СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русской словесности в 7 классе на тему "Испытание человека войной"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для полной картины анализа содержания рассказа М.Шолохова "Судьба человека".

Просмотр содержимого документа
«Урок русской словесности в 7 классе на тему "Испытание человека войной"»

Тема урока: Испытание человека войной.

Цель урока: проследить влияние войны на судьбу отдельного человека, через какие испытания нужно пройти человеку, чтобы осознать ценность мирной жизни.

Оборудование: интерактивная доска, слайды , отрывки фильма, аудиозапись стихов, сборники произведений о Вов.

Ход урока.

Человек не рождается, а становится тем, кто он есть”.

Философ Гельвеций

«Человек всегда

должен бороться за жизнь, за

справедливость, но при этом он

должен оставаться человеком».

(«Судьба человека»)

1. Оргмомент.

Деление на группы по эмоциям: 1 группа- тоска, скорбь, слёзы, горе; 2группа- свобода, душевность, обновление; 3 группа-беспечность, уют, теплота.

2. Работа по теме урока.

1.Слово преподавателя.

Я хочу вас познакомить с притчей : Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал, как молодая женщина ругала своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей собаке целый батон колбасы! Она и без тебя нашла бы пищу! Ты не человек, а чудовище! Всё для тебя делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой поступок!» Дедушка не выдержал и подошёл к женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он хорошее дело сделал, за это не ругать, а хвалить надо. Ведь если за каждый хороший поступок вы будете наказывать ребёнка, то из него вырастет настоящее чудовище, коим вы его только что назвали». «А это уже не ваше дело»,- сказала женщина и пошла прочь. Маленький мальчик долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил: «Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?» «Настоящий» «А что значит быть настоящим человеком?» «Надо родиться» «Собака тоже родилась. Она – человек?» «Нет» «Надо родиться человеком» «То есть – родился с внешностью, похожей на человека, значит человек?»...
-А как бы вы ответили на это вопрос? Обсудите в группах.
Выслушивание ответов (Составление кластера ассоциаций к словосочетанию «Настоящий человек»)

А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь огромную душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим».

- Многие писатели обращались к этому вопросу в разное время и каждый по-своему изображал настоящего человека. Толстой, Горький, Полевой , Шолохов и др.

Так какой же он, настоящий человек?

2.Работа в группах

Задание: показать качества настоящего человека.(КЛАСТЕР на доске.)

3. Работа с текстом.

-Чтобы понять смысл произведения, необходимо понимать язык писателя, поэтому мы проведём словарную работу.(слайд)

Словарная работа:
Неизбывная - не проходящая,

Спорится – удаётся,

Подлючность – подлость,

Закипела слеза - стало жаль до слёз,

Засеменил - пошёл мелкими шагами.


4.Анализ эпизодов

«Мирная жизнь» ( «Семейное счастье»).

- Как жил наш герой до войны?

- Как вы думаете, был ли Андрей Соколов Счастлив? Почему?

- Какие слова употребляет он, рассказывая о своей семье?

1 группа

- Расскажите, что значит обыкновенная жизнь для Андрея Соколова?

( ответы подтверждаются зачитыванием отрывков)

Работа с текстом:

«За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили себе домишко об двух комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке. Только построился я неловко. Отвели мне участок в шесть соток неподалеку от авиазавода. Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась бы иначе...»

-В чем видит счастье А. Соколов до войны? (Семья, работа, дом, дети.)

-Чему радуется главный герой? (Дому, работе, уважению.)

-Назовите черты характера А. Соколов в довоенное время. (Трудолюбие, любовь, забота, уважение и др.).

Кластер на доске. Трудолюбие, любовь, забота, уважение и др.

2 ГРУППА

-Какой эпизод в тексте раскрывает поведение человека в бесчеловечных условиях?

ПРОСМОТР ЭПИЗОДА ИЗ ФИЛЬМА «Вызов к лагерфюреру Мюллеру».

- В чем сила духа Соколова? (Он был в плену, это была единственная ситуация, где он мог продемонстрировать силу русского солдата: голодный как волк, давно отвыкший от человеческой пищи, при виде обилия еды сумел задавить тошноту и оторвать глаза от стола; не поддаться искушению; в том, что закусил только после третьего стакана; в том, что все «харчи» были поделены «всем поровну»).

