СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Бессоюзное сложное предложение" 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка посвящена методике организации и проведения уроков русского языка по теме «Бессоюзное сложное предложение» в 9 классе общеобразовательной школы.

         Цель разработки - оказание помощи учителю в организации уроков по русскому языку в 9 классе основной школы.

Система уроков по теме «Бессоюзное сложное предложение» позволяет сформировать у учащихся умения определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, выполнять синтаксическую синонимию и в соответствии с этим выбирать нужный знак препинания.

         При планировании уроков по этой теме используется технология системно- деятельностного подхода, технология модульного обучения, что позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке, самостоятельное открытие новых знаний и поэтапную отработку полученных знаний.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации. Требования к МР педагогов»

Приложение 1

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКИМ

РАЗРАБОТКАМ УЧИТЕЛЕЙ

(методические рекомендации)


Осипова Л.Г., к.п.н., проректор КОИРО;

Малышева И.Ю., к.ф.н., доцент кафедры

теории и методики обучения КОИРО


Учитель как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом преобразований в системе просвещения. Процессы кардинальных преобразований школы и общества требуют от педагога ориентации его сознания на ценности, адекватные характеру творческой (в том числе инновационной) образовательной деятельности. В этой связи в современной педагогической практике обнаружились противоречия между традиционным уровнем реализации деятельности учителя и современными потребностями школы и общества в учителе-новаторе с творческим научно-педагогическим мышлением.

Сегодня назрела насущная необходимость в педагоге, создающем инновационный опыт в области методических нововведений в школьной практике, в области приспособления новшеств (педагогических технологий) к современным условиям образовательной деятельности, а также в обобщении и распространении данного опыта.

Идея создания настоящих методических рекомендаций заключается в том, чтобы в обобщённом виде представить педагогам систему требований к методическим разработкам.

Целостная система требований позволит сделать актуальными разработанные ранее и используемые педагогами Костромской области авторские методические разработки; создать новые методические материалы, отвечающие современным требованиям.

Все разработки педагогов в соответствии со спецификой содержания и особенностями требований к их оформлению можно разделить на несколько групп:

  • обучающие (образовательные) программы;

  • учебно-методические разработки (учебно-методические пособия, учебные пособия, методические пособия, методические рекомендации);

  • методические материалы (дидактические и др.);

  • творческие работы (авторские, исследовательские проекты и др.).

Рассмотрим основные требования к некоторым видам методических разработок педагогов.

1. Обучающая (образовательная) программа

Обучающая программа может быть предназначена для:

  • формирования у школьников знаний, умений, навыков в определённой образовательной области;

  • формирования у детей личностных качеств, свойств; мотивов к образовательной деятельности;

  • развития способностей, личностных качеств учащихся.

При этом программа может быть ориентирована как на одно из предложенных направлений деятельности, так и на несколько.

Структура образовательной программы включает следующие компоненты:

  1. Титульный лист.

  2. Пояснительную записку.

  3. Учебно-тематический план.

  4. Содержание изучаемого материала.

  5. Методическое обеспечение программы.

  6. Результаты апробации программы.

  7. Список литературы.

  8. Перечень контрольных вопросов и заданий по курсу.

Титульный лист должен содержать указания на:

  • наименование образовательного учреждения, в котором работает автор программы или проходила её апробация (при участии в работе нескольких учреждений они указываются все в алфавитном порядке);

  • сведения о том, когда и кем была утверждена программа;

  • полное название программы;

  • краткую характеристику контингента, для которого предназначена программа (тип, возраст, пол и пр.);

  • возможный срок реализации программы;

  • фамилию автора программы, краткие сведения о нем;

  • название населенного пункта, на территории которого существует соответствующее образовательное учреждение;

  • год окончания разработки программы.

Пояснительная записка должна включать следующую информацию:

  • обоснование актуальности программы (указываются проблемы, на решение которых направлена программа (при этом определяются не все проблемы, которые являются актуальными на данный момент для определённого контингента обучающихся или образовательного учреждения, а только те из них, на решение которых направлена предлагаемая программа; описывается её роль в их полном или частичном разрешении));

  • обоснование новизны программы, определение авторского вклада в программу (новизна может быть реализована в новых подходах к обучению, подборе оригинальных методов и методик, новых способах организации занятий, новых формах контроля и пр. Автор обязательно должен раскрыть собственный вклад в содержание или формы реализации программы. Программа не должна быть компиляцией чужого материала);

  • теоретическое и методическое обоснование программы (описываются теоретические подходы и концепции, на которых базируется программа; даются определения основных понятий; обосновывается выбор методических средств и методических подходов; поясняется, почему именно они выбраны для подготовки и реализации данной программы);

  • цели и задачи программы (основной целью обучающих программ является формирование у школьников знаний, умений, навыков в определённой образовательной области; обучение детей способам деятельности. Формирующие и развивающие цели могут быть поданы как дополнительные. В формулировке целей должен быть представлен как будущий результат, так и характер деятельности по его реализации; задачи, конкретизирующие цель, должны в своей совокупности полностью раскрывать цель, а не расширять или подменять её);

  • ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки (описание ожидаемых результатов должно быть представлено не только в описательной, но и в диагностической форме, то есть таким образом, чтобы эти результаты можно было зафиксировать и измерить. Способы проверки результатов должны быть либо описаны, либо даны указания на их описание);

  • продолжительность и этапы реализации программы (необходимо указать, на какой срок рассчитана реализация программы; сколько этапов включает; необходимо ли жестко соблюдать последовательность осуществления отдельных этапов; каковы критерии завершения и длительность каждого этапа);

  • формы и режим занятий (в пояснительной записке должно быть указано, какие формы занятий (теоретические и практические) предполагается использовать. Возможна подробная их характеристика (лекции, семинары, уроки, лабораторные работы и пр.); необходимо указать также длительность каждого занятия и количество занятий в день).

Учебно-тематический план должен содержать:

  • перечень изучаемых тем, расположенных в заданной последовательности;

  • количество часов, отведённых на каждую тему (с указанием часов теоретических и практических занятий);

  • цели занятий;

  • описание форм занятий по каждой теме (лекция, урок, игра, беседа, конференция и пр.).

Учебно-тематический план целесообразно представлять в форме таблицы.

