СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 11. Глагол как часть речи. Неопределённая форма глагола. 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Глагол как часть речи. Неопределённая форма глагола"

Просмотр содержимого документа
«Урок 11. Глагол как часть речи. Неопределённая форма глагола. 7 класс»


Урок 11

Тема. ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА


Цели урока:

  1. познакомить учащихся с морфологическими признаками глагола как части речи;

  2. формировать навык определения грамматических признаков неопределённой формы глагола; закрепить навыки правописания окончаний глаголов, не с глаголами, глаголов на -тся, -ться;

  3. воспитывать чувства патриотизма и становления гражданской позиции.


Этапы урока

  1. Организационный этап.


  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

Работа с деформированным текстом. Семиклассник написал сочинение об одной стране. Эта работа перед вами. Прочитайте, вставьте пропущенные слова. (Учащиеся в парах воссоздают текст, подбирая необходимые глаголы, пользуясь глаголами-подсказками.)

На карте огромного мира эта страна похожа на зелёный листок. Если хоть раз __________ на этой земле, то уже не __________ её никогда. Как приятно __________ руки в прохладную воду весёлого ручья, __________ в синие глаза-озёра, __________ от тёплого дождика под зелёную лапу ели.

В моей стране __________ трудолюбивые люди, готовые всегда __________ на помощь друг другу. Я __________ свою родину за ее чудесную природу, самобытную культуру и всегда буду __________ своим удивительным народом.

Слова для справок: любить, гордиться, восхищаться, жить, окунуть, заглянуть, спрятаться, прийти, оказаться, забыть, побывать.

  • Вы догадались, о какой стране идет речь? Определите тему и основную мысль сочинения. Озаглавьте текст так, чтобы в названии отражалась и тема, и основная мысль текста.

  • Контуры Беларуси, действительно, напоминают листок. Вы в этом сможете убедиться, если посмотрите на карту.

  • Что вы можете сказать о человеке, который написал такие строки? (Работа со словами «патриот», «патриотизм».) Сло­ва какой части речи помогли вам восстановить текст?

  • Главным героем нашего урока сегодня будет глагол. Вы с ним дружите с начальной школы и многое о нём знаете. Сегодня первый урок по этой теме, попробуйте сформулировать цели урока с помощью глаголов. (Повторить, изучить.)

  • Главным документом человека является паспорт. Мы составим «паспорт» глагола по плану:

  1. Общее значение.

  2. Начальная форма.

  3. Морфологические признаки.

  4. Синтаксическая функция.

  5. Роль глагола в тексте.

5. Правописание глагола.


III. Операционно-познавательный этап.

а) Чтение правила на с. 38.

б) Первичное закрепление изученного материала.

Упражнение 57 (распределительное письмо). !!! Взять только 3 предложения.

Учащиеся выписывают из текста глаголы, распределяя их в две колонки: 1) глаголы, обозначающие действие; 2) глаголы, обозначающие состояние.

  1. раскрываются, шевелятся, сверкает; 2) спит, обсохли.

— Какими морфологическими признаками обладает глагол? (стр. 38.)

4 постоянных признака: вид (совершенный, несовершенный), переходность/непереходность, возвратность/невозвратность, спряжение (I, II);

5 непостоянных признаков: наклонение (изъя­вительное, условное, повелительное), время (прошедшее, настоящее, будущее), лицо (1, 2, 3), число (единственное, множественное), род (мужской, женский, средний).

Упражнение 58 (вариант 1 — предложения 1, 2; вариант 2 — предложения 3, 4). Учащиеся указывают известные им морфологические признаки глагола: спряжение, время, лицо, число; объясняют правописание глагольных окончаний; определяют синтакс. функцию глагола.

Строим (II спр., наст, вр., 1-е лицо, мн. ч.), входишь (II спр., наст, вр., 2-е лицо, ед. ч.), дышит (II спр., наст, вр., 3-е лицо, ед. ч.), разбудите (II спр., буд. вр., 2-е лицо, мн. ч.), жужжат (II спр., наст, вр., 3-е лицо, мн. ч.), толкутся (I спр., наст, вр., 3-е лицо, мн. ч.), течет (I спр., наст, вр., 3-е лицо, ед. ч.), желтеет (1 спр., наст, вр., 3-е лицо, ед. ч.).

