СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Чередование согласных в корне слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по открытию новых знаний по теме "Чередование согласных в корне слова". Знакомство с  темой  проиходит в результате совместной работы с учениками, самостоятельной работы в парах и выполнение заданий разного уровня сложности с последующей самопроверкой по ключу. 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Чередование согласных в корне слова"»

Русский язык

Русский язык

«Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны»  М.В. Ломоносов

«Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны»

М.В. Ломоносов

Минутка чистописания

Минутка чистописания

Каждый шаг алгоритма написания буквы запускается кликом мыши.

Каждый шаг алгоритма написания буквы запускается кликом мыши.

Запишите!

Запишите!

Словарная работа

Словарная работа

Расшифруйте анаграммы!

Расшифруйте анаграммы!

врнкито вторник

врнкито

вторник

савотуб автобус

савотуб

автобус

ньересевокс воскресенье

ньересевокс

воскресенье

ревняде деревня

ревняде

деревня

вуйвстздра здравствуй

вуйвстздра

здравствуй

оргаод дорога

оргаод

дорога

Составьте и запишите предложение! свет дорогу от маленькой  свечки освещал

Составьте и запишите предложение!

свет дорогу от маленькой

свечки освещал

Выпишите однокоренные слова Дорогу освещал свет от маленькой свечки.

Выпишите однокоренные слова

Дорогу освещал свет от маленькой свечки.

   Слова, имеющие общую часть и близкие по значению,  называют однокоренными (родственными) словами освещал свет свечки

Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют однокоренными (родственными) словами

освещал свет свечки

Тема урока:  Корень слова с чередованием согласных

Тема урока: Корень слова с чередованием согласных

Выделите корень!

Выделите корень!

Обратите внимание! Замена одного согласного звука другим на конце корня называется чередованием  согласных звуков.  у х о - у ш ко

Обратите внимание!

Замена одного согласного звука другим на конце корня называется чередованием согласных звуков.

у х о - у ш ко

Работа в парах на карточке   кни г а - кни ж ный Слова Чередование [__//__] жу к - жу ч ок [__//__] пу х - пу ш ок оби д а - оби ж ать [__//__] [__//__] зая ц - зай ч онок [__//__] но с ить - но ш а [__//__] кор м ить - кор мл ю [__//___]

Работа в парах на карточке

кни г а - кни ж ный

Слова

Чередование

[__//__]

жу к - жу ч ок

[__//__]

пу х - пу ш ок

оби д а - оби ж ать

[__//__]

[__//__]

зая ц - зай ч онок

[__//__]

но с ить - но ш а

[__//__]

кор м ить - кор мл ю

[__//___]

Самопроверка  Слова  кни г а - кни ж ный Чередование [г//ж] жу к - жу ч ок [к//ч’] пу х - пу ш ок [х//ш] оби д а - оби ж ать [д//ж] зая ц - зай ч онок [ц//ч’] но с ить - но ш а [с//ш] кор м ить - кор мл ю [м//мл]

Самопроверка

Слова

кни г а - кни ж ный

Чередование

[г//ж]

жу к - жу ч ок

[к//ч’]

пу х - пу ш ок

[х//ш]

оби д а - оби ж ать

[д//ж]

зая ц - зай ч онок

[ц//ч’]

но с ить - но ш а

[с//ш]

кор м ить - кор мл ю

[м//мл]

Разноуровневые задания

Разноуровневые задания

Уровень А Прочитай. Выдели корень слова. Подчеркни чередование. Уровень В   Найди слова с чередованием согласных в корне. Выдели корень слова, подчеркни чередование. ухо – ушанка   ловить - ловлю правое ухо – шапка ушанка ловить рыбу – ловлю мячик из пуха – пушистый перчатки из пуха – пушистый воротник 

Уровень А

  • Прочитай.
  • Выдели корень слова.
  • Подчеркни чередование.

Уровень В

 

  • Найди слова с чередованием согласных в корне.
  • Выдели корень слова, подчеркни чередование.

ухо – ушанка

 

ловить - ловлю

правое ухо – шапка ушанка

ловить рыбу – ловлю мячик

из пуха – пушистый

перчатки из пуха – пушистый воротник 

Уровень С Найди слова с чередованием согласных в корне. Выдели корень слова, подчеркни чередование.   правое ухо – шапка ушанка ловить рыбу – ловлю мячик перчатки из пуха – пушистый воротник   3. Допиши ряды слов.   Кто? Что? Какой? нога ножной [г//ж] тишина ___________ [ш//х] рука ___________ [к//ч’]  

Уровень С

  • Найди слова с чередованием согласных в корне.
  • Выдели корень слова, подчеркни чередование.

 

правое ухо – шапка ушанка

ловить рыбу – ловлю мячик

перчатки из пуха – пушистый воротник

 

3. Допиши ряды слов.

 

Кто? Что? Какой?

нога ножной [г//ж]

тишина ___________ [ш//х]

рука ___________ [к//ч’]

 

Самопроверка

Самопроверка

Уровень А Прочитай. Выдели корень слова. Подчеркни чередование. Уровень В   Найди слова с чередованием согласных в корне. Выдели корень слова, подчеркни чередование. у х о – у ш анка   ло в ить - ло вл ю правое у х о – шапка у ш анка из пу х а – пу ш истый ло в ить рыбу – ло вл ю мячик перчатки из пу х а – пу ш истый воротник 

Уровень А

  • Прочитай.
  • Выдели корень слова.
  • Подчеркни чередование.

Уровень В

 

  • Найди слова с чередованием согласных в корне.
  • Выдели корень слова, подчеркни чередование.

у х о – у ш анка

 

ло в ить - ло вл ю

правое у х о – шапка у ш анка

из пу х а – пу ш истый

ло в ить рыбу – ло вл ю мячик

перчатки из пу х а – пу ш истый воротник 

Уровень С Найди слова с чередованием согласных в корне. Выдели корень слова, подчеркни чередование.   правое у х о – шапка у ш анка ло в ить рыбу – ло вл ю мячик перчатки из пу х а – пу ш истый воротник   3. Допиши ряды слов.   Кто? Что? Какой? нога ножной [г//ж] тишина тихий [ш//х] рука ручной [к//ч’]  

Уровень С

  • Найди слова с чередованием согласных в корне.
  • Выдели корень слова, подчеркни чередование.

 

правое у х о – шапка у ш анка

ло в ить рыбу – ло вл ю мячик

перчатки из пу х а – пу ш истый воротник

 

3. Допиши ряды слов.

 

Кто? Что? Какой?

нога ножной [г//ж]

тишина тихий [ш//х]

рука ручной [к//ч’]

 

Подведение итогов Какие слова называются однокоренными?  Что такое чередование согласных?  - В какой части слова происходит чередование согласных звуков?

Подведение итогов

  • Какие слова называются однокоренными?

  • Что такое чередование согласных?

- В какой части слова происходит чередование согласных звуков?

 «Обучайтесь прилежно. Постарайтесь в обогащении разума и в украшении российского слова. Прилагайте крайнее старание к познанию естественных вещей». М.В. Ломоносов

«Обучайтесь прилежно. Постарайтесь в обогащении разума и

в украшении российского слова.

Прилагайте крайнее старание к познанию естественных вещей».

М.В. Ломоносов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!