СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Испытание человека войной в рассказе М. А. Шолохова « Судьба человека»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Испытание человека войной в рассказе М. А. Шолохова « Судьба человека»» Цель урока: 1. Дать обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова; показать значение его творчества и общественной деятельности. 2. Воспитать интерес к творчеству М.А.Шолохова. 3. Проследить этапы жизненного пути Андрея Соколова. 4. Обратить особое внимание на то, как воевал Андрей Соколов, как сохранил он человеческое достоинство в жестоких условиях фашистского плена. Тип урока: изучение нового материала. Методы и приёмы: использование межпредметных связей и историей ( историческая обстановка 20-30 годов); сообщение учителя о значении личности и произведений Шолохова в мировой культуре; сообщения\ учащихся по биографии и творчеству писателя, заполнение хронологической таблицы, показ слайдов, показ фрагмента фильма Ф.Бондарчука «Судьба человека» Форма проведения: слайдовая презентация с применением новых информационных технологий. Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, созданная в среде MSPOWERPOINTна тему: «М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. Рассказ «Судьба человека»».Показ фрагмента фильма. Подготовительный этап. 1. Сообщение о жизни и творчестве М.А.Шолохова. 2. Сообщение о Великой Отечественной войне. Ход урока 1. Организационный момент 2. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока Дети в тетрадях записывают число и тему урока, чертят хронологическую таблицу. Учитель показывает слайд № 4 ( портрет писателя и список регалий). - Перед вами портрет Михаила Александровича Шолохова, выдающего советского писателя и общественного деятеля. Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре. Учитель показывает слайд № 3 и читает эпиграф к уроку. «Чем же ещё может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаёшь народу…, Родине все свои силы и способности». М.А. Шолохов. (слайд 4) Сообщение ученика. - До смерти первого мужа Анастасии Даниловны в 1913 году родители будущего писателя не состояли в браке, так как церковь не признавала разводов. После венчания Миша был «усыновлён» собственным отцом. Мать Щолохова – из крестьянской семьи, отец – выходец из Рязанской губерний, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельнице. В 1910 году Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном Мишей переехали в хутор Каргинский, сняв квартиру в центре хуторе. В 1912 году Миша был принят в мужское училище по второму году обучения. В связи с болезнью глаз Александра Михайлович повёз сына в Москву в известную глазную больницу доктора Снигерева, там Мишу определили в частную гимназию имени Г.Шелапутина. Слайд 5 Перед вами фото из семейного альбома. Александр Михайлович и Анастасия Даниловна с сыном Мишей, учеником 1 приходского училища.Миша очень любит свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания уделяла воспитанию сына. В 1915 году Александр Михайлович перевел его в Богучаровскую мужскую гимназию, Воронежской губернии. В июне 1918-го немецкие войска подошли к Богучару, занятия в гимназии прекратились. Александр Михайлович забрал сына. Осенью Мишу отдали в Вешенскую смешанную гимназию. В ней он проучился лишь несколько месяцев. В 1919 году семья Шолоховых вновь переехала в станицу Каргинскую. В 1924 году журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские» и «Лазоверая степь» (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека. Сообщение о Великой Отечественной войне. Учитель показывает слайд № ( обложка газеты, в которой впервые был опубликован в газете «Правда» рассказ «Судьба человека» (слайд 6) - Рассказ «Судьба человека» ( 1956-1957) стал знаменитым явлением в литературе. Трагическая история жизни взята в её связи с событиями войны – историческими испытаниями в жизни народа, отдельного государства и отдельного человека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что даёт возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма. Учитель показывает ( фрагмент из фильма «Судьба человека»). Комментирует. - Перед вами фрагмент из фильма «Судьба человека», который был снят режиссером Сергеем Бондарчуком в 1959 году. Главную роль Андрея Соколова сыграл сам Сергей Бондарчук. Ванюшу – Леонид Борискин. Создатели фильма были удостоены Ленинской премии. Беседа по вопросам.Слайд 7 1. Кто является главным героем рассказа «Судьба человека»? 2. На сколько логических частей делится жизнь главного героя? Работа в группах. Учащиеся составляют кластер. 1 группа А. Соколов до войны 2 группа А. Соколов во время войны 3 группа А. Соколов после войны Учитель показывает ( фрагмент из фильма «Судьба человека»). Комментирует. (Слайд 8) В его жизни гармония, спокойствие, ему большего и не надо. Учитель показывает ( фрагмент из фильма «Судьба человека»). Комментирует.(Слайд 9) Вместе с домом человек теряет надежду, смысл жизни, счастье. В жизни А.соколова наступает момент разочарования, пустоты, он остался один на один со своей жестокой судьбой. - Как может изменитьсяизмениться человек, который попал в такую ситуацию? ( Может ожесточиться, возненавидеть окружающих, спиться, лишить себя жизни.) Но наш герой не ожесточился. Но Шолохов скупо пишет про этот период жизни соколова: работал, начал выпивать. Учитель показывает ( фрагмент из фильма «Судьба человека»). Комментирует.(Слайд 10) В чем смысл названия рассказа? Разбираем значение слова «судьба» по словарю Ожегова. Слайд № 11 1. Стечение обстоятельств, независящих отволи человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится Судьба – многозначное слово. - В каком значении оно испльзовано в названии рассказа? (Показана не только история существования А.Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. 3-В битьве с судьбой он проявил великую силу характера.) 3. Закрепление урока - Давайте ещё раз назовем те черты характера, которые помогли Андреяю Соколову выстоять, преодолеть трудности. ( стоикость, великодушие, умение любить, мужество, трудолюбие, сострадание, доброта.) За рассказ «Судьба человека » АМ Шолохов был удостоен Нобелевской премии (Слайд 12) - В наше время, чтобы обладать такими качествами как стоикость, великодушие, умение любить, мужество, трудолюбие, сострадание, доброта - нужно быть здоровым, вести здоровый образ жизни. А теперь давайте вместе споем песню «Голосуем за здоровый образ жизни» (Слайд 13) 4. Домашнее задание Творческое задание. Придумать продолжение рассказа. Подумайте, как может сложиться дальнейшая суьба Андрея Соколова и Ванюши. 5. Выставление оценок.

