СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Электризация тел"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок, который я представляла на конкурсе "Учитель года -2018"

Просмотр содержимого документа
«Урок "Электризация тел"»

I. Организационный момент. Мотивация (5 минут)

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость от общения друг с другом.

Сегодня на уроке у меня есть помощник – это палочка. На вид вроде обыкновенная, из эбонита. Я попытаюсь при ее помощи совершить чудо. Попробую что-нибудь достать из этой красивой коробочки. (Опускает палочку в коробочку и показывает ученикам).

Не получается. Что же делать?

Ученики. Сказать заклинание.

Учитель.  Попробую. АБРА – КОДАБРА – БУМ! Опять не получается…

А вспомните, что делал Алладин, когда доставал  из лампы джина?

Ученики. Натирал лампу.

Учитель. Попробую и я натереть свою палочку (натирает палочку о мех и опускает в коробочку. Показывает учащимся, что к палочке прилипли легкие кусочки бумаги). Получилось. А палочка то оказывается волшебная.

У вас на столах, ребята, есть палочки.… Проверьте, они тоже волшебные?

Опыт 1. Ученики натирают палочки.

Да, к палочкам, после их натирания прилипают  легкие предметы.

Учитель. А лоскутки ткани, меха о которые вы натирали палочки, обладают таким же свойством?

Ученики. Да, к ним тоже прилипают такие предметы.

Учитель. Какой вывод можно сделать из этих опытов?

Ученики. После натирания оба тела приобрели способность притягивать к себе легкие предметы.

Явление, которое мы только что наблюдали (способность тел притягивать другие тела, после того как их натерли), называется электризацией тел, или говорят, что им сообщен электрический заряд. Такая электризация еще называется статическим электричеством.

Кто сформулирует тему урока? (Электризация)
А что бы вы хотели узнать о таком явлении как электризация? (история, что это за явление, польза или вред…)

II. Изучение нового материала

Давайте сначала познакомимся с историей открытия такого явления, как электризация. У вас на столах лежит текст со стихотворением об истории открытия данного явления. Прочитайте и сформулируйте вопросы к тексту (VI в до н.э) (4 минуты)


Дочь Фалеса Милетского,
Философа известного
На берегу у озера
Пряла однажды шерсть.

Веретено янтарное,
Как солнце лучезарное,
Вращаясь, дело спорило,
Хвала б ему да честь.

Да что-то сердце ёкнуло,
Рука внезапно дрогнула,
И чудо – веретёнышко
Вдруг сорвалось к воде.

Вода его приметила
И ласково так встретила
Волной, обдав как пёрышко,
Отдав его земле.

Дочь Фалеса Милетского,
Философа известного
Приняв его у берега,
Спешила обтереть.

И о хитон свой новенький,
О шерстяной о тоненький
Стала тихонько, бережно
Веретено тереть.

И тут она заметила,
Случайно заприметила,
Что вдруг пристало несколько
Шерстиночек к нему.

Списав на влажность оное
Явленье незнакомое
Прижала сильней прежнего
Хитон к веретену.

И тёрла, что есть силочек,
Да вот число шерстиночек
Никак не убавлялось,
А только лишь росло.

Немного утомлённая,
Сим чудом удивлённая
С желаньем не рассталась
Отца спросить про то.

Отец дал разъяснения:
“Секрет сего явления
Сокрыт в веретене самом,
Как корешок в земле”.

Дочь Фалеса Милетского, 
Философа известного,
Уверилась, что дело в нём,
В прекрасном янтаре.



Какое вещество натирала о шерсть дочь Фалеса? (Янтарь – электрон)

Как вы думаете прекратилось ли на этом изучение электричества?



У вас на столах лежат полоски из бумаги и полиэтилена. Расположите их на расстоянии 5-7 см в подвешенном состоянии. Что наблюдаете?

Потрите эти полоски друг о друга и отведите на прежнее расстояние. Что наблюдаете? Давайте сделаем рисунок.



В результате чего изменилось свойство полосок? (трение, соприкосновение). Каким свойством стали обладать полоски? (наэлектризованы, получили заряд) (2 минуты)



Рождение учения об электрических явлениях связано с именем английского ученого Уильяма Гильберта(1544-1603), который показал, что при соприкосновении, способностью притягивать, обладает не только янтарь, но и многие другие вещества. Эти явления в начале 17 века были названы, давайте вспомним еще раз, как? электрическими.



Возьмите теперь две полиэтиленовые полоски и проделайте аналогичный опыт? Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать?