Содержание программы предполагает тезисное или подробное описание основных теоретических вопросов по каждой теме курса (в качестве примера может быть приведён полный конспект одного из занятий); описание практических заданий с указанием применяемых методов и оборудования, а также способов их организации.

Методическое обеспечение программы включает:

  • описание приемов и методов организации учебных занятий;

  • техническое оснащение;

  • методическое оснащение;

  • формы подведения итогов работы по каждой теме или разделу.

  1. Список литературы может содержать как литературу, использованную автором при разработке курса, так и литературу, рекомендованную слушателям для самостоятельного изучения.

Перечень контрольных вопросов и заданий должен содержать материал для подведения итогов обучения школьников по курсу. Желательно уточнить, в какой форме (устой или письменной) должен осуществляться контроль; указать критерии оценки качества выполнения заданий учащимися.


2. Учебно-методические разработки педагогов


К учебно-методическим разработкам педагогов относят:

  • учебно-методические пособия – учебно-методические издания, включающие как теоретический, так и методический материал по выбранной педагогом теме;

  • методические разработки – методические издания в помощь преподавателю, содержащие

-примерное планирование учебного материала по конкретному курсу на полугодие, год, а

-также конспекты отдельных уроков.

Методические разработки описывают методики и процедуры исследования или практической работы. По тематике они делятся на несколько групп:

-методические разработки по методике теоретического обучения,

-по методике производственного обучения,

-по методике воспитательной работы,

-по методике самостоятельного обучения,

-по учебно-организационным вопросам,

-по развитию учебно-материальной базы;

  • методические рекомендации – методические издания, содержащие комплекс кратких и чётко сформулированных предложений по внедрению в практику эффективных методов обучения и воспитания. Методические издания разрабатываются на основе изучения и обобщения опыта образовательных учреждений, отдельных педагогов; определяют правила и процедуры использования различных методических средств для достижения образовательных целей;

  • методические материалы – приложения к методическим или учебным разработкам, подробные описания используемых методик вместе с наглядными пособиями, описаниями или примерами макетов.


Выделяются четыре уровня методических разработок педагогов:

– первый уровень – адаптивный. Он предполагает широкое использование известного опыта, передовых методик с некоторыми изменениями и дополнениями для конкретных условий (класса, предмета и т.п.);

– второй уровень – репродуктивно-творческий. В работах педагогов имеются изменения, существенно дополняющие и конкретизирующие уже известное, но не затрагивающие изменений концептуальных основ обучения и воспитания;

– третий уровень – продуктивно-творческий. Он предполагает разработку новых методик, средств, инструментария, учебных программ курсов и спецкурсов, методических указаний и рекомендаций для учащихся и педагогов;

– четвертый уровень – исследовательский (новая продукция). Уровень представляют работы высокого теоретического уровня и практической значимости, авторские школы, дидактические системы, пособия для учащихся, родителей, специалистов, выполненные педагогом самостоятельно.


Структура учебно-методической разработки включает следующие компоненты (обратите внимание!!!):


  1. Титульный лист.

  2. Пояснительную записку.

  3. Теоретическую часть.

  4. Методическую часть.

  5. Материалы по апробации предлагаемых разработок.

  6. Список литературы.

  7. Приложение.

Титульный лист любой учебно-методической разработки включает наименование темы; фамилию, имя, отчество автора; указание на контингент учащихся, для которого предлагается данная разработка; год и место написания разработки.

Пояснительная записка к учебно-методической разработке должна включать:

  • обоснование актуальности разработки;

  • обоснование новизны учебно-методической разработки, определение авторского вклада в работу;

  • теоретическое и методическое обоснование разработки;

  • цели и задачи;

  • ожидаемые результаты реализации разработки и способы их проверки;

  • продолжительность и этапы реализации учебно-методической разработки;

  • описание форм и режима занятий.

Требования к содержанию и оформлению отдельных разделов пояснительной записки аналогичны описанным выше при характеристике требований к образовательным программам.

Теоретическая часть учебно-методической разработки может представлять самостоятельный раздел, а может быть включена в описание конкретных методик или процедур. Теоретическая часть предполагает описание теорий и концепций, которые положены в основу тех или иных методических средств или процедур.

Если теоретические справки включены в практическую часть, они могут быть более краткими и служить необходимым обоснованием выбора и использования соответствующих методик и оборудования.

Методическая часть может предваряться общими сведениями, касающимися требований к работе, описания приёмов и методов организации учебных занятий или применения методических процедур, технического оснащения, форм подведения итогов по каждой теме или разделу.

Далее должна быть подробно описана каждая методика (упражнение, процедура и пр.), приведённая в работе. Описание включает: формулировку цели задания (методики), описание процедуры проведения методики, описание способов фиксации желаемого результата и реального результата, описание наглядного и прочих материалов, описание способов обработки результатов и технологии их интерпретации. В том случае, если в методической разработке используются широко распространённые и подробно описанные в литературе методики, можно ограничиться ссылкой на соответствующую литературу и дополнить предлагаемое там описание необходимой информацией.

Апробация предлагаемой методики или процедуры предполагает описание контингента учащихся, на котором была опробована методика (процедура), условий проведения занятий, результатов первичного и контрольного среза диагностики, их сравнительный анализ, выводы о целесообразности внедрения (или необходимых, возможных корректив, которые должны быть внесены в разработку при изменении каких-либо условий ее реализации). При проведении сравнения необходимо использовать не только качественный анализ, но и методы математико-статистической обработки результатов.

Приложение может включать конкретные наглядные и другие материалы, которые были использованы для реализации разработки или их аналоги. В том случае, если реальные размеры, цвет, форма материалов, представленных в приложении, отличаются от используемых на практике, необходимо привести их подробное описание и требования к изготовлению.





Приложение

Общие требования к оформлению списка использованной литературы и источников

Сведения об использованных источниках приводятся в соответствии с требованием ГОСТа 7.1-04 «Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления». Каждый источник указывается строго в соответствии с его наименованием в алфавитном порядке и нумеруется.

В список вносятся только те работы, которые непосредственно использованы в работе (цитируются, на них ссылаются, или они послужили отправной точкой при формировании концепции автора, если на это указано во введении). Нельзя вносить в список прочитанные, но не использованные в работе книги; незнакомые автору произведения, названия которых он переписал из библиотечных каталогов или библиографии в других книгах. Это расценивается как научная недобросовестность.

