Пояснительная записка.
Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности, т.к. вялый артикуляционный аппарат является причиной плохой дикции.
Артикуляционная гимнастика помогает:
-устранить напражение и скованность артикуляционных мышц;
-разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;
-развить мимику, артикуляционную моторику;
-развить выразительную дикцию.
Мною были разработаны упражнения для губ и щёк, для языка, на подвижность нижней челюсти, которые можно применять на уроках в начальной школе.
Упражнения для губ и щёк
С использованием стихотворений.
Лягушка.
Цель: укреплять мышцы губ и щёк, тренировать их подвижность
Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!
Упражнения для языка
Горка.
Цель: укрепить мышцы языка
Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.
Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.
Качели.
Цель: укрепить мышцы языка
Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
Акулы.
Цель: укрепить подвижность нижней челюсти
На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
Цель: развить артикуляционный аппарата перед работой
Повторить чистоговорку медленно, быстро, несколько раз в разном темпе.
Ба-ба-ба – в поход зовёт труба.
Би-би-би – маме не груби!
Бе-бе-бе – дарю цветы тебе!
Бу-бу-бу – вёслами гребу.
Бы-бы-бы – выросли грибы.
| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Упражнение на развитие артикуляционного аппарата у детей в начальной школе
Подготовила
студентка группы Ш-41
Торкай Галина
преподаватель: Голоскок Г.Н.
Ейск, 2018г.