СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 9 классе по теме "Деление клетки. Митоз".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение митоза как способа деления соматической клетки (Модульная технология).

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 9 классе по теме "Деление клетки. Митоз".»



Тема: Деление клетки. Митоз.

Модуль № 1.

УЭ

Содержание УЭ

Руководство к работе

УЭ – 0

Цель: изучим деление соматических клеток, объясним его сущность, применим знания на практике.


УЭ – 1

Входной контроль – проверим готовность.

Тест: составь пары:


  1. Нуклеотид

  2. Ядро

  3. Соматические клетки

  4. Хромосомы

  5. Диплоидный набор хромосом

  6. Эукариоты


А) Двойной набор хромосом

Б) Клетки органа или ткани

В) Плотные образования из скрученных нитей ДНК

Г) Мономер ДНК

Д) Ядерные организмы

Е) Часть клетки для хранения нитей ДНК.



Работай самостоятельно на рабочем листе.












После завершения работы проверь себя по

контролю № 1

УЭ – 2

Изучим фазы деления соматической клетки.

I. Митоз – это способ деления соматической клетки.

В результате митоза получаются 2 абсолютно одинаковые клетки, содержащие столько же хромосом, сколько было в родительской клетке.


II. Прочитайте в учебнике описание фазы митоза(профаза)




  • Приготовьтесь рассказать о профазе, используя рисунок на доске.

III. При помощи подручного материала смоделируйте фазу митоза(профазу).

Придумайте вопросы для других учащихся.


IV. Решите биологическую задачу.


Ответьте на вопрос:

В чём биологическое значение митоза?


Прослушай рассказ учителя и запиши выводы на рабочий лист.



Стр. 78

Устно используйте рис. З9 на стр.80 и рисунок на доске.

Устно расскажите о процессе.





Работайте в паре; задача на карточке.

УЭ – 3

Выходной контроль

Выпишите буквы, характеризующие последовательность митоза.

А – происходит удвоение ДНК, образование 2-х хроматид.

Б – хроматиды расходятся к полюсам клетки.

В – хромосомы спирализуются и видны в микроскоп.

Г – вокруг хромосом образуется ядерная оболочка.

Д – хромосомы выстраиваются в центре клетки.

Е – цитоплазма делится, образуются 2 клетки.

Расставь буквы соответственно процессу митоза.

Работай на рабочем листе.




Проверь друг друга по контролю № 2

Рефлексия:Каков ваш личный вклад в работу класса?

Вам понравился урок?

Спасибо за работу!






Тема: Деление клетки. Митоз.

Модуль № 2.

УЭ

Содержание УЭ

Руководство к работе

УЭ – 0

Цель: изучим деление соматических клеток, объясним его сущность, применим знания на практике.


УЭ – 1

Входной контроль – проверим готовность.

Тест: составь пары:


  1. Нуклеотид

  2. Ядро

  3. Соматические клетки

  4. Хромосомы

  5. Диплоидный набор хромосом

  6. Эукариоты


А) Двойной набор хромосом

Б) Клетки органа или ткани

В) Плотные образования из скрученных нитей ДНК

Г) Мономер ДНК

Д) Ядерные организмы

Е) Часть клетки для хранения нитей ДНК.



Работай самостоятельно на рабочем листе.












После завершения работы проверь себя по

контролю № 1

УЭ – 2

Изучим фазы деления соматической клетки.

I. Митоз – это способ деления соматической клетки.

В результате митоза получаются 2 абсолютно одинаковые клетки, содержащие столько же хромосом, сколько было в родительской клетке.


II. Прочитайте в учебнике описание фазы митоза(метафаза)




  • Приготовьтесь рассказать о профазе, используя рисунок на доске.

III. При помощи подручного материала смоделируйте фазу митоза(метафазу).

Придумайте вопросы для других учащихся.


IV. Решите биологическую задачу.

Ответьте на вопрос:

В чём биологическое значение митоза?


