ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОЕКТАМ ПЕДАГОГОВ
(методические рекомендации)
Осипова Л.Г., к.п.н., декан факультета
повышения квалификации КОИРО;
Малышева И.Ю., к.ф.н., доцент кафедры
теории и методики обучения КОИРО
Практико-ориентированный проект
Практико-ориентированный проект представляет собой специальным образом оформленную детальную разработку определённой проблемы (или технологии её решения), нацеленную на достижение позитивного практически значимого результата.
Классификационными признаками практико-ориентированных проектов, реализуемых педагогами, являются:
– характер доминирующей проектной деятельности учителя (исследовательский, прикладной, творческий);
– предметно-содержательная область проекта (монопроект (по учебному предмету, по методике преподавания какого-либо учебного предмета и т.п.), междисциплинарный (по учебному предмету и методике обучения предмету));
– продолжительность выполнения проекта (долгосрочный (реализуется в срок от одного месяца и более), средней продолжительности (от одной недели до одного месяца), краткосрочный (реализуется в течение одного урока или серии уроков)).
Основные требования к содержанию практико-ориентированных проектов педагогов
Реализуя практико-ориентированный проект, педагог может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности (все или некоторые):
– преподавательскую;
– производственно-технологическую;
– методическую;
– научно-исследовательскую;
– социально-педагогическую и (или) воспитательную;
– организационно-управленческую;
– культурно-просветительскую;
– коррекционно-развивающую.
При выполнении практико-ориентированных проектов следует опираться не только на материалы фундаментальных исследований, но и на модели исследований-разработок.
Проект должен содержать описание опыта реализации замысла, описание уже достигнутых результатов. В этом смысле он будет приближаться к понятию обобщения опыта работы.
Желательно, чтобы замысел, отражённый в целях и задачах практико-ориентированного проекта, предусматривал возможность реализации проекта к моменту защиты (на уровне предварительных результатов). Возможен также вариант представления предполагаемых результатов в виде четкой формулировки поставленных целей.
Важное значение имеет выбор темы практико-ориентированного проекта. При выборе темы необходимо учесть указанные выше требования к содержанию проекта, а также критерии оценки проектов, изложенные ниже: именно по этим критериям будет оцениваться качество представленной работы.
В формулировках проблем, на решение которых нацелены практико-ориентированные проекты, следует отражать актуальные для современного российского образования вопросы:
пути модернизации содержания преподаваемого предмета;
способы реализации концепции профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
пути осуществления федеральных программ (по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, по воспитанию молодежи в духе толерантности, Программы развития воспитания в системе образования России на 2005-2010 годы, программы «Русский язык», Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей, программы опережающего развития начального профессионального образования и др.);
поиск новых способов повышения качества образования по предмету;
разработка и использование перспективных образовательных технологий (в том числе информационных);
разработка национально-регионального компонента образования;
обучение детей с трудностями в обучении и одарённых;
перестройка методической работы в образовательном учреждении и руководства профессиональными объединениями педагогов;
налаживание социального партнёрства со всеми заказчиками образовательных услуг;
разработка содержательных аспектов перехода образовательного учреждения на предпрофильную подготовку и профильное обучение.
Необходимо также учитывать традиции в формулировании проблем, сложившиеся в российском образовании. Например, нежелательна такая формулировка проблемы проекта: «Профильное обучение информатике в школе» (неясно, какой продукт даст реализация подобного проекта). Предпочтительнее формулировка: «Профильный курс информатики в 10 гуманитарном классе гимназии (опыт разработки и внедрения)».
