Цели урока:
обучающая: расширение знаний о питании растений; знакомство с основной функцией листа как органа, в котором осуществляется процесс космического значения — превращение неорганических веществ в органические - фотосинтез; формирование знаний о механизме протекания процесса, его исходных и конечных продуктах, условиях протекания процесса, а также о взаимосвязи строения и функции листа;
развивающая: формирование умений работать с различными источниками информации: рассказ, таблицы, рисунки, схемы, мини-спектакль; умения делать выводы и обосновывать необходимость биологических знаний; развитие творческих способностей;
воспитывающая: воспитание экологической культуры при освещении вопроса о значении фотосинтеза для жизни всего живого на Земле.
Оборудование: таблица «Клеточное строение листа», рисунки опытов, портреты учёных; реквизиты к спектаклю: комнатные растения; схема-уравнение «Механизм фотосинтеза», компьютерная презентация к уроку Фотосинтез»; ноутбук, проектор, экран. f
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы и методические приемы: репродуктивные (рассказ, беседа, объяснение, сообщения учащихся); частично-поисковые (работа с иллюстративными и познавательными материалами); проблемный метод (решение проблемных заданий); игровые (ролевая игра).
Межпредметные связи: химия, экология, ИЗО.
Место в системе уроков: 3-й урок в теме «Жизнь растений».
План-конспект урока
I. Организационный момент
II. Эмоциональный настрой и психологическая установка к уроку
Учитель (создание проблемной ситуации): В 1630 году голландский естествоиспытатель Ян Баптист ван Гельмонт провел интересный опыт.
Он взял высушенную землю, взвесил её (вес земли составил 80 кг) и наполнил ею бочку. В землю он посадил саженец вербы, который весил 2 кг.
Бочку ученый накрыл листом железа с отверстиями, чтобы извне не поступала пыль. Растение Гельмонт поливал дождевой водой (или дистиллированной), в которой нет минеральных солей.
Через 5 лет дерево выросло и весило 60 кг. Вес земли равнялся 79 кг 943г.
Таким образом, вес дерева увеличился на 58 кг, а вес земли уменьшился на 57 г.
- Чудо? Оказывается, нет. Опыт, проведенный Гельмонтом, доказывает, что растения питаются не только веществами почвы.
Как вы уже догадались, сегодня мы продолжаем разговор о питании растений. Впереди вас ждет знакомство с воздушным способом получения растением веществ, необходимых для питания — ФОТОСИНТЕЗОМ.
В течение урока мы рассмотрим следующие вопросы:
Что такое фотосинтез и как он происходит?
Какие условия необходимы для воздушного питания растений?
Как был открыт фотосинтез?
Каково значение этого процесса для жизни всего живого на Земле?
III. Актуализация опорных знаний
Учитель: Эпиграфом нашего урока являются слова К.А.Тимирязева:
«Хлорофилл едва ли не самое интересное вещество на Земле».
- Чем же заслужил хлорофилл столь высокое признание великого русского ученого?
К этому вопросу мы вернемся в конце урока.
А пока давайте вспомним, что мы знаем о хлорофилле.
Для того чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно вспомнить особенности клеточного строения листа.
Перед вами уже знакомая вам таблица. Кто желает пойти к доске? (Работа учащихся у доски с таблицей)
Вывод: Итак, в клетках мякоти листа, в особых органоидах - хлоропластах, содержится особый зеленый пигмент - хлорофилл, обеспечивающий окраску листьев, стеблей и незрелых плодов.
Учитель: Оказывается, роль хлорофилла не сводится только лишь к выполнению перечисленных функций. Без хлорофилла невозможно полноценное питание растений.
- Вспомните, какие вещества необходимы для питания растений?
- Где и как растения берут воду и минеральные вещества?
А вот где и как растения берут органические вещества и причем здесь хлорофилл - это мы узнаем, посмотрев и послушав мини - спектакль, который называется «Необыкновенные приключения хлорофилла». /Приложение 1/.
IV.Представление пьесы /Приложение1/
V.Обсуждение пьесы
Учитель: Итак, зеленые растения на свету способны образовывать органические вещества из неорганических. Этот процесс называется ФОТОСИНТЕЗОМ (от греческих слов «фотос» - свет и «синтез» - соединение, созидание), то есть созидание при помощи света.
Способность к фотосинтезу - основной признак зелёных растений.
- Что мы узнали о фотосинтезе из пьесы?
