Урок русского языка в 9 классе
Тема: Бессоюзное сложное предложение
Цели:
Изучение бессоюзного сложного предложения: смысловые отношения,
знаки препинания, средства связи в БСП.
Развитие связной устной и письменной речи, синтаксической,
пунктуационной грамотности; умения сворачивать информацию в опорную схему, таблицу.
Воспитание культуры речи, нравственное воспитание.
Тип урока :получение новых знаний
Методы :проблемный ,поисковый ,словесный
Оборудование : таблица сложных предложений ,презентация
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой. Формулировка цели урока, сообщение о лексической теме урока, предусматривающей размышления: «Умение держать язык за зубами – признак культуры человека»
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
1) Составление схемы классификации сложного предложения (запись на доске), ее рассмотрение, обсуждение.
Сложное предложение
Союзное Бессоюзное
ССП СПП
Учитель с подачи учащихся на доске чертит схему, по ходу задавая вопросы:
Охарактеризуйте сложное предложение.
Ответ:
Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений, связанных двумя способами:
1) при помощи интонации и союзов или союзных слов;
2) при помощи интонации (без союзов и союзных слов).
2. На какие группы делятся союзные предложения?
Союзные предложения делятся на две группы:
1) сложносочиненные;
2) сложноподчиненные.
В чем их отличие?
Какие предложения называются бессоюзными?
Какие знаки препинания ставятся между частями БСП?
3. Работа над новым материалом. Исследование проблемной ситуации.
Работа с текстом
Учащимся (предварительно) раздаются листы с текстом легенды.
Чтение текста учащимся.
День был ясный, летний. Cверху пекло. Возле поскотины клонились к земле рябенькие кукушкины башмачки; на длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики, и, наверное, только пчелы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки-граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они надолго замирали, выставив мохнатые зады, должно быть, заслушивались музыкой. Березовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало, и сквозь это мерцание едва проглядывали красные трубы известковых печей, полыхающих по ту сторону реки. Тени скал лежали недвижно на воде, и светом их размывало, рвало в клочья, будто старое тряпье.
Железнодорожный мост в городе, видимый из нашего села в ясную погоду, колыхался тонким кружевцем, и, если долго смотреть на него, он истончался и кружевце истончалось и рвалось.
Вдруг за ближним каменным мысом защелкали по дну кованые шесты, и из-за мыса показалась лодка; трое мужиков разом выбрасывали из воды шесты. Сверкнув отшлифованными наконечниками, шесты разом падали в воду, и лодка, зарывшись по края в реку, рвалась вперед, откидывая на стороны волны. Взмах шестов, перекидка рук, толчок — и лодка вспрыгнула носом, ходко подалась вперед, к берегу.
(По В. Астафьеву)
Вопросы:
К какому стилю речи вы относите этот текст?
Работа по плану:
Нахождение в тексте БСП.
Замена БСП сложными предложениями с союзами.
Объяснение расстановки знаков препинания.
Вывод учащихся:
Бессоюзные сложные предложения можно заменить:
А) сложносочиненными предложениями с сочинительными союзами
В) сложноподчиненными предложениями с подчинительными союзами.
Составление схем:
БСП [ ], сочинительные союзы и, а, но [ ].
БСП [ ], подчинительные союзы ( так как, потому что,
поэтому, если, когда, так что ).
Работа с текстом учебника с.126, с.130, с.133
Первичное закрепление.
У.190
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Конструирование БСП, выбор знаков препинания ( : или -).
Стоит жара.
День будет жаркий.
Все краски в природе поблёкли.
Дождик прошёл по садовой дорожке.
К вечеру, по-видимому, соберется гроза.
Солнце сильно палит.
Всё ожило и засмеялось.
К полудню на горизонте появились тучи.
6. Рефлексия деятельности(итог )
- Какую тему мы рассмотрели сегодня?
- Назовите знаки препинания в БСП.
- Чем можно заменить БСП?
- Какова главная мысль лексического материала?
- Какие пословицы, связанные с нашей темой, вы знаете?
6. Оценки за урок.
7. Домашнее задание п.31-33, правило с.190-191, у.193.