СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 9 классе: "Деление клетки. Митоз"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Деление клетки. Митоз

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 9 классе: "Деление клетки. Митоз"»


9 класс (биология)

Урок № 14 Дата___________________________

Тема: Деление клетки. Митоз. Л.р.№2 «Деление клетки».


Автор, разработчик: Учитель Талицких М.В.

Предмет: Биология

(рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по биологии И.Н. Пономаревой и ориентирована на использование учебника под ред. И.Н. Пономаревой «Биология. 9 класс»)

Класс: 9 класс

Цели урока:

Обучающие:

  • Дать понятие «митоз»;

  • Разобрать жизненный цикл клетки.

Развивающие:

  • развить представление о жизненном цикле клетки.

  • продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера;
    Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе;

  • развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей;

  • формирование познавательного интереса;

  • способствовать этическому воспитанию учащихся.

Здоровьесберегающие технологии:

  • следить за осанкой учащихся; проводить упражнения для снятия напряжения глаз;

  • проветривание помещения.

Патриотическое воспитание:

  • развитие чувства патриотизма на рассказах о русских ученых-биологах.

Формирование УУД- см в Приложении:

  • Предметные:

  • П 1: сопоставлять и отбирать информацию о процессах, протекающих в клетке;

  • П 2: Имеют представление об обеспечении клеток энергией.

  • П 3: анализ и синтез информации;
    Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, иметь общее представление о моральных нормах поведения, соблюдать их.
    Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
    Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и табличной форме; слушать и понимать речь других; следовать правилам поведения и общения в школе.
    Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Тип урока:

  • По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала, применения знаний и умений;

  • По способу организации деятельности: комбинированный;

  • По ведущему методу обучения: основной; фронтальная и индивидуальная работа.

  • Методы – см в Приложении

  • Деятельность учащихся – см в Приложении

  • Средства обучения:

  • Учебник Пономарева И. Н. Биология. 9 класс. М.: Вента-Граф, 2012-2015;

  • Карточка с лабораторной работой

  • Рисунки и материалы с делящейся клеткой

  • Оборудование: проектор, компьютер, микроскопы, микропрепараты.

Ход урока (см. технологическую карту).



Технологическая карта урока

Содержание

ДУ

Методы

УУД

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Звенит звонок и учащиеся готовятся к уроку.

Приветствие учителя. (Ответ учащихся)
Учитель организует работу учащихся на уроке.


ДУ 1


Д 1


Л4

Р1

II. Актуализация имеющихся знаний учащихся

Повторим, что мы изучали на прошлом уроке:

    1. Формы размножения.

    2. Половое размножение.

    3. Бесполое размножение.




ДУ 2




Д 5


Л4


Р1

К1

III. Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей.

  • Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока (Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их).

И наша тема урока? – Деление клетки. Митоз.

Также мы выполним Л.р.№2 «Деление клетки».


ДУ 3


ДУ 4


ДУ 9




Д 5




К1



IV. Объяснение нового материала

- работа с микропрепаратами, выполнение Л.Р.в тетрадях.

Л.р.№2 «Деление клетки».

Цель: изучение деление клеток.

Фаза деления

Что происходит

Интерфаза


Профаза


Метафаза


Анафаза


Телофаза


Задание:

    1. Зарисуйте последовательность деления клетки.

    2. Запишите, что происходит на каждой фазе деления клетки (см таблицу).

    3. Вывод.

    • 1. Размножение одно из важнейших свойств живых организмов.

    • Способы размножения у различных организмов могут сильно отличаться друг от друга, но в основе любого вида размножения лежит деление клеток.

    • 2. Деление клеток происходит не только при размножении организмов, как например у одноклеточных – простейших и бактерий. Все клетки многоклеточных организмов должны делиться, чтобы заменять погибшие клетки. Интенсивное деление клеток необходимо и при ранениях организма, когда нужно восстановить поврежденные органы и ткани.

3. Основным способом деления клетки является митоз.


Последовательность всех процессов, происходящих в клетке с момента ее возникновения в результате митоза до следующего деления или гибели, называется жизненным циклом клетки.



  • Интерфаза - часть жизненного цикла клетки с момента ее возникновения в результате митоза до следующего деления или гибели.

В интерфазу происходит подготовка клетки к делению. Важнейшим процессом при этом является удвоение ДНК, после которого каждая хромосома состоит из двух идентичных половинок – хроматид.

Удвоение ДНК в период интерфазы называют редупликацией.

Происходит удвоение центриолей.


  • Профаза. Ядро несколько увеличивается в объеме, хромосомы начинают скручиваться (спирализоваться). Центриоли клеточного центра расходятся к полюсам, оболочка разрушается, и ядро перестает существовать.

Наступает метафаза.




  • Метафаза. Хромосомы максимально скручены. Хорошо видно, что каждая из них имеет определенную, отличную от других, форму и представляют собой вытянутое тельце, состоящее из двух одинаковых частей – хроматид. Хроматиды соединены между собой в единую хромосому в области так называемой центромеры.

Хромосомы, каждая из которых состоит их двух дочерних хроматид, располагаются в экваториальной плоскости клетки. Нити веретена деления, идущие от центриолей, прикрепляются к каждой хромосоме в области центромеры.


  • Анафаза. Дочерние хроматиды отделяются друг от друга и расходятся к полюсам клетки. Движение хроматид происходит благодаря тому, что нити веретена деления укорачиваются и тащат хроматиды к полюсам клетки.


  • Телофаза – завершающая фаза митоза. Хроматиды достигают полюсов клетки и раскручиваются. Вокруг них вновь формируются ядерные оболочки, и в результате оформляются два ядра. Одновременно с этим происходит деление цитоплазмы, органоиды распределяются между двумя клетками. И, наконец, две одинаковые клетки отделяются друг от друга.































  • В среднем процесс деления от начала профазы до конца телофазы длится 1-2 ч, а каждая из этих фаз продолжается 15-20 мин. Интерфаза у многоклеточных организмов длится гораздо дольше. Есть клетки, например нейроны, которые не способны к делению и выполняют свои функции от рождения до смерти.





ДУ 9











ДУ 11















ДУ 7








ДУ 6



Д 2



О



Д 1






Д 2


Л4

Р4



К3


К6


Л5


V. Закрепление и проверка изученного материала


Беседа с учащимися по теме урока.


ДУ 5


Д 5


Р6

П3

VI. Рефлексия

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

(Мнение учителя о работе каждого из отвечающих.)

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

С егодня на уроке …. Было легко…

Я узнал Мне понравилось

Я научился Не понравилось

Было сложно Меня удивило



ДУ15






Д 5




М6

VII. Д/з

§14 стр 47-51, рис 21,22 (синий учебник)

§13 стр 52-56, рис 22,23 (красный учебник)


Спасибо за урок!!!

ДУ16


Л5

Р7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!