Просмотр содержимого документа
«Урок 11. Орфоэпические нормы русского языка.»
Урок 11 Русский язык 10 класс
Тема. Орфоэпические нормы русского языка
Цели: формировать у учащихся представление об орфоэпии и орфоэпической норме; познакомить с отдельными правилами орфоэпии; отработать навыки использования орфоэпического словаря; воспитывать культуру речи.
Ход урока
Проверка домашнего задания
Проверка упражнения 47. Ученики работают у доски (одновременно два-три человека). Все остальные проверяют правильность выполненного фонетического разбора.
Работа по теме урока
Фронтальный опрос.
Что изучает орфоэпия?
Что называется орфоэпической нормой?
Какие орфоэпические нормы вам известны?
К какому словарю можно обратиться в случае затруднения, связанного с произношением слова?
1. Упражнение 51 (с. 39) выполняется устно.
2. Ученики работают со словами, записанными на доске. Задание: поставить ударение в словах и прочитать их вслух. В случае затруднения ученики обращаются к орфоэпическому словарю (или к приложению 1 учебника):
а) ракушка, знамение, береста, еретик, жалюзи, компас, цемент, кремень, абрис, приданое, свекла, сантиметр, договор, документ, квартал;
б) оптовый, джинсовый, красивее, красивейший, кухонный, балованный, включенный, новорожденный, мизерный, августовский;
в) премировать, баловать, откупорить, (он) звонит, (он) включит.
Расставьте ударения в словах, используя орфоэпический словарь. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.
Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, водопровод. (Правило: в словах, оканчивающиеся на -провод, ударение падает на последний слог: мусоропровод.)
Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог. (Правило: если существительное одушевленное, то ударение падает на середину слова: филолог, если неодушевленное — на -лог: каталог.)
Немота, глухота, икота, зевота, духота, красота, дремота, ломота. (Правило: в существительных, образованных от глаголов, ударение падает на –от, образованных от прилагательных — на окончание. Ср.: ломота- ломать, но красота- красивый.)
(После проверки каждого задания из этого блока правило записывается в тетрадях.
Выполнение упражнений 48,49,50. В случае затруднений учащиеся обращаются к школьному орфоэпическому словарю или приложению 1 учебника. Упражнение 48 выполняется письменно. Слова упражнений 49 и 50 зачитываются вслух по цепочке, все следят за правильным произношением и при необходимости вносят поправки.)
III. Итог урока
Домашнее задание
Повторить все изученное по теме «Фонетика». Подготовьтесь к тестовому заданию.
По материалу приложения 1 «Говори правильно» составить по пять карточек (каждая должна включать в себя 15 слов).