СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 1. М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать представление о личности М.А. Шолохова и значении его произведений.

Оборудование урока: портрет М.А. Шолохова, перечисление его регалий, список основных произведений:

 

      М.А. Шолохов (1905(3?) – 1984), академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980), член КПСС (1932), член ЦК КПСС (1961), лауреат Нобелевской премии (1965).

  • «Нахалёнок» (1925);
  • «Донские рассказы» (1926);
  • «Тихий Дон» (1–2 книги – 1928, 3-я книга – 1929-32, 4-я книга – 1937-40), Государственная премия;
  • «Поднятая целина» (1-я книга 1932, 2 книга – 1959-60), Ленинская премия;
  • «Они сражались за Родину» (1943-44);
  • «Судьба человека» (1957).

Просмотр содержимого документа
«Урок 1. М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность»

Творчество М.А. Шолохова


Урок 1. М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность


Цель урока: дать представление о личности М.А. Шолохова и значении его произведений.

Оборудование урока: портрет М.А. Шолохова, перечисление его регалий, список основных произведений:


М.А. Шолохов (1905(3?) – 1984), академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980), член КПСС (1932), член ЦК КПСС (1961), лауреат Нобелевской премии (1965).

  • «Нахалёнок» (1925);

  • «Донские рассказы» (1926);

  • «Тихий Дон» (1–2 книги – 1928, 3-я книга – 1929-32, 4-я книга – 1937-40), Государственная премия;

  • «Поднятая целина» (1-я книга 1932, 2 книга – 1959-60), Ленинская премия;

  • «Они сражались за Родину» (1943-44);

  • «Судьба человека» (1957).


Методические приёмы: сообщение преподавателя; доклад обучающегося, использование межпредметных связей с историей.


Ход урока


  1. Слово преподавателя

Список званий и наград говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре. Однако жизнь – и частная и литературная – окутана некой тайной.


II. Сообщение-доклад обучающегося о биографии Шолохова


Дополнительный материал по теме

Род Шолоховых восходит к новгородскому крестьянину Степану Шолоху (конец ХV века) и систематически прослеживается с середины ХVII века до купца Михаила Шолохова, деда писателя, поселившегося на Дону, в станице Вешенской в середине ХIХ века.

О Шолохове написано очень много, но в советское время его фигура приукрашивалась, лакировалась, окружалась легендой. «Знаменитый писатель нашего времени тов. Шолохов», как назвал его Сталин в 1929 году после публикации первых книг «Тихого Дона», должен был соответствовать образу, быть «чистым как стеклышко». О реальных фактах биографии известно далеко не всё, начиная с того, что год рождения писателя, по разным источникам, 1903 или 1905. Это и понятно – слишком тревожное и непредсказуемое было время: Первая мировая война, революции, гражданская война, особенно острая на Дону, вынужденное принятие нэпа в 1921 году после многочисленных крестьянских восстаний на Тамбовщине, в Сибири, годы военного коммунизма, раскулачивание, коллективизация, официально объявленная в 1929 году, голод, объявление усиления классовой борьбы, годы репрессий.

Будущий писатель учился в гимназиях Москвы, Богучара, Вешенской. В годы гражданской войны семья часто оказывалась на линии фронта. Михаил в это время брался за любую работу: был заготовителем, продотрядником, учителем для безграмотных. В 1922 году отправился в Москву, чтобы продолжить учёбу и заняться литературным творчеством. Поступить даже на рабфак для последующей учёбы в вузе Шолохову не удалось: он не имел рабочего стажа, не был комсомольцем, не имел рекомендательных характеристик. Пришлось работать каменщиком, грузчиком на вокзале, счетоводом. В Москве Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками – А. Безыменским, А. Весёлым, М. Светловым, А. Фадеевым и другими, составлявшими литературную группу «Молодая гвардия». В «Журнале крестьянской молодёжи» появляются первые рассказы Шолохова. В 1926 году – возвращение на родину, на Дон, где и провёл писатель большую часть долгой жизни.

Уже в «Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война изображена антиромантично, без прикрас, как классовая схватка.

«Страницы рассказов густо окрашены кровью» (Ф.Г. Бирюков). Классовая ненависть сильнее родственных чувств, она не сдерживается общечеловеческой моралью: сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Героизация гражданской войны заменяется натурализмом, Шолохов показывает, «как безобразно просто умирали люди».


III. Лекция преподавателя с элементами беседы

  1. Особенности жанра романа «Тихий Дон».

«Тихий Дон» – роман-эпопея. Шолохов понимал с самого начала, что пишет не просто роман. Во время работы над «Тихим Доном» его настольной книгой была «Война и мир» Л.Н. Толстого, где органически сочетаются противоположные жанровые принципы: романа, в центре которого стоит человеческая индивидуальность в её взаимоотношениях с другими, и эпопеи, обращённой к общезначимому, к судьбам целых народов. Предмет эпопеи не отдельное интересное происшествие, а основы жизнеустройства, пусть даже подвергаемые жестокой проверке и ломке. Связь событий в ней осуществляется не столько сюжетом, сколько мироощущением, в котором общее преобладает над частным, индивидуальным. И быт, и каждое событие здесь не непременно нужны для чего-то последующего, но важны сами по себе.