В списке литературы для каждого источника приводятся:

  • фамилии и инициалы автора;

  • полное название;

  • место издания (город);

  • издательство;

  • год издания;

  • количество страниц, которые обозначаются строчной буквой «с» с точкой.

Если место и год издания неизвестны, после названия произведения или источника указывается: «Без м. и г. издания». Издательство указывается после двоеточия, следом за обозначением или названием города, при этом если название представляет собой личное имя, то оно пишется в именительном падеже и без слова «издательство» (Владос, Вече, Полигон). В случае указания ведомственной принадлежности издательства, слово «издательство» входит в название и обозначается сокращенно (Изд-во Моск. ун-та, Изд-во Ленингр. ун-та, Изд-во стандартов).

Пример:

Данилов А. А. История России IX-XIX вв. Справочные материалы. М.: Владос, 1997. 432 с.


Библиографические описания книг (монографий, учебников, справочников), написанных одним, двумя или тремя авторами, должны включать: фамилии и инициалы авторов; заглавие книги; сведения о повторности издания; место издания; порядковый номер тома, выпуска или части; количество страниц. Если авторов больше трех, то книга описывается под заглавием, после которого ставится косая черта и указываются инициалы и фамилии первых трех авторов со словами «и др.». Статьи из сборников включаются в список в алфавитном порядке фамилий авторов. После названия сборника и одной косой черты (/) в именительном падеже могут быть указаны его составитель; ответственный, главный или научный редактор (например, Анисимов Е. В. Петр Первый: Рождение империи // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. / Сост. С. В. Мироненко. М.: Политиздат, 1991. С. 186-220.). В сборнике вместо общего числа страниц указываются крайние страницы (первая и последняя) используемой статьи данного сборника.

В списке использованных журналов и газет между названиями статьи и издания ставятся две косые черты с правым наклоном (//). Например: Писарькова Л. Ф. Развитие местного самоуправления в России до Великих реформ: обычай, повинность, право // Отечественная история. 2001. № 2. С. 3-23.

В ссылках на статьи в ежедневных газетах указываются фамилия и инициалы автора, название статьи, название издания, год, число и месяц выхода в свет. Страница газеты указывается лишь в тех случаях, когда в данном номере более 6 страниц. Название газеты, в котором одно из двух слов прилагательное, его допустимо сокращать (Веч. Петербург, Российская газ. и пр.). При отсутствии заголовка и сведений об авторстве газетной информации, указывается только название газеты и дата выхода ее в свет. Например: Известия. 2001. 22 июня.


Оформление ссылки на Интернет-источник


Информация, размещенная в сети «Интернет», является электронным ресурсом удаленного доступа. Описание электронных ресурсов локального и удаленного доступа регулируется ГОСТ 7.82 — 2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов». Вот выдержки из документа.

Схема описания электронного ресурса

1) Основное заглавие является главным заглавием электронного ресурса и воспроизводится в том виде, в каком оно приведено в источнике информации, например: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

2) Общее обозначение материала: [Электронный ресурс]

3) Параллельное заглавие — эквивалент основного заглавия на ином языке, например: Императорские дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] = The Imperial palace and park ensembles of St. Petersburg

4) Сведения, относящиеся к заглавию (информация, раскрывающая и поясняющая основное заглавие). Им предшествует двоеточие, например: : состояние, проблемы, перспективы

5) Сведения об ответственности могут состоять из имен лиц и наименований организаций с сопроводительными словами или коротким текстом, уточняющим их роль в создании электронного ресурса, либо без таковых слов и текста, например: / авт. курса, А. Сигалов или / Рос. гос. гуманитар. ун-т

6) Сведения об издании — сведения об изменениях и (или) особенностях данного издания по отношению к предыдущему изданию того же документа, например: Изд. 3-е, испр. и доп.

7) Обозначение вида ресурса, например: Электрон. журн., Электрон. текстовые дан. и т.п.

8) Объем ресурса пишется в скобках например: (33 файла)

9) Место издания, имя издателя, дата издания, например: М.: Интерсофт, 1999. Если сведений о месте издания или дате нет в документе, но они известны, их приводят в квадратных скобках, например: — [Новосибирск]. Если приводится предполагаемое место издания, оно указывается в квадратных скобках со знаком вопроса, например: — [Курск?]. Если нельзя установить дату, то в квадратных скобках она дается приблизительно, например: [199-?]

10) Примечание о режиме доступа (обязательно) — здесь указывается полный адрес Интернет-страницы и условия доступа (свободный или платный).

11) Примечание об источнике основного заглавия (обязательно), например: — Загл. с экрана, Загл. с домашней страницы Интернета и т.п.

12) Примечание о языке произведения (необязательно), например: — Нем., — Текст на экране фр., англ. и т.п.

Отдельные элементы описания могут опускаться.


Примеры ссылок:

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. — Электрон. дан. — М. : Рос. гос. б-ка, 1997 — Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.


Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс] : база данных содержит сведения о всех видах лит., поступающей в фонд ГПНТБ России. — Электрон. дан. (5 файлов, 178 тыс. записей). — М., [199-?]. — Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/search/help/el-cat.html. — Загл. с экрана.


Русский орфографический словарь РАН [Электронный ресурс] / Под ред. В. В. Лопатина — Электрон. дан. — М.: Справочно-информационный интернет-портал «Грамота. Ру», 2005. — Режим доступа: http://www.slovari.gramota.ru/ свободный. — Загл. с экрана.

Содержание и оформление приложений

В приложения рекомендуется включать материал, который по разным причинам не приведен в основном тексте работы: заимствованные из литературы или самостоятельно составленные автором методической разработки таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты, именной, тематический или географический указатель, словарь терминов, фотографии, ксерокопии, рисунки. Страницы приложения продолжают сквозную нумерацию работы. Само приложение нумеруется арабскими цифрами, чтобы на него можно было сослаться в конце соответствующей фразы текста.

