СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Употребление наречий в речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

употребление наречийм в речи. урок в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Употребление наречий в речи»

Здравствуйте, меня зовут Ольга Александровна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Сегодня необычный урок.

Перед вами 2 листа:

1 – рабочий, на котором вы будете выполнять задания

2 – лист самооценки.

Это «Дерево успеха», но оно без листвы.

По ходу нашей работы вы будете прикреплять на него листики, того цвета, который соответствует оценки. Листики располагаются на отдельных столах, предназначенных для каждой группы отдельно.

Я попрошу, чтобы каждый вставал и брал листик самостоятельно.

Справа вы будете оценивать свою работу, слева – работу группы.

Предлагаю определить лидера группы.


Свой урок хочу начать с просмотра видеоряда «Зимние пейзажи» под музыкальное сопровождение композиции П. И. Чайковского «Январь» из цикла «Времена года» и подобрать слова, с помощью которых можно выразить отношение к увиденному.

(морозно, свежо, холодно, весело…)

- слов какой части речи оказалось больше?

=наречий

-а как вы думаете, для чего нужны нам наречия?

=украшают нашу речь, делают точной


Кто хочет проявить себя творчески? Мне нужно 2 ученика, которые разыграют небольшую сценку для класса.


К сожалению, очень часто мы встречаемся с неправильным употреблением наречий.

Послушайте историю и ответьте на вопрос: какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали


        Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:
        - В каком классе ты учишься, молодой человек?
        - В седьмом «Б»
        -Ну и как у вас там, в вашем 7 «Б»? Дружно живёте?
        - Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
        - Жутко дружно. Ужасно весело!?.. А учитесь – то хорошо?
        - Нормально… Обратно девчонки стараются. Очень прекрасно учатся. Их учительница жутко хвалит.
        - Да… Болезнь серьёзная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Вот тебе рецепт.
        (Врач даёт рецепт - учебник русского языка).

Скажите, правильная ли речь у пациента?

=…

- а что в ней неправильно?



Ну что ж , мы ещё раз убедились, что для того, чтобы произвести на окружающих приятное впечатление и вас поняли , необходимо соблюдать речевые нормы и употреблять слова в свойственном им значении.


Определение темы. Постановка целей и задач урока

- в употреблении каких частей речи допущены ошибки?

- как вы думаете, над какой проблемой мы будем работать сегодня на уроке?

- сформулируйте тему нашего урока

- какие цели мы должна поставить сегодня перед собой?

- что для этого нужно сделать?



Я в вашей школе впервые и совсем её не знаю, мне сложно в ней ориентироваться. Поэтому я хочу попросить вас помочь мне.

Постройте и запишите маршрут движения по заданию на карточке.

– В каждом предложении наречия должны быть обязательно.

(После выполнения задания дети зачитывают получившиеся маршруты.)


- Слова какой части речи были необходимы при составлении маршрута?

= наречия.

- А если бы не было наречий, с какой проблемой вы бы столкнулись при составлении маршрута?

=не смогли бы точно объяснить путь

- правильно. молодцы

Оцените свою работу



- обратите, пожалуйста, внимание на 2 задание, которое находится на вашем листе. Это задание вы будете выполнять сообща, всей группой. Для каждой группы задание своё.


Задание по группам

Задание 1-й группе


Прочитайте выразительно текст, озаглавьте его.

Определите стиль текста.

Какова основная мысль этого текста?

Найдите в тексте наречия и замените и, используя слова для справок

Шёл медленно пёс Барбос черепашьим шагом

И вот что говорил невнятно: себе под нос

« Мы жили с котом дружно, Душа в душу

Но внезапно он закон нарушил». , как снег на голову

Теперь уйду я далеко, на край света

Никогда не передам привета. во веки вечные

Вы дружбу дорого цените, на вес золота

Необдуманно лишних слов не говорите. с бухты-барахты

Для справок: Душа в душу, на край света, черепашьим шагом, с бухты-барахты, во веки вечные, себе под нос, как снег на голову, на вес золота.

