Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. Посмотрите на меня! Ваш экскурсовод сегодня – я. Не теряя ни минутки, Приглашаю вас я в путь! Взять все знания в дорогу И улыбку не забудь! | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Как получили следующее число цепочки из предыдущего? | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
– Решите задачу. Дети посадили 16 дубков в 2 одинаковых ряда. Сколько дубков было в каждом ряду? | Решают задачу | Фронтальная | Устные ответы |
– Выберите фигуру, которую нужно нарисовать. | Работают с геометрическим материалом | Фронтальная | Устные ответы |
III. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите рисунки на доске. – Как называются эти фигуры? – Какая часть закрашена в каждом круге? – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке будем определять восьмую часть числа | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
IV. Изучение нового материала | Фронтальная работа | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Выполните действия с цветными фишками. – Разложите 16 фишек по 8 в каждом ряду. – Покажите восьмую часть фишек. – Как найти восьмую часть числа? Запись на доске: 16 : 8 = 2 | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Выполняют действия с цветными фишками | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая их с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы; логические – сравнивают объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы; проводят подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи, представление цепочек объектов и явлений. Регулятивные: умеют следовать режиму организации учебной деятельности; выполняют оценку своего задания. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных речевых ситуаций | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа по учебнику. Задание 19 (с. 49) | Запись: 24 : 8 = 2 (см). 56 : 8 = 7 (см). 16 : 8 = 2 (см). – Обратите внимание, что восьмая часть величины – это тоже величина, а не число. 3 см – это восьмая часть 24 см | Находят восьмую часть числа | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 20 (с. 49) | – Решите задачу. – Прочитайте задачу. – Что известно в ней? Что требуется узнать? – Запишите кратко условие задачи. Запись: Решение: 40 : 8 = 5 (р.). Ответ: 5 рублей стоит газета | Решают задачу | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 21 (с. 49) | – Сколько часов составляют сутки? (24 часа.) – Таким образом, из 24 часов, которые составляют сутки, врачи рекомендуют спать 8 часов. 8 часов – это какая часть суток? (Это третья часть суток, так как 24 : 8 = 3.) | Выполняют вычисления | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 22 (с. 49) | – Прочитайте текст. Является ли он задачей? – Что известно? Что требуется узнать? – Запишите кратко условие задачи. Запись: Осталось – ? (кг). Решение: 1) 16 : 8 = 2 (кг) – сварили. 2) 16 – 2 = 14 (кг) – осталось. Ответ: 14 кг | Решают задачу | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
V. Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику. Задание 36 (с. 52) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Решите задачу. – Что известно в ней? – Что требуется узнать? – Запишите кратко условие задачи. Запись: Было – ? чел. В театр – 5 (чел.), это шестая часть. В цирк – ? (чел.). Решение: 1) Сколько человек было в классе? 5 ∙ 6 = 30 (чел.). 2) Сколько человек поехало в цирк? 30 – 5 = 25 (чел.). Ответ: 25 человек | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Решают задачу по действиям | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учи- теля, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – срав- нивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: определяют план выполнения заданий на уроке; используют в работе простейшие инструменты; корректируют работу над заданием в дальнейшем; выполняют оценку своей работы. Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в тетради |
Работа в печатной тетради № 2. Задание 10 | Запись в таблице: Число | 8 | 16 | Половина числа | 4 | 8 | Четверть числа | 2 | 4 | Восьмая часть числа | 1 | 2 | – Сравните половину и четверть числа. – Сравните четверть и восьмую часть каждого числа. – Какой вывод можно сделать? | Заполняют таблицу | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 11 | – Работаем с геометрическим материалом. – Выполните чертежи по заданию. а)б)в) | Выполняют чертежи | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Как вычислить восьмую часть числа? – Можно ли сравнивать доли числа? – Рассмотрите карточки с изображением трех лиц – веселого, нейтрального и грустного. Выберите рисунок, который соответствует вашему настроению. Представьте себя лучиками солнца. Разместите лучики на солнце согласно своему желанию. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 32 (учебник); № 13 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |