СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 48. Строение и функции переднего мозга

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование знаний об отделах головного мозга человека.

Просмотр содержимого документа
«Урок 48. Строение и функции переднего мозга»

Тема: Головной мозг. Строение и функции переднего мозга


Цель: продолжить формирование знаний об отделах головного мозга, показать ведущую роль больших полушарий в поведении; познакомить с методами исследования головного мозга; развивать умения работать с таблицами, текстом, сообщениями обучающихся.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Слайды 2-3 – Блиц опрос. Вопрос-ответ.

  1. Общее количество пар черепных нервов (12).

  2. Белое вещество головного мозга представлено … (волокнами проводящих путей)

  3. Кора мозжечка, подкорковые ядра, кора больших полушарий представлены … (серым веществом мозга)

  4. Отдел мозга, ответственный за координацию произвольных движений и сохранения положения в пространстве, а также регуляцию мышечного тонуса и равновесия - … (мозжечок)

  5. Отдел мозга, ответственный за ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые раздражители, а также принимающий участие в регуляции мышечного тонуса и позы тела - … (средний мозг)

  6. Структура заднего мозга, осуществляющая связь спинного мозга и вышележащих отделов головного мозга, ответственная за пищевые и защитные рефлексы, а также регулирующая деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем - … (продолговатый мозг)

  7. Структуры, входящие в задний мозг - … (продолговатый мозг, мост, мозжечок)

  8. Имеют кору из серого вещества мозга - … (мозжечок, большие полушария мозга)

  9. Если поврежден, наступает мгновенная смерть - … (продолговатый мозг)

Слайд 4 – Объясните причинно-следственные связи.

А) Почему можно нечаянно проглотить неподходящий предмет?

Б) В клинике лежит человек, у которого в одном из отделов головного мозга опухоль. Человек хочет взять стакан, но промахивается. После нескольких усилий он схватывает стакан и раздавливает его, сжав слишком сильно. В каком отделе мозга у него опухоль?

В) После операционного удаления какого-то отдела мозга собака перестала реагировать на свою кличку, на вид и запах пищи, узнавать друзей и недругов. Какой отдел мозга у нее был удален?


  1. Изучение нового материала

Слайд 5 – «Мозг – самое совершенное и сложное создание земной природы» (И.П. Павлов)

Современная наука на основе учения о рефлексах располагает точными данными о деятельности мозга. Человек может использовать свои знания о нервной системе и управлять протекающими в ней процессами. Давайте поговорим о методах исследования функций головного мозга. /Обучающиеся представляют подготовленные сообщения/

Слайд 6 – Головной мозг связывает воедино функционирование органов и систем человеческого тела, координируя их деятельность. «Присматривая» за организмом, головной мозг делает возможной обработку сведений, поступающих через органы чувств, руководит движениями, несет ответственность за внимание, память и координацию, «расшифровывает» и формирует речь. Учитывая, что головной мозг, пожалуй, самый сложный орган человеческого организма, для анализа состояния его работы требуются наиболее совершенные методы исследования.

Своевременная диагностика способна выявлять как сами заболевания, так и причины их возникновения, благодаря чему становится возможным эффективное лечение.

Слайд 7 – ЭхоЭГ (эхоэнцефалография) – ультразвуковая диагностика патологий головного мозга, выполняемая с помощью осциллоскопа. Прибор фиксирует отраженный ультразвук и отображает возвращенный сигнал на дисплее.

Слайд 8 – РЭГ (реоэнцефалография) – метод применяют для диагностирования опухолей головного мозга , травм головы, эпилепсии, мигрени. РЭГ помогает выявить локальные поражения, определить степень наполнения кровью отделов мозга.

Слайд 9 – УЗДГ (ультразвуковая допплерография) – исследование проводят для оценки кровотока в крупных и средних сосудах головы и шеи.

Слайд 10 – МРТ (магнитно-резонансная томография) сосудов головного мозга – достаточно сложный, но высокоинформативный метод обследования, основанный на механизме ядерно-магнитного резонанса.