1)Фотосинтез протекает в особых органоидах клеток листьев - хлоропластах. 2)В результате фотосинтеза образуются органические вещества углеводы из неорганических веществ воды и углекислого газа, при этом в атмосферу выделяется кислород. 3)Обязательными условиями фотосинтеза является свет и хлорофилл. Солнечный свет — это источник энергии, а хлорофилл — уникальное приобретение растений, способное уловить луч света, удержать его и включить в работу.
История открытия и изучения процесса фотосинтеза
Учитель: Опыт, проведённый Яном Баптистом ванн Гельмонтом, доказывает, что растения питаются не только веществами почвы. Вывод учёного был непреложен: растения получают питательные вещества, прежде всего не из почвы, а... из воды. На два столетия в науке утвердилась теория «водного питания растений». Листья, по этой теории, лишь помогали растению испарять излишнюю влагу.
К самому неожиданному, но правильному предположению — о воздушном питании растений — учёные пришли лишь к началу XIX века. (Хотя из воды и почвы растения, конечно, тоже получают питательные вещества).
Важную роль в понимании этого процесса сыграло открытие, совершённое английским химиком Джозефом Пристли в 1771 году (сообщение учащегося).
Позднее голландский врач Ян Ингенхауз (в 1779 году) подтвердил работу Пристли и показал, что воздух «исправляется» только на солнечном свету и только зелеными частями растения.
В 1782 году швейцарский ученый Жан Сенебье экспериментально доказал, что органические вещества в растениях образуются из углекислого газа, который под влиянием солнечного света разлагается в зеленых органоидах растений.
В 1804 году французский физиолог растений Жак Буссенго в ходе лабораторных работ пришел к выводу, что вода так же потребляется растениями при синтезе органических веществ
. В 1864 году немецкий ботаник Юлиус Сакс доказал, что соотношение объемов поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода равно 1:1. продемонстрировал образование зерен крахмала при фотосинтезе (сообщение учащегося).
В 1877 году назвал процесс фотосинтезом и полностью его описал Вильгельм Пфеффер – немецкий ботаник и физиолог растений.
В 1903 году Климент Аркадьевич Тимирязев - русский естествоиспытатель, профессор Московского университета, основоположник русской научной школы физиологов растений - установил, что фотосинтеза вызывают только поглощённые хлорофиллом солнечные лучи. Роль растений на Земле Тимирязев назвал космической, потому что именно благодаря зелёному растению накапливается энергия, которая поступает от Солнца из Космоса.
- Почему Тимирязев считал, что хлорофилл - «едва ли не самое интересное вещество на Земле»?
Хлорофилл - это посредник между космическим светилом и растением.
Во время выступления докладчиков остальные ребята заполняют таблицу «История открытия фотосинтеза» в тетради:
Автор опыта. Дата | Описание и результат опыта | Вывод |
| | |
Закрепление полученных знаний
Учитель:
Что такое фотосинтез?
Какие ученые внесли весомый вклад в открытие и изучение процесса воздушного питания растений?
Как вы думаете, будет ли происходить фотосинтез в растении, если его на длительное время поместить в темный шкаф? Почему?
Известный и проверенный учеными факт: если повредить внутреннюю структуру листа (например, прокатить стеклянной палочкой) под небольшим давлением по поверхности живого зеленого листа) без каких-либо заметных внешних изменений — фотосинтез тут же прекращается. Как вы думаете, почему?
Будет ли протекать фотосинтез в растении, которое длительное ||
время находится в сухой почве? Почему? а
Возможен ли фотосинтез в растении, если оно не получает углекислый газ? Почему?
У пестролистной герани лист имеет окаймляющий белый поясок по краю листа. В клетках этого пояска нет хлорофилла. Протекает ли в этих клетках фотосинтез? Почему?
Вывод. Итак, фотосинтез – это особый процесс, протекающий хлоропластах листьев растений, в результате которого из неорганических веществ углекислого газа и воды синтезируются органические вещества углеводы и выделяется кислород при обязательном наличии света, неповрежденной структуры листа и наличии хлорофилла в клетках. ф
Учитель: Обобщая все выше сказанное о фотосинтезе, давайте сейчас вместе с вами составим схему, иллюстрирующую этот процесс. Я - на доске, вы - в своих тетрадях.