-Какими чертами характера обладает русский человек в этот сложный период?

(Выдержка, достоинство, последовательность, бескомпромиссность, вера в идейную правоту не могут не вызывать уважения к этому человеку»))

3 ГРУППА

-И вот, казалось бы, что все самое страшное позади, но СУДЬБА дает еще одно испытание герою: он получает письмо.

- Что узнает Андрей Соков из письма?

Зачитать отрывок.

( бомба уничтожила его дом и семью «Не дочитал я в этот раз письмо до конца. В глазах потемнело, сердце сжалось в комок и никак не разжимается…Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один. Думаю: "Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?"… Похоронил я в чужой, немецкой земле и последнюю свою радость и надежду…моего сына, и словно что-то во мне оборвалось...».)

- Как может повести себя человек в такой ситуации? (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)

-Но Соколов не озлобился…

- Какой подарок преподносит судьба Соколову? (Встреча с Ванечкой)

– Каким характером должен обладать русский человек, чтобы преодолеть все испытания, выпавшие на его долю? Можете добавить свои черты. (Шолохов в Андрее Соколове подчеркивает жизнестойкость, мужество, героизм, несгибаемую волю, вместе с тем большое щедрое сердце простого русского человека, который сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть. Тем самым Шолохов раскрыл лучшие черты русского национального характера и гражданина своей страны, и человека).

2Смена в группах

1Задание: что представляет из себя человек во время войны?

Дать описание по портретам(Андрей, Мюллер, Ванюшка) из текста

В начале рассказа: («Высокий сутуловатый мужчина», «Глаза, словно присыпанные пеплом …», «Мертвые, потухшие глаза»); мальчика лет пяти-шести, «розовые холодные ручонки», «глаза, светлые, как небушко». Мюллер – комендант лагеря, «невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый». «По-русски говорил как мы с тобой». «А матерщинничать был мастер ужасный». Действия Мюллера – воплощение фашизма. Он каждый день в кожаной перчатке со свинцовой прокладкой выходил перед пленными и бил каждого второго в нос. Это была «профилактика от гриппа».)

.2. Работа с тонкими вопросами:

- Знал ли Андрей Соколов, что такое война до начала Великой Отечественной войны? (нет). -Герою, как и всей стране, предстоит пройти чудовищные испытания?(Да)

-Выдержит ли герой эти испытания?(Да)

-Поддастся ли Соколов искушению в плену ? Станет на путь предательства?(нет)

3. ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ИЗ ФИЛЬМА

Анализ эпизода «Поединок с Мюллером»

Беседа:

-Зачем Мюллер вызывает к себе А.Соколова?

-Какую сцену видит Соколов?

-Что предложил ему Мюллер?

-Как повёл себя наш герой? Почему?

-Кто же победил в данном поединке?

-Какие чувства вы испытывали, когда смотрели данный эпизод? Почему?
4. Работа в парах «Вновь обретённое счастье». ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ИЗ ФИЛЬМА

- Чем похожи судьбы мальчика и Соколова? ( «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…»)

- Что изменится в их судьбах

Задание: составьте эссе-мнение «Как война меняет человека»

*Выступление пар

IV. Рефлексия:

1 В начале урока говорили о том, каким должен быть настоящий человек?

-Можно ли Андрея Соколова назвать настоящим человеком? Почему?

- Как вы думаете, почему этот рассказ называется «Судьба человека»?

- Давайте попытаемся вообразить дальнейшую судьбу героев

Задание: написать, что может случиться в мирной жизни героев.
5.Заключительное слово учителя, подведение итогов.

Вывод: В судьбе Андрея Соколова нашло свое отражение не только страшное зло войны, но и вера в добро, которое есть в человеке, надежда на лучшее будущее.

В заключении хотелось бы отметить, что такое испытание, как война нашло отражение не только в прозе, но и в поэзии. Послушаем подготовленные стихи.

-Урок хотелось бы закончить словами «Давайте, люди, никогда об этом не забудем»

V. Домашнее задание: проанализировать выбранные стихи, заполнить таблицу анализа





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!