Тема урока: «Испытание человека войной в рассказе М. А. Шолохова « Судьба человека»»
Цель урока:
Дать обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова; показать значение его творчества и общественной деятельности.
Воспитать интерес к творчеству М.А.Шолохова.
Проследить этапы жизненного пути Андрея Соколова.
Обратить особое внимание на то, как воевал Андрей Соколов, как сохранил он человеческое достоинство в жестоких условиях фашистского плена.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приёмы: использование межпредметных связей и историей ( историческая обстановка 20-30 годов); сообщение учителя о значении личности и произведений Шолохова в мировой культуре; сообщения\ учащихся по биографии и творчеству писателя, заполнение хронологической таблицы, показ слайдов, показ фрагмента фильма Ф.Бондарчука «Судьба человека»
Форма проведения: слайдовая презентация с применением новых информационных технологий.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, созданная в среде MS POWER POINT на тему: «М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. Рассказ «Судьба человека»». Выставка иллюстративных и документальных материалов о жизни и творчестве М.А.Шолохова, показ фрагмента фильма.
Подготовительный этап.
Сообщение о жизни и творчестве М.А.Шолохова.
Чтение стихотворение В.Фирсова «Дом, в котором родился Шолохов»
Сообщение о Великой Отечественной войне.
Ход урока
Организационный момент
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя о целях и задачах урока
Дети в тетрадях записывают число и тему урока, чертят хронологическую таблицу.
Учитель показывает слайд № 3 ( портрет писателя и список регалий).
- Перед вами портрет Михаила Александровича Шолохова, выдающего советского писателя и общественного деятеля. Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре.
Учитель показывает слайд № 4 и читает эпиграф к уроку.
«Чем же ещё может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаёшь народу…, Родине все свои силы и способности».
М.А. Шолохов.
Сообщение ученика.
- До смерти первого мужа Анастасии Даниловны в 1913 году родители будущего писателя не состояли в браке, так как церковь не признавала разводов. После венчания Миша был «усыновлён» собственным отцом.
Мать Щолохова – из крестьянской семьи, отец – выходец из Рязанской губерний, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельнице. В 1910 году Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном Мишей переехали в хутор Каргинский, сняв квартиру в центре хуторе.
В 1912 году Миша был принят в мужское училище по второму году обучения. В связи с болезнью глаз Александра Михайлович повёз сына в Москву в известную глазную больницу доктора Снигерева, там Мишу определили в частную гимназию имени Г.Шелапутина.
Перед вами фото из семейного альбома. Александр Михайлович и Анастасия Даниловна с сыном Мишей, учеником 1 приходского училища.Миша очень любит свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания уделяла воспитанию сына. В 1915 году Александр Михайлович перевел его в Богучаровскую мужскую гимназию, Воронежской губернии. В июне 1918-го немецкие войска подошли к Богучару, занятия в гимназии прекратились. Александр Михайлович забрал сына. Осенью Мишу отдали в Вешенскую смешанную гимназию. В ней он проучился лишь несколько месяцев. В 1919 году семья Шолоховых вновь переехала в станицу Каргинскую. В 1924 году журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские» и «Лазоверая степь» (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека.
Сообщение о Великой Отечественной войне.
Учитель показывает слайд № ( обложка газеты, в которой впервые был опубликован в газете «Правда» рассказ «Судьба человека»
- Рассказ «Судьба человека» ( 1956-1957) стал знаменитым явлением в литературе. Трагическая история жизни взята в её связи с событиями войны – историческими испытаниями в жизни народа, отдельного государства и отдельного человека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что даёт возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма.
Учитель показывает ( фрагмент из фильма «Судьба человека»). Комментирует.
- Перед вами фрагмент из фильма «Судьба человека», который был снят режиссером Сергеем Бондарчуком в 1959 году. Главную роль Андрея Соколова сыграл сам Сергей Бондарчук. Ванюшу – Леонид Борискин. Создатели фильма были удостоены Ленинской премии.
Беседа по вопросам.
1. Кто является главным героем рассказа «Судьба человека»?
2. На сколько логических частей делится жизнь главного героя?
Работа в группах. Учащиеся составляют кластер.
1 группа А. Соколов до войны
2 группа А. Соколов во время войны
3 группа А. Соколов после войны
Учитель показывает ( фрагмент из фильма «Судьба человека»). Комментирует.
В его жизни гармония, спокойствие, ему большего и не надо.
Учитель показывает ( фрагмент из фильма «Судьба человека»). Комментирует.
Вместе с домом человек теряет надежду, смысл жизни, счастье. В жизни А.соколова наступает момент разочарования, пустоты, он остался один на один со своей жестокой судьбой.
- Как может изменитьсяизмениться человек, который попал в такую ситуацию? ( Может ожесточиться, возненавидеть окружающих, спиться, лишить себя жизни.)
Но наш герой не ожесточился. Но Шолохов скупо пишет про этот период жизни соколова: работал, начал выпивать.
Учитель показывает ( фрагмент из фильма «Судьба человека»). Комментирует.
В чем смысл названия рассказа?
Разбираем значение слова «судьба» по словарю Ожегова. Слайд № 11
1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;
2. Доля, участь;
3. История существования кого-чего-нибудь;
4. Будущее, то, что случится
Судьба – многозначное слово.
- В каком значении оно испльзовано в названии рассказа? (Показана не только история существования А.Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. 3-В битьве с судьбой он проявил великую силу характера.)
Закрепление урока
- Давайте ещё раз назовем те черты характера, которые помогли Андреяю Соколову выстоять, преодолеть трудности. ( стоикость, великодушие, умение любить, мужество, трудолюбие, сострадание, доброта.)
За рассказ «Судьба человека » АМ Шолохов был удостоен Нобелевской премии
- В наше время, чтобы обладать такими качествами как стоикость, великодушие, умение любить, мужество, трудолюбие, сострадание, доброта - нужно быть здоровым, вести здоровый образ жизни. А теперь давайте вместе споем песню «Голосуем за здоровый образ жизни»
Домашнее задание
Творческое задание.
Придумать продолжение рассказа. Подумайте, как может сложиться дальнейшая суьба Андрея Соколова и Ванюши.
Выставление оценок.