СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управление формированием качества ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование исследовательских умений учащихся, организация исследовательского обучения в учреждениях образования является одной из самых актуальных проблем, так как федеральный государственный образовательный стандарт предполагает формирование умения учеников самих получать ответы на поставленные вопросы.  Выпускник должен уметь самостоятельно мыслить, видеть и творчески решать возникающие проблемы. Это условие получает особую актуальность в современном динамично развивающемся информационном пространстве. 

Просмотр содержимого документа
«Управление формированием качества ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность»

Содержание



1

Информация об опыте


3

2

Технология опыта


6

3

Результативность опыта


15

4

Библиографический список


16

5

Приложение к опыту


17













































Тема опыта:

Управление формированием качества ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность


Автор: Шеховцова Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУ «Сергиевская средняя общеобразовательная школа». Стаж работы – 26 лет. Образование – высшее. Квалификационная категория – высшая.

І. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ.

    1. Условия возникновения, становления опыта.

МБОУ «Сергиевская СОШ» является малокомплектным образовательным учреждением и образовательно-культурным центром, объединяющим все структурные подразделения образовательных и культурных учреждений Сергиевского сельского округа.

Тема опыта разработана в соответствии с методической проблемой школы: «Развитие творческого потенциала учителя и ученика в условиях модернизации образования

    1. Актуальность опыта.

Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает формирование активной самостоятельной позиции учащихся; развитие общеучебных умений и навыков, в первую очередь, исследовательских, рефлексивных, самооценочных.

Формирование исследовательских умений учащихся, организация исследовательского обучения в учреждениях образования является одной из самых актуальных проблем, так как федеральный государственный образовательный стандарт предполагает формирование умения учеников самих получать ответы на поставленные вопросы. Выпускник должен уметь самостоятельно мыслить, видеть и творчески решать возникающие проблемы. Это условие получает особую актуальность в современном динамично развивающемся информационном пространстве. Но учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новой информации, выбирать из неё необходимые сведения, а затем продуктивно использовать их в своей работе. Решением создавшейся проблемы может быть активное включение в образовательный процесс исследовательской и проектной деятельности школьников.

С точки зрения теории и практики образования научные исследования представляют наибольший интерес. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности в приобретении учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний.


    1. Ведущая педагогическая идея опыта

заключается в создании необходимых условий для организации проектно- исследовательской деятельности в системе урочной и внеурочной работы, содействующих развитию качества познавательных компетенций обучающихся начальных классов.

    1. Длительность работы над опытом.

Первый (теоретический – 2011-12 гг.) - изучение и анализ состояния проблемы в науке и практике начального образования; определение условий организации и проведения исследования.

Второй (организационно-практический – 2012-14 гг.) - организация и проведение исследования; выявление педагогических условий реализации методики проектно-исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций; анализ, обработка и обобщение полученных данных.

Третий (корректировочный – 2015-16 гг.) - обобщение и интерпретация полученных результатов теоретического и практического исследования; обоснование теоретических выводов и положений исследования.

1.5. Диапазон опыта учебно-воспитательный процесс.

1.6. Теоретическая база опыта

В основе представлений об исследовательских навыках мышления лежат идеи выдающихся отечественных психологов: культурно-историческая теория Л. С. Выготского, идеи проблемного обучения И. Я. Лернера, концепция развивающего обучения В.В.Давыдова, теория рефлексивного мышления Н.Г.Алексеева, идеи о развитии субъектности в онтогенезе В. И. Слободчикова, методика исследовательского обучения младших школьников Савенкова А. И. и другие.

Концепция основывается на результатах работы ряда педагогических школ, предложивших модели организации исследовательского обучения с учащимися различного возраста: это проектный метод Д.Дьюи, обосновавший необходимость актуализации учебного материала для конкретного учащегося, концепция свободного воспитания С.Т.Шацкого, практика движения юношеских научных обществ и малых академий наук 1950-80-х годов.

Отдельно необходимо остановиться на следующих источниках концепции исследовательской деятельности учащихся:

- представления Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития и конструировании педагогического процесса на основе создания зон ближайшего развития. «…существенным признаком обучения является то, что оно создает зоны ближайшего развития, т. е. вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития. Сейчас для ребенка эти процессы возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но, продлевая внутренний ход развития, они становятся внутренним достоянием самого ребенка» [4];

- принципы построения деятельностного содержания образования, разработанные В.В.Давыдовым.