Слайд 11 – МРА (магнитно-резонансная ангиография) – метод изучения сосудистого русла дает возможность построения трехмерной реконструкции сосудистой сети в рассматриваемой области, позволяет выделять для исследования определенные нервные сосуды и стволы из проекции отделов головного мозга.

Слайд 12 – Краниография – так называют выполнение в 2 проекциях рентгенографии черепа. Метод хорошо подходит для выявления врожденных дефектов и переломов костей в черепе.

Слайд 13 – ЭЭГ (электроэнцефалография) – метод заключается в регистрации с помощью электроэнцефалографа колебаний электрических потенциалов мозга. Укрепленные на голове электроды считывают биотоки мозга, фиксируемые на бумаге или выводимые на дисплей.

Слайды 14-15 – ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография)– основана на применении радиофармпрепаратов. С помощью ПЭТ можно отличить доброкачественную опухоль от злокачественной, диагностировать последствия травм и заболеваний головного мозга.

Слайд 16 – КТ (компьютерная томография) заключается в измерении интенсивности прохождения рентгеновских лучей через мозговую ткань. Метод дает возможность выявлять врожденные пороки развития, определяет месторасположение и характер патологий системы головного мозга.

На сегодняшний день медицина внедряет все новые методы и технологии по ранней диагностике заболеваний ЦНС, что дает возможность эффективного лечения тяжелых заболеваний и их последствий.

Слайд 17 – А теперь обратим внимание на передний мозг, который, как вам уже известно, состоит из двух частей: промежуточного мозга и больших полушарий. Промежуточный мозг состоит из зрительных бугров (таламуса) и подбугровой области (гипоталамуса).

Слайд 18 – Тала́мус, иногда — зри́тельные бугры (лат. Thalamus; от др.-греч. θάλαμος «комната, камера, отсек») — отдел головного мозга, представляющий собой большую массу серого вещества, расположенную в верхней части таламической области промежуточного мозга хордовых животных, в том числе и человека. Впервые был описан древнеримским врачом и анатомом Галеном.

Слайд 19 – Таламус находится глубже структур большого мозга, в частности коры или плаща. Под таламусом расположены структуры среднего мозга.

Таламус выполняет несколько важных физиологических функций. Он отвечает за передачу сенсорной и двигательной информации от органов чувств (кроме информации от органов обоняния) к соответствующим областям коры больших полушарий. Таламус играет важную роль в регуляции уровня сознания, процессов сна и бодрствования, концентрации внимания.

Слайд 20 – Таламус представляет своего рода ворота, через которые в кору поступает и достигает сознания основная информация об окружающем мире и о состоянии тела. Таламус состоит примерно из 40 пар ядер, которые функционально делятся на специфические, неспецифические и ассоциативные.

Таламус выполняет роль «фильтра», отбирая наиболее значимую для организма информацию, которая поступает в кору больших полушарий.

Слайд 21 – Гипотала́мус (лат. hypothalamus, от греч. ὑπό — «под» и θάλαμος — «комната, камера, отсек, таламус») — небольшая область в промежуточном мозге, включающая в себя большое число групп клеток (свыше 30 ядер), которые регулируют нейроэндокринную деятельность мозга и гомеостаз организма.

Слайд 22 – Гипоталамус связан нервными путями практически со всеми отделами центральной нервной системы. Он управляет выделением гормонов гипофиза и является центральным связующим звеном между нервной и эндокринной системами и регулирует такие функции, как ощущение голода и жажды, терморегуляция организма, половое поведение, сон и бодрствование.

Слайд 23 – Исследования последних лет показывают, что гипоталамус играет важную роль и в регуляции высших функций, таких как память и эмоциональное состояние, и тем самым участвует в формировании различных аспектов поведения.


  1. Закрепление изученного материала

Слайд 24 – Ответьте на вопросы:

В чем сходство и отличие функций таламуса и гипоталамуса?

Что может произойти при нарушении работы таламуса и гипоталамуса?

При повреждении этого участка мозга возникает чрезмерное ожирение за счет излишнего потребления жиров и появления «волчьего голода». О каком участке мозга идет речь? (гипоталамус)


  1. Подведение итога урока


Слайд 25 – Домашнее задание: §§ 45-46 повторить.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!