СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Употребление наречий в речи". 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по русскому языку "Употребление наречий в речи" для учащихся 7 класса. Данный урок-практикум нацелен на совершенствование знаний, умений и навыков по употреблению наречий в речи, способствует речевому развитию обучающихся на основе практики употребления наречий разных разрядов и экспрессивности в предложениях и текстах.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Употребление наречий в речи". 7 класс»

Технологическая карта урока

Употребление наречий в речи. 7 класс

  1. Тема урока – Употребление наречий в речи

  2. Возраст обучающихся – 12-13 лет (7 «А» класс)

  3. Название предмета – Русский язык

  4. Учитель – Карасева Светлана Аркадьевна

  5. Вид урока – Урок-практикум развития речи

  6. Тип урока – Урок совершенствования знаний, умений и навыков по употреблению наречий в речи

  7. Цель урока – Способствовать речевому развитию обучающихся на основе их практики употребления наречий разных разрядов и экспрессивности в словосочетаниях, предложениях и текстах.

  8. Задачи урока (планируемые результаты).

Предметные:

  • закрепить знания семиклассников о наречии как самостоятельной (знаменательной) части речи;

  • раскрыть значение наречий в речевом общении;

  • обратить внимание обучающихся на типичные ошибки в употреблении наречий, помочь освоить способы исправления ошибок, связанных с неточным употреблением и неоправданным повтором наречий в тексте;

  • закрепить орфоэпические нормы произнесения наречий;

  • обогатить словарный запас обучающихся через освоение фразеологизмов, включающих наречия или синонимичных наречиям;

  • расширить представление учащихся об изобразительно-выразительных качествах наречий (метафоризация наречий: наречия-эпитеты, роль наречий в создании образов-олицетворений);

  • учить использовать наречия как образные средства в творческих работах – художественных описаниях;

Личностные:

Привитие любви к родному языку, желания осваивать его богатства, соблюдать в речевом общении нормы

Технологическая карта литературного языка

9. Оборудование:

Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразоват. организаций. [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский].— М.:Провсещение, 2013.-223

Презентация по теме урока с предполагаемым выходом в Интернет (используется на всех этапах урока).

Раздаточный материал для учащихся.

11.Этапы урока


Этап урока

(занятия)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Познавательная

Регулятивная

Коммуникативная

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1. Мотивационно-проблемный этап. Вводный. Активизация имеющихся знаний. Мотивация учащихся к работе в соответствии с целью и задачами урока с опорой на слайды презентации.

Организует класс, создаёт рабочее настроение. Предлагает отгадать загадку, подводящую обучающихся к определению темы урока. Определяет новые горизонты познания и задачи урока.

На основе привлекаемых высказываний о русском языке, во-первых, прививает любовь к родной речи, закрепляет знания учащихся о месте и роли наречий в предложении; во-вторых, организует закрепление некоторых орфографических и синтаксических навыков.

Прослушивают монологическое сообщение заранее подготовившегося ученика о наречии как части речи: повторение и формирование готовности учащихся к работе по теме урока. Осмысливают высказывания о русском языке. Различают место и роль наречий и прилагательных в тексте. Повторяют сведения об однородных членах предложения, обобщающем слове при них, о синтаксической роли полных, кратких прилагательных и наречий. Записывают и объясняют расстановку знаков препинания в одном из предложений. Наречие разбирают по составу.

Держать в памяти изученный ранее материал.

Самостоятельно на основе предложенных заданий определять тему урока.

Повторяют пунктуацию предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Закрепляют знания о синтаксической роли полных и кратких прилагательных и наречий; составе и способах образования наречия.



Определяют, чем будут заниматься на уроке, раскрывают значимость предстоящей работы.

Самостоятельно формцулировать цель и задачи предстоящей работы.

Устный ответ на вопросы учителя.




Строить краткое связное высказывание репродуктивного характера.


2.1. а) Деятельностно-контрольный этап. Работа над ошибками в употреблении наречий.

Предлагает для анализа учебный материал, где наречие неверно употреблено в предложении.

Руководит аналитической беседой по осмыслению и исправлению представленного материала.

Различают речевые и логические ошибки в употреблении наречий. Записывают наречия, которые следовало бы употребить в представленных предложениях, объясняют их написание. Устно составляют предложения с неверно употреблёнными наречиями, изменив контекст их употребления.

Самопроверка правильности записи наречий по слайду.

Правильно употреблять наречия в контексте.

Аккуратно ведут записи в тетради.

Правильно оформлять запись по ходу выполнения работы.

Участвуют в аналитической беседе. Представляют результаты самостоятельно выполненной работы.

Излагать свою точку зрения. Объяснять изученные орфограммы по теме «наречие».

