СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управление качеством образования в рамках школьного методического объединения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  о деятельности школьного  методического  объединения учителей естественных наук.

Просмотр содержимого документа
«Управление качеством образования в рамках школьного методического объединения»

Деятельность методического объединения учителей биологии, географии ,химии   МКОУ ВСОШ №1    Руководитель МО: Цаца Елена Геннадьевна

Деятельность методического объединения учителей биологии, географии ,химии МКОУ ВСОШ №1

Руководитель МО:

Цаца Елена Геннадьевна

 Введение  В целях повышения качества предоставляемых образовательных услуг и улучшения действующей системы управления качеством образования школа была включена в перечень образовательных учреждений по внедрению и реализации системы менеджмента качества.  Внедрение и развитие системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта поможет школе повысить качество предоставляемых образовательных услуг, а нашим заказчикам даст уверенность, что, выбрав нас, они сделали правильный выбор.  Цель внедрения системы менеджмента качества - повышение качества оказания образовательных услуг, отвечающих требованиям потребителей и соответствующих обязательным требованиям, установленным государственным стандартом общего образования.  Система менеджмента качества строится по принципу « Планируй - выполняй - проверяй – корректируй » на всех этапах деятельности с четкой постановкой целей в количественном и качественном выражении для отдельных подразделений образовательного учреждения в  целом.

Введение

В целях повышения качества предоставляемых образовательных услуг и улучшения действующей системы управления качеством образования школа была включена в перечень образовательных учреждений по внедрению и реализации системы менеджмента качества.

Внедрение и развитие системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта поможет школе повысить качество предоставляемых образовательных услуг, а нашим заказчикам даст уверенность, что, выбрав нас, они сделали правильный выбор.

Цель внедрения системы менеджмента качества - повышение качества оказания образовательных услуг, отвечающих требованиям потребителей и соответствующих обязательным требованиям, установленным государственным стандартом общего образования.

Система менеджмента качества строится по принципу « Планируй - выполняй - проверяй – корректируй » на всех этапах деятельности с четкой постановкой целей в количественном и качественном выражении для отдельных подразделений образовательного учреждения в целом.

Роль методической службы Методическое объединение учителей одной предметной области является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения , которое осуществляет проведение учебно-воспитательной, методической и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам.  Основная роль методической службы образовательного учреждения, в целом, и предметно-методического объединения, в частности,  обеспечение качества условий, процесса и результата образовательной деятельности .

Роль методической службы

Методическое объединение учителей одной предметной области является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения , которое осуществляет проведение учебно-воспитательной, методической и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам.

Основная роль методической службы образовательного учреждения, в целом, и предметно-методического объединения, в частности,  обеспечение качества условий, процесса и результата образовательной деятельности .

Деятельность МО осуществляется по принципу «Планируй- выполняй- проверяй- корректируй» на всех этапах деятельности

Деятельность МО осуществляется по принципу «Планируй- выполняй- проверяй- корректируй» на всех этапах деятельности

Управление персоналом  В управлении качеством образования ключевую роль играет управление персоналом : подбор, расстановка, развитие и обучение кадров. Только развивая и обучая педагогов, можно улучшить качество процесса и, как следствие, качество результата. Предусмотренные государством сроки повышения квалификации педагогов – 1 раз в 5 лет – недостаточны для современного образования. Поэтому необходимо создавать условия для самообразования в самом образовательном учреждении , в частности на базе методического объединения .  Чтобы соответствовать уровню современного учителя, учителя нашего МО принимают участие в мероприятиях,которые организуют методисты на всех уровнях, участвуют в дискуссионных семинарах и вебинарах проводимых on-line, знакомятся с материалами передовых и и активных педагогов на различных сайтах и используют их в своей деятельности; принимают участие в профессиональных конкурсах и научно-практических конференциях педагогических работников. .

Управление персоналом

В управлении качеством образования ключевую роль играет управление персоналом : подбор, расстановка, развитие и обучение кадров. Только развивая и обучая педагогов, можно улучшить качество процесса и, как следствие, качество результата. Предусмотренные государством сроки повышения квалификации педагогов – 1 раз в 5 лет – недостаточны для современного образования. Поэтому необходимо создавать условия для самообразования в самом образовательном учреждении , в частности на базе методического объединения .

