Урок 11
Тема. ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
Цели урока:
познакомить учащихся с морфологическими признаками глагола как части речи;
формировать навык определения грамматических признаков неопределённой формы глагола; закрепить навыки правописания окончаний глаголов, не с глаголами, глаголов на -тся, -ться;
воспитывать чувства патриотизма и становления гражданской позиции.
Этапы урока
Организационный этап.
Ориентировочно-мотивационный этап.
Работа с деформированным текстом. Семиклассник написал сочинение об одной стране. Эта работа перед вами. Прочитайте, вставьте пропущенные слова. (Учащиеся в парах воссоздают текст, подбирая необходимые глаголы, пользуясь глаголами-подсказками.)
На карте огромного мира эта страна похожа на зелёный листок. Если хоть раз __________ на этой земле, то уже не __________ её никогда. Как приятно __________ руки в прохладную воду весёлого ручья, __________ в синие глаза-озёра, __________ от тёплого дождика под зелёную лапу ели.
В моей стране __________ трудолюбивые люди, готовые всегда __________ на помощь друг другу. Я __________ свою родину за ее чудесную природу, самобытную культуру и всегда буду __________ своим удивительным народом.
Слова для справок: любить, гордиться, восхищаться, жить, окунуть, заглянуть, спрятаться, прийти, оказаться, забыть, побывать.
Вы догадались, о какой стране идет речь? Определите тему и основную мысль сочинения. Озаглавьте текст так, чтобы в названии отражалась и тема, и основная мысль текста.
Контуры Беларуси, действительно, напоминают листок. Вы в этом сможете убедиться, если посмотрите на карту.
Что вы можете сказать о человеке, который написал такие строки? (Работа со словами «патриот», «патриотизм».) Слова какой части речи помогли вам восстановить текст?
Главным героем нашего урока сегодня будет глагол. Вы с ним дружите с начальной школы и многое о нём знаете. Сегодня первый урок по этой теме, попробуйте сформулировать цели урока с помощью глаголов. (Повторить, изучить.)
Главным документом человека является паспорт. Мы составим «паспорт» глагола по плану:
Общее значение.
Начальная форма.
Морфологические признаки.
Синтаксическая функция.
Роль глагола в тексте.
5. Правописание глагола.
III. Операционно-познавательный этап.
а) Чтение правила на с. 38.
б) Первичное закрепление изученного материала.
Упражнение 57 (распределительное письмо). !!! Взять только 3 предложения.
Учащиеся выписывают из текста глаголы, распределяя их в две колонки: 1) глаголы, обозначающие действие; 2) глаголы, обозначающие состояние.
раскрываются, шевелятся, сверкает; 2) спит, обсохли.
— Какими морфологическими признаками обладает глагол? (стр. 38.)
4 постоянных признака: вид (совершенный, несовершенный), переходность/непереходность, возвратность/невозвратность, спряжение (I, II);
5 непостоянных признаков: наклонение (изъявительное, условное, повелительное), время (прошедшее, настоящее, будущее), лицо (1, 2, 3), число (единственное, множественное), род (мужской, женский, средний).
Упражнение 58 (вариант 1 — предложения 1, 2; вариант 2 — предложения 3, 4). Учащиеся указывают известные им морфологические признаки глагола: спряжение, время, лицо, число; объясняют правописание глагольных окончаний; определяют синтакс. функцию глагола.
Строим (II спр., наст, вр., 1-е лицо, мн. ч.), входишь (II спр., наст, вр., 2-е лицо, ед. ч.), дышит (II спр., наст, вр., 3-е лицо, ед. ч.), разбудите (II спр., буд. вр., 2-е лицо, мн. ч.), жужжат (II спр., наст, вр., 3-е лицо, мн. ч.), толкутся (I спр., наст, вр., 3-е лицо, мн. ч.), течет (I спр., наст, вр., 3-е лицо, ед. ч.), желтеет (1 спр., наст, вр., 3-е лицо, ед. ч.).