Прослушай рассказ учителя и запиши выводы на рабочий лист.



Стр. 78

Устно используйте рис. З9 на стр.80 и рисунок на доске.

Устно расскажите о процессе.





Работайте в паре; задача на карточке.

УЭ – 3

Выходной контроль

Выпишите буквы, характеризующие последовательность митоза.

А – происходит удвоение ДНК, образование 2-х хроматид.

Б – хроматиды расходятся к полюсам клетки.

В – хромосомы спирализуются и видны в микроскоп.

Г – вокруг хромосом образуется ядерная оболочка.

Д – хромосомы выстраиваются в центре клетки.

Е – цитоплазма делится, образуются 2 клетки.

Расставь буквы соответственно процессу митоза.

Работай на рабочем листе.




Проверь друг друга по контролю № 2

Рефлексия:Каков ваш личный вклад в работу класса?

Вам понравился урок?

Спасибо за работу!





Тема: Деление клетки. Митоз.

Модуль № 3.

УЭ

Содержание УЭ

Руководство к работе

УЭ – 0

Цель: изучим деление соматических клеток, объясним его сущность, применим знания на практике.


УЭ – 1

Входной контроль – проверим готовность.

Тест: составь пары:


  1. Нуклеотид

  2. Ядро

  3. Соматические клетки

  4. Хромосомы

  5. Диплоидный набор хромосом

  6. Эукариоты


А) Двойной набор хромосом

Б) Клетки органа или ткани

В) Плотные образования из скрученных нитей ДНК

Г) Мономер ДНК

Д) Ядерные организмы

Е) Часть клетки для хранения нитей ДНК.



Работай самостоятельно на рабочем листе.












После завершения работы проверь себя по

контролю № 1

УЭ – 2

Изучим фазы деления соматической клетки.

I. Митоз – это способ деления соматической клетки.

В результате митоза получаются 2 абсолютно одинаковые клетки, содержащие столько же хромосом, сколько было в родительской клетке.


II. Прочитайте в учебнике описание фазы митоза(анафаза)




  • Приготовьтесь рассказать о профазе, используя рисунок на доске.

III. При помощи подручного материала смоделируйте фазу митоза(анафазу).

Придумайте вопросы для других учащихся.


IV. Решите биологическую задачу.

Ответьте на вопрос:

В чём биологическое значение митоза?


Прослушай рассказ учителя и запиши выводы на рабочий лист.



Стр. 80

Устно используйте рис. З9 на стр.80 и рисунок на доске.

Устно расскажите о процессе.





Работайте в паре; задача на карточке.

УЭ – 3

Выходной контроль

Выпишите буквы, характеризующие последовательность митоза.

А – происходит удвоение ДНК, образование 2-х хроматид.

Б – хроматиды расходятся к полюсам клетки.

В – хромосомы спирализуются и видны в микроскоп.

Г – вокруг хромосом образуется ядерная оболочка.

Д – хромосомы выстраиваются в центре клетки.

Е – цитоплазма делится, образуются 2 клетки.

Расставь буквы соответственно процессу митоза.

Работай на рабочем листе.




Проверь друг друга по контролю № 2

Рефлексия:

Каков ваш личный вклад в работу класса?

Вам понравился урок?

Спасибо за работу!





Тема: Деление клетки. Митоз.

Модуль № 4.

УЭ

Содержание УЭ

Руководство к работе

УЭ – 0

Цель: изучим деление соматических клеток, объясним его сущность, применим знания на практике.


УЭ – 1

Входной контроль – проверим готовность.

Тест: составь пары:


1 Нуклеотид

2 Ядро

3 Соматические клетки

4 Хромосомы

5 Диплоидный набор хромосом

6 Эукариоты


А) Двойной набор хромосом

Б) Клетки органа или ткани

В) Плотные образования из скрученных нитей ДНК

Г) Мономер ДНК

Д) Ядерные организмы

Е) Часть клетки для хранения нитей ДНК.



