СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 3. Систематическое положение человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определение места человека в системе живых существ

Просмотр содержимого документа
«Урок 3. Систематическое положение человека»

Урок биологии человека – 8 класс Систематическое положение человека Разработан преподавателем биологии: Колесниковой Л.А.

Урок биологии человека – 8 класс

Систематическое положение человека

Разработан преподавателем биологии: Колесниковой Л.А.

Дайте определение понятий: Систематика – это раздел биологии, задачей которой является … Классификация – это … Таксон – это … Вид – это … Впервые отвел человеку место в отряде приматов, класса млекопитающих и дал ему видовое название Homo sapiens (Человек разумный) …

Дайте определение понятий:

  • Систематика – это раздел биологии, задачей которой является …
  • Классификация – это …
  • Таксон – это …
  • Вид – это …
  • Впервые отвел человеку место в отряде приматов, класса млекопитающих и дал ему видовое название Homo sapiens (Человек разумный) …
Систематика – это раздел биологии, задачей которой является описание, обозначение и классификация по таксонам. Классификация – это распределение всего множества животных на соподчиненные группы. Таксон – это структурный элемент классификации. Вид – это таксон самого низкого порядка. Впервые отвел человеку место в отряде приматов, класса млекопитающих и дал ему видовое название Homo sapiens (Человек разумный) Карл Линней.
  • Систематика – это раздел биологии, задачей которой является описание, обозначение и классификация по таксонам.
  • Классификация – это распределение всего множества животных на соподчиненные группы.
  • Таксон – это структурный элемент классификации.
  • Вид – это таксон самого низкого порядка.
  • Впервые отвел человеку место в отряде приматов, класса млекопитающих и дал ему видовое название Homo sapiens (Человек разумный) Карл Линней.
К. Линней в XVIII веке на основе сходства строения тела систематическое положение человека, как представителя царства животных. Этот же вопрос в XIX веке доработали Чарлз Дарвин и его последователи Т. Гексли, Э. Геккель и Э. Дюбуа.

К. Линней в XVIII веке на основе сходства строения тела систематическое положение человека, как представителя царства животных.

  • Этот же вопрос в XIX веке доработали Чарлз Дарвин и его последователи Т. Гексли, Э. Геккель и Э. Дюбуа.
Место человека в системе органического мира Царство   Животные Подцарство  Многоклеточные животные Тип   Хордовые Подтип   Черепные, или Позвоночные Класс   Млекопитающие, или Звери Отряд   Приматы Семейство  Гоминиды Род   Человек Вид   Человек разумный

Место человека в системе органического мира

  • Царство Животные
  • Подцарство Многоклеточные животные
  • Тип Хордовые
  • Подтип Черепные, или Позвоночные
  • Класс Млекопитающие, или Звери
  • Отряд Приматы
  • Семейство Гоминиды
  • Род Человек
  • Вид Человек разумный
Выделим основные черты сходства человека и человекообразных обезьян 1.  Классификация 2.  Эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические доказательства эволюции человека. Гомологичные органы – органы сходные по строению, но имеющие различную форму, величину и приспособленность к выполнению разнообразных функций. Аналогичные органы – органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие различное строение и происхождение.

Выделим основные черты сходства человека и человекообразных обезьян

  • 1. Классификация
  • 2. Эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические доказательства эволюции человека.
  • Гомологичные органы – органы сходные по строению, но имеющие различную форму, величину и приспособленность к выполнению разнообразных функций.
  • Аналогичные органы – органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие различное строение и происхождение.
Выделим основные черты сходства человека и человекообразных обезьян Общность в строении: a)  Сходство в скелете b)  Общий план строения систем органов c)  Признаки млекопитающих: -  внутриутробное развитие (матка) -  диафрагма -  млечные железы -  дифференциация зубов -  ушные раковины -  три слуховые косточки среднего уха НО : у человека большая мозговая часть головы, маленькая часть челюстей, не развиты; S-образный позвоночник; чашеобразная грудная клетка и таз; толстые и длинные нижние конечности; свободная стопа; подвижные пальцы, противопоставление большого пальца; короткие руки.

Выделим основные черты сходства человека и человекообразных обезьян

  • Общность в строении:
  • a) Сходство в скелете
  • b) Общий план строения систем органов
  • c) Признаки млекопитающих:
  • - внутриутробное развитие (матка)
  • - диафрагма
  • - млечные железы
  • - дифференциация зубов
  • - ушные раковины
  • - три слуховые косточки среднего уха
  • НО : у человека большая мозговая часть головы, маленькая часть челюстей, не развиты; S-образный позвоночник; чашеобразная грудная клетка и таз; толстые и длинные нижние конечности; свободная стопа; подвижные пальцы, противопоставление большого пальца; короткие руки.
Выделим основные черты сходства человека и человекообразных обезьян 3.  Особенности строения человека в связи с прямохождением, трудовой деятельностью и речью.