в) Закрепление изученного материала.
Выполнение упражнения 60 (предл. 1 на доске, предл. 2 в тетрадях).
Упр. 62 (!!! Только два фразеологизма). Справка к упражнению 62.
Тянуть канитель — медленно делать что-либо; затягивать начатое дело; говорить или делать что-либо нудно, однообразно. В старину канителью называлась металлическая нить. Канитель вытягивали клещами из раскаленной металлической проволоки. Она могла быть золотой, серебряной или позолоченной, посеребренной. Канителью (нитью) вышивали по бархату, сафьяну или сукну. Тянуть канитель — работа крайне медленная, скучная и непроизводительная, и поэтому данное выражение получило значение: терять время, очень медленно и бестолково что-либо делать, затягивать решение какого-нибудь вопроса.
Мутить воду — намеренно портить чьи-либо отношения; усложнять, запутывать дело.
Ловить ворон — быть невнимательным, не проявлять быстрой реакции на что-либо; ничем не заниматься, бездельничать.
Стричь под одну гребенку — уравнивать кого-либо с кем-либо в каком-нибудь отношении, не считаясь с различиями, оценивать всех одинаково.
Делать из мухи слона — неоправданно преувеличивать значение чего-либо. Это выражение встречается уже у греческого писателя Лукиана (III в. н. э.), сочинение которого «Похвала Мухе» заканчивается так: «Но я прерываю мое слово, — хотя многое еще мог бы сказать, — чтобы не подумал кто-нибудь, что я, по пословице, делаю из мухи слона».
Изобретать велосипед — выдавать за открытие что-либо давно известное, простое до банальности; изрекать банальные, прописные истины.
Совать нос в чужие дела — создавать какие-то трудности кому-либо, бесцеремонно вмешиваясь в его личные дела.
Физминутка
IV. Операционно-познавательный этап.
а) Слово учителя.
— Инфинитив — это латинское название неопределенной формы глагола. Могут подсказать, что перед нами глагол в неопределенной форме, два признака: вопросы, формообразовательные суффиксы -ть, -ти, -чь. Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола.
б) Изучение нового материала.
Изучите теоретический материал учебника на стр. 55 и заполните таблицу-опору.
Инфинитив (неопределенная форма глагола)
На какие вопросы отвечает? | |
Какие формообразовательные суффиксы имеет? | |
Какими морфологическими признаками обладает? | |
Какую синтаксическую роль выполняет? | |
в) Закрепление изученного материала.
Замените словосочетания инфинитивами. Выделите формообразовательные суффиксы.
Испытывать волнение (волноваться); готовить в духовке (печь); допускать ошибку (ошибаться); проявлять интерес к чему-либо (интересоваться); чувствовать обиду (обижаться); участвовать в соревновании (соревноваться); двигаться ползком (ползти); проявлять стремление (стремиться).
Упражнения 92 (устно), 93 (письменно).
Упражнение «Синтаксическое лото».
Определите синтаксическую функцию инфинитива в предложениях.
Я буду читать книгу о приключениях.
Я начал рисовать портреты людей, и мне это понравилось.
V. Этап обобщения и систематизации знаний.
Заполнение «паспорта» глагола.
Общее значение (Что обозначает глагол?):________________________________________
Начальная форма. (На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?
Морфологические признаки (Какие признаки являются постоянными? изменяемыми?):___
Синтаксическая функция (Каким членом предложения является?):_____________________
Роль глагола в тексте (Для чего используется в тексте?):_____________________________
6. Правописание глагола (От чего зависит правописание окончаний глаголов? При каких условиях пишется -тся, -ться? Как пишется не с глаголами?):____________________________
VI. Рефлексивно-оценочный этап. Прием «Великолепная тройка». Учащиеся называют три важных положения, усвоенных на уроке.
VII. Домашнее задание.
§ 6, 10, упражнение 60 (предл. 3-5).