СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-дискуссия в 7 классе "Сохраним Антарктиду"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разнообразные формы проведения учебных занятий дают возможность: проявить способности каждого учащегося, вызвать неподдельный интерес к предмету, реализовать идею сотрудничества учителя и учащегося, стать активными участниками учебного процесса, не бояться высказать своё мнение, суждение, сопереживать друг за друга, усвоить материал непосредственно на уроке. Одной из таких форм является дискуссия.

Слово «дискуссия» происходит от латинского «discussio», что означает рассмотрение, исследование. Это обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью их правильного решения. Применение метода дискуссии можно рекомендовать в том случае если учащиеся обладают значительной самостоятельностью в приобретении знаний, формулировании проблем, умении общаться друг с другом. Приведу пример запланированной дискуссии, проводимой в 7 классе. Изучаемая тема: Антарктида.

Урок-дискуссия «Сохраним Антарктиду»

Цель: 1.Способствовать формирование самостоятельной деятельности при оценке природно-ресурсного потенциала Антарктиды, представлений о особенностях освоения природы континента и её охране.

2.Способствовать формированию навыков и умений: анализировать картографические и статистические материалы, давать краткую характеристику отдельных компонентов природы Антарктиды, умений приводить аргументы и контраргументы по изымаемой проблеме, делать выводы, сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать.

3.Закреплять навыки коллективной и групповой работы, умение оформлять ответы отдельных учеников в виде единого ответа.

Оборудование: физическая карта Антарктиды, атласы, дополнительно подготовленный материал учащихся, телевизор, компьютер, презентация, две трибуны для выступления оппонентов.

Тип урока: дискуссия

Форма проведения: групповая

Подготовительный этап:

Класс поделён на 2 группы:

Каждая группа получает задание за две недели до урока.

  1. Подготовить аргументированный материал в пользу усиленного освоения Антарктиды.
  2. Подготовить контр аргументированный материал против пагубного освоения Антарктиды, лишь в целях науки.

В ходе подготовки ребята консультируются с учителем.

I группа - за то, что бы продолжали осваивать Антарктиду;

II группа - против;

Просмотр содержимого документа
«Урок-дискуссия в 7 классе "Сохраним Антарктиду"»

Урок-дискуссия в 7 классе «Сохраним Антарктиду»

Цель: 1.Способствовать формирование самостоятельной деятельности при оценке природно-ресурсного потенциала Антарктиды, представлений о особенностях освоения природы континента и её охране.

2.Способствовать формированию навыков и умений: анализировать картографические и статистические материалы, давать краткую характеристику отдельных компонентов природы Антарктиды, умений приводить аргументы и контраргументы по изымаемой проблеме, делать выводы, сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать.

3.Закреплять навыки коллективной и групповой работы, умение оформлять ответы отдельных учеников в виде единого ответа.

Оборудование: физическая карта Антарктиды, атласы, дополнительно подготовленный материал учащихся, телевизор, компьютер, презентация, две трибуны для выступления оппонентов.

Тип урока: дискуссия

Форма проведения: групповая

Подготовительный этап:

Класс поделён на 2 группы:

Каждая группа получает задание за две недели до урока.

  1. Подготовить аргументированный материал в пользу усиленного освоения Антарктиды.

  2. Подготовить контр аргументированный материал против пагубного освоения Антарктиды, лишь в целях науки.

В ходе подготовки ребята консультируются с учителем.

I группа - за то, что бы продолжали осваивать Антарктиду;

II группа - против;

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Антарктида – последний ресурсный резерв человечества, это последнее место, где человечество сможет добывать минеральное сырье после его исчерпания на пяти обжитых континентах. Геологи установили, что недра Антарктиды содержат значительное количество полезных ископаемых. Наблюдения за климатическими и метеорологическими процессами на континенте, который, подобно Гольфстриму в Северном полушарии, является климатообразующим фактором для всей Земли. Антарктида – это до 90% мировых запасов пресной воды. В Антарктиде изучаются воздействия космоса и процессы, происходящие в земной коре. Гляциология, изучающая строение льда, уже сегодня приносит серьезные научные результаты, информируя нас о том, какой была Земля сто, тысячу, сотни тысяч лет назад. Антарктида предоставляет уникальный шанс увидеть и изучить микроорганизмы, жившие миллионы лет назад. Антарктические базы, особенно российские, расположенные по всему периметру континента, дают идеальные возможности для отслеживания сейсмологической активности по всей планете. На антарктических базах проходят тестирование технологии, которые в будущем планируется использовать для исследования, освоения и колонизации Луны и Марса. Насколько необходимо сегодня изучать и исследовать этот ледяной континент планеты? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос в ходе дискуссии.

