СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 60. Союз как служебная часть речи. Разряды союзов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 60 "Союз как служебная часть речи. Разряды союзов"

Просмотр содержимого документа
«Урок 60. Союз как служебная часть речи. Разряды союзов»

Урок 60

Тема: СОЮЗ КАК СЛУЖЕБНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ. РАЗРЯДЫ СОЮЗОВ (§ 57, с. 248)

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с классификацией союзов как служебной части речи, выявить общее и различное в функциях предлогов и союзов; выявить роль союзов в предложении и тексте;

  2. формировать умение находить союзы в тексте; содействовать развитию аналитическо­го мышления учащихся, умения систематизировать, обобщать полученные знания, применять их в измененной ситуации;

  3. воспитывать трудолюбие, способствовать созданию ситуации успеха в деятельности каждого ученика

Ход урока

I. Организационный этап

II. Этап актуализации изученного материала

«Орфографический хоккей» (взаимодиктант с последую­щей взаимопроверкой)

Учащиеся записывают словосочетания, определяют пред­логи и омонимичные им части речи, выполняют морфологический разбор указанного учителем предлога.

1 вариант

2 вариант

Ввиду (предлог) изменившей­ся обстановки; кристаллы вроде (предлог) сахара; перевести на счет (предлог + сущ.) банка; идти, не­смотря на (предлог) жару; посту­пить наперекор (предлог) всем; бе­жать на встречу (предлог + сущ.) с другом; заменить вследствие (пред­лог) износа.

Работать в течение (предлог) дня; обратить внимание на подобие (предлог+сущ.) фигур; выглянуть из-под (предлог) снега; вмешаться в следствие (предлог+сущ.); дого­вориться насчет (предлог) поездки; остаться по причине (предлог) до­ждя; луна в виде (предлог) шара.


III. Ориентировочно-мотивационный этап

- М. В. Ломоносов об этой служебной части речи сказал так: «... не что иное, как средства, которыми идеи соединяются; подоб­ны они гвоздям или клею». Как вы думаете, какую часть речи имел л виду ученый?

Рубрика «Это интересно»

Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со значением «связь», близким по значению к словам «узы», «узел». Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник - «тот, кто трудится вместе с кем-то»; со­автор - «тот, кто вместе с кем-то создает произведения»; и т. д. Од­нако основа слова союз в настоящее время не членится на морфемы: все слово состоит из одного корня и нулевого окончания.

Название «союз» появилось в XVII веке. В русском языке около 250 (двухсот пятидесяти) союзов.

В XIX веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова «союз»: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова».

В XX веке в «Толковом словаре русского языка» Ожегова и Шведовой слово «союз» как служебная часть речи, было определе­но так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложе­ния и слова внутри предложения».

- Речь сегодня на уроке пойдет о союзе. Пользуясь опорными словами, определите цели вашей работы на уроке:

знать ... (признаки союза как части речи);

находить ... (союзы в предложениях);

использовать ... (в речи).


IV. Изучение нового материала

а) Наблюдение над языковым материалом упр. 447, заполнение таблицы.

Вопросы для сравнения

Предлоги

Союзы

Какой частью речи является?

Служебной

Является ли членом предложения?

Не является

Выражают ли смысловые отношения?

Выражают

Что связывают?

Главное и зависимое слово

Однородные члены предложения, части сложного предложения, предложения в тексте.

б) Составление опорной схемы «Визитная карточка союза» по теорет. материалу на стр. 249


V. Закрепление изученного материала


Лингвофизкультминутка

Учитель показывает карточки с союзами. Если союз про­стой, ребята встают, если составной - хлопают в ладоши. Чтобы, зато, потому что, как будто, ли, когда, словно, прежде чем, с тем чтобы, если.


Лингвистический эксперимент (на материале упр. 448)

Учащиеся делают вывод о том, что союзы могут вы­ражать различные смысловые отношения. На доске запи­сывается одно сложносочиненное предложение и одно сложноподчиненное, составляются схемы этих предложений.


Рубрика «Это интересно»

Ученые исследовали союз «И», его значения, частоту употребления и обнаружили, что:

  • «И» - один из самых древних союзов русского языка;

  • союз «И» за тысячелетия не изменил своего значения, он со­единяет слова и части сложного предложения;

  • слово «И» за столь долгий срок не изменило своего звучания;

  • союз «И» является исключительно частотным словом, особен­но в устной речи.


Выполнение упражнения (учащиеся могут выбрать любую пару предложений)

- Продолжите предложения, учитывая знаки препина­ния. В чем отличие функций союза И в данных предложениях?