Итак, для фотосинтеза растения используют воду и углекислый газ, которые имеются достаточно в окружающей среде. Попав в лист, они начинают взаимодействовать:
Толчком для этого служит световая энергия, получаемая растением благодаря хлорофиллу, находящему в хлоропластах.
Хлорофилл
На свету вода подвергается изменениям, вследствие которого из неё выделяется О
2, поступающий в окружающую среду.
Другая часть воды соединяется с углекислым газом и образует органическое вещество - углевод глюкозу, из которого потом образуется крахмал и другие вещества.
3начение фотосинтеза
Учитель:
В заключении, давайте вместе подумаем, каково же значение фотосинтеза в природе и жизни человека.
- Фотосинтез - уникальный процесс образования растениями органических веществ, необходимых для поддержания жизни многих живых организмов, в том числе человека и самих растений.
- Фотосинтез – важнейший процесс, в результате которого благодаря растениям образуется кислород в воздухе, необходимый для дыхания живых организмов, в том числе человека и самих растений.
- Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой.
- Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли.
Подведение итогов урока
Д/3: изучить описание опытов, иллюстрирующих условия протекания фотосинтеза, используя текст §34, повторить минеральное питание растений; два сообщения: “Растения-хищники” и “Растения-паразиты” (индивидуально).
Приложение 1
Урок-спектакль "НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ ХЛОРОФИЛЛА"
Действующие лица и исполнители:
Автор, Судья, Прокурор, Адвокат, Хлорофилл.
Действие происходит на лесной поляне.
От автора. Однажды, лет двести тому назад, на небольшой, но солнечной поляне произошли странные события. Они могли привести к гибели всего живого на земле. Но, к счастью, этого не произошло. В те времена тоже жили добрые и умные люди, которые думали о будущем.
Появляется Хлорофилл.
Хлорофилл: Здравствуйте! Я Хлорофилл. Почему у меня такое странное имя? Да потому, что я зеленый!
Я хлорофилл, всегда зеленый.
Пускай прохлада или зной,
Но я тружусь, как заведенный,
И каждый раз иду, как в бой.
Лишь только солнышко проглянет,
Я первый луч его ловлю. И сразу воздух чистым станет, И сразу всех я накормлю.
Автор: Что он такое говорит? Как он может всех накормить? Как он может очистить воздух?
Хлорофилл: О, это очень сложный и таинственный процесс.
Появляются Судья, Прокурор и Адвокат.
Судья: Кто здесь произнес слово процесс? Какой процесс может происходить без нас?
Прокурор (разгневанно): Какой-то ФОТОСИНТЕЗ. Слово непонятное, да и процесс вредный.
Судья: Кто его главный виновник?
Прокурор: Его главный виновник он, хлорофилл!
Судья: Странное имя.
Адвокат: Его имя в переводе означает "зеленый".
Судья: А отчество у него есть?
Прокурор: Да его отчество еще более странно - Хлоропластович.
Судья: Хлорофилл Хлоропластович? Интересно. А место жительства?
Адвокат: В хлоропластах листьев, зеленых стеблей и зеленых плодов.
Судья: Род занятий?
Прокурор: Род занятий странный. Ничего у него нет, а питательные вещества рекой текут. Колдун, наверное. Может его на костре сжечь?
Судья: Нет, надо расследовать дело. Из чего ты готовишь пищу?
Хлорофилл: О, господин судья! Мне для работы всего-то и нужно, что углекислый газ и...
Судья: Откуда ты его берешь?
Хлорофилл: Из воздуха, господин судья.
Прокурор: А по какому праву ты расхищаешь природное добро?
Адвокат: Но господин судья, углекислый газ вреден для живых существ. Я могу это доказать.
Судья: Каким образом?
Адвокат: А вот каким. Я накрою Вас и прокурора стеклянными колпаками. Только рядом с Вами поставлю зеленое растение, и вы сможете нормально дышать. А прокурор останется под колпаком один.
Накрывает судью и прокурора колпаками.
Сидят под колпаками
Судья и прокурор,
А мы, ребята, с вами
Продолжим этот спор.
Прокурор: А-а-а-а, я не хочу быть под колпаком. Это Штирлиц был под колпаком. Я не Штирлиц, я прокурор. Мне дышать нужно.
Судья: Всем дышать нужно.
Хлорофилл: Господин судья, теперь Вы поняли, для чего мне нужен углекислый газ. Химики о нем говорят проще — СО2.
