2. Актуализация уже имеющихся знаний. Цель: Проверка освоенности учебного материала. | А теперь откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. - Скажите, как мы пишем в тетрадях? Чтоб проверить у всех старание, У нас минутка чистописания. Пальчиковая гимнастика: Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. А потом они в тетради будут элемент писать. (Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.) -Записываем слова, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы. Б..тинки, б..гатство, с..лют, в..гон, ..кскурсия, к..л..метр, косм..с, к..смич..ский, ап..етит. – Взаимопроверка. На основе записи на слайде проверьте друг у друга правильность выполнения работы. Оцените работу. - Почему эти слова называются словарные. Потрудился славно класс. А сейчас гимнастика для глаз. - Молодцы! | Прописывают слова каллиграфически - Мы пишем в тетрадях правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно. Выполняют задание самопроверка Ботинки, богатство, салют, вагон, экскурсия, километр, космос, космический, аппетит. В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р: принимают и сохраняют учебную задачу. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; |
4. Первичное усвоение нового материала. Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | ПРЕЗЕНТАЦИЯ Игра-викторина «Я усвоил все местоимения»
- Какие местоимения имеются в названии темы? Какое слово в названии темы образовано от местоимения? (Я, все, у своил.) - Придумайте 5 слов, которые образованы от местоимений. Напишите, от каких местоимений образованы и какой частью речи являются. (Например, самоуверенность – сам, сущ.) (Например: самоуверенность, свойство, себялюбие, всемирный, ничегонеделание и т.д.) Какое местоимение женского рода превратилось в существительное, обозначающее спортивный термин? (Ничья.)
- Иногда другие части речи выступают в значении местоимений. Определите, в значении каких местоимений употребляются слова данный и один . В данном случае деление без остатка невозможно. Учился один ученик в спортивной школе... В данном (этом) случае деление без остатка невозможно. Учился один (какой-то) ученик в спортивной школе... Выпишите все местоимения и определите разряд. На рыбную ловлю мы отправились той дорогой, которая вела к озеру. На всякий случай мы взяли с собой свои купальныепринадлежности. Некоторое время мы ничего не видели, кроме зарослей. Что блеснуло вдалеке? Наконец-то озеро. - Проверь себя!
Разряды местоимений - Какие 3 местоимения могут быть и личными, и притяжательными? (Его, ее, их.) - Какие разряды различаются только значением? (Вопросительные и относительные.) Изменение местоимений - Какие 2 местоимения различаются в косвенных падежах только ударением? (Сам – самого, самый – самого – определительные.) - В середине какого местоимения мужского рода пишется Ь во всех падежах, кроме И. и В.? (Чей – чья, чьего, чьему и т.д.) - Какое притяжательное местоимение может относиться ко всем лицам? (Свой.) - Вспомните фразеологизмы, чтобы в них входили местоимения, и объясните значение фразеологизмов. Например: зарубить себе на носу, бог с тобой, не в своей тарелке, ни в какие ворота, отправиться на тот свет, на каждом шагу, взять себя в руки и т.д. - Очень часть учащиеся допускают ошибки в употреблении местоимений. Найдите ошибки в употреблении местоимений А) Стал ейной мордой мне в харю тыкать. Б) От энтого места до того 100 м. В) На площади толпился народ. Они шумели. Г) На его было много жалоб. Д) Крамник играл с Каспаровым в шахматы. Он у него выиграл. - Прочитайте предложения. Что нужно учесть, чтобы предложение имело правильный смысл? - Крокодила хотел снять кинооператор. Он медленно полз к нему на брюхе, открыв огромную зубастую пасть. - Я взял из книжного шкафа словарь и оставил его открытым. - Чтобы не возникло путаницы, обязательно следите за тем, чтобы местоимение оказалось недалеко от того существительного, которое оно заменяет 3) Перестройте предложения так, чтобы не было смешной путаницы, и запишите их. - Около клетки с павлинами толпились любопытные, которые распустили свои пышные хвосты. - Около поезда стоял проводник, на котором мы приехали.
- Как вы думаете, существуют устаревшие местоимения? В каких произведениях мы их встречали? Устаревшие местоимения Найдите в предложении устаревшие местоимения. Подберите к ним современные синонимы. Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его по крайней мере уже в двадцатый раз. «Дубровский». А.С.Пушкин. Игра «Четвертый лишний» Такой, сей, оный, столько Такой, сей, этот, тот Столько, таков, тот, этот.