2.1 б) Исправление ошибок в тексте: бедность речи, однотипность и повторы наречий, неверное их использование (логические ошибки, неверная оценка экспрессивного звучания слова).

Руководит работой по анализу допущенных речевых ошибок в просмотренной сценке.

Учащиеся разыгрывают диалогическую сценку, в которой один из участников допускает речевые ошибки, связанные с употреблением наречий.

Учащиеся письменно исправляют ошибки в диалоге, вписывая правильные наречия в тексте раздаточного материала.

Поверка выполненной работы: 2-3 обучающихся читают исправленные диалоги. Повторяют знаки препинания при диалоге.

Правильно употреблять наречия в контексте.

Точно выполнять работу по заданию учителя.

Контролировать качество своей письменной работы.

Осваивают диалогическую форму общения.

Избегать речевых ошибок в устном и письменном высказывании.

2.1 в) Подбор синонимов наречий к наречиям и замена словосочетаний синонимичными наречиями.

Комментирует правильность выполнения работы.

Заменяют словосочетания и наречия синонимичными наречиями с основой на шипящую. Запись наречий и объяснение соответствующей орфограммы. (Объяснительное письмо).

Расширяют словарный запас. Осваивают разные формы синонимики.


Развивают произвольное внимание.

Расширяют словарный запас. Осваивают разные формы синонимики.

Обогащают речь.

2.1. г) Различение наречий от других частей речи в контексте предложений.

Комментирует правильность работы по ходу её выполнения.

Устно по приведённым словам составляют предложения, демонстрируя правильность употребления наречий и омонимичных местоимений и существительныхс предлогами.

Различать наречия и омонимичные формы употребления в предложениях других частей речи.

Развивают логическое мышление: дифференциация омонимичных форм частей речи.



Осваивают логические операции, в комментариях обосновывают свою точку зрения.


2.2 Деятельностно-контрольный этап.

Освоение фразеологии в связи в употреблением в речи наречий.

Слово учителя о значимости фразеологии для носителя языка.

Комментарий к выполнению заданий учащимися по ходу работы.

Объясняют смысл приведённых пословиц, находят в них наречия.

Собирают пословицы , соединяя их разрозненные части (учтно).

Заменяют фразеологизмы наречиями.

Расширяют словарный запас, обогащают свою речь фразеологизмами



Расширяют словарный запас, обогащают свою речь фразеологизмами.


3..1 а) Деятельностно-контрольный этап.

Наблюдение над изобразительно-выразительными возможностями употребления наречий в речи.


Беседа по фрагментам из художественных текстов, демонстрирующих изобразительно-выразительную роль наречий. Привлечение внимания школьников к художественным особенностям каждого фрагмента и приёмам его создания.

Наблюдение над предложенным учителем материалом. Повторение сведений об эпитете, олицетворении, сравнении.

Эстетическое развитие, понимание метафорического языка поэзии и роли наречий в его создании.



Эстетическое развитие, понимание метафорического языка поэзии и роли наречий в его создании.


3.2 б) Создание небольших текстов-описаний, включающих образное употребление наречий.




Работа над текстом-описанием небольшого объёма (3-4 связных предложения) с опорой на видео и звукозапись описываемого явления (демонстрируется из Интернета).

Комментирует домашнее задание.

Работа над мини-сочинением.

Чтение сочинений.




Записывают домашнее задание, слушают комментарий к нему, при необходимости задают вопросы.

Умение использовать наречия для придания образности описанию.
















Сознательно и ответственно относиться к домашней самостоятельной работе.

Работа над мини-сочинением.

Чтение сочинений.

Развитие связной письменной речи. Создание художественного описания с использованием наречий в их образной функции.

3. Рефлексивный этап.

Оценка обучающимися результатов своей работы на уроке в учебном и личностном плане.

Предлагает листы самооценки выполненной работы.

Оценка обучающимися результатов своей работы на уроке в учебном и личностном плане с использованием шкал самооценки достижений.


Оценка обучающимися результатов своей работы на уроке в учебном и личностном плане с использованием шкал самооценки достижений.

Сознательно относиться к выполняемой работе и её результатам.




Ход урока.

I. а) Читают загадку: Если будет нужно обязательно

Действие иль признак пояснить,

Выход есть: тогда весьма желательно

Вам меня на помощь пригласить. (Демонстрируется слайд 1)

- О чём эта загадка? Чем займёмся на уроке? (Приглашаем на урок Наречие)

б) продолжение беседы (демонстрируется слайд 2 «Наречие и красноречие»)

в) Логическое рассуждение по слайду 3 (наречие и речь) завершается монологическим словом подготовившегося ученика, выступающего от имени Наречия :

Я — самостоятельная часть речи — наречие. Я еще совсем молодо, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень - речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родилось позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность — неизменяемость. Я всегда уверено в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством, но могу быть и определением.