Работай самостоятельно на рабочем листе.












После завершения работы проверь себя по

контролю № 1

УЭ – 2

Изучим фазы деления соматической клетки.

I. Митоз – это способ деления соматической клетки.

В результате митоза получаются 2 абсолютно одинаковые клетки, содержащие столько же хромосом, сколько было в родительской клетке.


II. Прочитайте в учебнике описание фазы митоза(телофаза)




  • Приготовьтесь рассказать о профазе, используя рисунок на доске.

III. При помощи подручного материала смоделируйте фазу митоза(телофазу).

Придумайте вопросы для других учащихся.


IV. Решите биологическую задачу.

Ответьте на вопрос:

В чём биологическое значение митоза?


Прослушай рассказ учителя и запиши выводы на рабочий лист.



Стр. 81

Устно используйте рис. З9 на стр.80 и рисунок на доске.

Устно расскажите о процессе.





Работайте в паре; задача на карточке.

УЭ – 3

Выходной контроль

Выпишите буквы, характеризующие последовательность митоза.

А – происходит удвоение ДНК, образование 2-х хроматид.

Б – хроматиды расходятся к полюсам клетки.

В – хромосомы спирализуются и видны в микроскоп.

Г – вокруг хромосом образуется ядерная оболочка.

Д – хромосомы выстраиваются в центре клетки.

Е – цитоплазма делится, образуются 2 клетки.

Расставь буквы соответственно процессу митоза.

Работай на рабочем листе.




Проверь друг друга по контролю № 2

Рефлексия:Каков ваш личный вклад в работу класса?

Вам понравился урок?

Спасибо за работу!




Тема «Клеточный уровень».

Тема урока «Деление клетки. Митоз».


Тип урока: формирование новых ЗУН.


Цель урока: сформировать понятие «митоз – способ деления клеток».


Задачи: 1) Образовательные

  • опираясь на знания учащихся о клетке, строении ядра, обеспечить усвоение понятий: митоз, фазы митоза;

  • обеспечить закрепление понятий: соматические клетки, хромосомы, их набор в соматических клетках;

2) Развивающие

  • продолжить формирование общеучебных умений: распознавать и характеризовать (на примере фаз митоза); планируя ответ, выделять главное; сравнивать (состояние и поведение хромосом в разных фазах митоза); анализировать и делать выводы; умение публичного выступления;

  • расширить кругозор учащихся и способствовать развитию научного мировоззрения;

3) Воспитательные

  • сформировать способы соответствующего поведения и деятельности в коллективе учащихся.

Образовательная технология: модульное обучение.

Формы организации учебной деятельности: работа в парах, фронтальная.

Методы обучения: моделирование, проблемное.

Средства обучения: иллюстрации фаз митоза, пластилин, картон, модули № 1 - № 4, рабочие листы, карточки с задачами.

Система контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.

Прогнозируемый результат: учащиеся в ходе урока должны понять сущность и биологическое значение деления соматических клеток; используя полученные знания, уметь объяснять происходящие в повседневной жизни биологические процессы и явления.

План урока:

Орг. момент (1 мин)

Введение (2 мин) – подготовить учащихся к работе на уроке

Входной контроль (5 мин) – проверим готовность

Рассказ учителя и запись выводов (5 мин)

Работа с учебником и рассказ учащихся, мои вопросы (10 мин)

Моделирование процессов, вопросы учащихся (7 мин)

Решение задачи (4 мин)

Выходной контроль (4мин)

Подведение итогов работы, рефлексия (2 мин)





Задача.

Наружный слой кожи – эпидермис. Наружный слой эпидермиса – ороговевшие клетки, которые постепенно слущиваются. Кожа при этом тоньше не становится. Почему?





Задача.