Возможные продукты практико-ориентированных проектов Мы предлагаем следующий перечень возможных продуктов практико-ориентированных проектов педагогов:
разработка и апробация учебного пособия (для учащихся .... классов общеобразовательной школы; учащихся / студентов профессионального училища / лицея, колледжа и т.п.);
разработка и апробация методического пособия (для учителей какого-либо предмета в общеобразовательной школе; преподавателей учреждения начального / среднего профессионального образования; для педагогов-психологов; методистов образовательного учреждения и т.п.);
разработка и апробация учебно-методического пособия (для ... классов общеобразовательной школы; для учащихся / студентов профессионального училища / лицея, колледжа и т.п.);
разработка образовательной программы (профильного предмета, по элективному курсу / факультативной дисциплине и т.п. в рамках конкретной образовательной области – для школьников; по общепрофессиональной / специальной дисциплине в учреждении начального профессионального образования и т.п.) и дидактических материалов к ней;
разработка учебной программы (авторского) спецкурса (для учащихся старших классов; учащихся / студентов профессионального училища / лицея, колледжа;
разработка коррекционно-развивающей программы по исправлению (ликвидации) каких-либо негативных явлений (отсева учащихся из-за разных видов дезадаптации, педагогической запущенности и пр.), профилактике вредных привычек и т.п.;
разработка и апробация методических рекомендаций проблеме ...;
разработка и апробация словарно-справочных материалов (тезауруса, глоссария и т.п.) по конкретной проблеме (для учащихся, родителей, коллег и пр.);
разработка системы уроков по изучению темы или раздела (по предмету …, в …классе и т.п.);
представление комплекса диагностических заданий для организации мониторинга обученности учащихся и результатов его апробации;
представление комплекса диагностических заданий для организации экспертизы профессиональной деятельности работников образования, экспертизы образовательного учреждения и результатов его апробации;
разработка и апробация детального плана производственной практики учащихся и пакета отчетной документации к нему;
оформление альбома (стенда и пр.) с материалами по какому-либо аспекту истории образования региона или по истории обучения какому-либо предмету;
создание информационного сайта школы (профессионального училища, учреждения дополнительного образования и т.п.) в «Интернете» по какому-либо курсу;
руководство ученической группой по созданию проектов в какой-либо сфере деятельности;
разработка идеи и изготовление какого-либо материального объекта (тренажера, действующей модели и т.п.), используемого в качестве средства обучения.
Структура практико-ориентированного проекта Практико-ориентированные проекты можно условно разделить на две группы:
Исследовательские проекты предполагают проведение психолого-педагогического (или иного) исследования. По форме (но не по содержанию и не по объёму) они напоминают диссертационное исследование.
Опытные проекты могут быть посвящены реализации какой-либо идеи в непосредственной «повседневной» работе педагога или в его совместной работе с учащимися над реализацией замысла проекта.
При этом мы опираемся на подход, предложенный академиком РАО А.М. Новиковым: «Опытная работа – это метод внесения преднамеренных изменений, инноваций в образовательный процесс в расчёте на получение более высоких его результатов с последующей их проверкой и оценкой. Так, например, к опытной работе можно отнести проверку на практике новых учебных планов и программ, учебников, новых образовательных услуг, новых перечней специальностей и т.д. Их нередко называют экспериментальными, но это неверно. Эксперимент – это нечто иное… В данном случае речь идет об опытных программах, опытных учебниках и т.п. Опытная педагогическая работа занимает как бы промежуточные место между изучением и обобщением передового опыта и экспериментом».
Различие между исследовательскими и опытными проектами заключается также в степени обобщённости результата. Если в исследовательских проектах результат обладает признаками «всеобщности» (т.е. полученные в результате его реализации разработки, программы, учебные и методические материалы должны быть актуальны для всех образовательных учреждений подобного типа), то для опытнического проекта достаточно локальной новизны и оптимального результата в условиях отдельно взятого образовательного учреждения.
Практико-ориентированный проект должен включать следующие части:
1) Исследовательский проект
1. Введение (обоснование выбора темы исследования и её актуальности). Основные характеристики проводимого в рамках проекта исследования могут быть изложены в такой логике: после формулировки цели исследовательского проекта формулируется цель исследования, проводимого в рамках проекта, затем цель исследования «разворачивается» в веер задач, после чего рекомендуется указать объект, предмет и гипотезу исследования, описать базу исследования, перечислить методы и этапы исследования.
2. Теоретическое обоснование (описание изученности проблемы (история вопроса, методологическая и теоретическая базы исследования и пр.)).
Рекомендуемый объём введения вместе с теоретическим обоснованием – 10-15 страниц печатного текста (или их эквивалент).
3. Практическая часть (авторская разработка, её реализация, результаты исследования по апробации проекта – предварительные или окончательные).
4. Заключение (выводы по теоретической и практической частям исследования).
Рекомендуемый объём практической части и заключения – до 30 страниц печатного текста (или их эквивалент). При характеристике полученного продукта проекта должно быть обосновано достижение практического результата, обязательно должны содержаться выводы по проведенному исследованию.
Возможно представление приложений в виде схем, таблиц, графиков и пр.