II. Анализ высказываний о русском языке:

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. (В.Г.Белинский)

Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (Л.Н.Толстой)

Краткие прилагательные и наречия как члены предложения. [Найти наречие по схеме: приставка+корень+суффикс+суффикс+суффикс] Запись и синтаксический разбор последнего предложения.

III. Слово учителя о навыке точной речи: Рассказ учителя:

Это произошло в те времена, когда на улицах городов не было освещения. Как-то ночью мэр столкнулся с горожанином. Тогда мэр отдал приказ, чтобы никто не выходил ночью без фонаря. Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем же горожанином.

- Вы не читали моего приказа? – спросил мэр сердито.

- Читал, - ответил горожанин. – Вот мой фонарь.

- Но в фонаре у вас нет ничего.

- В приказе об этом не упоминалось.

Наутро появился новый приказ, обязывающий вставлять свечку в фонарь при выходе ночью на улицу. Вечером мэр опять налетел на того же горожанина.

- Где фонарь? – закричал мэр.

- Вот он.

-Но в нём нет свечи!

- Нет, есть. Вот она.

- Но она не зажжена!

- В приказе ничего не сказано о том, что надо зажигать свечу.

И мэру пришлось издать ещё один приказ, обязывающий граждан зажигать свечи в фонарях при выходе ночью на улицу. (РЯШ 1983, №2 – С. 44)

«Если я хочу изобразить дом, то надобно мне достичь того, чтобы он представлялся читателю именно домом, а не лачужкою и не дворцом». (Н.Г.Чернышевский)

IV. Разбор ошибок на слайде 7. Запись наречий парами (устно составляем предложения, правильно употребив слова из предложений на слайде). Проверка их написания по слайду 8.

Упр. 294 (лишние слова)

V. Сценка «У врача». Слайд 9

  • Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:
            - В каком классе ты учишься, молодой человек?
            - В седьмом «А»
            - Ну и как у вас там, в вашем 7 «А»? Дружно живёте?
            - Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
            - Жутко дружно. Ужасно весело!?.. А учитесь-то хорошо?
            - Нормально… Обратно девчонки стараются. Очень прекрасно учатся. Их учительница жутко хвалит.
            - Да… Болезнь серьёзная. У тебя больной язы!.. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Вот тебе рецепт.
            (Врач даёт рецепт - учебник русского языка).

Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали в речи героев и как сказать правильно? Вставка слов в тексте раздаточного материала. (слайд 9)

Беседа по слайду 10. Исправление ошибок.

Учитель знакомит класс с рассказом Н. Сладкова «О живучем слове вдруг»:

Готовили мы вести из леса. Читали письма наших слушателей.

- И стар, и мал, когда пишут про лес, без конца повторяют слово «вдруг», - заметил я.

- Когда я начинал писать, - откликнулся Виталий Валентинович Бианки, - это «вдруг» просто меня одолевало. Чем я только его не заменял. И неожиданно, и внезапно, и как из-под земли, и будто бы с неба. И так и эдак ухищрялся, а выходило все не то и не так. Вот ведь живучее слово.

- Вот послушайте-ка одно письмо, - сказал я. – Мальчик сочинил. Вот уже где вдруг так вдруг! «Я – Андрей Уваркин. Пошел зимой в лес. Вдруг вижу – из-под снега уши торчат. Я подошел и вдруг остановился! А заяц вдруг как вскочит! Хотел его схватить, а он вдруг как закричит! И удрал! Да, зайца поймать не вдруг!»

Давайте попробуем отредактировать текст.

VI. Правильное произнесение наречий (правила ударений) слайд 13

Физкультминутка

Потрудились – отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Влево - вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили.

Всем улыбки подарили.

Учитель: Если слышите наречие, хлопните в ладоши.

Тепло, светло, пальто, легко, седло, метко, сладко, гладко, решето, бревно, красиво, умело, ведро, заметно, близко, звено.

Молодцы! Все правильно определили наречия!!!

VII. Работа с фразеологизмами по слайдам 16-19. (по слайдам 17 и 19 по одному примеру на выбор письменно)

VIII. Наблюдение над особенностями употребления наречий в художественной речи. Слайды 20-23 [слайды 20.21 м.б.опущены]

IX. Работа над текстом мини-сочинения (3-4 предложения) слайд 24

Слово «спорый» означает – быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг. При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

(К.Г.Паустовский «Золотая роза»)

X. Домашнее задание и самооценка достижений. Слайды 25-26

15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!