1. Чьи-то шаги послышались из-за поворота, и ...

Чьи-то шаги послышались из-за поворота и ...

  1. Займись делом или ...

Займись делом, или ...

Выполнение упр. 450 (учащиеся выписывают одно предло­жение с сочинительным союзом и одно - с подчинительным)


Выполнение упражнения «Восстановите текст» (тексты даются в распечатанном виде)

В зависимости от степени подготовленности класса, учащиеся могут использовать слова для справок.

(1) Часто приходилось мне наблюдать за выводком лисят, _____________ я не мог не удивляться,_____ лиса-мать ухитряется ко­мандовать своей детворой, не издавая звуков. (2) Этот немой язык — интереснейшее явление. (3) В течение многих часов просиживал я у норы, _____________ не слышал, лисица заворчала _____________ тявкнула. (4) Дикое животное никогда не подаёт голоса около своего _____________ жилья, не выдать его врагам. (5) _____________ в этой полной тишине они, по-видимому, очень хорошо понимают друг друга. (6) В продолжение всего дня лисята резвятся на солнцепёке, вы­слеживают воображаемую мышь, затевают драку _____________ гоняются друг за другом. (7) Мать лежит невдалеке. (8) _____________ лисёнок, разыгравшись, отбегает от норы далеко, мать поднимает голову, при­стально смотрит на него. (9) Обычно лисёнок не выдерживает этого взгляда _____________ сразу останавливается, _____________ она его окликнула.

Для справок: но, зато, или, и, как, будто, чтобы, когда.

Ключ: 1 – но, как; 3 – но, чтобы, или; 4 – чтобы; 5 – зато; 6 – или; 8 – когда; 9 – и, будто.


VI. Этап обобщения и систематизации знаний

Приём «Дополни предложение»

  1. В русском языке есть ... и служебные части речи.

  2. К служебным частям речи относятся ...

  3. Союз - это ...

  4. Союзы, состоящие из одного слова, называются ...

  5. Союзы, состоящие из нескольких слов, называются ...

  6. Союзы не являются ...

  7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и рав­ноправные по смыслу части сложного предложения, называются ...

  8. Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправ­ные части предложения, из которых одно зависит от другого, на­зываются ...


VII. Контрольно-оценочный этап

Выходной тест

1. Укажите верные утверждения:

а) Союзы связывают однородные члены предложения.

б) Союзы выражают зависимость одного слова от другого в сло­восочетании.

в) Союзы указывают на предметы, признаки действия.

г) Союзы выражают различные смысловые отношения.

д) Союзы соединяют части сложного предложения.

  1. Укажите составные союзы:

а) будто; б) потому что; в) несмотря на то что; г) чтобы; д) так как.

  1. Назовите предложения с сочинительными союзами.

а) Небо озарилось, и в нем показалась радуга.

б) Задание выполнил правильно, но неаккуратно.

в) Туман был настолько густой, что мы решили не выходить из дома.

г) Я принесу тебе книги или статьи по этой теме.

д) Для того чтобы сообщение получилось интересным, надо ис­пользовать дополнительную литературу.

  1. Укажите предложения, где сочинительные союзы связывают однородные члены предложения.

а) Весь город спал, и только одинокий прохожий не спеша шел по улице.

б) Мальчик хотел повесить на крыше фонарь, но не успел этого сделать.

в) На своем участке мы посадим картошку либо посеем пшеницу.

г) Вдалеке были слышны раскаты грома и треск молний.

  1. Назовите предложения с подчинительными союзами.

а) Мне кажется, что вы нас обманываете.

б) Грибов в лесу мало, зато ягод видимо-невидимо.

в) Побледневшее небо стало опять синеть, однако это уже была синева ночи.

г) Солнце еще не взошло, когда охотники за сладкой клюквой спустились к болоту.

Ключ: 1 а, г, д; 2 б, в, д; 3 а, б, г; 4 б, в; 5 а, г.


VIII. Рефлексивный этап

Учащиеся заполняют «Карту самоанализа», оценивая каждый пункт максимально двумя баллами.

Фамилия, имя __________________________________

Балл

Знание общих и отличительных особенностей союзов и предлогов


Умение составлять опорную схему по теме урока


Умение определять разряды союзов по строению и по значению


Умение определять функцию союза в предложении


Умение употреблять союзы в тексте



IX. Этап предъявления домашнего задания

Составить связное высказывание о союзе как служебной части речи по опорной схеме, упр. 449 (1 задание - по одному примеру, по желанию составить кроссворд по теме урока).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!