Аннотация.
Представленная разработка ориентируется на учебно-методический комплект А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», 3 класс. Результативность при изучении темы урока достигается благодаря деятельностному подходу, учащиеся вовлечены в разные виды деятельности (слушание, беседу, рассматривание иллюстраций, иллюстрирование, работу в группах). Активные методы обучения формируют у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, а не получать их в готовом виде. На уроке дети закрепляют умения ориентироваться в больших объемах информации, работают с разными источниками (текстовыми, иллюстративными, ИКТ). Кроме предметных умений у учащихся формируются и общеучебные компетенции: работа с текстом, умение сравнивать, обобщать, приводить аргументы, примеры. Развивается внимание, память, мышление, речь, кругозор учащихся. Данная разработка позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, организовать посильную и эффективную деятельность для всех детей. Для каждого ученика на уроке есть возможность создать ситуацию успеха, почувствовать свою значимость.
Тема урока «Экологическая безопасность?» связана с личным опытом учащихся, который они могут расширить, применить в нестандартных ситуациях. Прочное усвоение знаний обеспечивается применением наглядности, без которой невозможно получить полные представления по теме.
Тема урока: Экологическая безопасность.
Цель урока: формирование у учащихся знаний об экологической безопасности.
Задачи:
1. Познакомить с понятиями «экология», «цепи загрязнения», «экологическая безопасность».
2. Выяснить пути поступления загрязняющих веществ в организм человека.
3. Составить правила экологической безопасности.
4. Формировать познавательную активность, навык самостоятельной работы и работы в группе, ответственность за результат своего труда, понимание его значимости.
5. Развивать речь детей, учить вырабатывать своё мнение, аргументировано его выражать и доказывать, уважать мнение товарищей, учить применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций.
6.Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма урока: комбинированный, урок-проект.
Оборудование:
учебник для 3 класса " Окружающий мир" часть 2;
рабочая тетрадь " Окружающий мир";
мультимедийное оборудование;
презентация к уроку.
Раздаточный материал:
Использование ИКТ: слайды, выполненные в компьютерной программе PowerPoint.
Этапы урока и их продолжительность.
1.Организационный момент 1 мин.
2. Актуализация знаний 3 мин.
3. Создание проблемной ситуации 3 мин.
4. Целеполагание 3 мин.
5. Открытие новых знаний 17 мин. (физмин.)
6. Презентация продуктов проекта 10 мин.
7. Рефлексия 3 мин.
8. Самооценка и оценка учителем 3 мин.
9. Итог урока 2 мин.
ХОД УРОКА
I. ОРГМОМЕНТ
-Ребята! Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Вы побудете в роли работников научно-исследовательского института. Приглашаю всех на ученый совет. Желаю вам творческих успехов.
СЛАЙД 1 «НИИ «…»
СЛАЙД 2 « Ни пуха, ни пера!»
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
-Несколько уроков назад мы с вами начали работать во 2 части учебника по окр. миру.
Возьмите в руки учебник, полистайте те страницы, которые мы уже читали. Все они объединены в один большой раздел. Как он называется? (Наша безопасность).
-Давайте теперь вспомним, что для нас может быть опасным и где эти опасности мы можем в жизни встретить и заполним кластер «Виды безопасности».
(заполнение кластера)
СЛАЙД 3 «Виды безопасности - 1»
III. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
-Как вы считаете, все ли виды безопасности мы назвали? (Нет)
СЛАЙД 4 «Фото»
-Посмотрите на эти фотографии. Как вы думаете, о чем они говорят? (О загрязнении окружающей среды, об экологии…)
Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей средой.
Термин предложил в 1866 году немецкий биолог Эрнст Геккель.
С середины 20 века в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов.
-А что такое экология? Давайте посмотрим значение этого слова в толковых словариках. (Смотрят в словаре)
СЛАЙД 5 «Экология- …»
-Значит, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? (Об экологии)
-А как вы думаете, может ли быть экология опасной для человека? Почему?
(То что изображено на картинках вредно для природы, а значит, и для человека, значит экология может быть опасна).
Тогда что нам делать, если окружающая природа может быть опасной?
(Значит надо придумать правила безопасного поведения в окружающем мире.)
- Заполним наш кластер до конца. (Заполняется последний лепесток – экологическая безопасность.)
СЛАЙД 6 «Виды безопасности - 2»
-Сформулируйте тему нашего урока. (Экологическая безопасность).
СЛАЙД 7 «Тема урока»
IY. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
(Составление таблицы: «Знаю – Хочу узнать – Узнал»)
-Знаем ли мы что такое экологическая безопасность? (Нет. Мы знаем, что такое безопасность, знаем, что такое экология. Надо узнать, что такое экологическая безопасность.)
-Изучая проблему экологической безопасности на какие вопросы вы еще хотели бы получить ответ? (Как загрязняется окружающая среда? Как она влияет на человека? Может быть есть какие-то правила безопасного поведения.)
-Давайте заполним таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал».
СЛАЙД 8 «Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
-Тогда какую цель урока мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, что такое экологическая безопасность.)