Чтобы соответствовать уровню современного учителя, учителя нашего МО принимают участие в мероприятиях,которые организуют методисты на всех уровнях, участвуют в дискуссионных семинарах и вебинарах проводимых on-line, знакомятся с материалами передовых и и активных педагогов на различных сайтах и используют их в своей деятельности; принимают участие в профессиональных конкурсах и научно-практических конференциях педагогических работников.

.

Функционирование МО Успешность функционирования предметно-методического объединения во многом определяется системной организацией деятельности всех его членов , распределением прав, полномочий и ответственности между всеми педагогами предметного объединения , а также планированием, в котором особое внимание уделяется результатам деятельности педагогов, качественному составу педагогического коллектива, особенностям работы предметного объединения. В нашем предметном объединении сложилась традиция коллегиального решения всех вопросов и распределения полномочий и ответственности между всеми педагогами МО; совместного планирования мероприятий, обсуждения результатов деятельности, выявления проблем и ошибок, поиска путей решения проблем. Ни одно подразделение не может организовывать свою деятельность без необходимой документации, позволяющей планировать, систематизировать, анализировать и, как результат, оптимизировать эту деятельность.

Функционирование МО

Успешность функционирования предметно-методического объединения во многом определяется системной организацией деятельности всех его членов , распределением прав, полномочий и ответственности между всеми педагогами предметного объединения , а также планированием, в котором особое внимание уделяется результатам деятельности педагогов, качественному составу педагогического коллектива, особенностям работы предметного объединения.

В нашем предметном объединении сложилась традиция коллегиального решения всех вопросов и распределения полномочий и ответственности между всеми педагогами МО; совместного планирования мероприятий, обсуждения результатов деятельности, выявления проблем и ошибок, поиска путей решения проблем.

Ни одно подразделение не может организовывать свою деятельность без необходимой документации, позволяющей планировать, систематизировать, анализировать и, как результат, оптимизировать эту деятельность.

Документация предметного объединения

Документация нашего методического объединения состоит из следующих необходимых документов:

  • Приказа о создании предметного объединения.
  • Приказа о назначении на должность руководителя предметного объединения.
  •   Положения о методическом объединении.
  •   Анализа работы за предыдущий год.
  • Плана работы МО на текущий учебный год.
  • Информации об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении по предмету.
  • Рабочих программ и календарно-тематического планирования по предмету, элективным курсам и предметам, факультативам.
  •   Темы методической работы ОУ, ее цели, приоритетных направлений и задач на текущий учебный год.
  • Банка данных об учителях МО, описывающего количественный и качественный состав предметного объединения.
  • Графика прохождения аттестации учителей МО на текущий год.
  • Перспективного плана аттестации учителей МО.
  • Графика повышения квалификации учителей МО на текущий год.
  • Перспективного плана повышения квалификации учителей МО.
  •   Графика проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий по предмету учителями МО.
  •   Плана проведения предметной недели.
  •   Протоколов заседаний МО.
  •   Аналитических документов по мониторингу качества обучения учащихся и качества преподавания предмета.

Большинство этих документов в настоящее время выполняются в двух форматах: бумажном и электронном.

рагэ

Для качественной организации образовательного процесса в «копилке» нашего МО имеется: Банк разработок уроков и презентаций к урокам, накопленный каждым учителем МО. Банк рефератов (докладов), сделанных учителями предметного объединения по темам самообразования. Банк КИМов и материалов по подготовке учащихся к промежуточной и итоговой аттестации; олимпиадам, интеллектуальным конкурсам и научно-практическим конференциям. Банк рефератов и исследовательских работ учащихся. Банк дополнительных, дидактических и раздаточных материалов по предмету. Банк инноваций учителей МО.  Все эти документы систематизируются и «копилки» постоянно пополняются.

Для качественной организации образовательного процесса в «копилке» нашего МО имеется:

  • Банк разработок уроков и презентаций к урокам, накопленный каждым учителем МО.
  • Банк рефератов (докладов), сделанных учителями предметного объединения по темам самообразования.
  • Банк КИМов и материалов по подготовке учащихся к промежуточной и итоговой аттестации; олимпиадам, интеллектуальным конкурсам и научно-практическим конференциям.
  • Банк рефератов и исследовательских работ учащихся.
  • Банк дополнительных, дидактических и раздаточных материалов по предмету.
  • Банк инноваций учителей МО.