Судья: Конечно, ведь я смог дышать даже под колпаком. Значит, растение помогло мне выжить .... Суд принимает ваши доводы относительно углекислого газа. А что еще вам нужно для работы?
Хлорофилл: Еще мне нужна вода... чистая.
Прокурор: Вот, вот, я же говорил. Ворует нашу воду! Разбазаривает наше богат- ' ство, в тюрьму его!
Ворует нашу воду
И углекислый газ,
Ну как же быть народу
Спросить хочу я вас.
Нет, я не понимаю, И в толк я не возьму. Сейчас тебя поймаю, И посажу в тюрьму.
Хлорофилл: Но я беру совсем немного воды.
Адвокат: Но зато, используя воду, углекислый газ и энергию солнца, он дарит всему живому пищу и кислород, а значит... жизнь.
Прокурор: Как это, как это, как это, не понимаю!
Хлорофилл: Но это же так просто.
Вода, по стеблям поднимаясь,
Идёт к зеленому листу
И с СО2, соединяясь
Дает нам сахар на свету.
Вот так творение природы –
Волшебный, добрый хлорофилл
Способен прокормить народы
Хотя уж к вечеру без сил.
Судья: Как это? Ты, такой маленький, зелененький, из углекислого газа и воды, на солнышке? Ты что маг?
Хлорофилл: Маг не маг, но могу.
Адвокат: Это еще не все. Он и кислород из воды добывает. Вот почему вы под колпаком остались живы, а прокурор орал, как резаный.
Судья: Ну и как же это все называется?
Адвокат: Да фотосинтезом это называется, фотосинтезом. Ведь что происходит-то? Новые вещества образуются: сахар, крахмал, кислород. Образуются, значит, синтезируются.
Все:
Фотосинтез идет
На свету круглый год
Из простых минеральных веществ.
Солнце свет свой прольет, Луч на лист упадет,
Чтобы всем подарить кислород.
И никак не поймет
Наш упрямый народ
Что он дышит, ест и живет,
Потому что с утра,
Лишь приходит пора,
Сладкий сок производит листва.
Прокурор: Наконец-то я понял. Ты хороший. Я не буду тебя обвинять.
Хлорофилл: Многоуважаемый суд! То, что я создаю, разрушает другой процесс.
Судья: Какой еще процесс? Какое право он имеет что-то разрушать? Почему я в нем не участвую?
Адвокат: Участвуете, еще как участвуете. Все мы соучастники.
Хлорофилл: Этот процесс — дыхание. Вы все дышите, а значит, разрушаете органические вещества, которые я создаю.
Судья: Что-то я ничего не понимаю. Без фотосинтеза жить нельзя, это ясно. Он созидатель. Но ведь не дышать тоже нельзя. Так и помереть можно. Почему же дыхание — разрушитель?
Хлорофилл: Вам двигаться нужно?
Судья: Необходимо.
Хлорофилл: Разговаривать вы должны?
Судья: Конечно. Я разговорами на хлеб зарабатываю.
Хлорофилл: А энергию на движение, размышления и разговоры где берете?
Судья: Не знаю. Сама как-то берется.
Хлорофилл: Сама, сама. Ничего не сама. Кислород, которым вы дышите, разрушает вещества, которые я создаю. А при этом выделяется энергия. Вот откуда вы ее берете. Из пищи. Только вы за пищей и энергией в магазин ходите. А я ее из солнца беру.
Все:
И в зной и в непогоду
И вечером и днем
Нельзя без кислорода
Иначе мы помрем.
Мы дышим, дышим, дышим
И он, и ты, и я
Энергию из пищи
Берем себе друзья.
Чтоб бегать, прыгать, плавать,
Смеяться и гулять,
И очень важно, право,
Учиться размышлять.
Адвокат: Господа, я надеюсь, теперь вы поняли, что кислород, которым вы дышите, поступает в ваши клетки. Там он разрушает органические вещества пищи до углекислого газа и воды. При этом выделяется энергия. Энергия нужна вам для хорошей жизни. А лишняя вода и углекислый газ удаляются в окружающую среду.
Судья: Следовательно, при дыхании выделяются углекислый газ и вода, а это то, что нужно для фотосинтеза.
Прокурор: Правильно, господин судья. Фотосинтез и дыхание — противоположные процессы. Колесо жизни. Замкнутый круг. А запускает его Солнце.
Хлорофилл: Я без дыхания никак не могу, да и оно без меня не обойдется. Мы вместе делаем одно общее дело.