Приложения нумеруются последовательно арабскими цифрами, например, «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. При этом формат некоторых приложений может не соответствовать формату листа ВКР. В этом случае графические материалы должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Приложение должно иметь название или пояснительную подпись с обозначением изображенных лиц, исторического события (с указанием места и даты) или памятника культуры (с указанием авторства, местонахождения и времени создания). Если приложение впервые составлено автором методической разработки, перед литературой с обозначением страниц, откуда взяты вошедшие в приложение данные, необходимо указать: «Сост. по:». В иных случаях приложение должно содержать ссылку на те произведения, откуда оно взято или на фактический материал, который послужил основой для составления данного приложения. Ксерокопированные, перефотографированные или перерисованные от руки иллюстрации также должны иметь ссылку на источник и пояснение способа воспроизведения (например: «ксерокопировано с...», «перефотографировано с...», «перерисовано с...»). Произведения, из которых заимствованы иллюстрации, также вносятся в общем алфавитном порядке в список использованной литературы и источников.



Просмотр содержимого документа
«Требования к структуре конкурсных материалов (1)»

Требования к структуре конкурсных материалов


Требования к структуре и содержанию методической разработки:

  1. Пояснительная записка:

    • актуальность темы;

    • принципы выбора темы или научные идеи, на которых строится деятельность педагога; разъяснение того нового или инновационного, что содержат предлагаемые методические рекомендации;

    • цель составления методической разработки;

    • задачи, решаемые внедрением разработки;

    • практическая направленность материала (кем и как может быть использовано?);

    • предполагаемые результаты от применения методической разработки и критерии оценки результатов;

    • какова технология осуществления разработки и ограничения в использовании.

  2. (Основная часть содержания методической разработки)- система действий учителя и учащихся:

поурочно-тематическое планирование по выбранному модулю (теме, разделу), разработки 3-4 уроков (технологические карты или конспекты уроков), описание приемов и средств организации учебного процесса, форм проведения занятий, наличие дидактических материалов в качестве приложения.

  1. (Заключение) – результаты применения (из опыта работы, как разработка уже была использована?).

  2. Список литературы.

  3. Приложения.


Требования к структуре и содержанию методического пособия:

  1. .Пояснительная записка:

    • проблемы, решению которых будут способствовать предлагаемые рекомендации;

    • новизна авторских рекомендаций;

    • цель составления методического пособия;

    • задачи, решаемые за счет выполнения рекомендаций;

    • практическое значение пособия (кем и как может быть использовано?);

    • предполагаемые результаты от применения методических рекомендаций и критерии оценки результатов;

    • какова технология их осуществления и ограничения в использовании.

  1. Содержание – способы и методы организации учебной работы с учащимися, виды деятельности учащихся или педагога, формы организации учебного процесса, изменение или корректировка содержания образования.

  2. (Заключение) – результаты применения (из опыта работы, как пособие уже было использовано?).

  3. Список литературы.

  4. Приложения.


Требования к дидактическим материалам для учащихся:

  1. Пояснительная записка:

    • проверку, каких знаний, умений и навыков учащихся предусматривают дидактические материалы;

    • для какого вида контроля (итогового, диагностического, текущего и т.д.) можно использовать материалы;

    • каким образом представленные материалы дополняют дидактическое оснащение УМК;

    • цель составления дидактических материалов;

    • задачи, решаемые за счет применения материалов.

  2. Дидактические материалы (вид работы, тема, цель использования, содержание заданий, время на выполнение), их систематизация, ответы к заданиям.

  3. Результаты от их применения (из опыта работы).

  4. Список литературы.

  5. Приложения.


Просмотр содержимого документа
«Приказ о метод конкурсе 2017 год в муниципалитеты»




Департамент образования и науки

Костромской области



ПРИКАЗ


17.11.2016 г.

г. Кострома

1933



О проведении методического конкурса

педагогов образовательных организаций

Костромской области в 2017 году


В целях развития инновационного потенциала региональной системы образования, в рамках подготовки к реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2017 году и на основании Концепции конкурсной системы в образовании Костромской области (приказ департамента образования и науки Костромской области от 18.12.2006 г. № 2018 «Об организации конкурсов»)


ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести в январе – апреле 2017 года методический конкурс педагогов образовательных организаций Костромской области.

2. Утвердить прилагаемое Положение о методическом конкурсе педагогов образовательных организаций Костромской области.

3. Отделу дошкольного, общего, дополнительного образования (Антонова М.О) обеспечить организацию подготовки и проведения методического конкурса педагогов образовательных организаций Костромской области.

4. ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования» (Лушина Е.А.) обеспечить проведение и научно-методическое сопровождение методического конкурса педагогов образовательных организаций Костромской области.

5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.


Директор департамента Т.Е. Быстрякова



Приложение

Утверждено

приказом департамента образования и науки Костромской области

от «17» 11. 2016г. № 1933



Положение

о методическом конкурсе педагогов образовательных организаций Костромской области


  1. Общее положение.

    1. Основанием для разработки настоящего положения является Концепция конкурсной системы в образовании Костромской области (приказ департамента образования и науки Костромской области от 18.12.2006 г. №2018 «Об организации конкурсов»).

    2. Положение определяет условия и порядок проведения методического конкурса педагогов образовательных организаций Костромской области (далее – Конкурса).

    3. Организаторами Конкурса являются департамент образования и науки Костромской области, ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования».


  1. Цель и задачи Конкурса.

    1. Целью Конкурса является обобщение, пропаганда и распространение передового педагогического опыта.

    2. Задачи Конкурса:

выявление инновационного потенциала методических разработок педагогов Костромской области;

стимулирование дальнейшего профессионального роста и выявление талантливых педагогов Костромской области;

активизация деятельности учителей по обобщению и распространению педагогического опыта;

стимулирование педагогов к повышению здоровьесберегающего потенциала урока;

повышение образовательного потенциала образовательных организаций разных типов и видов;

консолидация усилий образовательных организаций Костромской области в области воспитания детей и молодежи.


  1. Участники конкурса.

    1. В Конкурсе могут принимать участие педагоги, специалисты, творческие группы педагогов образовательных организаций разного вида, действующие на территории Костромской области.

7. Выдвижение участников возможно самостоятельно, по рекомендации методического объединения, педсовета образовательной организации, администрации образовательной организации.

8. В 2017 году отдельно по всем номинациям проводится конкурс для молодых специалистов (стаж работы до 5 лет, возраст – до 30 лет).


