Материалы для урока
по обществознанию
в 8 классе
Тема:
«Что делает человека человеком».
Задачи урока:
1. Раскрыть биосоциальную природу человека.
2. Показать неразрывную связь мышления и речи, деятельности и самореализации человека в жизни.
3. Содействовать достижению учащимися личностных образовательных результатов: определение своего места в обществе, мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества, умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций.
4. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: анализ объектов с целью выделения их существенных и несущественных признаков; социальная компетентность и учёт позиций других людей.
Основное содержание темы: Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.
Характеристика основных видов деятельности ученика: Выявить отличия человека от животных. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определять своё отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности
Оборудование: проектор, ПК, маршрутные листы, карточки с заданиями на повторение, Схема «Основные виды деятельности.»
Литература: учебник Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. Обществознание 8 класс. Просвещение, 2019.
Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2016
План
Отличие человека от других живых существ.
Мышление и речь.
Как человек реализует себя.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Научиться применять понятийный аппарат для раскрытия сущности природы человека; уметь анализировать, сопоставлять, изучать и систематизировать различные источники информации; находить нужную социальную информацию для аргументации своей позиции, приводить примеры в связи с изученной теорией; понимать значение общества для формирования личности и активной деятельности для личности и общества.
Метапредметные
Коммуникативные:
точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Регулятивные:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные:
осуществлять расширенный поиск информации, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления: давать определения понятиям и уметь их применять при анализе социальной информации, приводить примеры, используя свой социальный опыт.
Личностные
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, духовное многообразие мира.
Освоение социальных норм и форм социальной жизни. Формирования нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению.
Что делает человека человеком?
Человек-это биосоциальное существо, т. е. в нём слиты воедино биологическая природа(инстинкты) и социальная(общение, труд).
Посмотрим в учебник в результате чего, человек становится человеком?
Человек становится человеком только в обществе. Если маленький ребёнок воспитывается животными, то он остаётся на их уровне(маугли). Правильно жизнь в обществе.
Человек отличается от животного способностью мыслить. Благодаря мышлению человек способен не только адаптироваться, но и преобразовывать природу.
Человек является единственным разумным существом на планете и отличает его от животного:
1.Владением членораздельной речью;
2.Умением производить орудия труда;
3.Хорошо развитым головным мозгом;
4.Осознанием самого себя;
5.Обладаением фантазией;
6.Способностью к действиям по плану(целенаправленная деятельность);
7.Прямохождением;
8.Способостью к творчеству(созданию нового);
9.Способностью к абстрактному мышлению;
10.Умением прогнозировать.
Самореализация человека происходит через деятельность. Деятельность – это человеческая активность, направленная на преобразование окружающего мира.
Формы деятельности по возрастам: игра(детство), учёба(подростковый период), труд(взрослая жизнь).
Виды деятельности по сферам жизни: производственная, государственная, политическая, военная, интеллектуальная, художественная.
Также есть такое деление: практическая(материально-производственная, социально-преобразовательная) и духовная(познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).
Главная особенность человеческой деятельности – это целеполагание, т. е. наличие цели. Также человеческая деятельность носит преобразовательный созидательный характер.
Деятельность же животных основана только на инстинктах.
Для успешного выполнения деятельности нужны способности.
Способность – это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности.
Стадия рефлексии
Учитель напоминает о вопросе, поставленном в начале урока: Что же делает человека человеком? Человек — это социальное существо или только на него похожее? Чтобы на примерах подтвердить этот вывод детям предлагается самостоятельно составить «синквейн» где:
Существительное – тема синквейна (объект);
2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта;
3 глагола– действия, совершаемые объектом;
Предложение – отношение автора к объекту (из 4-х слов);
Синоним к первой строчке – суть объекта «Человек-существо биосоциальное».
Через три минуты дети зачитывают свои синквейны, комментируют и отмечают наиболее удачные работы.
Человек существо
Биологическое | Социальное |
Физиологические потребности | Мыслить |
Развивается в среде | Говорит, общается |
Вырос в природе | Семья (например, вне семьи – Маугли) |
Анатомия | Деятельность |
ИЛИ
Биологическое в человеке:
естественные потребности (в еде, тепле, укрытии, воздухе );
наличие инстинктов (инстинкт самосохранения, материнский инстинкт);
анатомо-физиологические особенности тоже даны человеку от природы.
Социальное в человеке:
умение говорить, общаться,
умение мыслить, осознанно делать что-то,
планирование деятельности,
создание чего-либо,
развитие культуры и др.
Древнегреческий философ Платон говорил: «Человек — это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится».
«Человек непременно должен израсходовать адаптационную энергию - наследственно определенный ограниченный запас жизнеспособности, чтобы удовлетворить врожденную потребность в самовыражении».
(Ганс Селъе - канадский физиолог.)
«Мыслящий и работающий человек есть мера всего. Он есть огромное планетное явление».
(В. И. Вернадский (1863—1945), русский учёный, мыслитель)
Виды деятельности
| Деятельность | |
|
Игра | Учёба | Труд |
Пирамида потребностей
Вопросы для самопроверки
Что означают слова: «Человек — существо биосоциальное»?
Какие свойства человека являются биологическими?
Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?
В чем проявляется творческий характер деятельности человека?
В чем заключается взаимосвязь между мышлением и речью?
Как проявляются способности человека?
Что такое самореализация человека?
Почему самореализация человека возможна только в деятельности?
Задания
Люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Объясните, чем деятельность человека отличается от действий бобра.
Паук искусно плетет паутину — сеть, с помощью которой добывает пищу. Человек добывает рыбу с помощью рыболовной сети. Он использует сеть в решете, в ракетке для тенниса и бадминтона. Тюлевая занавеска на окне, сделанная человеком, тоже представляет собой сеть. Подумайте, чем производство сетей человеком отличается от плетения паутины пауком.
Прочитайте стихотворение и выскажите ваше отношение к словам автора.
Для человека мысль — венец всего живого.
А чистота души есть бытия основа.
По этим признакам находим человека:
Всех тварей на земле превыше он от века.
А если он живет не мысля и не веря,
То человек не отличается от зверя.
/ Анвари /
Объясните, чем различаются два утверждения:
человек — существо биологическое и социальное;
человек — существо биосоциальное.
Укажите, что в человеке заложено природой, а что — обществом.
Охарактеризуйте, в чем заключается социальная (общественная) сущность человека.
Назовите, какие из рассмотренных человеческих качеств вы цените более всего.
Обратитесь к приведенным выше словам А. П. Чехова и подумайте: может ли каждый человек играть видную роль в обществе; благородную роль? Может ли любой из вас делать историю? Если да, то каким образом?
Выскажите ваше отношение к утверждению французского историка Марка Блока: «Истории... присущи ее собственные эстетические радости, непохожие на радости никакой иной науки. Зрелище человеческой деятельности, составляющее ее особый предмет, более всякого другого способно покорять человеческое воображение».
Домашнее задание:
вопросы рубрик «Проверим себя» и «В классе и дома»; задания в рабочей тетради.
Учащимся, проявляющим особый интерес к теме, дополнительная литература:
Гуревич П. С. Человек: учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений: 9 кл. / П. С. Гуревич. — М., 1995. — Гл. 2, 4.
Гуревич П. С. Обществознание: учеб. пособие для 9 кл. / П. С. Гуревич. — М., 2000. — Гл. 1—3.