Напоминаю правила ведения дискуссии:

Правила ведения дискуссии

  1. Нельзя критиковать людей — только их позиции и мнения.

  2. Цель дискуссии — не в победе, а в поиске согласия.

  3. Все участники должны быть вовлечены в обсуждение.

  4. Желающие взять слово должны попросить разрешения у ведущего.

  5. Каждый участник имеет право и возможность высказаться

  6. Обсуждению подлежат все высказанные мнения.

  7. Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.

  8. Необходимо подводить промежуточные и конечные выводы.

Итак мы начинаем дискуссию, прошу занять место за трибунами.

1 группа аргументы за скорейшее продолжение освоения Антарктиды

2 группа контраргументы за сохранение континента

1.В результате геологических изысканий было установлено, толщей материковых льдов таятся значительные запасы природных ископаемых. Так, например, прогнозируемые запасы угля составляют 8 трлн. тонн, в то время как во всем остальном мире объем его разведанных запасов равен 1 трлн. тонн.

Есть и стратегические ресурсы. Прежде всего, это нефть и газ. Тут прогнозы довольно разноречивые. Оптимисты настаивают на том, что по залежам углеводородов Антарктида превосходит Саудовскую Аравию. Пессимисты более осторожны в прогнозах, но и они не отрицают возможность промышленной добычи «черного золота».

Громадный интерес как для энергопроизводителей, так и для военных представляет уран. И он есть на шестом материке. Причем, уникален по качеству. Наиболее богатая по содержанию урана руда добывается в Конго, Канаде и США. Концентрация урана в породе Антарктиды больше на 30%, чем на месторождениях Конго. А прогнозируемые запасы выше, чем в этой африканской стране. Примечательно, что эти данные относятся к концу 60-х годов. Впоследствии информация на эту тему перестала поступать в открытый доступ.

Есть в недрах Антарктиды также железо, никель, хром, вольфрам, марганец, кобальт, титан, цирконий, молибден, золото, серебро, платина…

Если учесть, что во многих странах уже происходит «сырьевой голод», то полезные ископаемые Антарктиды необходимо скорейшим образом разрабатывать.

2.Однако после 2048 года ситуация может измениться. Когда истечет срок международного соглашения, возможно, не все участники захотят его продлевать. К тому же с этого момента Антарктида потеряет статус «безъядерного континента» — на ее территории можно будет размещать ядерные реакторы и суда с атомными силовыми установками. Это может решить проблему энергоснабжения долговременных баз и облегчить процесс бурения льда и добычи полезных ископаемых, а также транспортировки ресурсов.


1.Нет, добывать полезные ископаемые в Антарктиде нельзя!

Антарктические ресурсы пока неприкосновенны. Тому есть две причины. Первая из них заключается в том, что Антарктида считается нейтральной территорией для всех государств, на которой разрешены только научные исследования. Разработки полезных ископаемых на южном континенте запрещены до 2048 года, согласно конвенции, подписанной в середине XX века. 

Второй, возможно, не менее важной, причиной, по которой в Антарктиде до сих пор не добывают нефть, являются тяжелые климатические условия. Полезные ископаемые скрыты под вечной мерзлотой. Бурение четырехкилометрового слоя льда для достижения озера Восток заняло 17 лет, не считая еще 7 лет простоя, когда проект был временно свернут. И хотя во многих районах континента лед гораздо тоньше, его бурение, вкупе с экстремальными температурами, достигающими –50 градусов по Цельсию, представляется трудной задачей для нефтяников.