  1. Этапы, сроки и порядок проведения конкурса.

9.Конкурс проводится в 2 этапа:

1) 1 этап (январь-март 2017 года) – муниципальный.

Сроки и порядок проведения муниципального этапа Конкурса определяются муниципальными методическими службами по согласованию с муниципальными органами управления образованием Костромской области.

2) 2 этап (13 марта-7 апреля 2017 года) – региональный, который включает в том числе: экспертную оценку конкурсных работ до 7 апреля 2016 года и подведение итогов Конкурса до 21 апреля 2016 года.

10. Заявки на участие и конкурсные работы, прошедшие конкурсный отбор на муниципальном этапе, направляются на бумажном и электронном носителях в срок с 9 марта до 15 марта 2017 года организаторам по адресу: 156005,
г. Кострома, ул. Ивана Сусанина, д. 52, библиотека, ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», тел.8(4942) 31-77-91.

Для участия в региональном этапе направляются работы только победителей, занявших первое место в каждой номинации.

11. Для участия в региональном этапе организаторам направляется заявка, которая содержит следующие сведения:

1) название муниципальной методической службы или отдела управления образованием (контактные телефоны, ФИО специалиста, курирующего Конкурс);

2) выписка из решения экспертной комиссии о направлении материалов для участия во втором этапе Конкурса;

3) указание номинаций, сведения об участнике (ФИО, место работы, должность, контактные телефоны), тема работы.

12. Государственные образовательные организации дополнительного и профессионального образования представляют конкурсные работы непосредственно на региональный этап по итогам методического конкурса, проведенного в образовательной организации.

Представление кандидатур на участие в региональном этапе Конкурса производится администрацией образовательной организации в соответствии с заявкой, которая содержит следующие сведения:

1) название образовательной организации (контактные телефоны, ФИО специалиста, курирующего Конкурс);

2) выписка из решения экспертной комиссии о направлении материалов для участия в региональном этапе Конкурса;

3) указание номинаций, сведения об участнике (ФИО, место работы, должность, контактные телефоны), тема работы.

13. Требования к оформлению конкурсных работ:

1) Представляемые конкурсные работы выполняются в формате редактора Word для Windows-98/2000/NT шрифтом Times New Roman (кегль 12) через 1 интервал и полями 25 мм со всех сторон с графическими материалами, вставленными в текст.

2) конкурсные работы представляются в электронном и печатном виде в форме анкеты-заявки, которая содержит следующую информацию:

- фамилия, имя, отчество;

- дата рождения;

- домашний адрес (индекс, номер телефона, междугородний код, электронный адрес);

- место работы, полный адрес организации;

- должность;

- педагогический стаж;

- преподаваемый предмет;

- фамилия имя отчество руководителя образовательной организации;

- название номинации;

- тема работы;

- указание детского объединения, с которым осуществляется деятельность (класс, клуб, секция, студия, объединение) – для методических разработок воспитательной направленности;

- подпись автора.

14. Конкурсные работы несоответствующие требованиям, указанным в данном Положении, к рассмотрению не принимаются.


  1. Номинации и критерии оценки материалов Конкурса.

15. Конкурс проводится по следующим номинациям:

1) исследовательский проект педагога, отражающий результаты эффективности своей педагогической деятельности;

2) методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета, по тематике воспитательного мероприятия;

3) авторские образовательные программы: учебные программы - программы элективных курсов, спецкурсов, факультативов; дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы; адаптированные образовательные программы;

4) программы воспитательной деятельности: программа воспитания и социализации общеобразовательной организации, программа воспитательной деятельности классного руководителя, программа деятельности детского объединения, программа внеурочной деятельности, программа лагеря для детей и молодежи;

5) методические пособия для учителя по использованию образовательных технологий в обучении, воспитательных технологий в образовательном процессе;

6) дидактические материалы для учащихся.



16. Критерии оценки материалов Конкурса:

- актуальность, значимость для решения конкретных педагогических задач;

- научность, соответствие разработки современным научным подходам в образовании, отсутствие явных фактических ошибок;

- соответствие содержания заявленной цели;

- наличие в материалах описания технологии получения результата;

- возможность тиражирования данного опыта;

- четкая структура представленных материалов и соответствие требованиям к данному виду документа.

17. Дополнительно при оценке конкурсных работ оценивается:

- эксклюзивность методической разработки;

- наличие описания механизма определения результатов деятельности.

18. Основными направлениями Конкурса в 2017 году являются:

Для учителей общебразовательных предметов, по которым обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию:

  • Методические материалы из опыта успешной подготовки учащихся к ГИА («Даешь высокий балл на ЕГЭ (ОГЭ)!»

  • «Обучение учащихся с особыми образовательными потребностями»

  • «Организация и содержание исследовательской и проектной деятельности учащихся основной школы на уроках» (в соответствии с ФГОС ООО).

  • «Формирование и мониторинг универсальных учебных действий учащихся по предмету»

  • Организация внеурочной деятельности по предмету

Для общеобразовательных организаций, реализующих инклюзивное образование, отдельных образовательных организаций для обучающихся с ОВЗ: «Организация профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ»

Для педагогов дополнительного образования: «Развитие научно-технического творчества обучающихся в образовательных организациях»;

Для педагогов дошкольного образования: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников»;

Для педагогов профессионального образования: «Организация образовательного процесса с учетом требований международных стандартов WоrldSkills», «Организация инклюзивного профессионального образования».

Лучшие материалы педагогов образовательных организаций- победителей Конкурса по каждой номинации будут размещены на региональной модели методического сопровождения педагогов Костромской области.

19. Экспертиза материалов осуществляется на основании положения о процедуре экспертизы материалов методического конкурса учителей образовательных организаций Костромской области.

20. Победителями Конкурса в каждой номинации становятся участники, чьи разработки признаны лучшими в своей номинации (диплом 1 степени)

21. Победители и призеры конкурса награждаются дипломами 1,2,3 степени.

22. Конкурсные работы по решению организаторов Конкурса могут публиковаться и выдвигаться на Всероссийские и международные конкурсы и выставки.

6.Оргкомитет и жюри Конкурса.

23. Организационный комитет Конкурса находится по адресу: г. Кострома, ул. Ивана Сусанина, д. 52, тел. 8(4942) 31-77-91, электронный адрес: koiro.kostroma@gmai.com.