Как взаимодействуют наэлектризованные тела?(притягиваются или отталкиваются)

Чем же может быть вызвано такое различие во взаимодействии наэлектризованных тел?

Почему они отталкиваются? Какой заряд у бумажных полосок (у двух полиэтиленовых) одинаковый или разный? (одинаковый)

Какой заряд у бумажной и полиэтиленовой полоски? (разный)

И действительно, тщательное изучение этих явлений подтверждает наличие разного рода зарядов. (4 минуты)



А я продемонстрирую вам следующий опыт. У меня есть две алюминиевые гильзы. Я их наэлектризую эбонитовой палочкой, потертой о шерсть. Что наблюдаете?

А теперь возьму гильзу и наэлектризую ее с помощью стеклянной палочки, потертой о бумагу. Что наблюдаете? (2 минуты)



Американский физик Бенжамин Франклин предложил называть заряд, который приобретает стеклянная полочка после натирания о бумагу или шелк, положительным, а заряд, который приобретает эбонитовая палочка после натирания о шерсть, отрицательным.

Проделать опыты с эбонитовой и стеклянной палочками

Положительные заряды обозначают знаком «+» , отрицательные обозначают знаком « - »

Проделанные нами опыты что показывают? (Что тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются) (3минуты)



III. Физкультминутка. (1 минута 20 сек)

А сейчас предлагаю вам немного отвлечься и послушать музыку! Да- да вы не ослышались музыку, но музыку не обычную, а музыку аранжировкой к которой являются электрические разряды в газах.



IV Первичное закрепление.

Нам осталось выяснить значение электризации в нашей жизни. (4 минуты)

Давайте сформулируем еще раз в чем заключается явление электризации? (Электризация это явление, при котором тела после натирания получают способность притягивать к себе другие тела).

А Знаете ли вы, какое действие оказывает электризация? Где вы с ней уже встречались?

Учитель: вы правы, статическое электричество вызывает притяжение волос к расческе при расчесывании, портя нам прическу, как этого избежать?

Учащиеся: после мытья головы пользоваться кондиционером.

Учитель: при носке одежды из синтетических тканей происходит электризация и прилипание одежды к телу. Как от этого избавиться?

Учащиеся: воспользоваться антистатиком или кондиционером для белья.



 Электризация наблюдается также при трении жидкостей о металлы в процессе течения, а также разбрызгивания при ударе. Впервые электризация жидкости была замечена у водопадов в Швейцарии в 1786 году. С 1913 года явление получило название баллоэлектрического эффекта.



Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения замятия, разрыва бумаги и возможности пожара.

- Кто прав? Иван Иванович или комиссия?

- Как повысить производительность труда и снизить себестоимость печатной продукции?



Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул гараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год.

Вопросы:

- Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?

- Прав ли был механик автоколонны?

- Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?



Для качественной покраски кузова автомобиля используют электризацию: краску при этом заряжают одним знаком, а кузов автомобиля – другим.

Для чего это делают? (чтобы краска легла ровно)



Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.

Вопросы к кейсу:

- Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности?

- Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович?

- Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?



На хлебозаводе в специальных камерах производят замеску теста: муку заряжают одним знаком заряда, а воду, смешанную с дрожжами другим. 

Зачем? (чтобы тесто получилось без комочков)



К прибывшему к месту назначения самолету металлический трап приставляют не сразу, а сначала опускают металлический трос, соединенный с обшивкой самолета? (При трении о воздух электризуется самолет. Сначала самолет «разрежают» опускают на землю металлический трос, соединенный с обшивкой самолета, и разряд происходит между землей и концом троса).



В домашних условиях устранить заряды статического электричества довольно легко, повышая относительную влажность воздуха квартиры до 60 – 70 % (для этого можно использовать электрические увлажнители). Электризация устраняется, если к воде, которой протирают пластиковые полы, добавить хлористый кальций, а также если протирать электризующиеся поверхности глицерином. Химическая промышленность сейчас выпускает препарат «Антистатик», который снимает электрический заряд с синтетической одежды.



V Домашнее задание

§21, вопр, эксперименты со статическим электричеством

















































Дочь Фалеса Милетского,
Философа известного
На берегу у озера
Пряла однажды шерсть.

Веретено янтарное,
Как солнце лучезарное,
Вращаясь, дело спорило,
Хвала б ему да честь.

Да что-то сердце ёкнуло,
Рука внезапно дрогнула,
И чудо – веретёнышко
Вдруг сорвалось к воде.

Вода его приметила
И ласково так встретила
Волной, обдав как пёрышко,
Отдав его земле.