2.Вывод:

1) Во-первых, извлекать из-под толстого ледникового покрова, в условиях вечного холода полезны ископаемые - дело очень трудное и дорогое.

2) Во-вторых, нужно иметь для разработки специальную технику, высоконадёжную, которая бы в суровых условиях Антарктиды могла бесперебойно работать.

3) В-третьих, разработки полезных ископаемых приведут к загрязнению окружающей среды, её гибели. Ведь в условиях сурового и холодного климата природа трудно восстанавливается.

4) В-четвёртых, появление в Антарктиде мощных машин, буровых платформ, электростанций приведёт к увеличению выбросов в атмосферу, а это в свою очередь приведёт к озоновой дыры над Антарктидой, это с одной стороны.

С другой стороны увеличиваются выбросы СО² в атмосферу. А это приведёт к повышен ю температуры на Земле. Начнут таять льды в полярных областях, что приведёт к повышению уровня Мирового океана и затоплению значительной части участков суши, лежащих на небольших высотах над уровнем моря. Это явление всем известно, как - парниковый эффект.

3. Уже сейчас человечество начинает испытывать недостаток пресной воды. В обозримом будущем это проблема будет усугубляться по мере увеличения населения и роста мощностей водопотребляющих производств. Ученые пытаются решить эту проблему различными технологическими методами. Один из них — опреснение воды мирового океана. Однако он может быть использован лишь при получении незначительных объемов пресной воды, несоизмеримых с планетарными потребностями. Прежде всего потому, что он требует больших энергозатрат — до 50 кВтт/час. Это очень дорогое удовольствие.

В то же время в Антарктиде в виде льда сосредоточено 80% пресной земли планеты. Уже существует несколько проектов, пока только гипотетических, по транспортированию айсбергов к местам дефицита воды. Два наиболее популярных из них: защита айсберга светоотражающей пленкой, чтобы он не таял в низких широтах, и измельчение льда и перевозка в трюме шуги.


3.По нынешним временам буксировка айсбергов, а так же растапливание льдов в Антарктиде, дело очень дорогое. Для большинства стран этот проект пока неосуществим и по техническим причинам, т.к. надо создать специальные машины и морские суда.

Нельзя забывать и о том, что айсберги как источники пресной воды представляют собой международное достояние. Это означает, что при их использовании должно быть разработано специальное международное право. Учитывать нужно и возможные экологические последствия транспортирования айсбергов, а также их пребывания в месте назначения. По существующим оценкам, айсберг средних размеров в районе своей стоянки может снизить температуру воздуха на 3–4 °C и оказать негативное воздействие на сухопутные и морские экосистемы, тем более что из-за огромной осадки ледяной горы ее зачастую нельзя будет подвести к берегу ближе чем на 20–40 км.

4.Антарктиду можно использовать как объект для туризма. Чили, граничащая с Антарктидой, давно переоборудовала одну из своих научных баз в туристический центр с гостиницей и магазином сувениров.

По данным Международной ассоциации туроператоров в Антарктиде (IAATO), в 2010 году южный континент посетили около 36 тыс. туристов. Чтобы сохранить уникальную природу Антарктиды нетронутой, были введены ограничивающие правила с целью защиты окружающей среды от интенсивного вторжения человека, позволяющие одновременно высаживаться на берег только определенному количеству пассажиров (до 100 человек). Ведь каждый человек, ступающий на землю ледяного континента, приносит с собой бактерии, чуждые ее экосистеме и опасные для населяющих ее живых организмов. Сегодня лайнеры, входящие в антарктические воды, оснащаются специальным оборудованием, позволяющим минимизировать возможные угрозы.Попасть в Антарктиду можно двумя способами: долететь на самолете и доплыть на корабле.

Вылеты туда осуществляются раз в 2 недели на маленьком самолете вместимостью не более 6 пассажиров и двух пилотов.

Перелет из г. Пунта-Аренас над Магеллановым проливом и проливом Дрейка до Антарктического о. Кинг Джордж (русское название о. Ватерлоо) занимает около 3 часов. И это нелегкое испытание: в этом регионе смешиваются теплый и холодный потоки воздуха, создавая постоянную турбулентность.