Ещё во время работы над «Донскими рассказами» М. Шолохов задумал написать повесть о председателе Донского совнаркома Ф.Г. Подтелкове и его соратнике М.В. Кривошлыкове. Однако при написании сцены казни своих героев, писатель понял, что читателю будет неясно, почему казаки-фронтовики отказались расстреливать подтелковцев, поэтому «не повесть надо писать, а роман с широким показом мировой войны, тогда станет ясным, что объединяло казаков-фронтовиков с солдатами-фронтовиками».

Роман «Тихий Дон» – наиболее известное в мире из произведений Шолохова. Исследователи творчества писателя говорят об эпической природе романа, сопоставляя его с гомеровским эпосом и шекспировской драмой.

  • Что позволяет проводить такое сопоставление? (Как эпос Гомера, «Тихий Дон» – эпическое воплощение жизни народа, его культуры. Григорий Мелехов живёт теми противоречиями и силами, которые охватывают целостность мира, стоит перед неразрешимыми вопросами, как Гамлет.)

«Тихий Дон», действительно, эпическое изображение жизни народа, его культуры, драматизма его истории. Автор, считал Шолохов, должен избегать проявления собственного «я», хотя общепринято требовать от автора оригинальности. Творец художественного мира «Тихого Дона» словно полностью растворился в этом мире.

  1. Вопрос об авторстве «Тихого Дона».

Поставив Шолохова в один ряд с Гомером и Шекспиром, надо отметить ещё одно соответствие. Это вопрос об авторстве. С давних времён идут споры о том, кто же на самом деле создал «Илиаду» и «Гамлета». Открываются новые свидетельства, документы, возникают версии. С автором «Тихого Дона» примерно такая же история. Согласно довольно распространённой версии, Шолохов нашёл чужую готовую рукопись романа и опубликовал её под своим именем. Основным поводом для оспаривания авторства Шолохова стало быстрое написание всего романа (1 том романа появился в 1928 году, 3–5 части 2 тома печатались в 1928–1929, 6 часть 3 тома в 1930, оставшиеся 7–8 части 4 тома были закончены в 1931) молодым автором (в момент написания романа Шолохову было 22–27 лет), не имевшем до этого сколько-нибудь значительных публикаций. Так, один из маститых писателей того времени сказал: «Я старый писатель, но такой книги, как «Тихий Дон», не мог бы написать... Разве можно поверить, что в 23 года, не имея никакого образования, человек мог написать такую глубокую, такую психологически правдивую книгу... Что-то неладно».

  • Давайте вспомним атмосферу того времени. Какие ещё доводы вы могли бы привести в пользу авторства, например, погибшего белого офицера?(Авторская позиция явно не на стороне коммунистов, затеявших террор и расстрелы. Слишком правдиво описание происходящих на Дону событий, да и сам главный герой – так и не стал, как это было принято, коммунистом.)

В сущности после многолетних, многократно вспыхивавших споров, устоялись две точки зрения на авторство «Тихого Дона». В пользу версии, отрицающей авторство М. Шолохова, А.И. Солженицын приводит доводы, с которыми спорит В. Кожинов.


Доводы Солженицына:

  1. 23-летний дебютант создал произведение на материале, далеко превосходящем его жизненный опыт и уровень образования.

  2. Невероятно, что не казак выступил против сил, губящих донские устои, казачество.

  3. Эти литературные высоты никогда не были подтверждены и повторены.

  4. Не хранятся ни в одном архиве, никому никогда не предъявлены черновики и рукописи романа.

  5. В «Тихом Доне» можно обнаружить многие странности, разнородность отдельных частей и звеньев и т.п.


Но (доводы Кожинова):

  1. Шолохов родился ранее официальной даты, по данным о его ученических годах – не позднее 1903 г. Люди в то время формировались и взрослели рано (Вспомнить «Разгром» Фадеева, написанный им в 24–25 лет). Есть данные о том, что в 1920 г. Шолохов написал несколько пьес для станичного самодеятельного театра.

  2. Вырос в семье станичного купца, имевшего наёмных работников, был в дружеских отношениях с дочерьми вешенского помещика. В 1922 году появилась более поздняя дата рождения в связи с судебным делом. В 1923 г. женился на дочери казацкого станичного атамана. В 1927 г. получил отказ в принятии в комсомол.

  3. Пример Л.Н. Толстого – после «Анны Карениной» уровень произведений менее высокий.

  4. Обнаружились черновики романа (вспомним: «Рукописи не горят»), их обзор опубликован в № 10 журнала «Москва» за 1991 г.

  5. В любом художественном тексте можно найти несоответствия.

Итак, вопрос об авторстве остаётся открытым. Возможно, он подогревается естественным стремлением человека к загадочному, необъяснимому. Но главное – роман существует, давно стал достоянием мировой культуры, и вряд ли так уж важно, кто его автор.


IV. Домашнее задание

  1. Перечитать 1-2 части I тома романа.

  2. Ответить на вопросы:

  • Какие семьи находятся в центре повествования?

  • Как описывает Шолохов донскую природу, казачий хутор?

  1. Индивидуальное задание: доклад по истории казачества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!