- основные принципы построения рефлексивного мышления Н.Г.Алексеева.

- основные положения концепции проблемного обучения И. Я. Лернера, предполагавшего необходимость создания проблемных ситуаций в обучении как главного средства развития мышления. В соответствии с концепцией И. Я. Лернера исследовательский метод является высшей, наиболее продуктивной формой проблемного обучения .

- идеи о средовом принципе построения образования С. Т. Шацкого. Здесь важно, что образование как процесс передачи предметно-знаниевых, опытных и ценностных оснований от старшего поколения к младшему наиболее эффективно происходит внутри среды, включающей, помимо учителя, специалистов из разных областей, несущих с собой соответствующую культуру и образцы профессиональной деятельности.

1.7. Новизна опыта состоит в

  • практическом преломлении идей использования исследовательского и проектного метода, развития исследовательской компетентности школьников с целью их социальной самореализации;

  • творческом поиске методических приёмов, форм, методов и средств обучения, необходимых для создания ситуации успеха – создание обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции. Основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний ученики должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач.

1.8. Практическая значимость опыта заключается в том, что результаты его могут быть использованы в практике начального образования, а также в качестве конкретных методических рекомендаций по организации и сопровождению в проектировании путей внедрения проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс.

ІІ. Технология описания опыта

Целью педагогической деятельности в данном направлении является создание условий для повышения качества компетенций обучающихся посредством организации проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач

- организация образовательного процесса, позволяющего стимулировать интерес к исследовательской деятельности через обеспечение мотивации к занятиям;

- использование элементов технологии проектного обучения, технологии обучения в сотрудничестве, проблемного обучения;

- разработка методических рекомендаций по организации и сопровождению проектной деятельности обучающихся;

- проектирование путей внедрения проектно-исследовательской деятельности в образовательный процесс;

- организация участия во всероссийских, городских и областных конкурсах и конференциях;

- вовлечение школьников в работу научного общества обучающихся.

Как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи» [9, с.9]. Первоначальные этапы выполнения проектной и исследовательской работы схожи – это постановка проблемы, планирование работы, поиск информации. Далее для исследования требуется провести наблюдение, эксперимент, анкетирование, сравнение или моделирование. А при проектировании необходимо создать продукт в виде журнала, коллекции, модели, учебного пособия и пр.

Вместе с тем, в основе метода проектов и метода исследований лежат:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;

  • умение ориентироваться в информационном пространстве;

  • умение самостоятельно конструировать свои знания;

  • умение интегрировать знания из различных областей наук;

  • умение критически и творчески мыслить.

Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно ориентированной педагогики.

Особенностью организации проектно-исследовательской деятельности в начальном звене является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие, а целью - создание таких развивающих процессов, такой образовательной среды, где дети могут полнее раскрыть свой внутренний мир, быть свободными в выборе форм и содержания действий, достичь успеха и чувствовать себя комфортно.

Среди средств достижения цели (методов и форм организации работы) проектно-исследовательской деятельности выделим следующие:

1. Проблемное ведение уроков начальной школы по традиционным предметам. При этом реализуется проблемный подход к ведению урока: представление учителем различных точек зрения на заданную тему; организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся по поставленным (в качестве домашних) заданиям (с написанием проблемно-реферативных работ), отражающим различные точки зрения на проблему и формулировкой выводов.

Наряду с уроком в традиционной форме применяется, урок-практикум, урок – исследование, урок- поиск, творческая мастерская, урок- творческий отчёт, урок- защита идей, урок- ролевая игра, урок – круглый стол (Приложение 1).

Приведем примеры педагогических методов и приемов, направленных на формирование у младших школьников основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения.

Развитие умения видеть проблемы.

Для того, чтобы научиться выявлять проблемы, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Помогают в этом несложные упражнения:

- «Посмотри на мир чужими глазами»;

- «Составь рассказ от имени другого персонажа»;

- «Составь рассказ, используя данную концовку»;

- «Тема одна – сюжетов много».

Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами».

Потом дается задание: продолжить рассказ от имени гуляющего во дворе с друзьями; водителя грузовика, едущего по дороге; лётчика, отправляющегося в полёт; мэра города; вороны, сидящей на дереве.

«Составь рассказ от имени другого персонажа»

Представь, что ты на какое-то время стал столом в классной комнате; камешком на дороге, животным (домашним или диким); человеком определённой профессии. Опиши один день из воображаемой жизни.

- «Составь рассказ, используя данную концовку».

А) …нам так и не удалось выехать на дачу.

Б) …прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски.

Подумай и расскажи о том, что было вначале и почему всё закончилось именно так.

- «Тема одна – сюжетов много»

Придумай и нарисуй как можно больше сюжетов на одну и ту же тему, например, «Осень», «Лес», «Город».

Развитие умения выдвигать гипотезы.

Гипотезы позволяют увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. При данном виде работы необходимо строить предложения, используя такие слова, как: может быть, если, наверное. Приведем примеры заданий:

Упражнение «Давайте вместе подумаем».

Выдвижение гипотез: Как муравьи в лесу находят дорогу к своему муравейнику?

А) Может быть определяют дорогу по природным приметам: мхи и т.д.

Б) Предположим, что муравьёв ведут за собой те, кто давно бегает по этим дорожкам.

В) Наверное, они метят дорогу, выделяя какую-нибудь кислоту.

Г) А может быть, у них есть внутренний компас- такой, как в самолёте или на корабле.

«Упражнение, предполагающее обратное действие».

При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

«Найти возможную причину события».

А) Трава во дворе пожелтела.

Б) Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом.

В) Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

Развитие умений задавать вопросы. Для этого можно использовать следующие упражнения:

- «Найди загадочное слово»;

- игра «Угадай, о чём спросили».

«Найди загадочное слово».

Дети задают друг другу вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов что, как, почему, зачем. Вопрос не должен явно наводить на ответ. Например, ведущий загадывает слово, но сообщает всем только первый звук. Остальные задают ему вопросы, например, «Это то, что находится в доме?», «Этот предмет оранжевого цвета?», «Это не животное?». Ребёнок, загадавший слово, отвечает «да» или «нет».

Развитию умений и навыков экспериментирования поможет задание:

«Определяем плавучесть предметов».

Дети выбирают для исследования десять различных предметов. Затем выдвигают гипотезы, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Эти гипотезы надо проверить. Иногда дети ошибаются при определении плавучести блюдца, яблока, пластилина. После того, как первый опыт будет закончен, эксперимент продолжается: изучаются плавающие предметы.

Эксперимент по теме исследования «Исследование необходимости кальция для здоровья зубов» мотивирует учащихся к дальнейшим исследованиям, вызывая при этом большой интерес (Приложение 2).

  1. Использование программы дополнительного образования.

Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.

Так, программа внеурочной деятельности «Я – исследователь» разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.

Программа рассчитана на четырёхгодичный курс обучения. В программу включены четыре этапа обучения для учащихся начальной школы. В 1- 4 классах проводится по 34 часов под руководством учителя и самостоятельная работа вне школы. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».

Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств. Знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.

На занятиях внеурочной деятельности и при подготовке к олимпиадам есть возможность работать с гербарием, коллекцией семян, грибов. В кабинете всегда стоят микроскопы, доступные для работы. Чем больше ребята работают самостоятельно с лабораторным оборудованием, биообъектами, тем прочнее у них знания и практические навыки. 

При практической реализации проектно-исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.

3. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера. Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.

Экскурсии представляют способ конкретного изучения природы. Здесь открываются возможности для организации исследовательской деятельности, инициативы и наблюдательности, формируются навыки самостоятельной работы. Посредством экскурсионной деятельности учащиеся знакомятся с обитателями природных объектов (лес, Харланов пруд, источник,). Совершенствуют навыки определения живых организмов, (экскурсия «Растения водоёмов») знакомятся с тем, как нужно правильно собирать материал, обрабатывать, систематизировать, оттачивают исследовательские навыки. Знания, полученные таким способом, оказываются очень прочными, надолго укладываются в детскую память. Экскурсии в краеведческие музеи городов Губкин, Старый Оскол, Белгород, Прохоровка, Кудыкина гора, (Приложение 3) дают возможность соприкоснуться с историческим прошлым, этнографией нашего края, отразить полученные знания в проектно-исследовательской деятельности (Приложение 4).