4.Учёными было разработано «Руководство для посетителей Антарктиды»

1) Воздушные, морские и маломерные суда или иные транспортные средства нельзя эксплуатировать таким образом, чтобы это нарушало жизнь диких животных на море или на суше.

2) Птиц или тюленей нельзя кормить, трогать или брать в руки, и к ним нельзя приближаться или фотографировать их таким образом, чтобы они изменили свое поведение. Особая осторожность необходима в период размножения или линьки животных.

3) Нельзя причинять ущерб растениям, например, в результате хождения, езды или приземления на поверхности обширных моховых подушек или покрытых лишайниками каменистых склонах.

4) Нельзя применять огнестрельное оружие или взрывчатые вещества. Старайтесь шуметь как можно меньше, чтобы не испугать диких животных.

5) В Антарктику нельзя ввозить неместные растения или неместных животных (например, живую домашнюю птицу, домашних собак или кошек, комнатные растения.

Сохранение девственной природы Антарктиды:

Природа Антарктики остается относительно нетронутой и пока не подвергалась крупномасштабным нарушениям со стороны человека. Это самая большая в мире первозданная территория. Сохраните ее такой!

1) На суше нельзя выбрасывать мусор или отходы. Открытое сжигание запрещено.

2) Нельзя нарушать или загрязнять озера и водотоки. Сброс любых материалов в море должен производиться с соблюдением установленных правил.

3) Нельзя писать или вырезать имена или рисовать граффити на скалах или зданиях.

4) Нельзя собирать или увозить в качестве сувениров биологические или геологические образцы или артефакты искусственного происхождения, включая камни, кости, яйца, ископаемые остатки, а также части или содержимое зданий.

5) Нельзя портить или уродовать заселенные, заброшенные или незаселенные здания или аварийные убежища

5.Антарктиду можно использовать для захоронения различных отходов. Известно, что несколько десятков лет назад американские исследователи вопреки договору обсуждали возможности захоронения в ледниковом щите Антарктиды радиоактивные отходы.

5.А ведь такие захоронения крайне опасны так как рано или поздно контейнеры с отходами протают лед до ложа, а обнаруженная под ледником Антарктиды талая вода имеет сток в океан. Значит заражению может быть подвержено всё, что находится у берегов Антарктиды, а течения разнесут радиоактивные вещества по всему Мировому океану.

Вариант удаления в ледниковых щитах нигде не был реализован. Он был отвергнут странами, которые подписали Договор об Антарктиде или привержены идее обеспечения решения по обращению со своими радиоактивными отходами внутри своих национальных границ. Начиная с 1980 года не проводилось никаких серьезных экспертиз этого варианта.

6.Воды Антарктиды богаты рыбой, китами, морским зверем и другими органическим богатствами. Их необходимо скорейшим образом разрабатывать. Так как во многих беднейших странах мира не хватает продовольствия.

6.В Антарктиде уникальный органический мир, жизнь которого связана с океаном. Пингвины обитающие в Антарктиде больше нигде на земле не встречаются. Природа Антарктиды уникальна, легко ранима и трудно восстановима. Использование биологических богатств Антарктиды может привести к её полному уничтожению и деградации.

7.Ваши контраргументы убедительны. Мы согласны, что Антарктиду нужно сохранять в первозданном и нетронутом виде, и её можно использовать только в научных целях. Ведь Антарктида лучший материк для проведения многих сложных экспериментов. Здесь самый чистый на земле воздух, что является важнейшим фактором в биологических исследованиях. Здесь спокойная сейсмическая обстановка, что позволяет изучать самые различные процессы и явления: от землетрясений до состава земного ядра.

7.К сказанному можно добавить:

1) От состояния ледового материка зависит уровень Морового океана, он оказывает влияние на формирование климата планеты. Ведь не зря Антарктиду называют «кухней погоды земного шара».

2) Человек, вторгнувшийся в природный комплекс Антарктиды, приведёт к изменению природы не только на этом материке, но и изменит природу всей нашей планеты и не исключено, что к худшему, ведь таких примеров сегодня очень много.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!