Просмотр содержимого документа
«Испытание человека войной в рассказе М. А. Шолохова « Судьба человека»»

Тема урока: «Испытание человека войной в рассказе М. А. Шолохова « Судьба человека»»

Цель урока:

  1. Дать обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова; показать значение его творчества и общественной деятельности.

  2. Воспитать интерес к творчеству М.А.Шолохова.

  3. Проследить этапы жизненного пути Андрея Соколова.

  4. Обратить особое внимание на то, как воевал Андрей Соколов, как сохранил он человеческое достоинство в жестоких условиях фашистского плена.





Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы: использование межпредметных связей и историей ( историческая обстановка 20-30 годов); сообщение учителя о значении личности и произведений Шолохова в мировой культуре; сообщения\ учащихся по биографии и творчеству писателя, заполнение хронологической таблицы, показ слайдов, показ фрагмента фильма Ф.Бондарчука «Судьба человека»

Форма проведения: слайдовая презентация с применением новых информационных технологий.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, созданная в среде MS POWER POINT на тему: «М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. Рассказ «Судьба человека»». Выставка иллюстративных и документальных материалов о жизни и творчестве М.А.Шолохова, показ фрагмента фильма.

Подготовительный этап.

  1. Сообщение о жизни и творчестве М.А.Шолохова.

  2. Чтение стихотворение В.Фирсова «Дом, в котором родился Шолохов»

  3. Сообщение о Великой Отечественной войне.



Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока

Дети в тетрадях записывают число и тему урока, чертят хронологическую таблицу.

Учитель показывает слайд № 3 ( портрет писателя и список регалий).

- Перед вами портрет Михаила Александровича Шолохова, выдающего советского писателя и общественного деятеля. Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре.

Учитель показывает слайд № 4 и читает эпиграф к уроку.

«Чем же ещё может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаёшь народу…, Родине все свои силы и способности».

М.А. Шолохов.

Сообщение ученика.

- До смерти первого мужа Анастасии Даниловны в 1913 году родители будущего писателя не состояли в браке, так как церковь не признавала разводов. После венчания Миша был «усыновлён» собственным отцом.