4. Реализация проектов (тематические интегрированные проекты по определенной проблеме) на основе исследовательской деятельности на уровне учреждения образования. Одним из видов проекта является проект с использованием интернет – технологии веб – квест. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Веб-квест как один из видов проектной деятельности позволяет развивать у учащихся ряд информационно-технологических и коммуникативных компетенций (Приложение 5).

Лэпбук как вид проекта - эффективное средство для обучения и запоминания информации. Это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую или проектную работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации (Приложение 6)

7. Реализация походов и экспедиций как самостоятельных форм организации исследовательской деятельности и как элементов годового цикла проведения учебных исследований. Отчёт-презентация по проекту (Приложение 7)

8. Проведение научно-практических конференций и конкурсов.

Дело в том, что на большинстве уроков происходит репродуктивное обучение: последовательное изложение разделов программы учебного предмета с последующим воспроизводством материала учениками. Если мы занимаемся исследовательской работой, либо проектированием – мы качественно меняем сам характер обучения: во-первых, ученик выбирает интересующую его лично проблему (это главный залог эффективности и успешности этой работы); во-вторых, он движется в индивидуальном темпе, объем работы соответствует его склонностям и возможностям. Естественно, это возможно только в постоянном контакте с педагогом, при его консультировании и помощи.

Таким образом, выполнение исследовательской работы или проекта качественно меняет характер обучения и может изменить отношение ученика к учебе и к смыслу своего времяпровождения в школе. И тому немало примеров – когда именно выполнение индивидуального проекта вскрывало в ребенке, который имел отставания по определенным предметам, заинтересованного ученика.

С 2005 года постепенно школьная научно-практическая конференция «Я - исследователь» стала традиционной. Разработана нормативная базы конференции.

Среди посетителей конференции, как правило, самые разные люди – учителя, учащиеся начальных и старших классов, родители, работники сельской библиотеки и Дома культуры. Для того чтобы общественность знала о конференции, о ее целях и задачах, пишется специальный популярный пресс-релиз.

Активными участниками, призёрами и победителями стали Гончаров Саша, Какурин Саша, Коржов Олег, Ярковская Мирослава, Повшедная Мария и другие. Это одна из форм презентации учащимися своей исследовательской и проектной деятельности.

Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей опыта автора

Одной из составляющих методологии исследовательской деятельности является его логика и этапность. Деление на этапы может быть различным, прежде всего это зависит от того, что является объектом исследования, от характера и уровня сложности. Разработка любого педагогического проекта требует осознанной организации процесса, определённой логики действий, которую обобщённо можно представить в следующем виде: замысел – реализация – рефлексия. Исследовательская деятельность включает цель, средства, принципы, этапы, результат.

Самым начальным этапом работы учащихся является выбор темы, далее с помощью учителя ребёнок ставит цель – чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности.

1 шаг. Выбор учащимися темы исследования.

( Карточки с их «изображением» раскладываются на столе. Каждый ребенок выбирает себе ту тему, которая ему больше нравится ).

2 шаг. Повторение методов сбора информации т.е. составление плана самостоятельного исследования.

(Выстраивание линии из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести эксперимент», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «получить информацию из сети Интернета» и др.)

3 шаг. Каждый ученик получает «Папку исследователя» и листочки для сбора информации.

(На кармашках папки зарисован план исследования).

4 шаг. Предлагается литература, которой могут пользоваться дети на данном этапе.

5 шаг. Самостоятельная работа учащихся по сбору информации на занятии.

Задача – собрать нужные сведения, используя возможности всех доступных источников информации.

(Собранную информацию дети фиксируют на листочках бумаги, которые вкладывают в кармашки папки).

6. Задание на дом: продолжить исследование по выбранной теме, использовать наблюдение, эксперимент, экскурсию, сведения их Интернета, научно-популярных передач телевидения, книг. Пополнить «Папку исследователя» полученными сведениями.

