электрический ток проводят к потребителю от электростанции по проводам. Поэтому, когда в домах неожиданно гаснут электрические лампы, или прекращаются движение электропоездов, троллейбусов, говорят, что в проводах исчез ток. Что же мы узнаем на сегодняшнем уроке.

Дидиктическая игра «Да –нет». (задуманное слово «источник тока»).


  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся

Оганизовать работу учащихся по группам, предложив им данные вопросы. Можно организовать работу фронтально, при этом учитель (или ученик) открывает ответы, названные учащимися. В данном случае используется (или 2 слайд презентации к уроку, или флеш, созданный на основе этой презентации)

  1. Этап изучения нового материала

Работа по группам

Задание для группы № 1

  1. В лимоне сделать два надреза.

  2. В один вставить цинковую пластину, в другой – угольную палочку с металлическим наконечником.

  3. Присоединить миллиамперметр. Что он покажет?

  4. Сделайте выводы.

  5. Для представления результатов опыта всему классу, аккуратно возьмите нижний лист картона , придерживая всю конструкцию, поместите ее на демонстрационный стол перед документ-камерой.

Задание для группы № 2

  1. Налейте в стакан раствор воды с солью.

  2. В раствор опустите медную и цинковую пластины.

  3. Между пластинами поместите ластик, чтобы они не касались друг друга.

  4. Присоедините пластины к миллиамперметру.

  5. Сделайте выводы.

  6. Для представления результатов опыта всему классу, аккуратно возьмите нижний лист картона , придерживая всю конструкцию, поместите ее на демонстрационный стол перед документ-камерой.

Задание для группы № 3

  1. Рассмотреть схему строения гальванического элемента по учебнику

  2. Выделите основные части, разобрав предложенную батарейку.

  3. Зарисуйте схему строения в тетради

  4. Сделайте выводы о принципе работы батарейки.

  5. Для представления результатов опыта всему классу, аккуратно возьмите нижний лист картона , придерживая всю конструкцию, поместите ее на демонстрационный стол перед документ-камерой.

Задание для группы № 4

1. В яблоке сделать два надреза.

2. В один вставить цинковую пластину, в другой – угольную палочку с металлическим наконечником.

3. Присоединить миллиамперметр. Что он покажет?

4. Сделайте выводы.

5. Для представления результатов опыта всему классу, аккуратно возьмите нижний лист картона , придерживая всю конструкцию, поместите ее на демонстрационный стол перед документ-камерой

Задание для группы № 5

  1. Разведите питьевую соду до густоты сметаны.

  2. Выложите чайной ложкой на блюдце.

  3. На один край содового комка положите медную монету, а на другой конец – кусочек оцинкованного железа

  4. Измерьте с помощью вольтметра, дотронувшись проводами, идущими от вольтметра , одновременно до меди и цинка напряжение.( Можно составить последовательную цепь из нескольких подобных элементов, напряжение на выходе батареи увеличится!)

  5. Сделайте вывод

  6. Для представления результатов опыта всему классу, аккуратно возьмите нижний лист картона , придерживая всю конструкцию, поместите ее на демонстрационный стол перед документ-камерой

Задание для группы № 6

  1. Возьмите по пять «желтых» и «белых» монет.

  2. Разложи те их, чередуя между собой.

  3. Проложите между ними прокладки из промокашки или газеты, смоченной в крепком растворе поваренной соли. 

  4. Поставьте все это столбиком и сожмите. Батарейка готова!

  5. Подсоедините вольтметр к первой «желтой» и последней «белой» монете.

  6. Сделайте вывод.

  7. Для представления результатов опыта всему классу, аккуратно возьмите нижний лист картона , придерживая всю конструкцию, поместите ее на демонстрационный стол перед документ-камерой


  1. Выступление учащегося по предыдущему домашнему заданию

В 1780 году итальянский ученый Луиджи Гальвани заметил, что электричество вызывает сокращение мышцы лапы лягушки. Дальнейшие исследования привели его к открытию замечательного факта – мышца лягушки сокращалась и без электрического воздействия извне, если мышцы и нервы соединялись разнородными металлическими предметами.

