Конспекты уроков
Урок алгебры. 9 класс Тема: "Числовые последовательности"
1. Учебная задача: Вместе с учащимися ввести понятие числовой последовательности, рассмотреть различные способы задания последовательности.
2. Диагностируемые цели:
В результате урока ученик:
знает:
определение числовой последовательности;
способы задания числовой последовательности;
свойства монотонности числовой последовательности;
Умеет:
задавать числовую последовательность аналитическим и рекуррентным способами
определять возрастающей или убывающей является данная последовательность.
3. Типы урока: урок изучения нового.
4. форма обучения: фронтальная;
метод обучения: репродуктивный, частично-поисковый;
средства обучения: презентация.
Ход урока.
Мотивационно- ориентировочный этап
– Здравствуйте! Садитесь!
– Итак, ребята всем внимание на экран:
– Рассмотрим известные вами функцию у = х2
( на экране появляются графики)
–Давайте определим область определения этих функций ? (ученики: В первом случае D(f) = [0; 1]. Во втором — D(f) = [0; +°°).
В третьем —D(f) = (-°°; +°°).
– Наконец, в четвертом случае областью определения функции является что? (ученики: множество N натуральных чисел: D(f) = N.)
– Верно! Посмотрим на 4 случай, ее график состоит из отдельных точек, возникает вопрос , А нужно ли изучать такую функцию на множестве натуральных чисел ?
– Ответ на это вопрос дадим позже. А сейчас вспомним задачу из 7 класса.
(на экране) На складе имеется 500 т угля, каждый день подвозят по 30 т. Сколько угля будет на складе через день, 2 дня, 3 дня, 15 дней и т. д.?
ученики : 500+30*2=560
500+30*3=590
500+30*15= 950
– А Если за х принять число дней, а за у — количество угля (в тоннах), то математической моделью ситуации будет линейная функция, заданная на множестве N натуральных чисел: у = 500 + ЗОх, х е N.
Видим что х принадлежит множеству натуральных чисел.
–Еще пример: На банковский счет положили a р., банк ежемесячно начисляет s%. Сколько денег на счету станет через месяц, 2 месяца, 12 месяцев и т. д.?
– Аналогичным образом считаем:
– Оказывается, математической моделью этой ситуации служит функция у = а • 2кх, х е N; здесь у — сумма вклада (в рублях), х — число полных месяцев, прошедших с момента открытия счета, a k — некоторый положительный коэффициент, связанный с банковским процентом s (обычно используют приближенную формулу k ~ 0,014р).
–Итак, Ответ на поставленный вопрос мы получили: функции, заданные на множестве натуральных чисел (у = f(x), х е N), нужно изучать.
II. Содержательный этап
– Итак, например вместо записи у = f(x), х е N, обычно используют запись у = f(n), договорившись подразумевать в этой записи, что аргумент n — натуральное число ( n е N). В рассмотренных выше примерах:
вместо у = х2, х е N, можно записать у = n2;
( учитель это пишет на доске)
– Следовательно, для этой функции имеем
ух = 12 = 1;
У2 = 22 = 4;
У3 = З2 = 9;
у4 = 42 = 16 и т. д.
– Полученные значения можно записать последовательно одно за другим:
1, 4, 9, 16, ..., n2, ... .
– Итак, ребята тема нашего урока "числовые последовательности", и цель наша изучить понятие числовой последовательности и рассмотреть способы задания последовательности.
– Открываем тетради, записываем число и тему урока.
– запишем определение: у = f(x), х е N, называют функцией натурального аргумента или числовой последовательностью обозначают у =f(n) или y1 у2, у3, ..., уn, ... .
– А еще ребята, последовательности можно задавать различными способами, особенно важно знать аналитический способ и рекуррентный.
– Говорят, что последовательность задана аналитически, если указана формула ее n-ого члена уn =f(n) .
Например: уn = n2. Это аналитическое задание последовательности 1, 4, 9, 16, ..., n2, ...,
– Запишите этот пример, и подпишите способ задания.
– Можно и наоборот, угадывать возможную формулу n-ого члена последовательности, для которой указано несколько начальных членов:
Пример. 1, 3, 5, 7, 9, ... .