Опытный проект
1. Введение (обоснование выбора темы, её актуальности, цель и задачи проекта). Во введении должно содержаться детальное описание предполагаемого результата проекта, которое выполняет, в некотором роде, ту же функцию, которую выполняет гипотеза в исследовательском проекте.
2. Теоретическое обоснование (история вопроса и описание теоретических методических оснований решения проблемы проекта).
Рекомендуемый объем введения и теоретического обоснования – 10-15 страниц печатного текста (или их эквивалент).
3. Практическая часть (авторская разработка, ее реализация, результаты реализации проекта – предварительные или окончательные).
Рекомендуемый объём – до 30 страниц печатного текста (или их эквивалент).
4. Заключение (выводы по теоретической и практической частям исследования. При характеристике полученного продукта проекта должно быть обосновано достижение практического результата).
Допускается представление практической части в электронном виде, часть информации может быть представлена в видеозаписи и других формах (однако следует ориентироваться на безусловное наличие показателей результативности, описание продукта проектной деятельности, что не может быть заменено одними «иллюстрациями» результата).
Педагогу важно иметь в виду, что любая инновационная разработка должна проходить через общепринятые стадии апробации (например, в режиме эксперимента или опытно-экспериментальной работы).
Приложение
Общие требования к оформлению списка использованной литературы и источников
Сведения об использованных источниках приводятся в соответствии с требованием ГОСТа 7.1-04 «Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления». Каждый источник указывается строго в соответствии с его наименованием в алфавитном порядке и нумеруется.
В список вносятся только те работы, которые непосредственно использованы в работе (цитируются, на них ссылаются, или они послужили отправной точкой при формировании концепции автора, если на это указано во введении). Нельзя вносить в список прочитанные, но не использованные в работе книги; незнакомые автору произведения, названия которых он переписал из библиотечных каталогов или библиографии в других книгах. Это расценивается как научная недобросовестность.
В списке литературы для каждого источника приводятся:
Если место и год издания неизвестны, после названия произведения или источника указывается: «Без м. и г. издания». Издательство указывается после двоеточия, следом за обозначением или названием города, при этом если название представляет собой личное имя, то оно пишется в именительном падеже и без слова «издательство» (Владос, Вече, Полигон). В случае указания ведомственной принадлежности издательства, слово «издательство» входит в название и обозначается сокращенно (Изд-во Моск. ун-та, Изд-во Ленингр. ун-та, Изд-во стандартов).
Пример:
Данилов А. А. История России IX-XIX вв. Справочные материалы. М.: Владос, 1997. 432 с.
Библиографические описания книг (монографий, учебников, справочников), написанных одним, двумя или тремя авторами, должны включать: фамилии и инициалы авторов; заглавие книги; сведения о повторности издания; место издания; порядковый номер тома, выпуска или части; количество страниц. Если авторов больше трех, то книга описывается под заглавием, после которого ставится косая черта и указываются инициалы и фамилии первых трех авторов со словами «и др.». Статьи из сборников включаются в список в алфавитном порядке фамилий авторов. После названия сборника и одной косой черты (/) в именительном падеже могут быть указаны его составитель; ответственный, главный или научный редактор (например, Анисимов Е. В. Петр Первый: Рождение империи // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. / Сост. С. В. Мироненко. М.: Политиздат, 1991. С. 186-220.). В сборнике вместо общего числа страниц указываются крайние страницы (первая и последняя) используемой статьи данного сборника.
В списке использованных журналов и газет между названиями статьи и издания ставятся две косые черты с правым наклоном (//). Например: Писарькова Л. Ф. Развитие местного самоуправления в России до Великих реформ: обычай, повинность, право // Отечественная история. 2001. № 2. С. 3-23.
В ссылках на статьи в ежедневных газетах указываются фамилия и инициалы автора, название статьи, название издания, год, число и месяц выхода в свет. Страница газеты указывается лишь в тех случаях, когда в данном номере более 6 страниц. Название газеты, в котором одно из двух слов прилагательное, его допустимо сокращать (Веч. Петербург, Российская газ. и пр.). При отсутствии заголовка и сведений об авторстве газетной информации, указывается только название газеты и дата выхода ее в свет. Например: Известия. 2001. 22 июня.