Дочь Фалеса Милетского,
Философа известного
Приняв его у берега,
Спешила обтереть.

И о хитон свой новенький,
О шерстяной о тоненький
Стала тихонько, бережно
Веретено тереть.

И тут она заметила,
Случайно заприметила,
Что вдруг пристало несколько
Шерстиночек к нему.

Списав на влажность оное
Явленье незнакомое
Прижала сильней прежнего
Хитон к веретену.

И тёрла, что есть силочек,
Да вот число шерстиночек
Никак не убавлялось,
А только лишь росло.

Немного утомлённая,
Сим чудом удивлённая
С желаньем не рассталась
Отца спросить про то.

Отец дал разъяснения:
“Секрет сего явления
Сокрыт в веретене самом,
Как корешок в земле”.

Дочь Фалеса Милетского, 
Философа известного,
Уверилась, что дело в нём,
В прекрасном янтаре.

Дочь Фалеса Милетского,
Философа известного
На берегу у озера
Пряла однажды шерсть.

Веретено янтарное,
Как солнце лучезарное,
Вращаясь, дело спорило,
Хвала б ему да честь.

Да что-то сердце ёкнуло,
Рука внезапно дрогнула,
И чудо – веретёнышко
Вдруг сорвалось к воде.

Вода его приметила
И ласково так встретила
Волной, обдав как пёрышко,
Отдав его земле.

Дочь Фалеса Милетского,
Философа известного
Приняв его у берега,
Спешила обтереть.

И о хитон свой новенький,
О шерстяной о тоненький
Стала тихонько, бережно
Веретено тереть.

И тут она заметила,
Случайно заприметила,
Что вдруг пристало несколько
Шерстиночек к нему.

Списав на влажность оное
Явленье незнакомое
Прижала сильней прежнего
Хитон к веретену.

И тёрла, что есть силочек,
Да вот число шерстиночек
Никак не убавлялось,
А только лишь росло.

Немного утомлённая,
Сим чудом удивлённая
С желаньем не рассталась
Отца спросить про то.

Отец дал разъяснения:
“Секрет сего явления
Сокрыт в веретене самом,
Как корешок в земле”.

Дочь Фалеса Милетского, 
Философа известного,
Уверилась, что дело в нём,
В прекрасном янтаре.

Дочь Фалеса Милетского,
Философа известного
На берегу у озера
Пряла однажды шерсть.

Веретено янтарное,
Как солнце лучезарное,
Вращаясь, дело спорило,
Хвала б ему да честь.

Да что-то сердце ёкнуло,
Рука внезапно дрогнула,
И чудо – веретёнышко
Вдруг сорвалось к воде.

Вода его приметила
И ласково так встретила
Волной, обдав как пёрышко,
Отдав его земле.

Дочь Фалеса Милетского,
Философа известного
Приняв его у берега,
Спешила обтереть.

И о хитон свой новенький,
О шерстяной о тоненький
Стала тихонько, бережно
Веретено тереть.

И тут она заметила,
Случайно заприметила,
Что вдруг пристало несколько
Шерстиночек к нему.

Списав на влажность оное
Явленье незнакомое
Прижала сильней прежнего
Хитон к веретену.

И тёрла, что есть силочек,
Да вот число шерстиночек
Никак не убавлялось,
А только лишь росло.

Немного утомлённая,
Сим чудом удивлённая
С желаньем не рассталась
Отца спросить про то.

Отец дал разъяснения:
“Секрет сего явления
Сокрыт в веретене самом,
Как корешок в земле”.

Дочь Фалеса Милетского, 
Философа известного,
Уверилась, что дело в нём,
В прекрасном янтаре.





Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения замятия, разрыва бумаги и возможности пожара.

- Кто прав? Иван Иванович или комиссия?

- Как повысить производительность труда и снизить себестоимость печатной продукции?



Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул гараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год.

Вопросы:

- Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?

- Прав ли был механик автоколонны?

- Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?



Для качественной покраски кузова автомобиля используют электризацию: краску при этом заряжают одним знаком, а кузов автомобиля – другим.

Для чего это делают? (чтобы краска легла ровно)



Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.

Вопросы к кейсу:

- Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности?

- Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович?

- Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?



На хлебозаводе в специальных камерах производят замеску теста: муку заряжают одним знаком заряда, а воду, смешанную с дрожжами другим. 

Зачем?



К прибывшему к месту назначения самолету металлический трап приставляют не сразу, а сначала опускают металлический трос, соединенный с обшивкой самолета?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!