СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 2. Что делает человека человеком?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для проведения урока №2 по обществознанию в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок 2. Что делает человека человеком?»








Материалы для урока

по обществознанию

в 8 классе
Тема:

«Что делает человека человеком».





Задачи урока:

1. Раскрыть биосоциальную природу человека.

2. Показать неразрывную связь мышления и речи, деятельности и самореализации человека в жизни.

3. Содействовать достижению учащимися личностных образовательных результатов: определение своего места в обществе, мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества, умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций.

4. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: анализ объектов с целью выделения их существенных и несущественных признаков; социальная компетентность и учёт позиций других людей.

Основное содержание темы: Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.

Характеристика основных видов деятельности ученика: Выявить отличия человека от животных. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определять своё отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности

Оборудование: проектор, ПК, маршрутные листы, карточки с заданиями на повторение, Схема «Основные виды деятельности.»

Литература: учебник Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. Обществознание 8 класс. Просвещение, 2019.

Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2016

План

  1. Отличие человека от других живых существ.

  2. Мышление и речь.

  3. Как человек реализует себя.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Научиться применять понятийный аппарат для раскрытия сущности природы человека; уметь анализировать, сопоставлять, изучать и систематизировать различные источники информации; находить нужную социальную информацию для аргументации своей позиции, приводить примеры в связи с изученной теорией; понимать значение общества для формирования личности и активной деятельности для личности и общества.



Метапредметные

Коммуникативные:

точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:

осуществлять расширенный поиск информации, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления: давать определения понятиям и уметь их применять при анализе социальной информации, приводить примеры, используя свой социальный опыт.

Личностные

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, духовное многообразие мира.

Освоение социальных норм и форм социальной жизни. Формирования нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению.

Что делает человека человеком?


Человек-это биосоциальное существо, т. е. в нём слиты воедино биологическая природа(инстинкты) и социальная(общение, труд).

 Посмотрим в учебник в результате чего, человек становится человеком?
Человек становится человеком только в обществе. Если маленький ребёнок воспитывается животными, то он остаётся на их уровне(маугли). Правильно жизнь  в обществе.

 Человек отличается от животного способностью мыслить. Благодаря мышлению человек способен не только адаптироваться, но и преобразовывать природу.

Человек является единственным разумным существом на планете и отличает его от животного:
1.Владением членораздельной речью;
2.Умением производить орудия труда;
3.Хорошо развитым головным мозгом;
4.Осознанием самого себя;
5.Обладаением фантазией;
6.Способностью к действиям по плану(целенаправленная деятельность);
7.Прямохождением;
8.Способостью к творчеству(созданию нового);
9.Способностью к абстрактному мышлению;
10.Умением прогнозировать.
Самореализация человека происходит через деятельность. Деятельность – это человеческая активность, направленная на преобразование окружающего мира.

Формы деятельности по возрастам: игра(детство), учёба(подростковый период), труд(взрослая жизнь).

Виды деятельности по сферам жизни: производственная, государственная, политическая, военная, интеллектуальная, художественная.

Также есть такое деление: практическая(материально-производственная, социально-преобразовательная) и духовная(познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).
Главная особенность человеческой деятельности – это целеполагание, т. е. наличие цели. Также человеческая деятельность носит преобразовательный созидательный характер. 

Деятельность же животных основана только на инстинктах.

Для успешного выполнения деятельности нужны способности.

 Способность – это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности.



Стадия рефлексии

Учитель напоминает о вопросе, поставленном в начале урока: Что же делает человека человеком? Человек — это социальное существо или только на него похожее? Чтобы на примерах подтвердить этот вывод детям предлагается самостоятельно составить «синквейн» где:

Существительное – тема синквейна (объект);

2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта;

3 глагола– действия, совершаемые объектом;

Предложение – отношение автора к объекту (из 4-х слов);

Синоним к первой строчке – суть объекта «Человек-существо биосоциальное».

Через три минуты дети зачитывают свои синквейны, комментируют и отмечают наиболее удачные работы.



Человек существо

Биологическое

Социальное


Физиологические потребности

Мыслить

Развивается в среде

Говорит, общается

Вырос в природе

Семья (например, вне семьи – Маугли)

Анатомия

Деятельность





ИЛИ



Биологическое в человеке:

  • естественные потребности (в еде, тепле, укрытии, воздухе );

  • наличие инстинктов (инстинкт самосохранения, материнский инстинкт);

  • анатомо-физиологические особенности тоже даны человеку от природы.

Социальное в человеке:

  • умение говорить, общаться,

  • умение мыслить, осознанно делать что-то,

  • планирование деятельности,

  • создание чего-либо,

  • развитие культуры и др.




Древнегреческий философ Платон говорил: «Человек — это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится».



«Человек непременно должен израсходовать адаптационную энергию - наследственно определенный ограниченный запас жиз­неспособности, чтобы удовлетворить врожденную потребность в самовыражении». 

(Ганс Селъе - канадский физиолог.)





«Мыслящий и работающий человек есть мера всего. Он есть огромное планетное явление».

(В. И. Вернадский (1863—1945), русский учёный, мыслитель)









Виды деятельности


Деятельность



Игра

Учёба

Труд





Пирамида потребностей





Вопросы для самопроверки

  1. Что означают слова: «Человек — существо биосоциальное»?

  2. Какие свойства человека являются биологическими?

  3. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?

  4. В чем проявляется творческий характер деятельности человека?

  5. В чем заключается взаимосвязь между мышлением и речью?

  6. Как проявляются способности человека?

  7. Что такое самореализация человека?

  8. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?

Задания

  1. Люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Объясните, чем деятельность человека отличается от действий бобра.

  2. Паук искусно плетет паутину — сеть, с помощью которой добывает пищу. Человек добывает рыбу с помощью рыболовной сети. Он использует сеть в решете, в ракетке для тенниса и бадминтона. Тюлевая занавеска на окне, сделанная человеком, тоже представляет собой сеть. Подумайте, чем производство сетей человеком отличается от плетения паутины пауком.

  3. Прочитайте стихотворение и выскажите ваше отношение к словам автора.

Для человека мысль — венец всего живого.
А чистота души есть бытия основа.
По этим признакам находим человека:
Всех тварей на земле превыше он от века.
А если он живет не мысля и не веря,
То человек не отличается от зверя.

/ Анвари /

  1. Объясните, чем различаются два утверждения:

    • человек — существо биологическое и социальное;

    • человек — существо биосоциальное.

  1. Укажите, что в человеке заложено природой, а что — обществом.

  2. Охарактеризуйте, в чем заключается социальная (общественная) сущность человека.

  3. Назовите, какие из рассмотренных человеческих качеств вы цените более всего.

  4. Обратитесь к приведенным выше словам А. П. Чехова и подумайте: может ли каждый человек играть видную роль в обществе; благородную роль? Может ли любой из вас делать историю? Если да, то каким образом?

  5. Выскажите ваше отношение к утверждению французского историка Марка Блока: «Истории... присущи ее собственные эстетические радости, непохожие на радости никакой иной науки. Зрелище человеческой деятельности, составляющее ее особый предмет, более всякого другого способно покорять человеческое воображение».





Домашнее задание:

вопросы рубрик «Проверим себя» и «В классе и дома»; задания в рабочей тетради.

Учащимся, проявляющим особый интерес к теме, дополнительная литература:

Гуревич П. С. Человек: учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений: 9 кл. / П. С. Гуревич. — М., 1995. — Гл. 2, 4.

Гуревич П. С. Обществознание: учеб. пособие для 9 кл. / П. С. Гуревич. — М., 2000. — Гл. 1—3.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!