Координатор конкурса: Шереметова Галина Павловна, проректор ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», тел. 84942317791

Координатор конкурса для педагогов дошкольных образовательных организаций: Кученко Елена Вадимовна, заведующая отделом сопровождения дошкольного образования ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»,электронный адрес: [email protected], тел.84942317791, добав. 224.

Координатор конкурса для педагогов образовательных организаций профессионального образования: Липаева Татьяна Александровна, заведующая кафедрой развития профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», электронный адрес: [email protected], тел.84942317791, добав. 223.

Координатор конкурса для педагогов образовательных организаций дополнительного образования: Козявина Ирина Николаевна, старший преподаватель кафедры воспитания и психологического сопровождения ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», электронный адрес: [email protected] тел.84942317791, добав. 217.

В организационный комитет Конкурса по каждой номинации входят представители департамента образования и науки Костромской области, специалисты ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», педагоги общеобразовательных организаций Костромской области. Экспертный совет формируется департаментом образования и науки Костромской области и включает в себя как узких специалистов, так и независимых экспертов.




7


Просмотр содержимого документа
«Требования к исследовательскому проекту»

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОЕКТАМ ПЕДАГОГОВ

(методические рекомендации)



Осипова Л.Г., к.п.н., декан факультета

повышения квалификации КОИРО;

Малышева И.Ю., к.ф.н., доцент кафедры

теории и методики обучения КОИРО



Практико-ориентированный проект

Практико-ориентированный проект представляет собой специальным образом оформленную детальную разработку определённой проблемы (или технологии её решения), нацеленную на достижение позитивного практически значимого результата.

Классификационными признаками практико-ориентированных проектов, реализуемых педагогами, являются:

– характер доминирующей проектной деятельности учителя (исследовательский, прикладной, творческий);

– предметно-содержательная область проекта (монопроект (по учебному предмету, по методике преподавания какого-либо учебного предмета и т.п.), междисциплинарный (по учебному предмету и методике обучения предмету));

– продолжительность выполнения проекта (долгосрочный (реализуется в срок от одного месяца и более), средней продолжительности (от одной недели до одного месяца), краткосрочный (реализуется в течение одного урока или серии уроков)).

Основные требования к содержанию практико-ориентированных проектов педагогов

Реализуя практико-ориентированный проект, педагог может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности (все или некоторые):

– преподавательскую;

– производственно-технологическую;

– методическую;

– научно-исследовательскую;

– социально-педагогическую и (или) воспитательную;

– организационно-управленческую;

– культурно-просветительскую;

– коррекционно-развивающую.

При выполнении практико-ориентированных проектов следует опираться не только на материалы фундаментальных исследований, но и на модели исследований-разработок.

Проект должен содержать описание опыта реализации замысла, описание уже достигнутых результатов. В этом смысле он будет приближаться к понятию обобщения опыта работы.

Желательно, чтобы замысел, отражённый в целях и задачах практико-ориентированного проекта, предусматривал возможность реализации проекта к моменту защиты (на уровне предварительных результатов). Возможен также вариант представления предполагаемых результатов в виде четкой формулировки поставленных целей.

Важное значение имеет выбор темы практико-ориентированного проекта. При выборе темы необходимо учесть указанные выше требования к содержанию проекта, а также критерии оценки проектов, изложенные ниже: именно по этим критериям будет оцениваться качество представленной работы.

В формулировках проблем, на решение которых нацелены практико-ориентированные проекты, следует отражать актуальные для современного российского образования вопросы:

  • пути модернизации содержания преподаваемого предмета;

  • способы реализации концепции профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

  • пути осуществления федеральных программ (по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, по воспитанию молодежи в духе толерантности, Программы развития воспитания в системе образования России на 2005-2010 годы, программы «Русский язык», Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей, программы опережающего развития начального профессионального образования и др.);

  • поиск новых способов повышения качества образования по предмету;

  • разработка и использование перспективных образовательных технологий (в том числе информационных);

  • разработка национально-регионального компонента образования;

  • обучение детей с трудностями в обучении и одарённых;

  • перестройка методической работы в образовательном учреждении и руководства профессиональными объединениями педагогов;

  • налаживание социального партнёрства со всеми заказчиками образовательных услуг;

  • разработка содержательных аспектов перехода образовательного учреждения на предпрофильную подготовку и профильное обучение.

Необходимо также учитывать традиции в формулировании проблем, сложившиеся в российском образовании. Например, нежелательна такая формулировка проблемы проекта: «Профильное обучение информатике в школе» (неясно, какой продукт даст реализация подобного проекта). Предпочтительнее формулировка: «Профильный курс информатики в 10 гуманитарном классе гимназии (опыт разработки и внедрения)».

Возможные продукты практико-ориентированных проектов

Мы предлагаем следующий перечень возможных продуктов практико-ориентированных проектов педагогов:

разработка и апробация учебного пособия (для учащихся .... классов общеобразовательной школы; учащихся / студентов профессионального училища / лицея, колледжа и т.п.);

разработка и апробация методического пособия (для учителей какого-либо предмета в общеобразовательной школе; преподавателей учреждения начального / среднего профессионального образования; для педагогов-психологов; методистов образовательного учреждения и т.п.);

разработка и апробация учебно-методического пособия (для ... классов общеобразовательной школы; для учащихся / студентов профессионального училища / лицея, колледжа и т.п.);

разработка образовательной программы (профильного предмета, по элективному курсу / факультативной дисциплине и т.п. в рамках конкретной образовательной области – для школьников; по общепрофессиональной / специальной дисциплине в учреждении начального профессионального образования и т.п.) и дидактических материалов к ней;

разработка учебной программы (авторского) спецкурса (для учащихся старших классов; учащихся / студентов профессионального училища / лицея, колледжа;

разработка коррекционно-развивающей программы по исправлению (ликвидации) каких-либо негативных явлений (отсева учащихся из-за разных видов дезадаптации, педагогической запущенности и пр.), профилактике вредных привычек и т.п.;

разработка и апробация методических рекомендаций проблеме ...;

разработка и апробация словарно-справочных материалов (тезауруса, глоссария и т.п.) по конкретной проблеме (для учащихся, родителей, коллег и пр.);

разработка системы уроков по изучению темы или раздела (по предмету …, в …классе и т.п.);

представление комплекса диагностических заданий для организации мониторинга обученности учащихся и результатов его апробации;

представление комплекса диагностических заданий для организации экспертизы профессиональной деятельности работников образования, экспертизы образовательного учреждения и результатов его апробации;

разработка и апробация детального плана производственной практики учащихся и пакета отчетной документации к нему;

оформление альбома (стенда и пр.) с материалами по какому-либо аспекту истории образования региона или по истории обучения какому-либо предмету;

создание информационного сайта школы (профессионального училища, учреждения дополнительного образования и т.п.) в «Интернете» по какому-либо курсу;

руководство ученической группой по созданию проектов в какой-либо сфере деятельности;

разработка идеи и изготовление какого-либо материального объекта (тренажера, действующей модели и т.п.), используемого в качестве средства обучения.