в) Закрепление изученного материала.

Выполнение упражнения 60 (предл. 1 на доске, предл. 2 в тетрадях).

Упр. 62 (!!! Только два фразеологизма). Справка к упражнению 62.

Тянуть канитель — медленно делать что-либо; затягивать начатое дело; говорить или де­лать что-либо нудно, однообразно. В старину канителью называлась металлическая нить. Канитель вытягивали клещами из раскаленной металлической проволоки. Она могла быть золотой, серебряной или позолоченной, посеребренной. Канителью (нитью) вышивали по бархату, сафьяну или сукну. Тянуть канитель — работа крайне медленная, скучная и непроизводительная, и поэтому данное выражение получило значение: терять время, очень медленно и бестолково что-либо делать, затягивать решение какого-нибудь вопроса.

Мутить воду — намеренно портить чьи-либо отношения; усложнять, запутывать дело.

Ловить ворон — быть невнимательным, не проявлять быстрой реакции на что-либо; ничем не заниматься, бездельничать.

Стричь под одну гребенку — уравнивать кого-либо с кем-либо в каком-нибудь отношении, не считаясь с различиями, оценивать всех одинаково.

Делать из мухи слона — неоправданно преувеличивать значение чего-либо. Это выражение встречается уже у греческого писателя Лукиана (III в. н. э.), сочинение которого «Похвала Мухе» за­канчивается так: «Но я прерываю мое слово, — хотя многое еще мог бы сказать, — чтобы не подумал кто-нибудь, что я, по пословице, делаю из мухи слона».

Изобретать велосипед — выдавать за открытие что-либо давно известное, простое до баналь­ности; изрекать банальные, прописные истины.

Совать нос в чужие дела — создавать какие-то трудности кому-либо, бесцеремонно вмешиваясь в его личные дела.


Физминутка


IV. Операционно-познавательный этап.

а) Слово учителя.

— Инфинитив — это латинское название неопределенной формы глагола. Могут подсказать, что перед нами глагол в неопределенной форме, два признака: вопросы, формообразовательные суффиксы -ть, -ти, -чь. Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола.

б) Изучение нового материала.

Изучите теоретический материал учебника на стр. 55 и заполните таблицу-опору.

Инфинитив (неопределенная форма глагола)

На какие вопросы отвечает?


Какие формообразовательные суффиксы имеет?


Какими морфологическими признаками обладает?


Какую синтаксическую роль выполняет?


в) Закрепление изученного материала.

Замените словосочетания инфинитивами. Выделите формообразовательные суффиксы.

Испытывать волнение (волноваться); готовить в духовке (печь); до­пускать ошибку (ошибаться); проявлять интерес к чему-либо (интересоваться); чувствовать обиду (обижаться); участвовать в соревновании (сорев­новаться); двигаться ползком (ползти); проявлять стремление (стремиться).

Упражнения 92 (устно), 93 (письменно).

Упражнение «Синтаксическое лото».

Определите синтаксическую функцию инфинитива в предложениях.

  1. Я буду читать книгу о приключениях.

  2. Я начал рисовать портреты людей, и мне это понравилось.


V. Этап обобщения и систематизации знаний.

Заполнение «паспорта» глагола.

  1. Общее значение (Что обозначает глагол?):________________________________________

  2. Начальная форма. (На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?

  3. Морфологические признаки (Какие признаки являются постоянными? изменяемыми?):___

  4. Синтаксическая функция (Каким членом предложения является?):_____________________

  5. Роль глагола в тексте (Для чего используется в тексте?):_____________________________

6. Правописание глагола (От чего зависит правописание окончаний глаголов? При каких условиях пишется -тся, -ться? Как пишется не с глаголами?):____________________________


VI. Рефлексивно-оценочный этап. Прием «Великолепная тройка». Учащиеся называют три важных положения, усвоенных на уроке.


VII. Домашнее задание.

§ 6, 10, упражнение 60 (предл. 3-5).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!