СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Бессоюзное сложное предложение" 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок получения новых знаний по русскому языку в 9 классе. Тема урока "Бессоюзное сложное предложение"

Просмотр содержимого документа
«Урок "Бессоюзное сложное предложение" 9 класс»

Урок русского языка в 9 классе



Тема: Бессоюзное сложное предложение


Цели:

  1. Изучение бессоюзного сложного предложения: смысловые отношения,

знаки препинания, средства связи в БСП.

  1. Развитие связной устной и письменной речи, синтаксической,

пунктуационной грамотности; умения сворачивать информацию в опорную схему, таблицу.

  1. Воспитание культуры речи, нравственное воспитание.


Тип урока :получение новых знаний

Методы :проблемный ,поисковый ,словесный

Оборудование : таблица сложных предложений ,презентация


Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой. Формулировка цели урока, сообщение о лексической теме урока, предусматривающей размышления: «Умение держать язык за зубами – признак культуры человека»

  2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

1) Составление схемы классификации сложного предложения (запись на доске), ее рассмотрение, обсуждение.


Сложное предложение


Союзное Бессоюзное

ССП СПП

Учитель с подачи учащихся на доске чертит схему, по ходу задавая вопросы:

Охарактеризуйте сложное предложение.

Ответ:

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений, связанных двумя способами:

1) при помощи интонации и союзов или союзных слов;

2) при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

2. На какие группы делятся союзные предложения?

Союзные предложения делятся на две группы:

1) сложносочиненные;

2) сложноподчиненные.

В чем их отличие?

Какие предложения называются бессоюзными?

Какие знаки препинания ставятся между частями БСП?

3. Работа над новым материалом. Исследование проблемной ситуации.

Работа с текстом

Учащимся (предварительно) раздаются листы с текстом легенды.

Чтение текста учащимся.

День был ясный, летний. Cверху пекло. Возле поскотины клони­лись к земле рябенькие кукушкины башмачки; на длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики, и, на­верное, только пчелы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки-граммофончики, и в го­лубые их рупоры совали головы шмели. Они надолго замирали, вы­ставив мохнатые зады, должно быть, заслушивались музыкой. Бере­зовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало, и сквозь это мерцание едва проглядывали красные трубы известковых печей, по­лыхающих по ту сторону реки. Тени скал лежали недвижно на воде, и светом их размывало, рвало в клочья, будто старое тряпье.

Железнодорожный мост в городе, видимый из нашего села в яс­ную погоду, колыхался тонким кружевцем, и, если долго смотреть на него, он истончался и кружевце истончалось и рвалось.

Вдруг за ближним каменным мысом защелкали по дну кованые шесты, и из-за мыса показалась лодка; трое мужиков разом выбрасыва­ли из воды шесты. Сверкнув отшлифованными наконечниками, шесты разом падали в воду, и лодка, зарывшись по края в реку, рвалась впе­ред, откидывая на стороны волны. Взмах шестов, перекидка рук, тол­чок — и лодка вспрыгнула носом, ходко подалась вперед, к берегу.

(По В. Астафьеву)

Вопросы:

К какому стилю речи вы относите этот текст?

Работа по плану:

  1. Нахождение в тексте БСП.

  2. Замена БСП сложными предложениями с союзами.

  3. Объяснение расстановки знаков препинания.

  4. Вывод учащихся:

Бессоюзные сложные предложения можно заменить:

А) сложносочиненными предложениями с сочинительными союзами

В) сложноподчиненными предложениями с подчинительными союзами.


  1. Составление схем:

БСП [ ], сочинительные союзы и, а, но [ ].

БСП [ ], подчинительные союзы ( так как, потому что,

поэтому, если, когда, так что ).

  1. Работа с текстом учебника с.126, с.130, с.133

  1. Первичное закрепление.

У.190


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Конструирование БСП, выбор знаков препинания ( : или -).

Стоит жара.

День будет жаркий.

Все краски в природе поблёкли.

Дождик прошёл по садовой дорожке.

К вечеру, по-видимому, соберется гроза.

Солнце сильно палит.

Всё ожило и засмеялось.

К полудню на горизонте появились тучи.


6. Рефлексия деятельности(итог )

- Какую тему мы рассмотрели сегодня?

- Назовите знаки препинания в БСП.

- Чем можно заменить БСП?

- Какова главная мысль лексического материала?

- Какие пословицы, связанные с нашей темой, вы знаете?

6. Оценки за урок.

7. Домашнее задание п.31-33, правило с.190-191, у.193.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!