Все эти документы систематизируются и «копилки» постоянно пополняются.

Материально-техническая база методического объединения    Организация качественной образовательной деятельности также зависит от материально-технической базы. Не все кабинеты оснащены полностью, поэтому руководству школы подаются заявки на закупку недостающего оборудования. Но учителя активно используют все имеющиеся технические средства для оптимизации учебного процесса , а также для повышения мотивации учащихся к изучению предмета.

Материально-техническая база методического объединения

Организация качественной образовательной деятельности также зависит от материально-технической базы. Не все кабинеты оснащены полностью, поэтому руководству школы подаются заявки на закупку недостающего оборудования. Но учителя активно используют все имеющиеся технические средства для оптимизации учебного процесса , а также для повышения мотивации учащихся к изучению предмета.

Основные направления деятельности методического объединения: Анализ результатов образовательной деятельности по предметам.   Участие в разработке вариативной части учебных планов (элективные курсы). Изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований руководящих документов, передового педагогического опыта.   Разработка рабочих учебных программ по изучаемым предметам. Подготовка и обсуждение докладов по вопросам методики преподавания учебных предметов, повышения квалификации и квалификационных категорий учителей. Обсуждение докладов по методике изложения принципиальных вопросов программы, обсуждение и утверждение календарно-тематических планов. Рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля над исследовательской работой учащихся. Организация и проведение педагогических экспериментов (инноваций) по поиску и внедрению новых технологий обучения. Разработка и совершенствование средств повышения наглядности обучения, а также методики их использования в учебном процессе; совершенствование учебно-дидактической базы.

Основные направления деятельности методического объединения:

  • Анализ результатов образовательной деятельности по предметам.
  •   Участие в разработке вариативной части учебных планов (элективные курсы).
  • Изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований руководящих документов, передового педагогического опыта.
  •   Разработка рабочих учебных программ по изучаемым предметам.
  • Подготовка и обсуждение докладов по вопросам методики преподавания учебных предметов, повышения квалификации и квалификационных категорий учителей.
  • Обсуждение докладов по методике изложения принципиальных вопросов программы, обсуждение и утверждение календарно-тематических планов.
  • Рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля над исследовательской работой учащихся.
  • Организация и проведение педагогических экспериментов (инноваций) по поиску и внедрению новых технологий обучения.
  • Разработка и совершенствование средств повышения наглядности обучения, а также методики их использования в учебном процессе; совершенствование учебно-дидактической базы.
Основные формы работы в методическом объединении, направленные на самообразование, взаимообразование и обмен опытом:   Круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т. п. Заседания предметных объединений по вопросам методики обучения и воспитания обучающихся.   Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету. Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии. Проведение предметных недель и участие в неделях диагностики и контроля школы. Посещение уроков коллег.

Основные формы работы в методическом объединении, направленные на самообразование, взаимообразование и обмен опытом:

  • Круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т. п.
  • Заседания предметных объединений по вопросам методики обучения и воспитания обучающихся.
  •   Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету.
  • Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии.
  • Проведение предметных недель и участие в неделях диагностики и контроля школы.
  • Посещение уроков коллег.

Контроль качества деятельности методического объединения

Контроль качества деятельности методического объединения проводится ежегодно на основе  планового контроля деятельности МО  через проводимые входящие контрольные работы ,текущие работы и срезы знаний.

  Целью планового контроля является анализ качества преподавания географии, биологии, химии в школе.

Задачи контроля: -         выявление и анализ проблем по качеству условий преподавания предметов естественного цикла;

-         выявление и анализ проблем по качеству процесса преподавания предметов;

-         выявление несоответствия результатов обучения концепции качества;

-         планирование коррекционных действий по устранению выявленных проблем.

Объектами контроля качества преподавания являются:

  • условия преподавания предмета (кадровые; материально-технические; финансовые и организационные);
  • процесс преподавания предмета (качество проверки тетрадей; качество ведения журналов и качество преподавания);
  • результат преподавания предмета (промежуточный) (качество обученности выпускников 9, 11 классов; срез знаний учащихся 5 классов (входной контроль); результаты успеваемости учащихся по предмету (за 1,2,3 четверти и за год); удовлетворенность учащихся и их родителей качеством преподавания).