Задание 2-й группе


Прочитайте текст, определите стиль текста, озаглавьте его.

Вставьте подходящие по смыслу наречия, определите их роль.

………. поднимается солнце. Оно всходит …….. ярким светом. ……… это огненное чудо только ……. пригревает землю, ……… смотрит на распускающиеся цветы, ……… улыбается щебечущим птичкам. ….…. оно ………… сверкает и ……… припекает. Солнце ………. трудится весь день, ……. даря тепло и радость.

Слова для справок: (с)начала, весело, (без) устали, рано, медлен…о, горяч..,(по ) дружески, ослепительно, постепен… о, (с)легка, потом, щедро.

Задание 3-й группе

Прочитайте текст, определите стиль текста, озаглавьте его.



Рано утром я пошёл в сарай. Вдруг кто-то прошмыгнул мимо моих ног и бросился в сарай. Я вошёл в сарай. Из угла, где лежало сено, доносились какие-то звуки. В углу кто-то возился. Не успел я что-либо предпринять, как из угла выскочила мышь, а за ней наш кот Васька. В то же мгновение мышь юркнула в щель под сараем.

(туда же, там, оттуда,она)

  • Какие недочёты вы обнаружили в этом тексте? Устраните неоправданный повтор слов.

  • Чтение исправленного текста.

- какую роль играют наречия в текстах.


Оцените свою работу


А теперь я хочу, чтобы вы поработали устно с поэтическим текстом и определили роль, которую выполняет наречие в нём. Для этого обратимся к 4 заданию

устная работа

Прочитать отрывки из стихотворений, найти и в них наречия. Какова роль наречий в поэтических текстах?



2.Солнце раз ещё взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

(Ф.Тютчев)


3.Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу! За тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

(Ф.Тютчев)


4.Серый день ползёт лениво,

И болтают нестерпимо

На стене часы стенные

Языком неутомимо.

Сердце стынет понемногу.

(А.Фет)


- какова роль наречий в поэтических произведениях?

=…

-для чего их используют поэты и прозаики?

=для придания выразительности

- а чем можно заменить наречия в разговорной речи?

=фразеологизмами

-давайте посмотрим, как вы умеете заменять фразеологизмы наречиями.

слайд



-хорошо. А теперь подытожьте, сколько наречий вы правильно применили. За каждый правильны ответ – по одному баллу. 5- отлично, 4- хорошо.

Оцените свою работу

- Итак, употребление наречий характерно для письменной и устной речи. Их часто используют поэты и прозаики, так как они придают речи образность и выразительность.

Подведение итогов урока

Какова же роль наречий в речи?

Что мы узнали об этом?

Часто ли употребляются наречия в различных стилях?

В каком чаще? (худ.)

Таким образом достигли мы с вами первой цели нашего урока? (Да)



Второй? (Частично. В устной речи. Но будем продолжать учиться употреблять наречия в письменной речи на следующем уроке).

И последнее. Научились ли мы ценить «чувство локтя»? когда одна голова – хорошо, а две-четыре еще лучше? Взаимоподдержка – всегда залог успеха.

Один мой хороший знакомый работает в редакции, в эту редакцию прислали текст рекламы магазина, но почему-то без наречий.(по всей видимости не знают, как их применять в речи) А рекламу нужно срочно опубликовать в новом номере. Давайте поможем грамотно расставить наречия.



Наш магазин

Хотите всегда одеваться по-модному? Возьмите немного денег и купите по дешевке в рассрочку платье в обтяжку и рубашку нараспашку, украшенную внизу и посередине вышивкой. Зачастую одежда магазина “Приятно и аккуратно” приходится впору обладателям разных размеров.

Подведение итогов. Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.
Поработали – …
А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно!

И я искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу!

Как можно назвать подряд дни недели при помощи наречий?(запись на листах) (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

В заключение хочется привести слова П.С.Пустовалова: «Без наречий утратились бы живописность, эмоционально-экспрессивная окраска, точность авторских характеристик». Согласны ли вы с этим высказыванием?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!