Структура практико-ориентированного проекта

Практико-ориентированные проекты можно условно разделить на две группы:

  • исследовательские проекты;

  • опытные проекты.

Исследовательские проекты предполагают проведение психолого-педагогического (или иного) исследования. По форме (но не по содержанию и не по объёму) они напоминают диссертационное исследование.

Опытные проекты могут быть посвящены реализации какой-либо идеи в непосредственной «повседневной» работе педагога или в его совместной работе с учащимися над реализацией замысла проекта.

При этом мы опираемся на подход, предложенный академиком РАО А.М. Новиковым: «Опытная работа – это метод внесения преднамеренных изменений, инноваций в образовательный процесс в расчёте на получение более высоких его результатов с последующей их проверкой и оценкой. Так, например, к опытной работе можно отнести проверку на практике новых учебных планов и программ, учебников, новых образовательных услуг, новых перечней специальностей и т.д. Их нередко называют экспериментальными, но это неверно. Эксперимент – это нечто иное… В данном случае речь идет об опытных программах, опытных учебниках и т.п. Опытная педагогическая работа занимает как бы промежуточные место между изучением и обобщением передового опыта и экспериментом».

Различие между исследовательскими и опытными проектами заключается также в степени обобщённости результата. Если в исследовательских проектах результат обладает признаками «всеобщности» (т.е. полученные в результате его реализации разработки, программы, учебные и методические материалы должны быть актуальны для всех образовательных учреждений подобного типа), то для опытнического проекта достаточно локальной новизны и оптимального результата в условиях отдельно взятого образовательного учреждения.

Практико-ориентированный проект должен включать следующие части:

1) Исследовательский проект

1. Введение (обоснование выбора темы исследования и её актуальности). Основные характеристики проводимого в рамках проекта исследования могут быть изложены в такой логике: после формулировки цели исследовательского проекта формулируется цель исследования, проводимого в рамках проекта, затем цель исследования «разворачивается» в веер задач, после чего рекомендуется указать объект, предмет и гипотезу исследования, описать базу исследования, перечислить методы и этапы исследования.

2. Теоретическое обоснование (описание изученности проблемы (история вопроса, методологическая и теоретическая базы исследования и пр.)).

Рекомендуемый объём введения вместе с теоретическим обоснованием – 10-15 страниц печатного текста (или их эквивалент).

3. Практическая часть (авторская разработка, её реализация, результаты исследования по апробации проекта – предварительные или окончательные).

4. Заключение (выводы по теоретической и практической частям исследования).

Рекомендуемый объём практической части и заключения – до 30 страниц печатного текста (или их эквивалент). При характеристике полученного продукта проекта должно быть обосновано достижение практического результата, обязательно должны содержаться выводы по проведенному исследованию.

Возможно представление приложений в виде схем, таблиц, графиков и пр.




Опытный проект

1. Введение (обоснование выбора темы, её актуальности, цель и задачи проекта). Во введении должно содержаться детальное описание предполагаемого результата проекта, которое выполняет, в некотором роде, ту же функцию, которую выполняет гипотеза в исследовательском проекте.

2. Теоретическое обоснование (история вопроса и описание теоретических методических оснований решения проблемы проекта).

Рекомендуемый объем введения и теоретического обоснования – 10-15 страниц печатного текста (или их эквивалент).

3. Практическая часть (авторская разработка, ее реализация, результаты реализации проекта – предварительные или окончательные).

Рекомендуемый объём – до 30 страниц печатного текста (или их эквивалент).

4. Заключение (выводы по теоретической и практической частям исследования. При характеристике полученного продукта проекта должно быть обосновано достижение практического результата).

Допускается представление практической части в электронном виде, часть информации может быть представлена в видеозаписи и других формах (однако следует ориентироваться на безусловное наличие показателей результативности, описание продукта проектной деятельности, что не может быть заменено одними «иллюстрациями» результата).

Педагогу важно иметь в виду, что любая инновационная разработка должна проходить через общепринятые стадии апробации (например, в режиме эксперимента или опытно-экспериментальной работы).



Приложение


Общие требования к оформлению списка использованной литературы и источников


Сведения об использованных источниках приводятся в соответствии с требованием ГОСТа 7.1-04 «Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления». Каждый источник указывается строго в соответствии с его наименованием в алфавитном порядке и нумеруется.

В список вносятся только те работы, которые непосредственно использованы в работе (цитируются, на них ссылаются, или они послужили отправной точкой при формировании концепции автора, если на это указано во введении). Нельзя вносить в список прочитанные, но не использованные в работе книги; незнакомые автору произведения, названия которых он переписал из библиотечных каталогов или библиографии в других книгах. Это расценивается как научная недобросовестность.

В списке литературы для каждого источника приводятся:

  • фамилии и инициалы автора;

  • полное название;

  • место издания (город);

  • издательство;

  • год издания;

  • количество страниц, которые обозначаются строчной буквой «с» с точкой.

Если место и год издания неизвестны, после названия произведения или источника указывается: «Без м. и г. издания». Издательство указывается после двоеточия, следом за обозначением или названием города, при этом если название представляет собой личное имя, то оно пишется в именительном падеже и без слова «издательство» (Владос, Вече, Полигон). В случае указания ведомственной принадлежности издательства, слово «издательство» входит в название и обозначается сокращенно (Изд-во Моск. ун-та, Изд-во Ленингр. ун-та, Изд-во стандартов).