По результатам контроля принимается решение о качестве созданных условий, качестве осуществления образовательного процесса и качестве результата предметной области « биологии, географии, химии» соответствующим концепции качества образования, а в случаи выявления недочётов в деятельности МО проводится корректировка деятельности педагогов .

Анализ соответствия деятельности методического объединения

Анализ соответствия деятельности МО проводится в соответствии с критериями оценки эффективности системы управления качеством образования в образовательном учреждении по основным направлениям, таким как:

  • роль руководителя МО в определении основных целей и задач МО;
  • политика и стратегия МО о планах работы, о перспективах развития и т.п.;
  • менеджмент персонала (разработка и документирование перспективного плана развития компетентностей персонала МО; разработка и документирование кадровой политики в отношении каждого члена МО; разработка системы мотивации персонала за деятельность по улучшению качества и др.);
  • ресурсы и партеры (внутренние и внешние);
  • менеджмент процессов (среди которых: систематизация рабочей документации МО; разработка процедуры по управлению документооборотом; составление перспективного плана аудита деятельности каждого члена МО и др.);
  • удовлетворенность потребителей (способы и периодичность сбора информации; способы повышения удовлетворенности и др.);
  • удовлетворенность персонала;
  • влияние на общество и др.

Проведенный анализ выявляет как наиболее успешные, так и наиболее проблемные направления в деятельности предметного объединения.        

 

Цели, задачи, предполагаемый результат реализации перспективного плана развития МО

Учителями методического объединения разработан перспективный план развития МО на

ближайший год.

Основная цель данного плана, созданного в соответствии с программой развития школы - совершенствование системы менеджмента качества образования в профессиональном объединении , который обеспечивает повышение конкурентоспособности выпускников школы в образовательной среде села, региона, страны и повышение конкурентоспособности учреждения в муниципальной образовательной среде, и, как следствие, удовлетворение запросов потребителей (государства, общества, личности).

  • Задачи, стоящие перед учителями предметного объединения:
  • 1)  Постоянное повышение качества образовательных услуг по преподаванию предметов естественного цикла;
  • 2)  Положительная динамика удовлетворенности потребителей качеством всех рабочих процессов МО, а также качеством результата.

Результатом реализации плана должно стать значительное улучшение качества условий, процессов и результатов образования по предметам и образования в целом, при сохранении его доступности.  

 

Система  контролирующих мероприятий  Реализация плана предполагает разработку системы контролирующих мероприятий за соблюдением сроков и качества её выполнения, своевременное выявление несоответствий и проведение корректирующих мероприятий. Предполагается применение следующих контролирующих методов: самоанализ деятельности каждого учителя (ежегодный); анализ деятельности МО в форме отчета (ежегодный); сравнительный анализ результатов успеваемости учащихся по предмету; сравнительный анализ динамики успеваемости учащихся (ежегодный); сравнительный анализ динамики результатов промежуточной и итоговой аттестации (ежегодный); сравнительный анализ динамики развития материально-технической базы МО (ежегодный); анализ эффективности деятельности учителей МО в системе основного и дополнительного образования; мониторинг реализации содержания перспективного плана. .

Система  контролирующих мероприятий

Реализация плана предполагает разработку системы контролирующих мероприятий за соблюдением сроков и качества её выполнения, своевременное выявление несоответствий и проведение корректирующих мероприятий.

Предполагается применение следующих контролирующих методов:

  • самоанализ деятельности каждого учителя (ежегодный);
  • анализ деятельности МО в форме отчета (ежегодный);
  • сравнительный анализ результатов успеваемости учащихся по предмету; сравнительный анализ динамики успеваемости учащихся (ежегодный);
  • сравнительный анализ динамики результатов промежуточной и итоговой аттестации (ежегодный);
  • сравнительный анализ динамики развития материально-технической базы МО (ежегодный);
  • анализ эффективности деятельности учителей МО в системе основного и дополнительного образования;
  • мониторинг реализации содержания перспективного плана.

.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!