СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Безличный глагол" в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией М.М.Разумовской,который  построен по ФГОС.На уроке рассматривается понятие "безличный глагол",его морфологические,орфографические особенности. Представлена работа с текстом. Рассматривается роль безличных глаголов в тексте. На уроке представлены разные виды деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Безличный глагол" в 5 классе»

Урок русского языка в 5 классе (ФГОС)  Тема урока: «Безличные глаголы»  Тип урока: урок «открытия» новых знаний   Урок подготовила учитель МОУ СОШ №13 им. Р.А. Наумова г.о.г. Буй Ершова Ольга Борисовна

Урок русского языка в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Безличные глаголы» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Урок подготовила

учитель МОУ СОШ №13

им. Р.А. Наумова г.о.г. Буй

Ершова Ольга Борисовна

О чем идет речь? Что это? Что без меня предметы?  Лишь названия.  Но я приду – все в действие придет.  Летит ракета, люди строят здания,  И рожь в полях растет.

О чем идет речь? Что это?

Что без меня предметы? Лишь названия. Но я приду – все в действие придет. Летит ракета, люди строят здания, И рожь в полях растет.

Что нам уже известно о глаголе? При затруднении с ответом обратитесь к вопросам задания №1 в технологической карте урока.

Что нам уже известно о глаголе? При затруднении с ответом обратитесь к вопросам задания №1 в технологической карте урока.

В карте урока вставьте пропущенные буквы, выделите личные окончания глаголов, определите спряжение, число и лицо глаголов.  Пиш..м……………………………………..  слыш..шь…………………………………….  танцу..т……………………………………

В карте урока вставьте пропущенные буквы, выделите личные окончания глаголов, определите спряжение, число и лицо глаголов. Пиш..м…………………………………….. слыш..шь……………………………………. танцу..т……………………………………

Проверьте себя:  Пиш ем - 1 спряжение, множественное число,1 лицо  слыш ишь – 2 спряжение, единственное число, 2 лицо  танцу ет – 1 спряжение, единственное число, 3 лицо ( или танцу ют — 1 спряжение, множественное число , 3 лицо)  - Можно ли к этим глаголам подобрать слова, называющие тех, кто выполнял бы эти действия?

Проверьте себя: Пиш ем - 1 спряжение, множественное число,1 лицо слыш ишь – 2 спряжение, единственное число, 2 лицо танцу ет – 1 спряжение, единственное число, 3 лицо

( или танцу ют — 1 спряжение, множественное число ,

3 лицо) - Можно ли к этим глаголам подобрать слова, называющие тех, кто выполнял бы эти действия?

- Послушайте сценку. Чем необычны те глаголы, которые мы услышим в диалоге? Сценка: - Здравствуй, бабушка! Как ты себя сегодня чувствуешь? - Нездоровится мне. С утра знобит, лихорадит. - А кто тебя знобит и лихорадит? - Никто. Это просто так в нашем языке говорится. - А разве так бывает? Действие есть, а того, кто его делает, нет.

- Послушайте сценку. Чем необычны те глаголы, которые мы услышим в диалоге?

Сценка:

- Здравствуй, бабушка! Как ты себя сегодня чувствуешь?

- Нездоровится мне. С утра знобит, лихорадит.

- А кто тебя знобит и лихорадит?

- Никто. Это просто так в нашем языке говорится.

- А разве так бывает? Действие есть, а того, кто его делает, нет.

Тема урока  Безличные глаголы

Тема урока Безличные глаголы

На какие вопросы по теме урока вы хотели бы сегодня получить ответ ?

На какие вопросы по теме урока вы хотели бы сегодня получить ответ ?

Работа в парах: Задание №2

А) - Перед вами предложения. Подумайте, какие в них грамматические основы. Распределите предложения на две группы.

- По какому признаку вы разделили предложения?

Запишите предложения по группам в тетради. Вставьте пропущенные буквы.

-Подчеркните основы. Укажите безличные глаголы

Снова выпал снег. За окном зав..южило. К вечеру подморозило. Мне (не) спится. Хочется помечтать. Брат тоже (не) спит. Смеркает..ся поз..но.

Работв пах:

А) - Перед вами прожения. Подумайте, какие в них грамматические основы. Распределите предложения на две группы. Запишите предложения по группам в тетради. Вставьте пропущенные буквы.

- Дайте комментарий орфограмм.

Подчеркните основы. Заметили ли вы безличные глаголы? Подпишите их.

- Можно ли к этим глаголам подставить лицо, выполняющее действие?

- По какому принципу вы разделили предложения?

- Какой вывод можно сделать из этого задания?