Итальянский ученый Алессандро Вольта обнаружил, что электричество возникает без использования тканей животных, если пластины из различных металлов поместить в сосуды с раствором соли или кислоты. В 1775 году Вольта опубликовал описание устройства, состоящего из пар медных и цинковых пластинок, разделенных кружочками ткани, смоченными проводящим раствором. Подобные устройства до сих пор по имени Гальвани называют гальваническими элементами.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (проэктор).

  1. Изучение нового материала.

ЭКСПЕРИМЕНТ 1

Заряжаем электрометр, добиваясь максимального отклонения стрелки. Соединяем проводником с другим электрометром. Наблюдаем уменьшение показаний первого и увеличение показаний второго.

- Что произошло?

( Под действием электрического поля электроны проводимости перемещаются по проводнику). Электроны обладают отрицательным электрическим зарядом. Электрическими зарядам и могут обладать и более крупные частицы вещества – ионы.

Электрическим током называется упорядоченное движение заряженных частиц.

Для существования электрического тока необходимы следующие условия:

1.Наличие свободных заряженных частиц (электронов, положительных и отрицательных ионов).

2. Наличие электрического поля.

Чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время, необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле. Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока.

Источники тока бывают различные. Но во всяком из них совершается работа по разделению положительного и отрицательного заряженных частиц. Разделенные частицы накапливаются на полюсах источника тока. Так называется места, к которым с помощью клеем или зажимов присоединяют проводники. Один полюс источника тока заряжается положительно, а другой – отрицательно. Если полюсы источника соединить проводником, то под действием электрического поля свободные заряженные частицы будут перемещаться в определенном направлении, возникает электрический ток.

В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение какой – либо энергии в электрическую.

- Какие виды энергии вы знаете?

ЭКСПЕРИМЕНТ 2

Электрофорная машина (механическая энергия – электрическую)

ЭКСПЕРИМЕНТ 3

Термоэлемент (внутренняя – электрическую)

ЭКСПЕРИМЕНТ 4

Фотоэлемент ( световая – электрическую)

ЭКСПЕРИМЕНТ 5

Гальванический элемент (химическая – электрическую)

Виды источников тока.

  • Механические: в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение механической, внутренней или какой – нибудь другой энергии в электрическую.

Демонстрация электрофорной машины

Работа над составлением опорного конспекта. Используя рисунки учащихся, выполненные при проведении эксперимента, информацию, полученную при изучении нового материала, учащиеся совместно составляют опорный конспект. Приблизительный вид которого представлен на рис

.


(опорный конспект впоследствии тиражируется в нужном количестве для подклеивания в тетрадь учащихся, либо работаем в тетрадях с печатной основой).


  1. Закрепление нового материала

Решить задачи:

• Если к шарам разноименно заряженных электроскопов одновременно прикоснуться металлическим стержнем, то в них возникнет электрический ток. Чем эта установка принципиально отличается от устройств, которые принято называть источниками тока?

• Протекает ли ток внутри гальванического элемента, от которого работает электрический фонарь, когда фонарь включен? когда он выключен?


  1. Оценивание знаний учащихся

Если каждый ученик обеспечен планшетом или ноутбуком, подключенным к сети Интернет, то тест для проверки знаний учитель выкладывает в «облако», куда имеют доступ все учащиеся. Если такой возможности нет, учитель раздает бумажный вариант тестов.


  1. Подведение итогов урока. С помощью опорного конспекта, составленного на уроке, который спроектирован через документ-камеру, учащиеся озвучивают основные сведения, полученные на уроке, комментируя, какой вид работы им понравился больше всего.

Х. Домашнее задание.

1.Читать материал учебника. Ответить на вопросы устно. Всем

2. Просмотреть интернет-лекцию по теме Дистанционно

3. Подготовить сообщение об истории создания первых источников тока По желанию

4. Провести домашние опыты, предложенные на уроке, подготовить отчет По желанию











10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!