Оформление ссылки на Интернет-источник
Информация, размещенная в сети «Интернет», является электронным ресурсом удаленного доступа. Описание электронных ресурсов локального и удаленного доступа регулируется ГОСТ 7.82 — 2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов». Вот выдержки из документа.
Схема описания электронного ресурса
1) Основное заглавие является главным заглавием электронного ресурса и воспроизводится в том виде, в каком оно приведено в источнике информации, например: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
2) Общее обозначение материала: [Электронный ресурс]
3) Параллельное заглавие — эквивалент основного заглавия на ином языке, например: Императорские дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] = The Imperial palace and park ensembles of St. Petersburg
4) Сведения, относящиеся к заглавию (информация, раскрывающая и поясняющая основное заглавие). Им предшествует двоеточие, например: : состояние, проблемы, перспективы
5) Сведения об ответственности могут состоять из имен лиц и наименований организаций с сопроводительными словами или коротким текстом, уточняющим их роль в создании электронного ресурса, либо без таковых слов и текста, например: / авт. курса, А. Сигалов или / Рос. гос. гуманитар. ун-т
6) Сведения об издании — сведения об изменениях и (или) особенностях данного издания по отношению к предыдущему изданию того же документа, например: Изд. 3-е, испр. и доп.
7) Обозначение вида ресурса, например: Электрон. журн., Электрон. текстовые дан. и т.п.
8) Объем ресурса пишется в скобках например: (33 файла)
9) Место издания, имя издателя, дата издания, например: М.: Интерсофт, 1999. Если сведений о месте издания или дате нет в документе, но они известны, их приводят в квадратных скобках, например: — [Новосибирск]. Если приводится предполагаемое место издания, оно указывается в квадратных скобках со знаком вопроса, например: — [Курск?]. Если нельзя установить дату, то в квадратных скобках она дается приблизительно, например: [199-?]
10) Примечание о режиме доступа (обязательно) — здесь указывается полный адрес Интернет-страницы и условия доступа (свободный или платный).
11) Примечание об источнике основного заглавия (обязательно), например: — Загл. с экрана, Загл. с домашней страницы Интернета и т.п.
12) Примечание о языке произведения (необязательно), например: — Нем., — Текст на экране фр., англ. и т.п.
Отдельные элементы описания могут опускаться.
Примеры ссылок:
Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. — Электрон. дан. — М. : Рос. гос. б-ка, 1997 — Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.
Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс] : база данных содержит сведения о всех видах лит., поступающей в фонд ГПНТБ России. — Электрон. дан. (5 файлов, 178 тыс. записей). — М., [199-?]. — Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/search/help/el-cat.html. — Загл. с экрана.
Русский орфографический словарь РАН [Электронный ресурс] / Под ред. В. В. Лопатина — Электрон. дан. — М.: Справочно-информационный интернет-портал «Грамота. Ру», 2005. — Режим доступа: http://www.slovari.gramota.ru/ свободный. — Загл. с экрана.
Содержание и оформление приложений
В приложения рекомендуется включать материал, который по разным причинам не приведен в основном тексте работы: заимствованные из литературы или самостоятельно составленные автором методической разработки таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты, именной, тематический или географический указатель, словарь терминов, фотографии, ксерокопии, рисунки. Страницы приложения продолжают сквозную нумерацию работы. Само приложение нумеруется арабскими цифрами, чтобы на него можно было сослаться в конце соответствующей фразы текста.
Приложения нумеруются последовательно арабскими цифрами, например, «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. При этом формат некоторых приложений может не соответствовать формату листа ВКР. В этом случае графические материалы должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.
Приложение должно иметь название или пояснительную подпись с обозначением изображенных лиц, исторического события (с указанием места и даты) или памятника культуры (с указанием авторства, местонахождения и времени создания). Если приложение впервые составлено автором методической разработки, перед литературой с обозначением страниц, откуда взяты вошедшие в приложение данные, необходимо указать: «Сост. по:». В иных случаях приложение должно содержать ссылку на те произведения, откуда оно взято или на фактический материал, который послужил основой для составления данного приложения. Ксерокопированные, перефотографированные или перерисованные от руки иллюстрации также должны иметь ссылку на источник и пояснение способа воспроизведения (например: «ксерокопировано с...», «перефотографировано с...», «перерисовано с...»). Произведения, из которых заимствованы иллюстрации, также вносятся в общем алфавитном порядке в список использованной литературы и источников.