( В предложениях с безличными глаголами в грамматической основе нет подлежащего )

Снова выпал снег. За окном зав..южило. К вечеру подморозило. Мне (не) спится. Хочется помечтать о поез…ке в ц…рк. Мой брат тоже (не) спи В весеннюю пору смеркает..ся поз..но.

Б) - Прочитайте ещё раз те предложения, где есть безличные глаголы. Подумайте, что обозначают эти глаголы? -Запишите в карте урока, что обозначают эти глаголы. Сделайте вывод. Проверьте себя.

Б) - Прочитайте ещё раз те предложения, где есть безличные глаголы. Подумайте, что обозначают эти глаголы?

-Запишите в карте урока, что обозначают эти глаголы.

  • Сделайте вывод.

Проверьте себя.

 Безличные глаголы обозначают: 1)Состояние природы : завьюжило, подморозило, смеркается 2)Состояние человека :  не спится, хочется помечтать

Безличные глаголы обозначают:

1)Состояние природы : завьюжило, подморозило, смеркается

2)Состояние человека :

не спится, хочется помечтать

В) – Определите морфологические признаки безличных глаголов: наклонение, время, число, лицо или род. - Сделайте вывод, в какой форме могут стоять безличные глаголы?

В) – Определите морфологические признаки безличных глаголов: наклонение, время, число, лицо или род.

- Сделайте вывод, в какой форме могут стоять безличные глаголы?

Безличные глаголы могут быть в форме настоящего и будущего времени 3-го лица ед.числа и прошедшего времени единственного числа среднего рода, а так же употребляться в условном наклонении единственного числа среднего рода

Безличные глаголы могут быть в форме настоящего и будущего времени 3-го лица ед.числа и прошедшего времени единственного числа среднего рода, а так же употребляться в условном наклонении единственного числа среднего рода

   6.Физкультминутка:  Кто внимателен из вас, Проверяем мы сейчас: Назову безличные глаголы - Пальцами коснитесь пола. Вечереет... Падает снег за окном,  Молча в сумерках день догорает.  Подморозило... Тихо и зябко кругом,  Так лишь дома, в России, бывает. А на улице мелкий искрится снежок.  И хлопочут синички на ветках.  Смеркается... Вот засветится лампы кружок,  И рассыплются звезды-монетки.

6.Физкультминутка:

Кто внимателен из вас,

Проверяем мы сейчас:

Назову безличные глаголы -

Пальцами коснитесь пола.

Вечереет... Падает снег за окном, Молча в сумерках день догорает. Подморозило... Тихо и зябко кругом, Так лишь дома, в России, бывает.

А на улице мелкий искрится снежок. И хлопочут синички на ветках. Смеркается... Вот засветится лампы кружок, И рассыплются звезды-монетки.

Задание №3 Прочитайте глаголы: пахнуть, клонить - В какой они форме?  - Поставьте эти глаголы в предложение на место пропусков, изменив их форму. 1)Пахнуть Сирень приятно… … сеном над лугами (А. Майков) 2)Клонить Ветер… деревья к земле. Меня … ко сну. - В какой форме глаголы оказались в предложении? - Подчеркните грамматические основы. Сравните предложения. -В каждом ли предложении есть исполнитель действия? Какой вывод можно сделать? - В каких предложениях глаголы назовём безличными?

Задание №3

  • Прочитайте глаголы: пахнуть, клонить

- В какой они форме?

- Поставьте эти глаголы в предложение на место пропусков, изменив их форму.

1)Пахнуть

Сирень приятно…

сеном над лугами (А. Майков)

2)Клонить

Ветер… деревья к земле.

Меня … ко сну.

- В какой форме глаголы оказались в предложении?

- Подчеркните грамматические основы. Сравните предложения.

-В каждом ли предложении есть исполнитель действия? Какой вывод можно сделать?

- В каких предложениях глаголы назовём безличными?

Сравните свои записи с записями на слайде: 1)Пахнуть (инфинитив) Сирень приятно пахнет. Пахнет (или пахло) сеном над лугами. Пахнет ( настоящее время, единственное число, 3 лицо) Или Пахло (прошедшее время, единственное число, средний род) 2)Клонить (инфинитив) Ветер клонит деревья к земле. Меня клонит (или клонило) ко сну. Клонит  ( настоящее время, единственное число, 3 лицо) Или Клонило (прошедшее время, единственное число, средний род) -В каждом ли предложении есть исполнитель действия? - Какой вывод можно сделать, сравнивая предложения? - Какие глаголы мы будем считать безличными?

Сравните свои записи с записями на слайде:

1)Пахнуть (инфинитив)

Сирень приятно пахнет.