– Какие это числа ? ( нечетные)
– Тогда Какая это последовательность? ( это последовательность нечетных чисел)
Здесь уn = 2п - 1 (последовательность нечетных чисел).
Пример. 2, 4, 6, 8, 10, ... .
Здесь уn = 2n (последовательность четных чисел).
– А когда рекуррентно задана последовательность , тогда что вы думаете как?
– Рекуррентный способ задания последовательности состоит в том, что указывается правило, позволяющее вычислишь n-й член последовательности у если известны ее предыдущие члены.
Приведем примеры:
y1 = 3; уn = уn-1 + 4, если n = 2, 3, 4, ... .
– Иными словами, n-й член последовательности получается из предыдущего (n - 1)-го члена прибавлением к нему числа 4.
Имеем: у1 = 3;
у2 = у 1 + 4 = 3 + 4 = 7; ( ученики сами считают и говорят ответ)
у3 = у2 + 4 = 7 + 4 = 11;
у4 = у3 + 4 = 11 + 4 = 15 и т. д.
–Тем самым Какую получаем последовательность ? ( 3, 7, 11, 15, ... .
–Заметим, что эту последовательность нетрудно задать аналитически:
уn= 4n- 1 (проверьте!).
– Молодцы!
– Вот еще пример:
у1 = 1; у2 = 1; уn = уn-2 + yn-1 если n = 3, 4,5, ... .
–Другими словами, n-й член последовательности равен сумме двух предшествующих ему членов. Имеем:
(Ученики считают вместе с доской )
у1 = 1
у2 =1
у3 = y1+ y2 = 1+1=2
у4 = у2 + у3 =1+2=3
У5 = Уз+ y4=2+3=5
У6 = y4 +y5=5+3=8 и т.д.
– Тем самым получаем последовательность 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, ... .
– Эту последовательность специально изучают в математике, поскольку она обладает целым рядом интересных свойств. Ее называют последовательностью Фибоначчи — по имени итальянского математика XIII в.
– Итак вот мы и рассмотрели разные способы задания числовых последовательностей. Но числовые последовательности это частный случай числовой функции, как мы с вами выяснили в начале урока , Поэтому рассмотрим некоторые свойства функции.
– Итак, записываем, Последовательность (yn) называют возрастающей, если каждый ее член (кроме первого) больше предыдущего:
У1 n n + 1
– Последовательность (уn) называют убывающей, если каждый ее член (кроме первого) меньше предыдущего:
У1 У2 Уз У4 ••• Уn Уп + 1 ... •
– Записали?!
– Возрастающие и убывающие последовательности объединяют общим термином — монотонные последовательности.
– Рассмотрим наши примеры которые мы разбирали,
– Последовательность нечетных чисел 1, 3, 5, 7, ..., 2п - 1, ... .
– это какая последовательность ? ( Это возрастающая последовательность.)
– Верно! А вот такая : ( это убывающая )
– Молодцы!
– А теперь давайте решим пару задач. Отройте задачники, решаем номер 15.28 ( а,б) . 15.31 (а,б)
– Кто пойдет к доске ? ( ученик выходит к доске)
Записываем последовательность, давайте посмотрим, какие это числа ? ( не целые, это дроби)
– Верно! А можем ли 1 представить в виде дроби? ( да, как 1/1 )
– Да, верно, посмотрите теперь, что у нас в числителе этой последовательности? ( все единицы)
– А посмотрите на знаменатель ? ( это все нечетные числа)
– Верно, а как теперь можем составить формулу ? (yn= )
– Верно! Решаем дальше!
( .... Далее аналогично)
Еще задачи 15.36(а) 15.37(а)
III. Рефлексивно-оценочный этап
– Вот мы с вами решили несколько задач на применение изученной теории! У кого-нибудь есть вопросы по задачам ? Запишите домашнее задание на экране № 15.28(в,г) 15.31(в,г) 15.36(б,в),15.37(б).
– Какова была цель нашего урока ? (изучить понятие числовой последовательности и рассмотреть способы задания последовательности. )
–Достигли мы ее ? (да)
– Урок окончен! До свидания!