Пример:

Данилов А. А. История России IX-XIX вв. Справочные материалы. М.: Владос, 1997. 432 с.



Библиографические описания книг (монографий, учебников, справочников), написанных одним, двумя или тремя авторами, должны включать: фамилии и инициалы авторов; заглавие книги; сведения о повторности издания; место издания; порядковый номер тома, выпуска или части; количество страниц. Если авторов больше трех, то книга описывается под заглавием, после которого ставится косая черта и указываются инициалы и фамилии первых трех авторов со словами «и др.». Статьи из сборников включаются в список в алфавитном порядке фамилий авторов. После названия сборника и одной косой черты (/) в именительном падеже могут быть указаны его составитель; ответственный, главный или научный редактор (например, Анисимов Е. В. Петр Первый: Рождение империи // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. / Сост. С. В. Мироненко. М.: Политиздат, 1991. С. 186-220.). В сборнике вместо общего числа страниц указываются крайние страницы (первая и последняя) используемой статьи данного сборника.

В списке использованных журналов и газет между названиями статьи и издания ставятся две косые черты с правым наклоном (//). Например: Писарькова Л. Ф. Развитие местного самоуправления в России до Великих реформ: обычай, повинность, право // Отечественная история. 2001. № 2. С. 3-23.

В ссылках на статьи в ежедневных газетах указываются фамилия и инициалы автора, название статьи, название издания, год, число и месяц выхода в свет. Страница газеты указывается лишь в тех случаях, когда в данном номере более 6 страниц. Название газеты, в котором одно из двух слов прилагательное, его допустимо сокращать (Веч. Петербург, Российская газ. и пр.). При отсутствии заголовка и сведений об авторстве газетной информации, указывается только название газеты и дата выхода ее в свет. Например: Известия. 2001. 22 июня.



Оформление ссылки на Интернет-источник



Информация, размещенная в сети «Интернет», является электронным ресурсом удаленного доступа. Описание электронных ресурсов локального и удаленного доступа регулируется ГОСТ 7.82 — 2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов». Вот выдержки из документа.

Схема описания электронного ресурса

1) Основное заглавие является главным заглавием электронного ресурса и воспроизводится в том виде, в каком оно приведено в источнике информации, например: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

2) Общее обозначение материала: [Электронный ресурс]

3) Параллельное заглавие — эквивалент основного заглавия на ином языке, например: Императорские дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] = The Imperial palace and park ensembles of St. Petersburg

4) Сведения, относящиеся к заглавию (информация, раскрывающая и поясняющая основное заглавие). Им предшествует двоеточие, например: : состояние, проблемы, перспективы

5) Сведения об ответственности могут состоять из имен лиц и наименований организаций с сопроводительными словами или коротким текстом, уточняющим их роль в создании электронного ресурса, либо без таковых слов и текста, например: / авт. курса, А. Сигалов или / Рос. гос. гуманитар. ун-т

6) Сведения об издании — сведения об изменениях и (или) особенностях данного издания по отношению к предыдущему изданию того же документа, например: Изд. 3-е, испр. и доп.

7) Обозначение вида ресурса, например: Электрон. журн., Электрон. текстовые дан. и т.п.

8) Объем ресурса пишется в скобках например: (33 файла)

9) Место издания, имя издателя, дата издания, например: М.: Интерсофт, 1999. Если сведений о месте издания или дате нет в документе, но они известны, их приводят в квадратных скобках, например: — [Новосибирск]. Если приводится предполагаемое место издания, оно указывается в квадратных скобках со знаком вопроса, например: — [Курск?]. Если нельзя установить дату, то в квадратных скобках она дается приблизительно, например: [199-?]

10) Примечание о режиме доступа (обязательно) — здесь указывается полный адрес Интернет-страницы и условия доступа (свободный или платный).

11) Примечание об источнике основного заглавия (обязательно), например: — Загл. с экрана, Загл. с домашней страницы Интернета и т.п.

12) Примечание о языке произведения (необязательно), например: — Нем., — Текст на экране фр., англ. и т.п.

Отдельные элементы описания могут опускаться.



Примеры ссылок:

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. — Электрон. дан. — М. : Рос. гос. б-ка, 1997 — Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.



Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс] : база данных содержит сведения о всех видах лит., поступающей в фонд ГПНТБ России. — Электрон. дан. (5 файлов, 178 тыс. записей). — М., [199-?]. — Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/search/help/el-cat.html. — Загл. с экрана.



Русский орфографический словарь РАН [Электронный ресурс] / Под ред. В. В. Лопатина — Электрон. дан. — М.: Справочно-информационный интернет-портал «Грамота. Ру», 2005. — Режим доступа: http://www.slovari.gramota.ru/ свободный. — Загл. с экрана.


Содержание и оформление приложений


В приложения рекомендуется включать материал, который по разным причинам не приведен в основном тексте работы: заимствованные из литературы или самостоятельно составленные автором методической разработки таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты, именной, тематический или географический указатель, словарь терминов, фотографии, ксерокопии, рисунки. Страницы приложения продолжают сквозную нумерацию работы. Само приложение нумеруется арабскими цифрами, чтобы на него можно было сослаться в конце соответствующей фразы текста.

Приложения нумеруются последовательно арабскими цифрами, например, «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. При этом формат некоторых приложений может не соответствовать формату листа ВКР. В этом случае графические материалы должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Приложение должно иметь название или пояснительную подпись с обозначением изображенных лиц, исторического события (с указанием места и даты) или памятника культуры (с указанием авторства, местонахождения и времени создания). Если приложение впервые составлено автором методической разработки, перед литературой с обозначением страниц, откуда взяты вошедшие в приложение данные, необходимо указать: «Сост. по:». В иных случаях приложение должно содержать ссылку на те произведения, откуда оно взято или на фактический материал, который послужил основой для составления данного приложения. Ксерокопированные, перефотографированные или перерисованные от руки иллюстрации также должны иметь ссылку на источник и пояснение способа воспроизведения (например: «ксерокопировано с...», «перефотографировано с...», «перерисовано с...»). Произведения, из которых заимствованы иллюстрации, также вносятся в общем алфавитном порядке в список использованной литературы и источников.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!