Мать Щолохова – из крестьянской семьи, отец – выходец из Рязанской губерний, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельнице. В 1910 году Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном Мишей переехали в хутор Каргинский, сняв квартиру в центре хуторе.

В 1912 году Миша был принят в мужское училище по второму году обучения. В связи с болезнью глаз Александра Михайлович повёз сына в Москву в известную глазную больницу доктора Снигерева, там Мишу определили в частную гимназию имени Г.Шелапутина.

Перед вами фото из семейного альбома. Александр Михайлович и Анастасия Даниловна с сыном Мишей, учеником 1 приходского училища.Миша очень любит свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания уделяла воспитанию сына. В 1915 году Александр Михайлович перевел его в Богучаровскую мужскую гимназию, Воронежской губернии. В июне 1918-го немецкие войска подошли к Богучару, занятия в гимназии прекратились. Александр Михайлович забрал сына. Осенью Мишу отдали в Вешенскую смешанную гимназию. В ней он проучился лишь несколько месяцев. В 1919 году семья Шолоховых вновь переехала в станицу Каргинскую. В 1924 году журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские» и «Лазоверая степь» (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека.

Сообщение о Великой Отечественной войне.

Учитель показывает слайд № ( обложка газеты, в которой впервые был опубликован в газете «Правда» рассказ «Судьба человека»

- Рассказ «Судьба человека» ( 1956-1957) стал знаменитым явлением в литературе. Трагическая история жизни взята в её связи с событиями войны – историческими испытаниями в жизни народа, отдельного государства и отдельного человека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что даёт возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма.

Учитель показывает ( фрагмент из фильма «Судьба человека»). Комментирует.

- Перед вами фрагмент из фильма «Судьба человека», который был снят режиссером Сергеем Бондарчуком в 1959 году. Главную роль Андрея Соколова сыграл сам Сергей Бондарчук. Ванюшу – Леонид Борискин. Создатели фильма были удостоены Ленинской премии.

Беседа по вопросам.

1. Кто является главным героем рассказа «Судьба человека»?

2. На сколько логических частей делится жизнь главного героя?






Работа в группах. Учащиеся составляют кластер.

1 группа А. Соколов до войны

2 группа А. Соколов во время войны

3 группа А. Соколов после войны

Учитель показывает ( фрагмент из фильма «Судьба человека»). Комментирует.

В его жизни гармония, спокойствие, ему большего и не надо.

Учитель показывает ( фрагмент из фильма «Судьба человека»). Комментирует.

Вместе с домом человек теряет надежду, смысл жизни, счастье. В жизни А.соколова наступает момент разочарования, пустоты, он остался один на один со своей жестокой судьбой.

- Как может изменитьсяизмениться человек, который попал в такую ситуацию? ( Может ожесточиться, возненавидеть окружающих, спиться, лишить себя жизни.)

Но наш герой не ожесточился. Но Шолохов скупо пишет про этот период жизни соколова: работал, начал выпивать.

Учитель показывает ( фрагмент из фильма «Судьба человека»). Комментирует.

В чем смысл названия рассказа?

Разбираем значение слова «судьба» по словарю Ожегова. Слайд № 11

1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;

2. Доля, участь;

3. История существования кого-чего-нибудь;

4. Будущее, то, что случится

Судьба – многозначное слово.

- В каком значении оно испльзовано в названии рассказа? (Показана не только история существования А.Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. 3-В битьве с судьбой он проявил великую силу характера.)

  1. Закрепление урока

- Давайте ещё раз назовем те черты характера, которые помогли Андреяю Соколову выстоять, преодолеть трудности. ( стоикость, великодушие, умение любить, мужество, трудолюбие, сострадание, доброта.)

За рассказ «Судьба человека » АМ Шолохов был удостоен Нобелевской премии

- В наше время, чтобы обладать такими качествами как стоикость, великодушие, умение любить, мужество, трудолюбие, сострадание, доброта - нужно быть здоровым, вести здоровый образ жизни. А теперь давайте вместе споем песню «Голосуем за здоровый образ жизни»

  1. Домашнее задание

Творческое задание.

Придумать продолжение рассказа. Подумайте, как может сложиться дальнейшая суьба Андрея Соколова и Ванюши.

  1. Выставление оценок.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!