- Существуют ли местоимения вежливости? Конечно! Местоимения «вежливости» Когда ВЫ обозначает одного человека? (При вежливой форме обращения к взрослому человеку.) В чём особенность употребления МЫ в данных предложениях? А) В чинах мы небольших. (Замена единственного числа множественным показывает подчиненное положение говорящего.) Б) Мы, Николай Второй, повелеваем. (Признак власти.) В) В заключение нашей статьи мы отмечаем. (Научный оборот.) - Местоимения «вежливости» « Они не привыкли-с ещё». (Подобострастие.) ( Тургенев. Муму) ◆ Этот слой населения смотрит вверх с опаской и подобострастием, вниз с презрением и снисходительностью. Бонус Душа моя Павел, Держись моих правил: Люби то-то, то-то, Не делай того-то, Кажись, это ясно. Прощай, мой прекрасный. Ответьте на вопросы: а) Какие три местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты.) б) Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (Я-мы.) в) Какое местоимение требует чистоты? (Мой, вы-мой.) г) Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я: ячество – признак нескромности, я – последняя буква алфавита.) Местоимения и другие части речи: Одни местоимения изменяются по падежам и связываются с другими словами, как существительные, например: 1) Тебя просят к телефону (тебя связано с глаголом просят, стоит в винительном падеже, является дополнением). 2) Долго говорили о тебе (о тебе связано с глаголом говорили, стоит в предложном падеже, является дополнением). (Сравните: 1) Сестру просят к телефону. 2) Долго говорили о сестре.) Местоимения-существительные Местоимения и другие части речи: Другие местоимения изменяются по родам, числам и падежам и согласуются с существительными, как прилагательные, например: Саша потерял твою ручку (местоимение твою согласуется с существительным ручку в единственном числе, женском роде, винительном падеже, является определением). (Сравните: Саша потерял сестрину ручку.) Местоимения-прилагательные Местоимения и другие части речи: Наконец, есть местоимения, которые по характеру изменений и по связи с другими словами сходны с числительными, например: 1) Прошептал несколько невнятных слов (местоимение несколько стоит при глаголе прошептал в винительном падеже, а существительное слов – при этом местоимении в родительном падеже; образуется цельное сочетание несколько слов). 2) Вопрос разбирался на нескольких заседаниях (местоимение нескольких согласуется с существительным заседаниях, стоит во множественном числе, предложном падеже). Сравните: 1) Я прочитал пять статей. 2) Во всех пяти статьях я нашёл много интересного материала. - Такие местоимения можно заменить цифрами, а значит – это числительные! Местоимения-числительные - Какой вывод можно сделать? Местоимения и другие части речи: В зависимости от характера значений, словоизменительных характеристик и связей с другими словами местоимения делятся на группы: 1) Местоимения-существительные: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, себя, кто, что, никто, ничто, кто-то, что-то и т. п. 2) Местоимения-прилагательные: мой, ваш, этот, сам, какой, некоторый, никакой и т. п. Местоимения и другие части речи: - Есть и четвёртая группа местоимений – местоимения-наречия, Примечание. Есть и четвёртая группа местоимений – местоимения-наречия, которые не имеют форм изменения, примыкают к другим словам, как наречия, и имеют значения обстоятельств, например: Выстрелы доносились справа: там, очевидно, разгорелся бой (местоимение там замешает наречие справа, оно не изменяется, примыкает к глаголу разгорелся, является обстоятельством); сравните: Справа, очевидно, разгорелся бой. Физкультминутка | Записывают на доске и в тетрадях Все они указывают на лица Одной чертой, как существительное. Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении. Вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов
Правильный ответ: Такой, сей, оный, столько . Такой, сей , этот, тот. Столько, таков , тот, этот. Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные УУД.: выполнение учебного действия; Познавательные УУД.: поиск и выделение необходимой информации Регулятивные УУД: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Регулятивные УУД: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; Коммуникативные УУД: учитывание другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; |
5. Первичная проверка понимания нового материала. Цель: уметь решать учебно-познавательные задачи с помощью выбора способа и средств их реализации. | Давайте убедимся все друзья, Что без местоимений нам нельзя! - Ребята, сейчас мы будем практически применять свои новые знания, и употреблять местоимения в речи. Работа в группах. Задание: 1)Прочитайте текст. 2)Подумайте какие местоимения надо употребить? 3)Впишите в предложения подходящие по смыслу местоимения. Раздаточный материал. - У вас листочки с текстом. Впишите недостающие местоимения, укажите их разряд. Однажды …. шёл по лугу. Ко ….пристала ласточка. … кружилась около ….. Ласточка задевала за …. плечо, кричала жалобно, словно …. отнял у …. птенца, словно просила отдать …. обратно. …. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, и …. всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет …. в траве, а …. летает около человека и ловит …. на лету. « Проверка» Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала за моё плечо, кричала жалобно, словно я отнял у неё птенца, словно просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно. Я рассказал об этом деду, и он всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве, а сама летает около человека и ловит их на лету. -Сделайте вывод, вместо каких частей речи употребили местоимения. | Выполняют работу. Проверяют выполненное задание. Местоимение-это часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, прилагательного и числительного, не называет ни предмета, ни признака, ни количества, а указывает на них. | Коммуникативные УУД: учитывание другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Регулятивные УУД.: выполнение учебного действия; Коммуникативные УУД: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения. |
6. Первичное закрепление. Цель: Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | - Местоимение – часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку. - Игра «Открой секрет» ( Раздаточный материал)
Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание. Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь. В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните. ( Проверка. Ты, он, она, оно, вы, я, ты, вы, они) | Проверка. Ты, он, она, оно, вы, я, ты, вы, они | Регулятивные УУД.: выполнение учебного действия; |