Выделим основные черты сходства человека и человекообразных обезьян

  • 3. Особенности строения человека в связи с прямохождением, трудовой деятельностью и речью.
Выделим основные черты сходства человека и человекообразных обезьян 4.  Сходство в строении зародышей. Биогенетический закон (Мюллер и Геккель): «Особь в индивидуальном развитии повторяет историю развития своего вида». У зародыша человека закладываются жаберные щели, сердце в виде пульсирующей трубки, клоака, хвост, пятипузырный головной мозг. 5.  Общие болезни человека и человекообразных обезьян, общие группы крови и резус-фактор .

Выделим основные черты сходства человека и человекообразных обезьян

  • 4. Сходство в строении зародышей.
  • Биогенетический закон (Мюллер и Геккель): «Особь в индивидуальном развитии повторяет историю развития своего вида».
  • У зародыша человека закладываются жаберные щели, сердце в виде пульсирующей трубки, клоака, хвост, пятипузырный головной мозг.
  • 5. Общие болезни человека и человекообразных обезьян, общие группы крови и резус-фактор .
Выделим основные черты сходства человека и человекообразных обезьян Рудименты – органы, утратившие свою функцию в результате их длительного неприменения (тазовые кости кита, крылья киви, задние конечности питона). -  мелкие волоски на теле -  копчик -  аппендикс -  мелкие мышечные волокна в коже -  бугорок на ушной раковине -  третье веко -  зубы мудрости

Выделим основные черты сходства человека и человекообразных обезьян

  • Рудименты – органы, утратившие свою функцию в результате их длительного неприменения (тазовые кости кита, крылья киви, задние конечности питона).
  • - мелкие волоски на теле
  • - копчик
  • - аппендикс
  • - мелкие мышечные волокна в коже
  • - бугорок на ушной раковине
  • - третье веко
  • - зубы мудрости
Выделим основные черты сходства человека и человекообразных обезьян Атавизмы – признаки, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции (развитие хвоста, сплошной волосяной покров у человека, появление дополнительных молочных желез). -  хвост -  густой волосяной покров -  дополнительные соски -  шейная фистула (остатки жаберной щели) -  когти на пальцах

Выделим основные черты сходства человека и человекообразных обезьян

  • Атавизмы – признаки, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции (развитие хвоста, сплошной волосяной покров у человека, появление дополнительных молочных желез).
  • - хвост
  • - густой волосяной покров
  • - дополнительные соски
  • - шейная фистула (остатки жаберной щели)
  • - когти на пальцах
Вывод : На основании сравнительно-анатомических, эмбриологических данных, указывающих на сходство человека с животными, можно обосновать идею родства, а, следовательно, и общности происхождения от древнего исходного предка.
  • Вывод : На основании сравнительно-анатомических, эмбриологических данных, указывающих на сходство человека с животными, можно обосновать идею родства, а, следовательно, и общности происхождения от древнего исходного предка.
? Ответьте на вопросы: - Можно ли считать современных человекообразных обезьян предками человека? - Человек – представитель класса млекопитающих, он позвоночное животное и поэтому является родственным рыбам, земноводным, пресмыкающимся и птицам. Так ли это? - У кого из животных, по вашему мнению, унаследованы основные черты человеческого тела:  А) костный скелет, б) пятипалые конечности,  в) легочное дыхание, дифференцированная зубная система, молочные железы, теплокровность,  д) плацента, живорождение?  ?

?

Ответьте на вопросы:

  • - Можно ли считать современных человекообразных обезьян предками человека?
  • - Человек – представитель класса млекопитающих, он позвоночное животное и поэтому является родственным рыбам, земноводным, пресмыкающимся и птицам. Так ли это?
  • - У кого из животных, по вашему мнению, унаследованы основные черты человеческого тела:

А) костный скелет, б) пятипалые конечности,

в) легочное дыхание, дифференцированная зубная система, молочные железы, теплокровность,

д) плацента, живорождение?

?

Домашнее задание: § 3 прочитать. Повторить причины эволюции животного мира по Ч. Дарвину.

Домашнее задание:

  • § 3 прочитать.
  • Повторить причины эволюции животного мира по Ч. Дарвину.
До скорой встречи!

До скорой встречи!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!