Судья: Значит, так. Фотосинтез происходит на свету, в листьях и других зеленых частях растений. Дышим мы каждой клеточкой своего тела. Фотосинтез обеспечивает нас и все живое пищей, а дыхание - энергией. И все это благодаря Солнцу и тебе хлорофилл. Прекрасно. Ты оправдан, и это решение окончательное и обжалованию не подлежит.
Все:
Фотосинтез — дружочек
Вот твой домик — листочек
Там творишь ты свои чудеса.
Очень нужен ты людям,
Мы тебя не забудем,
И запомним тебя навсегда.
Пусть нам солнышко светит,
Чтобы взрослым и детям
Было радостно, ясно, светло,
Чтобы каждый цветочек,
Даже малый листочек,
Нам давал и еду и тепло.
Приложение 2
Сообщения учащихся к уроку
Джозеф Пристли
Как химика Пристли заинтересовал вопрос: почему воздух полей и лесов чище городского? Ученый предположил, что растения очищают его от веществ, выделяемых людьми при дыхании, а также дымящимися трубами заводов и фабрик. С целью проверки своего предположения он посадил под стеклянный колпак мышь. Довольно быстро животное погибло. Тогда экспериментатор поместил под такой же колпак другую мышь, но уже вместе с веткой мяты. «Это было сделано в начале августа 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты. Побег мяты вырос почти на три дюйма».
Опыт заинтересовал ученых, многие повторили его в своих лабораториях, однако результаты получались неодинаковые: в одних случаях растения действительно очищали воздух и делали его пригодным для дыхания мыши, в других – этого не наблюдалось. Надо сказать, что сам Пристли при повторении опытов получил противоречивые результаты. Установить истину ученый уже не смог, так как консервативно настроенные англичане разгромили его прекрасно оборудованную лабораторию и богатую библиотеку за сочувствие их владельца идеям французской революции. Пристли оставил научную работу и эмигрировал в США.
Ян Ингенхауз
Идею Пристли об очищении воздуха поддержали не только ученые, она стала популярна даже в народе. Результатом явилось массовое разведение цветов в помещениях, где находились больные. При этом двери обычно держали плотно закрытыми, дабы «вредный» наружный воздух не мог проникнуть в комнату. Голландский врач Ингенгауз усомнился в правильности такого использования растении и провел ряд экспериментов с целью проверки действенности этого приема. В результате своих опытов он сделал открытие, что только зеленые части растений могут улучшать воздух, да и то лишь в том случае, когда они находятся на свету. Все остальное – цветки, корни, а также зеленые листья, лишенные света, – воздуха не исправляет.
Юлиус Сакс
Сакс обнаружил, что чем дольше растения оставались в темноте, тем меньше заключали они крахмала в зернах хлорофилла. По прошествии нескольких суток, в хлорофилловых зернах листовой ткани растений, содержащихся в темноте, исчезали последние следы крахмала. При обратном перемещении «обескрахмаленных» растений на свет уже через несколько часов можно было убедиться в присутствии крахмала в зернах хлорофилла. Саксу принадлежит идея чрезвычайно наглядного приема демонстрации зависимости образования в листьях крахмала от воздействия на них. Этот прием заключается в частичном закрытии листовой пластинки светонепроницаемым материалом и экспозиции такого полузакрытого листа на солнце. По степени посинения или почернения можно было приблизительно судить о количестве образовавшегося крахмала. Эта так называемая йодная проба была впервые предложена Саксом.
Климент Аркадьевич Тимирязев
Климент Аркадьевич Тимирязев — русский естествоиспытатель, профессор Московского университета, основоположник русской научной школы физиологов растений - установил, что накопление растениями углерода из углекислоты воздуха происходит за счёт энергии солнечного света, главным образом в красных и синих лучах, наиболее полно поглощаемых хлорофиллом. Он впервые высказал мнение, что хлорофилл не только физически, но и химически участвует в процессе фотосинтеза. Тимирязев осветил значение фотосинтеза, осуществляемого зелёными растениями, как первоисточника органического вещества и запасаемой энергии, необходимых для жизнедеятельности всех организмов, доказал космическую роль зелёных растений в круговороте веществ и преобразовании энергии. Открытие Тимирязевым энергетической закономерности фотосинтеза явилось крупным вкладом в учение о единстве и связи живой и не живой материи в процессе круговорота веществ и энергии в природе.