Урок биологии в 8 классе.
Тема: Дыхание. Органы дыхания. Значение дыхания. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика.
Цель: обеспечить усвоение темы.
Задачи: углубить и обобщить знания учащихся о дыхание, органах дыхания, заболеваниях органов дыхания.Продолжить развитие интеллектуальных умений через развитие биологических задач, требующих логического мышления. Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, логически мыслить , оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Воспитание бережного отношения ко всему живому, культуры труда, навыков общения и взаимоуважения.
Тип урока: Урок обобщения.
Оборудование: таблицы «органы дыхания», «Строение легких», разборная модель «Торс человека», рисунки, презентация.
Методы обучения:
1. По источнику знаний:
Объяснительно-иллюстративные - рассказ, самостоятельная работа с учебником, беседа, демонстрация таблиц.
Репродуктивные – составление схем, таблиц, тестовых заданий.
2. По характеру деятельности учителя - проблемные.
3. По характеру деятельности учащихся – частично-поисковые
Организационный момент.
I. Вводная часть. Вступительное слово учителя: Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вздохнём, настроимся на поиск и творчество и начнём урок.
Учитель знакомит учащихся с темой урока, ставит задачи,
II. Основная часть урока.
Учитель. «Ребенок делает долгий глубокий вздох, удерживает на минуту воздух в легких, чтобы извлечь из него животворящие части и затем медленно выдыхает его, и жизнь для него началась. Старик испускает слабый вздох, дыхание его обрывается и жизнь прекращается. От первого глубокого вздоха ребенка до последнего вздоха умирающего старика проходить долгая жизнь постоянного дыхания. Жизнь есть только серия дыханий».
Такое чудо - воздух
Не сыщите, нигде,
А только на планете,
На матушке Земле.
Его не замечаем,
Его как будто нет,
А перекройте воздух -
И сразу меркнет свет:
Сегодня в рамках нашей встречи пойдет разговор о процессе, без которого жизнь невозможна - о дыхании, о возможных заболеваниях органов дыхания, связанных с окружающей, социальной средой, профилактике этих заболеваний, пагубном воздействии вредных привычек на дыхательную систему.
Важным для дыхания является и чистота воздуху, которым мы дышим.
Еще великий древнегреческий врач Гиппократ называл воздух "пастбищем жизни". Без воздуха не может прожить в первую очередь человек Вернее может, но только одну минуту, не больше. И лишь некоторые из нас могут задержать дыхание до шести минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти, потому что в организме нет запаса кислорода для дыхания.
О целительной силе чистого воздуха очень убедительно говорит врач Комов в романе Павленко “Счастье”: “…ваша болезнь требует простого лекарства – воздуха. Побольше его и наяву и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клетку свою свежим воздухом. Есть на открытом воздухе. А спать непременно… Итак, начните принимать воздух в самых неограниченных дозах. Научитесь дышать. Привыкайте относиться к воздуху, как к пище, пережевывайте его носоглоткой, ощущайте на вкус, на запах, наслаждайтесь им, как гурман… Пейте только проточный воздух… Держитесь в своей болезни политики открытых дверей”.
Актуализация знаний:
«Биология в терминах»
«Знаю» «Не знаю» учащиеся выбирают из предложенных терминов им известные, то что не могут сразу ответить находят в учебнике.
Дыхательный объем | Пропеналь |
ЖЕЛ | Альвелоы |
Спирометр | Внешнее дыхание |
Дыхательный центр | Внутреннее дыхание |
Диафрагма | Легочная плевра |
Дыхание | Диффузия |
«Послание» На листке бумаги записывают термин, который нужно объяснить, лист сминаю и раздаю шарики ученикам, они разворачивают, читают от кого послание и отвечают.
«Биология в картинках»
Ученики по очереди рассказывают о строении определенного органа дыхания и размещают его на доске.
Путь воздуха- цветными карточками выкладываем.
«Биология в цифрах»
21% кислорода во вдыхаемом воздухе, 79 % азота, 16%- кислорода на выдохе, 0,03 % уг.газа вдыхаем, 4 % выдыхаем.
2- легких, правое из 3 долей, левое из 2. Бронхов -2, 10-15 см – длина трахеи, 300 млн альвеол.
Соотнесите:
Носовая полость | Согревание и очистка воздуха |
Гортань | Образование звука |
надгортанник | Защищает вход в гортань |
Щитовидный хрящ | Защищает гортань спереди |
трахея | Хрящевая трубка, проводящая воздух |
бронхи | Воздухоносные пути, заканчивающиеся альвеолами |
Легкие | Газообмен |
альвеолы | Места непосредственного контакта с капиллярами |
«Биология и медицина»
Сообщения учащихся о болезнях органов дыхания.
Просмотр видеоролика о вреде сигарет для легких. (4 минуты)
Агитбригада по профилактике курения.
7.Домашнее задание: подготовиться к тестированию по теме «Дыхание»