Если у растения удалить верхушку главного побега, то интенсивно начнут разрастаться боковые побеги из пазушных почек. Почему?






Задача.

На месте ранения обычно сначала образуется кровяной сгусток, затем струп, а вскоре рана заживает. Почему?






Задача.

Эритроциты (красные кровяные клетки) живут 40 суток, но объём крови не меняется и легко восстанавливается в случае её потери. Почему?







Рабочий лист учащегося


УЭ


Фамилия, имя_______________________________



УЭ – 1



Входной контроль (самоконтроль)

Оценка:



УЭ – 2

Выводы(основная работа):









УЭ – 3


Выходной контроль(взаимоконтроль)


Оценка:




Рабочий лист учащегося


УЭ


Фамилия, имя_______________________________



УЭ – 1



Входной контроль (самоконтроль)

Оценка:



УЭ – 2

Выводы(основная работа):









УЭ – 3


Выходной контроль(взаимоконтроль)


Оценка:






Урок по биологии в 9 «Б» классе

Тема «Клеточный уровень».

Тема урока «Мейоз, его особенности».


Тип урока: комбинированный.


Цель урока: сформировать понятие «мейоз – способ деления половых клеток».


Задачи: 1) Образовательные

  • опираясь на знания учащихся о клетке, митозе, половом размножении, обеспечить усвоение понятий: мейоз, гаметы, гаплоидный набор хромосом;

  • обеспечить закрепление понятий: половые клетки, хромосомы, их набор в половых клетках;

2) Развивающие

  • продолжить формирование общеучебных умений: распознавать и характеризовать (на примере фаз мейоза); планируя ответ, выделять главное; сравнивать (процессы митоз и мейоз); анализировать и делать выводы;

  • расширить кругозор учащихся и способствовать развитию научного мировоззрения;

3) Воспитательные

  • сформировать способы соответствующего поведения и деятельности в коллективе учащихся.

Формы организации учебной деятельности: работа в парах, фронтальная.

Методы обучения: проблемное.

Средства обучения: иллюстрации фаз митоза, схемы митоза и мейоза в сравнении Система контроля: текущий, промежуточный.

Прогнозируемый результат: учащиеся в ходе урока должны понять сущность и биологическое значение деления половых клеток; используя полученные знания, уметь объяснять происходящие в повседневной жизни биологические процессы и явления.

План урока:

Орг. момент (1 мин)

1. Актуализация опорных знаний( митоз, фазы митоза, половое размножение)

2. Изучение нового материала.

Мейоз – способ деления клеток в период формирования гамет.

Гамета – половая клетка(сперматозоид, яйцеклетка).

Специализация гамет(работа с рисунками)

Мейоз:

  • два последовательных деления

  • в результате образуется 4 неидентичных дочерних клетки

  • гаплоидный набор дочерних клеток

  • мейозом делятся только половые клетки

3. Проверка первичных знаний.

4. Закрепление знаний.

Признаки

Митоз

Мейоз

1. Число делений

Одно

Два

2. Число новых клеток

2 одинаковых

4 разных

3. Хромосомный набор

Диплоидный

Гаплоидный

4. Какие клетки?

Соматические

Половые

5. Фазы деления

Профаза, метафаза, анафаза, телофаза

6. Распространенность

Все эукариоты

Вывод: сходства и отличия митоза и мейоза.

5. Обобщение. Биологическое значение мейоза.


СОМАТИЧЕСКИЕ КЛЕТКИ


ДИПЛОИДНЫЙ НАБОР ХРОМОСОМ

2n


МИТОЗ

СПОСОБ ДЕЛЕНИЯ СОМАТИЧЕСКИХ КЛЕТОК




ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ

ГАМЕТЫ


ГАПЛОИДНЫЙ НАБОР ХРОМОСОМ n

МЕЙОЗ

СПОСОБ

ДЕЛЕНИЯ КЛЕТОК

В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ

ГАМЕТ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!