Пахнет (или пахло) сеном над лугами.

Пахнет ( настоящее время, единственное число,

3 лицо)

Или

Пахло (прошедшее время, единственное число,

средний род)

2)Клонить (инфинитив)

Ветер клонит деревья к земле.

Меня клонит (или клонило) ко сну.

Клонит ( настоящее время, единственное число,

3 лицо)

Или

Клонило (прошедшее время, единственное число,

средний род)

-В каждом ли предложении есть исполнитель действия?

- Какой вывод можно сделать, сравнивая предложения?

- Какие глаголы мы будем считать безличными?

Задание №4 - Внимательно прочитайте отрывки из стихотворений о весне русского поэта 19 века, родившегося в Костроме, Алексея Николаевича Плещеева . Найдите в тексте стихотворения предложения с безличными глаголами. Что обозначают эти глаголы? Подчеркните их в карте урока. ВЕСНА (1872)  Уж тает снег, бегут ручьи,  В окно повеяло весною...  Засвищут скоро соловьи,  И лес оденется листвою!   Чиста небесная лазурь,  Теплей и ярче солнце стало,  Пора метелей злых и бурь  Опять надолго миновала.   И сердце сильно так в груди  Стучит, как будто ждет чего-то,  Как будто счастье впереди  И унесла зима заботы!

Задание №4

- Внимательно прочитайте отрывки из стихотворений о весне русского поэта 19 века, родившегося в Костроме, Алексея Николаевича Плещеева . Найдите в тексте стихотворения предложения с безличными глаголами. Что обозначают эти глаголы? Подчеркните их в карте урока.

ВЕСНА (1872) Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы!

Весна (1863) Опять весной в окно мое пахнуло,  И дышится отрадней и вольней...  В груди тоска гнетущая заснула,  Рой светлых дум идет на смену ей. Сошли снега... Оковы ледяные  Не тяготят сверкающей волны...  И плуга ждут далекие, немые  Поля моей родимой стороны.

Весна (1863)

Опять весной в окно мое пахнуло, И дышится отрадней и вольней... В груди тоска гнетущая заснула, Рой светлых дум идет на смену ей.

Сошли снега... Оковы ледяные Не тяготят сверкающей волны... И плуга ждут далекие, немые Поля моей родимой стороны.

 Проверьте себя:  1 стихотворение: В окно повеяло весною.   2 стихотворение: Опять весной в окно мое пахнуло ,  И  дышится  отрадней и вольней...

Проверьте себя:

1 стихотворение:

В окно повеяло весною.

2 стихотворение:

Опять весной в окно мое пахнуло , И дышится отрадней и вольней...

Задание №5 Работа в парах: - Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Запишите его в тетрадь. Подчеркните предложения с безличными глаголами.  Вот и река.  Однако меня пугает вечерняя прохлада.  Я отправляюсь к речке.  Вечерело.  Хочется искупаться.  Мне не сидится дома.  Зато как легко дышится!  Постепенно свежеет.

Задание №5

Работа в парах:

- Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Запишите его в тетрадь. Подчеркните предложения с безличными глаголами.

Вот и река.

Однако меня пугает вечерняя прохлада.

Я отправляюсь к речке.

Вечерело.

Хочется искупаться.

Мне не сидится дома.

Зато как легко дышится!

Постепенно свежеет.

Вариант текста: Вечерело.  Мне не сидится дома . Я отправляюсь к речке.  Постепенно свежеет.   Вот и река. Хочется искупаться . Однако меня пугает вечерняя прохлада. Зато как легко дышится !

Вариант текста:

Вечерело. Мне не сидится дома . Я отправляюсь к речке. Постепенно свежеет.

Вот и река. Хочется искупаться . Однако меня пугает вечерняя прохлада. Зато как легко дышится !

11 Домашнее задание: 1. Страница 235 правило, упражнение 662 письменно. 2. Придумать текст из 7-8 предложений, включающий в себя не менее 3 безличных глаголов, по образцу текста из классной работы. Дополнительное домашнее задание: 1.Найти в стихах русских поэтов примеры, где используются безличные глаголы. 2. Самим сочинить стихотворение с использованием безличных глаголов .

11 Домашнее задание:

1. Страница 235 правило, упражнение 662 письменно.

2. Придумать текст из 7-8 предложений, включающий в себя не менее 3 безличных глаголов, по образцу текста из классной работы.

Дополнительное домашнее задание:

1.Найти в стихах русских поэтов примеры, где используются безличные глаголы.

2. Самим сочинить стихотворение с использованием безличных глаголов .

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!