Следующий этап – подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя. Затем ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, оформляет его.

1 шаг. Анализ всего собранного материала по теме исследования.

(собранные листочки вынимаются из карманов папки, рассматривается вся собранная информация, делится на несколько групп (классифицируется).

Например, по теме «Одуванчики» предлагается выстроить собранный материал таким образом:

2 шаг. Выявление и обозначение всех замеченных в ходе наблюдений, опытов, экскурсий необычных и интересных фактов.

3 шаг. Выстраивание полученных сведений по степени важности.

(Определить, какая идея, на ваш взгляд самая важная, какая занимает по важности второе место, какая – третье и т.д.)

4 шаг. Предложить сравнение.

(Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят, если будут сделаны сравнения.

5 шаг. Сделать выводы. Подвести итоги.

6 шаг. Наметить пути дальнейшей работы по этой теме.

7 шаг. Подготовить текст сообщения.

(В помощь учащимся подготовлена памятка, чтобы помочь им правильно составить доклад, осветить все стороны проведенного исследования).

8 шаг. Подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.

9 шаг. Обобщение информации.

Полученную информацию надо проанализировать и обобщить. Для этого надо разложить все листочки с собранными данными. После этого надо выяснить, что нового и интересного узнали ребята о попугаях; подумать, какие выводы помогает сделать собранная ими информация; что они могут рассказать, основываясь на результатах проведенного исследования. Для ученика начальной школы это сложная задача. Однако в процессе обобщения результатов исследования, хорошо развиваются мышление и творческие способности ребенка. Он учится выделять главные идеи и видеть второстепенные, пытается дать определение понятиям.

10 шаг. Сообщение по результатам исследования.

Как только информация обобщена, следует начать подготовку по теме исследования.

После выступления исследователей надо обязательно устроить обсуждение их доклада. Необходимо предоставить возможность слушателям задать вопросы. Важно не забывать похвалить исследователей за работу, особенно отметив то, что у них получилось очень хорошо.

Завершающим этапом исследовательской работы является оформление результатов исследования в соответствии с требова­ниями, а также их представление в виде доклада или презентации. Такая форма оценки полученных знаний и навыков позволяет оценить эффективность и степень освоения материала, способст­вует формированию у обучающихся ответственности за выполне­ние работы, развивает логику, умение говорить перед аудиторией и отстаивать своё мнение.

Формы реализации работ могут быть разнообразными: реферат, презентация, веб-сайт. Защита работы может происходить в виде конференции, стендового доклада.

Обозна­чим основные ориентиры:

  • работа должна быть представлена так, чтобы исследовательские усилия и достижения автора были освещены в максимально пол­ном объёме;

  • представляемый материал должен быть хорошо структуриро­ван, для этого его следует изложить ясно, стройно, логично и до­казательно;

  • презентация должна быть наглядной, аппаратура для проведе­ния собственных опытов, рисунки, плакаты, чертежи, фотогра­фии, фильмы, макеты не обязательны, но могут быть очень полез­ны. Также не будут лишними таблицы, графики, схемы, карты и др. — все это должно быть выполнено самим ребёнком;

  • автор должен не только свободно владеть материалом, но и быть готовым к защите своих идей.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приёмы работы:

  • Изучение теоретических источников;

  • Наблюдение;

  • Поисковый эксперимент, опыты;

  • Описательный;

  • Анкетирование;

  • Интервьюирование

В проктно-исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: русский язык и литературное чтение; окружающий мир и экология. Это вызывает наибольший интерес со стороны учеников, так как в одной работе они могут соединить различные, как им показалось, не связанные между собой предметы.

Темы детских проектных и исследовательских работ могут быть близки к содержанию учебных предметов, но обязательно должны находиться в зоне ближайшего развития в области познавательных интересов ребенка и обеспечивать мотивацию включения его в самостоятельную работу.

Тема работы.

класс.

Вид деятельности.

Межпредметная интеграция

Исследование

необходимости кальция для здоровья зубов

2

Исследование.

  • Окружающий мир.

  • Экология здоровья.

  • ОБЖ.

  • Русский язык.

  • Литературное чтение

Каким воздухом мы дышим?

4

Исследование.