СЛАЙД 9 «Цель урока»
-Посмотрите, сколько у вас возникло вопросов по теме «Экологическая безопасность». Чтобы ответить на них, наш ученый совет будет работать по 4 направлениям: «Исследователи», «Эксперты», «Иллюстраторы» и «Экспериментаторы».
СЛАЙД 10 «Направления работы»
-Разделимся на 4 группы. (Дети делятся на группы).
-Давайте повторим правила работы в группе.
СЛАЙД 11 «Правила работы в группе»
Y.ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
1. Работа с учебником
-Откройте учебник на стр. 31. Рассмотрите рисунок на этой странице. Что на нем изображено? (Дети объясняют рисунок)
-Прочитайте самостоятельно пункт1. Какой новый термин вы встретили, работая на этой странице? (Цепь загрязнения.)
-Как вы понимаете что значит «цепь загрязнения»? (Дети делают вывод, что «цепь загрязнения» - это цепочка рисунков или других знаков, которые пошагово объясняют к чему может привести загрязнение чего- либо. Например, загрязнение реки.)
-Откройте стр. 32. Прочитайте пункт 2 статьи учебника, рассмотрите рисунок и постарайтесь ответить на вопрос: Какие существуют пути поступления загрязняющих веществ в организм человека? (Дети отвечают на вопрос, опираясь на рисунок, что загрязнения в организм человека поступают через воду, через воздух и через продукты питания.)
СЛАЙД 12 «Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека»
-Прочитайте пункт 3 статьи учебника и найдите ответ на вопрос: Что такое экологическая безопасность?
-Итак, как вы понимаете что значит «экологическая безопасность»?
СЛАЙД 13 «Экологическая безопасность»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2. Работа в группах.
-Теперь, используя текст статьи учебника на стр. 33-36, Рабочую тетрадь и дополнительный материал в конвертах каждая группа выполняет свою работу. Она написана на карточке зеленого цвета. Открывайте конверты, доставайте карточки, читайте задания. (Дети достают все необходимое, читают задания.)
-Какое задание у группы «Исследователи»? (Составить цепи загрязнения воздуха, воды, продуктов питания. Результаты записать в Рабочую тетрадь на стр. .)
-Какое задание у группы «Эксперты»? (Составить правила экологической безопасности. Результаты записать в Рабочую тетрадь.)
-Какое задание у группы «Иллюстраторы»? (Нарисовать знаки экологической безопасности. Результаты записать в Рабочую тетрадь.)
-Какое задание у группы «Экспериментаторы»? (Провести опыт по очистке воды. Результаты записать в Рабочую тетрадь.)
-При работе в группах мы всегда пользовались планом действий. Давайте повторим план действий вашей работы.
СЛАЙД 14 «План действий»
Обсуждение задания.
Выполнение задания.
Оформление задания.
Формулирование вывода.
Применение результата.
-Последний пункт плана «применение результата» мы обсудим, когда работа в группах будет закончена.
Самостоятельная работа детей в группах.
-Вам на самостоятельную работу в группах 15 минут.
YI. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТА
-Итак, уважаемые ученые-исследователи, познакомьте нас с результатами вашей работы. (Дети представляют свои результаты работы.)
-Как вы думаете, где мы можем применить наши полученные результаты: цепи загрязнения, правила экологической безопасности, знаки, а также рассказ и показ опыта по очистке воды? (Оформить уголок экологической безопасности, рассказать об этом своим родственникам, друзьям, знакомым, своим сверстникам в школе.)
YII. РЕФЛЕКСИЯ
-Вернемся к нашей таблице «Знаю – Хочу узнать – Узнал». На какие вопросы вы хотели получить ответ?
СЛАЙД 15 «Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
(Дети читают вопросы:
Что такое экологическая безопасность?
Как загрязняется окружающая среда?
Как попадают в организм человека вредные вещества?
Какие бывают правила экологической безопасности?)
-Что же такое экологическая безопасность? (Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия окружающей среды.)
-Как загрязняется окружающая среда? (…)
-Как попадают в организм человека вредные вещества? (…)
-А как мы можем защититься от вредного воздействия окружающей среды? (Соблюдать правила экологической безопасности.)
-Может быть, вы узнали еще что-то интересное? (Дети могут назвать цепи загрязнения, пути поступления загрязняющих веществ в организм человека, очистка воды с помощью фильтров…)
-Значит вам удалось узнать гораздо больше, чем хотелось? (Да.)
YIII. САМООЦЕНКА И ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ
-Заполните лист самооценки. (Каждый оценивает себя сам, получает оценку товарищей по группе, итоговую отметку выставляет учитель.)
IX. ИТОГ УРОКА
-Понравился ли вам сегодняшний урок? (Да)
-Всем большое спасибо за плодотворную работу!
СЛАЙД 16 «Спасибо за работу!»
-Поднимите руки те, кому хочется продолжить работу по теме «Экология и экологическая безопасность»?
-Тогда я приглашаю вас на занятия кружка «Основ проектной деятельности».
X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
(Дети получают дифференцированное домашнее задание)
Подготовьте рассказ на тему «Человек, помоги природе!»
Прочитать текст учебника стр. 31-36, ответить на вопросы.
Рабочая тетрадь стр. 20 № 6.
8