СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 11. Орфоэпические нормы русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Орфоэпические нормы русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Урок 11. Орфоэпические нормы русского языка.»

Урок 11 Русский язык 10 класс

Тема. Орфоэпические нормы русского языка

Цели: формировать у учащихся представление об орфоэпии и орфоэпической норме; познакомить с отдельными правилами орфоэпии; отработать навыки использования орфоэпического словаря; воспитывать культуру речи.

Ход урока

        1. Проверка домашнего задания

Проверка упражнения 47. Ученики работают у доски (одно­временно два-три человека). Все остальные проверяют правиль­ность выполненного фонетического разбора.

        1. Работа по теме урока

          1. Фронтальный опрос.

  • Что изучает орфоэпия?

  • Что называется орфоэпической нормой?

  • Какие орфоэпические нормы вам известны?

  • К какому словарю можно обратиться в случае затруднения, связанного с произношением слова?



    1. Работа с упражнениями.

1. Упражнение 51 (с. 39) выполняется устно.

2. Ученики работают со словами, записанными на доске. За­дание: поставить ударение в словах и прочитать их вслух. В слу­чае затруднения ученики обращаются к орфоэпическому словарю (или к приложению 1 учебника):



а) ракушка, знамение, береста, еретик, жалюзи, компас, цемент, кремень, абрис, приданое, свекла, сантиметр, договор, до­кумент, квартал;


б) оптовый, джинсовый, красивее, красивейший, кухонный, ба­лованный, включенный, новорожденный, мизерный, августов­ский;


в) премировать, баловать, откупорить, (он) звонит, (он) включит.


    1. Исследовательская работа.

Расставьте ударения в словах, используя орфоэпический сло­варь. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.

        1. Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, во­допровод. (Правило: в словах, оканчивающиеся на -провод, ударение падает на последний слог: мусоропровод.)

        2. Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог. (Правило: если существительное одушевленное, то ударение падает на середину слова: филолог, если неодушевленное — на -лог: каталог.)

        3. Немота, глухота, икота, зевота, духота, красота, дремота, ломота. (Правило: в существительных, образованных от гла­голов, ударение падает на –от, образованных от прилага­тельных — на окончание. Ср.: ломота- ломать, но красота- красивый.)

(После проверки каждого задания из этого блока правило за­писывается в тетрадях.



Выполнение упражнений 48,49,50. В случае затруднений уча­щиеся обращаются к школьному орфоэпическому словарю или приложению 1 учебника. Упражнение 48 выполняется письмен­но. Слова упражнений 49 и 50 зачитываются вслух по цепочке, все следят за правильным произношением и при необходимости вносят поправки.)

III. Итог урока

Домашнее задание

          1. Повторить все изученное по теме «Фонетика». Подготовь­тесь к тестовому заданию.

          2. По материалу приложения 1 «Говори правильно» соста­вить по пять карточек (каждая должна включать в себя 15 слов).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!