  • Окружающий мир.

  • Экология.

  • Информатика.

  • Русский язык.

  • Литературное чтение

  • Краеведение.

Зимующие птицы

4

Проект

  • Окружающий мир.

  • История.

  • Информатика.

  • Русский язык.

  • Литературное чтение

  • Краеведение.

Это вызывает наибольший интерес со стороны учеников, так как в одной работе они могут соединить различные, как им показалось, не связанные между собой предметы.

В выполнении проектно-исследовательской работы учащимися немаловажную роль играет учитель: контролирует, направляет, помогает. Он не просто корректор собранных учеником материалов, он – старший товарищ, который является одновременно консультантом, советчиком, помощником в самостоятельной исследовательской деятельности своего ученика. Исследовательская деятельность и творческое проектирова­ние младшего школьника требуют вы­сокопрофессионального педагогического участия. Наибольших успехов достигают не те педагоги и родители, которые делают все за ребёнка, а те, кому удаётся подвести его к самостоятельным открытиям. Оценка исследовательской деятельности состоит из суммы оценивания всех этапов.

В ходе проектно-исследовательской работы у младших школьников формируются

следующие умения и навыки:

- навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

- умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;

- навыки овладения методикой сбора и оформления материала;

- навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование;

- навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;

- умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании проводится публичная защита проекта исследовательской работы, что формирует опыт научного учебного исследования по предметной тематике, развивает навыки публичного выступления, демонстрирует уровень психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

В процессе работы у учащихся формируются качества ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность (Приложение 5).

Учащиеся, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, активно участвуют в деятельности школьной и городской научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня. Наблюдается положительная динамика сформированности ценностно-смысловаой, общекультурной, учебно-познавательной, коммуникативной, личностной, регулятивной и информационной компетенций.


  1. Результативность опыта

Полученные результаты мониторинга формирования УУД стали основанием для подтверждения приобретённых метапредметных и личностных универсальных учебных действий при реализации исследовательской и проектной деятельности у учащихся начальной школы (Приложение 8)

Личностные достижения обучающихся в научно-исследовательских и творческих конкурсах:

  • Коржов Олег – победитель регионального этапа ѴIII Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь», 2012г.

  • Коржов Олег – участник ѴIII регионального этапа научной конференции школьников «Открытие», 2014г.

  • Коржов Олег – призёр муниципального этапа научной конференции школьников «Открытие», 2015г.

  • Коржов Олег – участник регионального симпозиума научно-исследовательских проектов обучающихся «Мои исследования – родному краю», 2014г.

  • Коржов Олег – победитель муниципального этапа Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», 2014г

  • Коржов Олег – победитель регионального этапа Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», 2014г.

  • Повшедная Мария – 3 место в муниципальном этапе Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», 2015.

  • Коржов Олег – победитель муниципального творческого конкурса «Поклонимся за тот великий бой», 2015г.

  • Лужков Роман - победитель XI муниципальной научно-практической конференции «Первые шаги», 2016г.

  • Какурин Александр – 4 место в региональном симпозиуме научно-исследовательских проектов обучающихся «Мои исследования – родному краю», 2016г.




Библиографический список:


  1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1.

  2. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: ж. «Исследовательская работа школьников», 2007

  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 536 с.

  4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.- М.: 2003. – 96с

  5. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974.

  6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» http://news.kremlin.ru/news/6683

  7. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.

  8. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1. С. 22-32.

  9. Савенков А.И. – Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. и доп. – С.: Издательство «Учебная литература», 2008. С. 3-9.

  10. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение,1988. – 175 с.

  11. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. – 140с.

  12. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.







































Приложение

  1. Приложение 1 – Проблемный урок «Наша дружная семья»

  2. Приложение 2 - Эксперимент в исследовательской работе

  3. Приложение 3 - Отчёт об экскурсии

  4. Приложение 4 - Исследовательская работа «Ах вы, чуни, мои чуни»

  5. Приложение 5 - Проект Матушка Тыква

  6. Приложение 6 - Лэпбук как вид проекта

  7. Приложение 7 - Фотоотчёт по проекту

  8. Приложение 8 - Мониторинг

  9. Приложение 9 – Апробация АПО




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!